Дело № 2-2432/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2013 года г. Новоалтайск
Новоалтайский городского суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Шторхуновой М.В.
при секретаре Сехиной О.И.,
с участием прокурора Кунтуева Д.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Новоалтайска в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, ТСЖ «Надежда» о признании действий незаконными, возложении обязанности по расчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску, просил признать незаконными действия ответчика по назначению и выплате ФИО1 компенсации расходов на оплату коммунальной услуги – отопления в размере 50% с 01.01.2010 по 23.07.2012, исходя из площади жилья в 76,1 кв.м, возложить на Управление обязанность по перерасчету денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления, исходя из общей площади жилого помещения за указанный период, возложить на ответчика обязанность по выплате разницы денежного эквивалента 50 % льготы на оплату отопления, определенного в результате перерасчета и выплаченного ранее денежного эквивалента за спорный период.
Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Новоалтайска, установлено, что ФИО1 является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства, имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 № 126 «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае». В соответствии с Правилами, денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Из ответа Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску следует, что истцу расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50% от начисленной суммы, в период с 2010 г. - исходя из площади жилья в 36 кв.м. Поскольку общая площадь квартиры составляет 76,1 кв.м, истец является льготополучателем из категории «лиц из числа реабилитированных», при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из всей общей площади жилого помещения в заявленный в иске период.
Законом Алтайского края от 10.07.2012 № 58-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края», вступившим в силу с 24.07.2012, внесены изменения в п.4 ч.1 ст. 3 Закона № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», согласно которым компенсация 50% расходов на оплату отопления предоставляется в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки. Краевые стандарты нормативной площади жилого помещения установлены постановлением АКЗС от 04.06.2012 № 239 и действуют с 24.07.2012. Исходя из системного толкования приведенных норм, следует, что до 24.07.2012 законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении размера компенсации социальной или иной нормы жилой площади, кроме общей площади жилого помещения.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, истцу до 24.07.2012 назначалась и рассчитывалась компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению исходя из меньшей площади жилья, в то время, как должна назначаться и рассчитываться с учетом общей площади жилого помещения в 76,1 кв.м.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования, просил признать незаконными действия ТСЖ «Надежда» по расчету ФИО1 компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50% с 24.09.2010 по 23.07.2012, исходя из социальной нормы площади жилого помещения в 36 кв.м, а не из общей площади жилого помещения в 71,6 кв.м. Возложить на ТСЖ «Мечта» обязанность в пределах нормативов потребления услуги произвести перерасчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги – отопление ФИО1, исходя из общей площади жилого помещения – 76,1 кв.м за период с 24.09.2010 по 23.07.2012. Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате ФИО1 компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере, определенном в соответствии с расчетом ТСЖ «Надежда» за указанный период. Возложить на Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску обязанность по выплате ФИО1 разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного как разница результата перерасчета ТСЖ «Надежда» и выплаченного ранее денежного эквивалента за период с 24.09.2010 по 23.07.2012.
Представитель процессуального истца - помощник прокурора г.Новоалтайска Кунтуев Д.Б. на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ просил установить срок для исполнения решения суда – месяц со дня вступления решения в законную силу ТСЖ «Надежда» для перерасчета, два месяца со дня вступления решения в законную силу Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску для выплаты разницы денежного эквивалента.
ФИО1, материальный истец, в судебном заседании участия не приняла, извещена надлежаще. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика ТСЖ «Надежда» ФИО2, действующая на основании доверенности, судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что в 2010-2012 г.г. ТСЖ «Надежда» с ООО «Горем-3» заключались договоры на оказание услуг тепловой энергией и горячей водой, в соответствии с которыми ООО «Горем-3» обеспечивает поставку ТСЖ «Надежда» тепловой энергии в виде горячей воды для отопления и горячего водоснабжения дома, расположенного по АДРЕС, в котором проживет ФИО1. Решение о назначении льготы реабилитированным принимается Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску. Расчет денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги – отопления производится ТСЖ «Надежда».
