Дело (№) г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2023 г. г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Файзуллиной И.Г.,
при секретаре судебного заседания Подлесных Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Комсомольска-на-Амуре к Управлению дорожной деятельности администрации г. Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности освободить от занимаемой должности начальника отдела транспорта Управления дорожной деятельности администрации г. Комсомольска-на-Амуре,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Комсомольска-на-Амуре обратился с иском к Управлению дорожной деятельности администрации г. Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности освободить от занимаемой должности начальника отдела транспорта Управления дорожной деятельности администрации г. Комсомольска-на-Амуре, ссылаясь на то, что прокуратурой г. Комсомольска-на-Амуре в ходе рассмотрения представленных ответчиком сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО1, анализа размещенных на официальном сайте органов местного самоуправления г. Комсомольска-на-Амуре в сети «Интернет» сведений о доходах, предоставленных лицами, замещающими должности муниципальной службы в указанном отраслевом органе администрации города, установлен факт не предоставления муниципальным служащим ФИО1 сведений о доходах за 2021 год, наличии конфликта интересов на службе и его не урегулировании, непринятии администрацией г. Комсомольска-на-Амуре решений, связанных с такими фактами. Невыполнение муниципальным служащим обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с муниципальной службы. Требованиями антикоррупционного законодательства не предусматривается освобождение служащего (работника) от исполнения обязанности представлять сведения, в частности, в период нахождения его в отпуске (ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения денежного содержания, отпуск по уходу за ребенком и другие предусмотренные законодательством отпуска), в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей. Указанная позиция изложена в Методических рекомендациях Минтруда России. Таким образом, положения ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ не содержат каких-либо исключений из установленной для служащих обязанности представлять сведения о своих доходах. При этом по общему правилу, установленному п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821, предусмотрена возможность направления служащим заявления о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, но только в отношении своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для самого служащего право направить такое заявление в отношении своих сведений о доходах законодательством не установлено. Прокуратурой города установлено, что ФИО1, замещающий в настоящее время должность начальника отдела транспорта Управления дорожной деятельности администрации города, отстранен от исполнения должностных полномочий в связи с возбуждением уголовного дела и не предоставил в установленном законом порядке сведения о доходах за 2021, в связи с избранием в отношении него меры пресечения, при этом сведения о заявлении указанным лицом каких-либо ходатайств с целью исполнения предусмотренной законодательством о противодействии коррупции обязанности по предоставлению сведений о доходах отсутствуют. Учитывая изложенное, факт непредоставления сведений о доходах является самостоятельным и достаточным основанием для освобождения указанного должностного лица от замещаемой должности и увольнения с муниципальной службы по соответствующим основаниям. До настоящего времени решение об освобождении ФИО1 от замещаемой должности не принято. В рамках изучения прокуратурой материалов уголовного дела коррупционной направленности, возбужденного (дата) следственным отделом по г. Комсомольску-на-Амуре СУ СК России по Хабаровскому краю и ЕАО в отношении ФИО1, установлен факт конфликта интересов в деятельности указанного лица, что также является самостоятельным основанием для его увольнения в связи с неурегулированием конфликта интересов на муниципальной службе, но ответчиком не дана оценка действиям ФИО1 в части наличия конфликта интересов и его неурегулировании. Указанные нарушения послужили основанием внесения (дата) главе г. Комсомольска-на-Амуре представления об устранении нарушений закона. Исходя из ответа администрации города на указанное представление следует, что ФИО1 приказом руководителя управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре с (дата) отстранен от исполнения обязанностей, без сохранения денежного содержания по должности муниципальной службы. Также из содержания ответа следует, что факт отстранения от должности свидетельствует о прекращении обязанности по соблюдению положений ст. 12 Федерального закона от (дата) № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Оценка не уведомления ФИО1 работодателя о возникновении у него личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, в рамках рассмотрения представления администрацией города не дана. Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в рамках рассмотрения уважительности причин не предоставления ФИО1 сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021, дана формальная оценка, основанная лишь на факте нахождения ФИО1 под стражей и ответа нотариуса о невозможности совершения действий по предоставлению сведений о доходах через представителя. В связи с чем, истец просит суд обязать ответчика освободить ФИО1 от занимаемой должности начальника отдела транспорта Управления дорожной деятельности администрации города Комсомольска-на-Амуре в связи с неисполнением требований законодательства о противодействии коррупции по предоставлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2021.
