Дело № 2-2431/2022
32RS0027-01-2022-000940-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2022 года город Брянск
Советский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Любимовой Е.И.
при секретаре Радченко В.А.
с участием истца ФИО1, представителя ответчика УСД в Брянской области ФИО2, представителя ОПФР в Брянской области ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Судебного департамента Брянской области о признании права на получение единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет, возложении обязанности издать приказ о выплате единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет и произвести выплату единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с <дата> работала в Унечском районном суде г.Брянска, с <дата> в должности государственной гражданской службы.<дата> контракт с ФИО1 расторгнут, она освобождена от занимаемой должности в связи с выходом на государственную пенсию, на основании п.3 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Истец указывает, что ей не было выплачено единовременное поощрение, предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 55 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", со ссылкой в устной форме на то, что на момент увольнения ей не исполнилось 58 лет. Право на пенсию у истца возникло <дата>, пенсия назначена с <дата> Поскольку истец была уволена с государственной гражданской службы в связи с выходом на государственную пенсию, стаж государственной службы на момент увольнения составил более 22 лет 6 месяцев, то истец полагает, что имела право на выплату единовременного поощрения в размере пяти окладов денежного содержания. Оснований для невыплаты такого поощрения не имелось.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, уточнив иск, истец просит суд признать право на получение единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет, возложить обязанность издать приказ о выплате ей единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет и произвести выплату единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет, взыскать расходы по оплате государственной пошлине.
Ходатайство истца о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Унечского районного суда г.Брянска судом отклонено, поскольку статусом юридического лица суд не наделен. Организационное обеспечение деятельности районных судов, осуществление в установленном порядке кадровой работы с работниками аппаратов районных судов, финансирование районных судов в соответствии с Положением об Управлении Судебного департамента в Брянской области, утвержденном приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.08.2015 N 216, отнесено к задачам Управления Судебного департамента в Брянской области.
Истец в судебном заседание поддержала заявленные требования, пояснила, что по вопросу выплаты единовременного денежного поощрения обращалась по месту работу в Унечский районный суд Брянской области, где ей в устном порядке пояснили, что поскольку возраста 58 лет она не достигла, данная выплата ей не положена. После увольнения она обращалась в Управление Судебного департамента и в Унечский районный суд Брянской области, однако вопрос также не разрешен. Просила удовлетворить заявленные требования, поскольку оснований для невыплаты единовременного поощрения при увольнении не имелось.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указав на то, что выплата единовременного денежного поощрения является правом, а не обязанностью работодателя. В отношении работников аппаратов судом, как правило, поступает ходатайство от руководителя суда о выплате единовременного поощрения, приказ об увольнении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет, после чего данный вопрос рассматривается и издается приказ о выплате либо об отказе в выплате с учетом действующего законодательства. Пояснил, что в отношении истца такое ходатайство от руководителя суда не поступало и такой вопрос не рассматривался при увольнении. Полагал, что данная выплата не относится к гарантированным и обязательным выплатам при увольнении, является мерой поощрения, все полагающиеся при увольнении выплаты истцу произведены, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется.
Представитель ГУ ОПФР в Брянской области поддержал ранее представленные пояснения, указав на то, что ОПФР не решает вопросы по выплате единовременного поощрения государственным служащим при увольнении в связи с выходом на пенсию.
Иные лица в суд не явились, извещались надлежащим образом. Судебным Департаментом при Верховном Суде РФ представлены возражения относительно заявленных требований.
Суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации определены Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
Отношения, связанные с поступлением на государственную службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно статье 5 названного Федерального закона регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации"; 3) настоящим Федеральным законом; 4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; 5) указами Президента Российской Федерации; 6) постановлениями Правительства Российской Федерации; 7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; 8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 9) нормативными правовыми актами государственных органов.
Статьей 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливаются общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в качестве общего основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона), в частности в связи с выходом на пенсию.
Установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 с <дата> работала в Унечском районном суде г.Брянска, с <дата> в должности государственной гражданской службы.
В соответствии с приказом об увольнении №... л/с от <дата> и.о. председателя Унечского районного суда Брянской области, <дата> контракт с ФИО1 расторгнут, она освобождена от занимаемой должности в связи с выходом на государственную пенсию, на основании п.3 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Финансово-экономическому отделу управления Судебного департамента в Брянской области поручено выплатить ФИО1 компенсацию за неиспользованный оплачиваемый отпуск.
По сведениям, представленным ответчиком, стаж государственной службы истца на дату увольнения составил 38 л10 м26д.
Согласно расчетному листку за июнь 2021г, ФИО1 выплачено 29280,34руб. (за вычетом налога), в том числе компенсации за неиспользованные отпуска, премия за выполнение особо важных и сложных заданий, материальное стимулирование, ежемесячные надбавки за особые условия гражданской службы, за выслугу лет. Долг за предприятием –«0».
