ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2431/2021 от 12.07.2021 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

УИД 39RS0001-01-2021-001521-20

Дело № 2-2431/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2021 г. г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,

при секретаре Стрыгиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области о назначении досрочной страховой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с названными выше исковыми требованиями, указав, что 17 февраля 2020 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако ему было отказано из-за отсутствия специального стажа, продолжительностью 12 лет 6 месяцев. При этом пенсионный орган необоснованно отказал во включении в специальный стаж периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ в должностях слесаря 4-го, 5-го разрядов турбинного цеха по ремонту оборудования турбинных цехов тепловых электростанций в производственном ремонтном предприятии «Севказэнергоремонт», АООТ «Севказэнергоремонт» Республики Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря 5-го разряда по ремонту турбинного оборудования тепловых электростанций турбинного цеха (ПРП ОАО «Евроазиатская энергетическая корпорация», АО «Евроазиатская энергетическая корпорация Республики Казахстан), с ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря по ремонту парогазотурбинного оборудования 5-го разряда, занятым с ремонтом оборудования котлотурбинного цеха (ОАО «Калининградская ТЭЦ-2»). Выражает несогласие с решением пенсионного органа и просит признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии, обязать ответчика включить вышеуказанные периоды его работы в специальный стаж, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17 февраля 2020 г.

Судом произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области в связи с реорганизацией Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области в форме присоединения к нему подведомственных территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное).

ФИО1, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.

Представитель Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области – ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 17 февраля 2020 г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, обратился в УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 28 мая 2020 г. № истцу отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Специальный стаж ФИО1 на дату обращения составил 11 лет 7 месяцев 21 день (требуемый стаж 12 лет 6 месяцев), страховой стаж более 25 лет (требуемый 25 лет) и ИПК более 18,6 (требуемый 18,6).

О данном решении ответчик уведомил истца письмом от 29 мая 2020 г. № .

Как следует из письма Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонного) от 29 мая 2020 г. № , в специальный стаж истца не включены периоды работы:

Производственное ремонтное предприятие «Севказэнергоремонт»

- с ДД.ММ.ГГГГ в должностях слесаря 4-го, 5-го разрядов турбинного цеха по ремонту оборудования турбинных цехов тепловых электростанций.

ПРП ОАО «Евроазиатская энергетическая корпорация»

- с ДД.ММ.ГГГГ. в должности слесаря 5-го разряда по ремонту турбинного оборудования тепловых электростанций турбинного цеха.

Вышеуказанные периоды работы проходили на территории Республики Казахстан. Согласно Соглашению о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с законодательством и за счет средств государства их постоянного проживания. Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего соглашения. Соглашение также содержит положение о том, что компетентные учреждения (органы) Сторон принимают меры к установлению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размера.

При новом установлении пенсий в рамках данного соглашения необходимо подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников соглашения, путем направления запросов в адрес компетентных органов этих государств.

Периоды льготной работы в этих государствах могут быть учтены в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в соответствии со ст. ст. 30-31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при наличии схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условии, при которых определяется право на досрочную пенсию по старости и при обязательном подтверждении компетентными органами государств-участников соглашения. что соответствующие периоды учитываются (учитывались) ими при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств.

Согласно информационному письму от 6 марта 2017 г. № Комитета груда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан с 1 января 1998 г. в Республике Казахстан существовавшие ранее льготные (досрочные) пенсии отдельным категориям граждан были отменены. Учитывая изложенное, при рассмотрении заявления о назначении пенсии в целях определения права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству РФ рассматриваемой категории граждан, осуществляющих работу в государствах-участниках соглашений по определенной специальности, в определенной профессии (должности) или в определенных условиях труда и организациях, аналогичные периоды работы, приобретенные по законодательству государств, в которых институт досрочных пенсий был отменен учитывается как страховой стаж на общих основаниях, начиная с даты отмены института досрочных пенсий в этих государствах.

Отделом был сделан запрос в компетентный орган Республики Казахстан о подтверждении сведений, указанных в представленной льготной справке, а также об уплате страховых взносов, необходимых для зачета в специальный стаж периодов работы ФИО1, в вышеуказанной организации. В установленный законодательством срок запрашиваемые сведения не подтверждены.