Определением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре в порядке подготовке от (дата) к участию в деле привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, – ФИО1.
Помощник прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Каунова Е.В., действующая на основании должностных полномочий, в ходе судебного разбирательства настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным исковом заявлении, указав, что у ФИО2 имелась возможность исполнить свою обязанность по предоставлению справки о доходах на себя и членов своей семьи, но он эту обязанность не исполнил, равно как и не был урегулирован вопрос наличия конфликта интересов в деятельности указанного лица на муниципальной службе. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управлению дорожной деятельности администрации г. Комсомольска-на-Амуре ФИО3, действующая на основании доверенности (№) от (дата), исковые требования истца не признала, указав, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 1.1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» лица, замещающие должности муниципальной службы, включенные в соответствующий перечень, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации. Постановлением Губернатора Хабаровского края от 05.07.2013 № 54 утвержден Перечень должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Во исполнение указанного постановления Губернатора Хабаровского края постановлением главы г. Комсомольска-на-Амуре от 31.12.2020 № 175 утвержден Перечень должностей муниципальной службы в городе Комсомольске-на- Амуре, при замещении которых муниципальные служащие города обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, определенном Положением о представлении лицами, замещающими государственные должности Хабаровского края, государственными гражданскими служащими Хабаровского края претендующими на замещение государственных должностей Хабаровского края и должностей государственной гражданской службы Хабаровского края, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 15.10.2014 № 74. ФИО1, замещающий должность муниципальной службы «начальник отдела транспорта Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре» обязан был предоставить указанные сведения в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным. (дата) в рамках возбужденного уголовного дела (№) в отношении ФИО1 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Приказом № 18-лс от 01.04.2022 Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре № 18- лс ФИО1 отстранен от замещаемой должности муниципальной службы с 24.03.2022 до окончания следствия по делу и вынесения решения суда. 28.06.2022 на имя главы города поступило представление прокурора г. Комсомольска-на-Амуре на нарушение антикоррупционного законодательства, в том числе в части непредставления ФИО1 сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Факт непредставления сотрудником сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений подлежит рассмотрению на заседании комиссии по соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, которая и рекомендует уполномоченному руководителю применить ту или иную меру дисциплинарной ответственности либо вовсе освободить от неё сотрудника. В ходе служебной проверки в Комиссию по соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в администрации г. Комсомольска-на-Амуре, поступила информация Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города о непредставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее сведения) ФИО1 В ходе заседания Комиссии было установлено, что обязанность по представлению указанных сведений возникла в период нахождения ФИО1 под стражей в следственном изоляторе. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, являются сведениями конфиденциального характера, заполнение и подтверждение подлинности и достоверности данных сведений иными лицами не допускается. Формой справки о доходах в специальном программном обеспечении «Справки БК» не предусмотрено подписание иными лицами, кроме муниципального служащего. Вместе с тем в следственном изоляторе отсутствовала техническая, организационная и иная возможность для заполнения данной справки ФИО1 и в дальнейшем её предоставления работодателю. Комиссией были рассмотрены все обстоятельства дела, заслушаны объяснения ФИО1, и с учетом материалов Обзора проблемных вопросов, возникающих при представлении, анализе и проверке достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, подготовленных Министерством труда Российской Федерации от (дата) и было принято решение о признании причины непредставления сведений ФИО1 уважительной. Кроме тог, привлечение лица к дисциплинарной ответственности в виде увольнения возможно только при соблюдении установленных законом процедуры и порядка привлечения к дисциплинарной ответственности. Также необходимым условием применения дисциплинарной ответственности за совершения дисциплинарного поступка является соразмерность взыскания содеянному и личности нарушителя, а увольнение муниципального служащего не является единственным установленным законом последствием непредставления им сведений о доходах и является правом работодателя. Просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Третье лицо ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований истца в полном объеме, поддержав позицию ответчика.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела установлено, что приказом (№) лс от (дата) начальника Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре - начальник отдела транспорта Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре» обязан был предоставить указанные сведения в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным.