Представители ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску ФИО3 и ФИО4 возражали относительно исковых требований, дали пояснения аналогичные письменным возражениям о том, что Управление не является надлежащим ответчиком, поскольку не производит расчет денежного эквивалента предоставляемой ФИО1 меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации – поставщики услуг, в данном случае ТСЖ «Надежда». Действия Управления по выплате гражданам компенсации производны от сведений, предоставляемых организациями – поставщиками услуг и не могут быть признаны незаконными. Управление не может произвести перерасчет денежного эквивалента в связи с отсутствием полномочий. Также ответчик заявлял о применении трехлетнего срока исковой давности по первоначально заявленным исковым требованиям. Прокурором не анализируются произведенные организацией – поставщиком расчеты денежных эквивалентов, не приводятся доказательства, указывающие на неправильность этих расчетов, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлены расчеты.
Представитель третьего лица - Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменные возражения, аналогичные возражениям Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску, ходатайствовал о передаче дела по подсудности мировому судье.
Представитель третьего лица МУП г.Новоалтайска «НТС» ФИО5 пояснила, что МУП не является теплоснабжающей организацией ФИО1 и не поставляет тепловую энергию ТСЖ «Надежда». Решение о назначении льготы реабилитированным принимается Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску. Расчет денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги – отопления производят организации-поставщики услуг, в данном случае - ТСЖ «Надежда», которое является надлежащим ответчиком по делу.
С учетом мнения участвующих в деле лиц, требований ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав процессуального истца, представителей ответчиков, третьего лица, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является реабилитированным лицом, что подтверждено свидетельством НОМЕР от ДАТА, согласно представленным документам, проживает в квартире по АДРЕС совместно с ФИО6, ФИО7, что подтверждается выпиской из домовой книги.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 №59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (в редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008 № 37-ЗС, действовавшей до 24.07.2012).
Согласно решению Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску от 01.11.2008 ФИО1 назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, дата первоначального назначения льгот – 01.01.2009. В качестве основания предоставления компенсации указано отнесение истца к категории реабилитированных. Размер общей площади жилого помещения составляет 76,1 кв.м, что подтверждается выпиской из технического паспорта.
Из представленной Управлением социальной защиты населения выписки по лицевому счету ФИО1 следует, что в период с 01.01.2010 по 31.07.2012 льгота по отоплению предоставлялась ей в размере, не соответствующем 50 % от начисленной суммы оплаты за отопление, код льготы указан 531 – «реабилитированный» (л.д.12-20). В информациях Управления на имя прокурора за исх. № 1866 от 28.06.2013, а также о данных, занесенных в программный комплекс «Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», льготная площадь по отоплению определена в размере 36,00 кв.м. При этом указано, что в квартире проживают 3 человека, льгота распространяется на ФИО1 и ФИО7 Таким образом, из выписки и информации усматривается, что начисление льготы производилось исходя из социальной нормы площади жилья.
В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, но не социальной нормы.
Такие нормативы на территории г.Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г.Новоалтайска от 08.10.2008 № 2291 «Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске», в соответствии с Приложением 1 к которому по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307, норматив потребления коммунальных услуг – это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307).
В силу положений ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 №126 (далее - Правила), статьи 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Согласно ч. 3 статьи 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 №59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п. 3 названных выше Правил и частями 1, 9 статьи 4 приведенного Закона Алтайского края №156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, частям 7, 8 статьи 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Судом установлено, что организацией-поставщиком услуг по отоплению жилого помещения истца является ТСЖ «Надежда».
Соглашением об информационном обмене № 27 от 12.08.2010 с Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску ТСЖ «Надежда» приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (п.2.1., 2.2. соглашения).
При этом Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, сумма льготы.
В соответствии с п. 4.2 Соглашения ТСЖ «Надежда» несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.
При назначении, выплате компенсации Управление располагало данными об общей площади жилого помещения и имело возможность проверить правильность расчета денежного эквивалента по коммунальной услуге «отопление».
Законодательство, регулировавшее отношения сторон на момент спорных правоотношений, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации. В связи с этим обоснованным является требование прокурора о том, что при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот применение социальной нормы жилой площади незаконно.