ОАО «Калининградская ТЭЦ-2» филиал ОАО «ИНТЕР РАО – ЕЭС»

- с в должности слесаря по ремонту парогазотурбинного оборудования 5-го разряда, занятым с ремонтом оборудования котлотурбинного цеха, поскольку отсутствует код льготы, осуществить проверку факта льготной работы невозможно по причине снятия 26 января 2015 г. организации в связи с ее ликвидацией.

Считая такой отказ незаконным, ФИО1 обратился в суд с настоящим исковым заявлением, при этом доводы истца заслуживают внимания.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Так, в силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

Подпунктом «б» п. 1 указанного Постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Списком № 2 от 26 января 1991 г. разделом XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» предусмотрены слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики (код профессии 2140000а-18455).

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников СНГ регулируются «Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 г., подписанным, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В этой связи, трудовой стаж по трудовому договору, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., включая стаж до распада СССР, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ до 13 марта 1992 г., с применением норм пенсионного законодательства РФ, периоды работы по трудовому договору с 14 марта 1992 г. подлежат включению в специальный стаж при предоставлении сведений о льготной работе, подлежащей включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтвержденных справкой компетентного органа государства, на территории которого осуществлялась трудовая деятельность, а по найму с 1 января 2002 г. исключительно при уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Основным документом о трудовой деятельности по трудовому договору и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца (ч. 1 ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»).

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Как установлено в судебном заседании и следует из представленной трудовой книжки ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ он был принят в турбинный цех слесарем 4-го разряда по ремонту оборудования турбинных цехов тепловых электростанций (Приказ от 25 декабря 1992 г. № ), ДД.ММ.ГГГГ. присвоен пятый разряд слесаря того же цеха (Приказ от 18 июня 1996 г. № ), ДД.ММ.ГГГГ уволен по ст. 32 КЗоТ Республики Казахстан (Приказ от 31 мая 1999 г. № ), 1 июня 1999 г. принят в турбинный цех слесарем 5-го разряда по ремонту турбинного оборудования тепловых электростанций (Приказ от 1 июня 1999 г. № ), ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный трудовой договор расторгнут (Приказ от 30 июня 2004 г. № ).

Данные обстоятельства также подтверждаются представленной справкой, утоняющей особый характер работы от 24 июня 2009 г. № , выданной производственно ремонтным подразделением АО «Евроазиатская энергетическая корпорация», архивной справкой ГУ «Павлодарский городской архив по личному составу» от 25 июня 2009 г. № , архивными справками о заработной плате истца за период с 1987 г. по 1999 г.

Из справки ПРП АО «Евроазиатская энергетическая корпорация» от 24 июня 2009 г. № , уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. работал в турбинном цехе в качестве слесаря, занятого на ремонте турбинного оборудования тепловых электростанций в режиме полного рабочего дня, полной рабочей недели в ПРП АО «Евроазиатская энергетическая корпорация». ОАО «ЕАК» переименовано в АО «ЕЭК».

Согласно архивной справке ГУ «Павлодарский городской архив по личному составу» от 25 июня 2009 г. № , ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. принят в турбинный цех слесарем 4-го разряда по ремонту оборудования турбинных цехов тепловых электрических станций. Приказ от 28 декабря 1992 г. № . ДД.ММ.ГГГГ присвоен пятый разряд слесаря по ремонту оборудования турбинных цехов тепловых электрических станций. Приказ от 18 июня 1996 г. № . ДД.ММ.ГГГГ г. уволен. Приказ от 31 мая 1999 г. № .

В личной карточке формы Т-2 ФИО1 сведений об учебных, административных отпусках, отпусках без сохранения заработной платы, о повышении квалификации с отрывом от производства, донорских днях, прогулах не имеется.

С 1 января 1998 г. в Республике Казахстан стала действовать накопительная пенсионная система, заменившая государственное социальное страхование, и за работающих граждан Республики Казахстан уплачивались соответствующие взносы.