(дата) в рамках возбужденного уголовного дела (№) в отношении ФИО1 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Приказом (№)-лс от (дата) Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре ФИО1 отстранен от замещаемой должности муниципальной службы с (дата) до окончания следствия по делу и вынесения решения суда.
(дата) в адрес администрации г. Комсомольска-на-Амуре на имя главы города поступило представление прокурора города Комсомольска-на-Амуре на нарушение антикоррупционного законодательства, в том числе в части непредставления ФИО1 сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
При рассмотрении представления прокурора г. Комсомольска-на-Амуре была инициирована служебная проверка в Управлении дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре по фактам, изложенным в представлении прокурора города Комсомольска-на-Амуре.
В ходе служебной проверки в Комиссию по соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в администрации г. Комсомольска-на-Амуре, утвержденную постановлением главы города Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№) поступила информация Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города о непредставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО1
В ходе заседания Комиссии (дата) было установлено, что обязанность по представлению указанных сведений возникла в период нахождения ФИО1 под стражей в следственном изоляторе.
Комиссией были рассмотрены все обстоятельства дела, заслушаны объяснения ФИО1, и было принято решение о признании причины непредставления сведений ФИО1 уважительной.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Прокурор полагает, что ФИО1 допущены нарушения требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в виде не предоставления муниципальным служащим ФИО1 сведений о доходах за 2021 год и наличии конфликта интересов на службе и его не урегулировании, и непринятии при этом администрацией г. Комсомольска-на-Амуре решений, связанных с такими фактами в виде прекращения с ФИО1 трудовых отношений.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих определяется указанным Федеральным законом.
В соответствии с ч.ч. 1-2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 7 ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В силу ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ муниципальные служащие могут быть уволены по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, а также указанным в названной статье.
Положениями п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ предусмотрено, что трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. ст. 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы, а представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.
В соответствии с ч.ч. 1-2 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
В силу ч. 3 ст. 192 ТК РФ увольнение работника по основанию, предусмотренному п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, относится к дисциплинарному взысканию.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 27.1 указанного Федерального закона муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных ст. ст. 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", устанавливает, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Исходя из п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Обязанность муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2007 № 273-ФЗ представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.12.2007 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
Положениями ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном вышеназванным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Невыполнение гражданином или лицом, указанными в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанности по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные нормы, которыми устанавливаются обязанности государственного гражданского служащего сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта, а также определяется, в чем может состоять предотвращение или урегулирование конфликта интересов, закреплены соответственно п. 12 ч. 1 ст. 15 и ч. 3.1 ст. 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами (п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
В п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 № 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления до 01.09.2009 определить должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно п. 2.1 ст. 7 Закона Хабаровского края от 25.07.2007 № 131 "О муниципальной службе в Хабаровском крае" муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими края.
В соответствии с положениями ст. 13 указанного выше Закона гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 05.07.2013 № 54 утвержден Перечень должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Во исполнение указанного постановления Губернатора Хабаровского края постановлением главы г. Комсомольска-на-Амуре от 31.12.2020 № 175 утвержден Перечень должностей муниципальной службы в городе Комсомольске-на-Амуре, при замещении которых муниципальные служащие города обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, определенном Положением о представлении лицами, замещающими государственные должности Хабаровского края, государственными гражданскими служащими Хабаровского края претендующими на замещение государственных должностей Хабаровского края и должностей государственной гражданской службы Хабаровского края, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 15.10.2014 № 74.
В указанный перечень входят должности муниципальной службы в администрациях муниципальных образований Хабаровского края, отнесенные Реестром: к высшей группе должностей муниципальной службы, главной группе должностей муниципальной службы и ведущей группе должностей муниципальной службы.
Согласно п. 3 Положения, утвержденного постановлением № 74, лица, замещающие государственные должности края, и гражданские служащие, замещающие должность гражданской службы, включенную в Перечень, представляют ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, сведения о своих доходах, расходах, полученных за отчетный период (с 01 января по 31 декабря), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода, сведения о доходах, расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 01 января по 31 декабря), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
В ходе судебного разбирательства было установлено и не в ходе судебного разбирательства не оспаривалось стороной ответчика и третьим лицом факт того, что должность, занимаемая ФИО1 относится к ведущим должностям муниципальной гражданской службы, и на лиц, замещающих данную должность возложена обязанность по предоставлению сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно.