Вместе с тем, требование прокурора по расчету истцу компенсации исходя из общей площади жилого помещения в размере 76,1 кв.м. заявлено без учета члена семьи ФИО6, который получает меры социальной поддержки как ветеран труда.
Как следует из материалов дела, кроме истца в квартире АДРЕС в качестве членов семьи зарегистрированы и проживают ФИО8 и ФИО7
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 59-ЗС компенсация 50% расходов на оплату коммунальных услуг распространяется на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Таким образом, граждане, являющиеся членами семьи реабилитированного, обладают самостоятельным правом на указанную льготу.
Вместе с тем, как установлено судом, ФИО6 также пользуется льготой по оплате за отопление как ветеран труда с 01.10.2007 (л.д. 28).
Поскольку и ФИО1 и ФИО6 оба выразили свою волю воспользоваться льготой по самостоятельному основанию, следовательно, в отношении истца размер льготы должен определяться, исходя из общей площади отапливаемого помещения, приходящейся на его долю.
Таким образом, в расчет денежного эквивалента истца за отопление подлежит включению 1/2 доля общей площади отапливаемого помещения спорной квартиры в размере 38,05 кв.м. (76,10 кв.м. х 1/2) за период с 24.09.2010 по 23.07.2012.
Доводы возражений о том, что ответственным лицом за правильное начисление компенсации является исключительно организация-поставщик услуг, в связи с чем Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску - ненадлежащий ответчик, не основаны на законе.
Так, согласно вышеприведенному Закону Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг) рассчитывают только денежные эквиваленты мер социальной поддержки (п. 8 ст. 4), право определять объем льготы им не предоставлено.
С учетом вышеизложенного суд исходит из того, что без возложения на Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску обязанности произвести истцу выплату разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления решение суда не приведет к восстановлению и защите нарушенных прав истца.
Вопреки доводам возражений, Управление, являясь уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения, обязано предоставлять в управляющую организацию списки льготополучателей с указанием размера общей площади жилого помещения и кода льготника для расчета денежных эквивалентов мер социальной поддержки.
Доводы возражений о том, что прокурором не проанализирована правильность произведенных организацией-поставщиком расчетов денежных эквивалентов компенсации, не представлен расчет недополученной суммы компенсации, не подлежат удовлетворению, поскольку при рассмотрении дела судом установлено нарушение прав истца на получение денежной компенсации в полном размере, а требования о взыскании суммы недополученной компенсации прокурором не заявлялись.
Доводы о сроке исковой давности судом не принимаются, поскольку уточненные исковые требования предъявлены за период в пределах трехлетнего срока до момента обращения прокурора в суд.
Доводы возражений третьего лица - Главалтайсоцзащиты о том, что настоящий спор подсуден мировому судье, так как возможный размер недополученной компенсации составляет сумму менее 50000 рублей, суд находит несостоятельными, поскольку прокурором были заявлены исковые требования о признании незаконными действий органа социальной защиты населения, которые подсудны районному суду. В связи с этим, настоящий иск был принят к производству Новоалтайского городского суда без нарушения правил подсудности.
При установленных обстоятельствах суд находит требованию прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ТСЖ «Надежда» в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Новоалайска в интересах ФИО1 удовлетворить частично.
Признать действия ТСЖ «Надежда» по расчету ФИО1 компенсации расходов на оплату коммунальной услуги – отопление в размере 50 % в период с 24.09.2010 по 23.07.2012, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, незаконными.
Обязать ТСЖ «Надежда» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу произвести перерасчет ФИО1, проживающей по АДРЕС, денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление в пределах нормативов потребления услуги, исходя из площади жилого помещения – 38,05 кв.м, за период с 24.09.2010 по 23.07.2012.
Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате ФИО1 компенсации расходов на оплату коммунальной услуги – отопление, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом ТСЖ «Надежда» за период с 24.09.2010 по 23.07.2012.
Обязать Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести ФИО1 выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного как разница результата перерасчета ТСЖ «Надежда» и выплаченного ранее денежного эквивалента за период с 24.09.2010 по 23.07.2012.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ТСЖ «Надежда» в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий М.В. Шторхунова
Мотивированное решение изготовлено 11.09.2013.