Выплата единовременного поощрения не производилась.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 13 статьи 46 названного федерального закона предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Из представленных сведений, следует, что все выплаты при увольнении истцу произведены.
Статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.
Частью 1 статьи 55 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года установлено, что за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения: 1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; 2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; 3) иные виды поощрения и награждения государственного органа; 4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет; 5) поощрение Правительства Российской Федерации; 6) поощрение Президента Российской Федерации; 7) присвоение почетных званий Российской Федерации; 8) награждение знаками отличия Российской Федерации; 9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10.12.2014 N 283 утверждено Положение о порядке и размерах выплаты единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу.
Положение устанавливает порядок и условия выплаты единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов.
В силу п.1.3 Положения поощрение является одним из видов поощрения государственного служащего за безупречную и эффективную гражданскую службу.
Единовременное поощрение может быть выплачено государственному служащему при увольнении с государственной гражданской службы при условии наличия права на государственную пенсию за выслугу лет. Единовременное поощрение выплачивается однократно. Единовременное поощрение выплачивается в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на оплату труда государственных гражданских служащих в соответствующем финансовом году.
Пунктом 4.1 Положения установлено, что решение о выплате единовременного поощрения оформляется приказом управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации в отношении государственных служащих данного управления Судебного департамента, аппаратов районных судов и гарнизонных военных судов, администраторов районных судов.
Таким образом, исходя из указанного, право на выплату данного поощрения возникает у государственного служащего при увольнении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.
Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в качестве видов пенсии предусмотрены в числе иных пенсия по старости, а также пенсия за выслугу лет.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют федеральные государственные гражданские служащие.
В соответствии с пп. 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.
Условия назначения государственной пенсии за выслугу лет определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ.
Из сообщения Унечского районного суда Брянской области на судебный запрос, следует, что ФИО1 с заявлением о выплате единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет не обращалась, ходатайство в Управление Судебного департамента не направлялось. Также указано, что на момент увольнения ФИО1 не достигла возраста 58 лет в соответствии с приложением 5 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Приложению № 1 к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
На момент увольнения с государственной гражданской службы, истец являлась получателем пенсии по старости с <дата> в порядке Федерального закона № 400 «О страховых пенсиях» бессрочно, что следует из справки ОПФР.
Из ответа на судебный запрос ОПФР по Брянской области, следует, что пенсия ФИО1 назначена в соответствии с ч.1.1. ст. 8 Ф3-400 « О страховых пенсиях», согласно которой (в редакции на момент назначения пенсии), лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону, то есть для женщин 55 лет +1 год (если право возникает в 2018г).
Сведений о назначении истцу государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и получении такой пенсии не имеется.
В данном случае, истец фактически прекратила трудовую деятельность, продолжив получать ранее назначенную страховую пенсию по старости.
Вместе с тем, из анализа приведенных выше норм следует, что единовременное поощрение в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет не относится к числу гарантированных выплат, обязательного характера не носит, применение указанного в п.4 ч.1 ст.55 Федерального закона "О государственной гражданской службе" вида поощрения государственных служащих является правом, а не обязанностью представителя нанимателя, установление спорного поощрения в отношении отдельного гражданского служащего обязанностью нанимателя не является.
При увольнении ФИО1 представителем нанимателя (руководителем Унечского районного суда Брянской области) представление на выплату единовременного поощрения истцу с гражданской службы в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет не выносилось, соответствующее распоряжение (приказ) о выплате единовременного поощрения не издавалось.
Также отсутствую сведения о разрешении вопроса о назначении истцу пенсии за выслугу лет.
Право государственного гражданского служащего на единовременное денежное поощрение при увольнении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет сопряжено с наличием права на установление государственной пенсии за выслугу лет.
Вместе с тем, как указано выше, сведений о назначении, получении истцом государственной пенсии за выслугу лет не имеется, вопрос о наличии (отсутствии) у истца права на установления данного вида пенсии предметом рассмотрения в настоящем гражданском деле не является.
Учитывая, что единовременное денежное поощрение при увольнении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет не является гарантированной выплатой при увольнении, основания для возложения обязанности издать приказ о выплате истцу единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет и произвести выплату такого поощрения отсутствуют, при этом обязанность при увольнении произвести с работником полный расчет работодателем исполнена.
В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
При этом, исходя из пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные гражданские права.
Таким образом, условием осуществления защиты права в судебном порядке является нарушение права истца, угроза такого нарушения либо оспаривание права.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1).
Вместе с тем в рассматриваемом деле нарушений прав истца судом не усматривается.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, учитывая, что решение о выплате единовременного поощрения относится к исключительной компетенции представителя нанимателя, принимается им исходя из совокупности обстоятельств, в том числе с учетом возникновения права на государственную пенсию за выслугу лет, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.И. Любимова
Мотивированное решение изготовлено 12.09.2022г.