В силу приведенных выше положений закона, основанием для расторжения договора с ФИО1 могло стать совершенное им правонарушение, выразившееся в непринятии им как стороны конфликта интересов мер по его предотвращению или урегулированию и не предоставлению сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Для установления того, имело ли со стороны ФИО1 правонарушение совершенное им правонарушение, выразившееся в непринятии им как стороны конфликта интересов мер по его предотвращению или урегулированию, необходима совокупность нескольких условий: наличие личной заинтересованности; фактическое наличие у полномочий для реализации личной заинтересованности; наличие связи между получением (возможностью получения) дохода или выгоды как самому себе, так и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) ФИО1 своих полномочий. При этом обязанность доказать наличие совокупности указанных условий в силу положений ст. 56 ГПК РФ лежит на истце.
Следует при этом отметить, что достоверных и достаточных в своей совокупности доказательств совершения ФИО1 правонарушения, которое могло бы повлечь расторжение с ним трудового договора, истцом в ходе рассмотрения дела представлено не было. Факт наличия возбужденного уголовного дела в отношении ФИО1, при отсутствии принятого по нему решения (приговора или постановления) не может служит безусловным основанием этому.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО1 не выполнил обязанность по предоставлению сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не предоставив указанные сведения за 2021 в срок до (дата), а исполнил данную обязанность только (дата). При этом ответчик и третье лицу ссылаются на отсутствие возможности предоставить данные сведения в силу того, что Корне Д.А.(дата) был задержан в порядке ст. ст. 91-92 УПК РФ, а впоследствии (дата) в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком по (дата), а (дата) в отношении ФИО1 изменена мера пресечения на запрет определенных действий сроком по (дата) с учетом продления срока меры пресечения.
ФИО1 добровольно представил на заседании комиссии объяснения о причинах невозможности представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и указанные обстоятельства были учтены ответчиком при принятии решения о признании причин не предоставления данных сведений уважительными. Следует также отметить, что сам по себе факт непредставления ФИО1 сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не является основанием для его увольнения. При рассмотрении комиссией ответчика фактов несоблюдения ФИО1 требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе ответчиком были учтены все фактические обстоятельства невозможности предоставления сведений о своих доходах и доходах членов семьи, предыдущее отношение ФИО1 к исполнению своих должностных обязанности и в частности соблюдение ограничений, связанных с осуществлением обязанностей гражданского муниципального служащего и отсутствие при этом каких-либо замечаний, и принятии незамедлительно решения об отстранении ФИО1 от исполнения должностных обязанностей с момента задержания до фактического рассмотрения дела, что свидетельствует о том, что ответчиком были приняты меры по урегулированию вопроса конфликта интересов.
Следует также отметить, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, являются сведениями конфиденциального характера, заполнение и подтверждение подлинности и достоверности данных сведений иными лицами не допускается. Формой справки о доходах в специальном программном обеспечении «Справки БК» не предусмотрено подписание иными лицами, кроме муниципального служащего. Вместе с тем в следственном изоляторе отсутствовала техническая, организационная и иная возможность для заполнения данной справки ФИО1 и в дальнейшем её предоставления работодателю.
Таким образом, мера дисциплинарного воздействия как увольнение за утрату доверия не может быть признана соответствующей тяжести совершенного проступка, который не повлекла никаких негативных последствий. При этом, выбор меры наказания является правом работодателя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования Прокурора г. Комсомольска-на-Амуре к Управлению дорожной деятельности администрации г. Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности освободить от занимаемой должности начальника отдела транспорта Управления дорожной деятельности администрации г. Комсомольска-на-Амуре не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Прокурора г. Комсомольска-на-Амуре к Управлению дорожной деятельности администрации г. Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности освободить от занимаемой должности начальника отдела транспорта Управления дорожной деятельности администрации г. Комсомольска-на-Амуре - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Файзуллина И.Г.