Согласно сведениям Центрального филиала Некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения от 15 июня 2021 г. № на ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ перечислялись обязательные пенсионные взносы.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Соглашение от 13 марта 1992 г. устанавливает приоритет национального законодательства в области пенсионного обеспечения. Это вытекает из статьи 1 данного Соглашения, определяющей, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а также из положения преамбулы Соглашения о непосредственной ответственности каждого государства-участника Содружества за пенсионное обеспечение своих граждан.

В качестве гарантии права граждан государств-участников Содружества на пенсионное обеспечение в пункте 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. закреплена норма, согласно которой «для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого их этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения», о чем указано в также Решении Экономического Суда СНГ № 01-1/6-04 «О толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.» (Принято в г. Минске 7 апреля 2005 г.).

Истец является гражданином Российской Федерации, обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии законодательством Российской Федерации, никаких изменений, дополнений, исключающих возможность учета трудового стажа, приобретенного на территории государств – участников указанного соглашения, в том числе с учетом отмены в указанных государствах института досрочных пенсий, в действующее законодательство не вносилось.

Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения дела ФИО1 были представлены допустимые доказательства, подтверждающие необходимые данные о работе в спорные периоды, суд приходит к выводу о необоснованности отказа Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) во включении периодов работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с ДД.ММ.ГГГГ в должностях слесаря 4-го, 5-го разрядов турбинного цеха по ремонту оборудования турбинных цехов тепловых электростанций в производственном ремонтном предприятии «Севказэнергоремонт», АООТ «Севказэнергоремонт» Республики Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря 5-го разряда по ремонту турбинного оборудования тепловых электростанций турбинного цеха (ПРП ОАО «Евроазиатская энергетическая корпорация», АО «Евроазиатская энергетическая корпорация» Республики Казахстан).

Учитывая изложенное, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности с приведенными нормами права, суд приходит к выводу, что требования истца о зачете в его специальный стаж периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ в должностях слесаря 4-го, 5-го разрядов турбинного цеха по ремонту оборудования турбинных цехов тепловых электростанций в производственном ремонтном предприятии «Севказэнергоремонт», АООТ «Севказэнергоремонт» Республики Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря 5-го разряда по ремонту турбинного оборудования тепловых электростанций турбинного цеха (ПРП ОАО «Евроазиатская энергетическая корпорация», АО «Евроазиатская энергетическая корпорация Республики Казахстан) подлежат удовлетворению.

В обоснование своей правовой позиции истец ссылается также на неправомерность пенсионного органа об отказе во включении в специальный периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря по ремонту парогазотурбинного оборудования 5-го разряда, занятым с ремонтом оборудования котлотурбинного цеха (ОАО «Калининградская ТЭЦ-2»).

Согласно сведениям, имеющимся в трудовой книжке на имя истца, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был принят в службу технического обслуживания слесарем по ремонту парогазотурбинного оборудования 5-го разряда занятым ремонтом оборудования котлотурбинного цеха (Приказ от 6 июня 2005 г. № ), ДД.ММ.ГГГГ переведен слесарем службы технического обслуживания по ремонту парогазотурбинного оборудования котлотурбинного цеха 6-го разряда), ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор прекращен в связи с переводом работника с его согласия в филиал «Калининградская ТЭЦ-2 «ИНТЕР РАО - Электростанция» на основании п. 5 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (Приказ от 30 декабря 2011 г. № ).

Данное обстоятельство подтверждено справкой ИНТЕР РАО «Калининградская ТЭЦ-2» от 7 августа 2018 г. , уточняющей условия труда, определяющие право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с вредными условиями труда или с тяжелыми условиями труда, согласно которой, работа истца осуществлялась постоянной полный рабочий день.

Материалами дела подтверждено, что ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 31 января 2006 г.

За спорный период, а именно с ДД.ММ.ГГГГ индивидуальные сведения в отношении специального стажа ФИО1 представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без кода льготных условий.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.

В силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.

