ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2432/20 от 20.05.2020 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-2432/2020

03RS0003-01-2020-002100-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2020 года г. Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Галлямова М.З.,

при секретаре Кузнецовой А.В.,

с участием истца ФИО1, его представителя ФИО2,

представителя ответчика Отдела МВД России по Уфимскому району по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2432/2020 по исковому заявлению ФИО1 к Отделу МВД России по Уфимскому району о признании незаконными результатов служебной проверки, признании незаконными приказов об увольнении, восстановлении истца в занимаемой должности, взыскании заработной платы за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда, выдаче дубликата трудовой книжки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском с учетом дополнения к Отделу МВД России по Уфимскому району о признании незаконными результатов служебной проверки, признании незаконными приказов об увольнении -лс от 01.01.2020 и -лс от 13.02.2020 об увольнении со службы в органах МВД РФ, восстановлении истца в занимаемой должности, взыскании заработной платы за период вынужденного прогула с 13.02.2020 по день вынесения решения суда, компенсации морального вреда в размере 25 000 рублей, выдаче дубликата трудовой книжки без записи об увольнении.

Иск мотивирован тем, что Истец был принят на работу в Отдел МВД России по Уфимскому району 13.05.2016 на должность старшего сержанта полиции ОВ ППСП. Приказом -лс от 10.01.2020 на истца работодателем было наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы по ст. 82.1 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за не предоставление в установленном порядке сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год и нарушение федерального законодательства о противодействии коррупции. В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона «О полиции» за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции», налагаются дисциплинарные взыскания, предусмотренные федеральным законом, определяющим порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел. После вышеуказанной даты увольнения (10.01.2020) истец продолжил работу у ответчика в занимаемой должности до 13.02.2020 включительно с оплатой труда за фактически отработанное время. 13.02.2020 истец повторно был уволен по тем же основаниям. Согласно выписке из приказа -лс от 13.02.2020 истец был уволен по п. 13 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ. С данным приказом -лс от 13.02.2020 истец ознакомлен не был. Соответственно в трудовую книжку истца ответчиком 13.02.2020 была внесена запись о его периоде работы в МВД со ссылкой на приказ -лс от 13.02.2020, с которым истец, как указано выше, не был ознакомлен в установленном законом порядке. При этом, проведенной проверкой было установлено, что факт совершения дисциплинарного проступка истцом произошел в 2018 году, привлечение истца к дисциплинарной ответственности также имело место по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка. При этом учитывая, что непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 2 статьи 49 Федерального закона о службе в органах внутренних дел РФ отнесено к грубым нарушениям служебной дисциплины, в силу части 9 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» является правонарушением, влекущим наложение дисциплинарного взыскания, при увольнении за данное нарушение по любому из указанных выше оснований необходимо соблюдение порядка наложения дисциплинарного взыскания, предусмотренного Федеральным законом о службе в органах внутренних дел РФ. В соответствии с частью 7 статьи 51 Федерального закона о службе в органах внутренних дел РФ дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу. Кроме того, при увольнении истца со службы ответчиком не была учтена тяжесть дисциплинарного проступка, отсутствие причиненного материального ущерба ответчику и иные существенные обстоятельства. Более того, истец не был в установленном законом порядке ознакомлен с результатами проведенной в отношении него служебной проверки. Таким образом, ответчиком был нарушен установленный порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности и увольнения его со службы в органах МВД. Нарушение трудовых прав истца выразилось в незаконном увольнении, несоблюдении установленной законом процедуры увольнения. Незаконными действиями ответчика истцу был причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях и который он оценивает в 25 000 рублей.

Истец ФИО1, его представитель ФИО2 в судебном заседании требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Отдела МВД России по Уфимскому району по доверенности ФИО3 в удовлетворении иска возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 10.12.2019 прокурором Уфимского района Республики Башкортостан в адрес начальника Отдела МВД России по Уфимскому району было внесено представлено об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона. Из представления следовало, что ФИО1, осуществлявший трудовую деятельность в должности полицейского ППС начальника Отдела МВД России по Уфимскому району с марта 2018 года по май 2018 года оказывал услуги по перевозке пассажиров в такси «Uber», за которое получал денежное вознаграждение. При этом ФИО1 с целью скрыть полученный доход и факт осуществления деятельности по совместительству в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год не указал счет, открытый в банке АО «АЛЬФА-БАНК», на который перечислялись денежные средства за оказание услуг по извозу.

На основании докладной записки помощника начальника Отдела (по РЛС) – начальника ОРЛС Отдела МВД России по Уфимскому району ФИО6 от 12.12.2019 начальником Отдела МВД России по Уфимскому району ФИО7 принято решение о проведении проверки фактов, указанных в представлении прокурора, что подтверждается визой от 12.12.2019 на докладной записке.

12.12.2019 ФИО1 был уведомлен о начале проведения в отношении него проверки под роспись.

24.12.2019 по результатам проведения проверки помощником начальника Отдела (по РЛС) – начальника ОРЛС Отдела МВД России по Уфимскому району ФИО6 подготовлен доклад, из которого следует, что обстоятельства, изложенные в представлении прокурора, нашли свое подтверждение. ФИО1 с марта 2018 года по май 2018 года оказывал услуги по перевозке пассажиров в такси «Uber», за которое получал денежное вознаграждение. За отчетный 2018 год не указал счет, открытый в банке АО «АЛЬФА-БАНК», для перевода денежных средств от клиентов. С докладом ФИО1 ознакомлен под роспись 30.12.2019.

10.01.2020 был вынесен приказ о привлечении к ответственности ФИО1 В соответствии с приказом л/с за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в нарушении требований ч.1 ст.8 и п.3 ч.3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», пп.9,12 ч.1 ст.12, ч.4 ст.34 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», п.1 раздела 3 должностного регламента (должностной инструкции), выразившихся в несоблюдении запретов, связанных со службой в органах внутренних дел, в части осуществления иной оплачиваемой деятельности, а также в представлении заведомо неполных сведений о своих доходах за 2018 год на полицейского отдельного взвода патрульно-постовой службы полиции Отдела МВД России по Уфимскому району старшего сержанта полиции ФИО1 (АВ - 006005), в соответствии с п.2 ч.1 ст. 82.1 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» наложено взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия.

С 11.01.2020 по 13.01.2020 ФИО1 находился на листе временной нетрудоспособности, выписан к труду с 14.01.2020.

15.01.2020 был направлен приказ о привлечении к ответственности почтой для ознакомления.

13.02.2020 издан приказ л\с о расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел старшего сержанта полиции ФИО1 (АВ - 006005) полицейского отдельного взвода,, патрульно-постовой службы полиции Отдела МВД России по Уфимскому району пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 82.1 настоящего Федерального закона), с 13 февраля 2020 года, трудовая книжка была вручена на руки в тот же день.

По смыслу статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е"), служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).

На сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-розыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Обязанность представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложена на сотрудника органов внутренних дел в силу пункта 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ. Аналогичные требования содержит пункт 10 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".

В силу пункта 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 82.1 настоящего Федерального закона.

Сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений (пункт 2 части 1 статьи 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).

В соответствии со статьей 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1).

Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии (часть 2).

При наложении взысканий, предусмотренных статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей (часть 3).

Взыскание в виде замечания или выговора может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) (часть 4).

Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть наложено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (часть 5).

В акте о наложении на сотрудника органов внутренних дел взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания наложения взыскания указывается статья 50.1 или 82.1 настоящего Федерального закона (часть 6).

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.

В силу подпункта "а" пункта 10 указанного Положения основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, в том числе работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Факт неисполнения истцом обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции законом, нашел свое подтверждение, в связи с чем, у ответчика имелись основания для увольнения истца в связи с утратой доверия по пункту 2 части 1 статьи 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ.

Суд считает, что примененная ответчиком мера дисциплинарного воздействия в виде увольнения, соразмерна тяжести совершенного истцом проступка и иным заслуживающим внимания обстоятельствам. Факт умышленного не предоставления сведений о доходах в целях сокрытия иной приносящей доход деятельности указывает на пренебрежение истцом требований законов, тогда как обязательное предоставление справки о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера продиктовано Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".

Установленный частью 5 статьи 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок привлечение к административной ответственности соблюден (представление прокурора поступило 10.12.2019, дисциплинарное взыскание применено 10.01.2020, факт представления недостоверных сведений о доходах имел место 30.04.2019).

Проведение служебной проверки в рассматриваемом случае не требовалось, т.к. взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения. Порядок проведения проверки и привлечения к дисциплинарной ответственности соблюдены, обстоятельства совершения правонарушения установлены с достаточной степенью достоверности и полноты, истцом в судебном заседании не оспаривались. Тяжесть и характер совершенного правонарушения давали основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде увольнения.

Довод о повторном увольнении истца является необоснованным, поскольку приказ -лс от 01.01.2020 о привлечении к дисциплинарной ответственности, приказ -лс от 13.02.2020 - о расторжении контракта об увольнении из ОВД.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Отделу МВД России по Уфимскому району о признании незаконными результатов служебной проверки, признании незаконными приказов об увольнении, восстановлении истца в занимаемой должности, взыскании заработной платы за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда, выдаче дубликата трудовой книжки отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Отделу МВД России по Уфимскому району о признании незаконными результатов служебной проверки, признании незаконными приказов об увольнении, восстановлении истца в занимаемой должности, взыскании заработной платы за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда, выдаче дубликата трудовой книжки отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Решение суда в окончательной форме принято 22.05.2020.

Судья М.З. Галлямов