Таким образом, действующим законодательством именно на работодателя возложена обязанность по представлению соответствующих сведений о характере и условиях труда работника.

Вместе с тем, тот факт, что работодатель не указал код льготный профессии, сам по себе не является основанием для возложения на истца неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения его права на зачет периода трудовой деятельности в специальный стаж.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования истца о включении в специальный стаж периода его работы ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря по ремонту парогазотурбинного оборудования 5-го разряда, занятым с ремонтом оборудования котлотурбинного цеха (ОАО «Калининградская ТЭЦ-2») подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 28 мая 2020 г. № в части не включения в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ. в должностях слесаря 4-го, 5-го разрядов турбинного цеха по ремонту оборудования турбинных цехов тепловых электростанций в производственном ремонтном предприятии «Севказэнергоремонт», АООТ «Севказэнергоремонт» Республики Казахстан, ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря 5-го разряда по ремонту турбинного оборудования тепловых электростанций турбинного цеха (ПРП ОАО «Евроазиатская энергетическая корпорация», АО «Евроазиатская энергетическая корпорация Республики Казахстан), с ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря по ремонту парогазотурбинного оборудования 5-го разряда, занятым с ремонтом оборудования котлотурбинного цеха (ОАО «Калининградская ТЭЦ-2»).

Вместе с тем, правовых оснований для признания незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 28 мая 2020 г. № в оставшейся части не имеется, указанные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно письменному заявлению ФИО1 обратился за назначением досрочной страховой пенсии 17 февраля 2020 г.

С учетом заявленных истцом спорных периодов, подлежащих включению в специальный стаж (12 лет 1 месяц 0 дней), и включенных пенсионным органом периодов в бесспорном порядке (11 лет 7 месяцев 21 день), специальный стаж ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дающий право на назначение ему досрочной страховой пенсии на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на момент обращения к ответчику 17 февраля 2020 г. составил 23 года 8 месяцев 21 день, что более 12 лет 6 месяцев работы.

Учитывая, что ФИО1 к моменту обращения за пенсией не достиг возраста 55 лет, что наряду с наличием стажа на соответствующих видах работ не менее 12 лет 6 месяцев, является обязательным условием для назначения досрочной страховой пенсии по старости, то суд приходит к выводу об обязании Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 15 марта 2020 г., то есть с момента достижения возраста 55 лет.

Оснований для возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области обязанности назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения в пенсионный орган, то есть с 17 февраля 2020 г. не имеется, указанные требования удовлетворению не подлежат, поскольку на указанную дату истец не достиг возраста 55 лет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области о назначении досрочной страховой пенсии – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 28 мая 2020 г. № в части не включения в специальный стаж ФИО1 периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ в должностях слесаря 4-го, 5-го разрядов турбинного цеха по ремонту оборудования турбинных цехов тепловых электростанций в производственном ремонтном предприятии «Севказэнергоремонт», АООТ «Севказэнергоремонт» Республики Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря 5-го разряда по ремонту турбинного оборудования тепловых электростанций турбинного цеха (ПРП ОАО «Евроазиатская энергетическая корпорация», АО «Евроазиатская энергетическая корпорация Республики Казахстан), с ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря по ремонту парогазотурбинного оборудования 5-го разряда, занятым с ремонтом оборудования котлотурбинного цеха (ОАО «Калининградская ТЭЦ-2»).

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ в должностях слесаря 4-го, 5-го разрядов турбинного цеха по ремонту оборудования турбинных цехов тепловых электростанций в производственном ремонтном предприятии «Севказэнергоремонт», АООТ «Севказэнергоремонт» Республики Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря 5 разряда по ремонту турбинного оборудования тепловых электорстанций турбинного цеха (ПРП ОАО Евроазиатская энергетическая корпорация», АО «Евроазиатская энергетическая корпорация Республики Казахстан), с ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря по ремонту парогазотурбинного оборудования 5 разряда, занятым с ремонтом оборудования котлотурбинного цеха (ОАО «Калининградская ТЭЦ-2»).

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 15 марта 2020 г.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2021 г.

Судья Н.В. Паршукова