Центральный районный суд города Волгограда
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд города Волгограда — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-2433/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Волгограда в составе
Председательствующего судьи Артеменко И.С.,
При секретаре Утаровой А.С.,
С участием помощника прокурора г. Волгограда – Рашевской Н.Е.,
Представителей ответчика Администрации г. Волгограда Гик Е.Г., Департамента муниципального имущества – Спиридонова О.Ю., представителя третьего лица Администрации Волгоградской области, Комитета по культуре администрации Онищенко Е.Е.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде 31 мая 2011 года гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда в защиту интересов Российской Федерации к Администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества Администрации Волгограда о признании памятника бесхозяйным, понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился с настоящими требованиями, обосновывая их следующим. Прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда проведена проверка исполнения Департаментом управления муниципального имущества администрации Волгограда законодательства об охране культурного наследия. В части организации государственной охраны объекта культурного наследия Волгоградской области – Братская могила защитников Красного Царицына Братская могила защитников Красного Царицына, расположенной на территории церкви Николая Угодника по ул. Сологубова, 11а, Красноармейского района г. Волгограда.
В соответствии со Списком объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденным Постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 №62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области», объект Братская могила защитников Красного Царицына, расположенной на территории церкви Николая Угодника по ул. Сологубова, 11 а, Красноармейского района г. Волгограда, является Памятником истории регионального значения.
Указанный памятник в собственности РФ, Волгоградской области, г. Волгограда не состоит, в установленном законом порядке бесхозяйным не признан. Поскольку право собственности на памятник не зарегистрировано, в настоящее время Памятник, никем не обслуживается, в муниципальную собственность не принимается, что может повлечь разрушение и впоследствии утрату исторического объекта культурного наследия регионального значения. Прокурор Красноармейского района г. Волгограда настаивает на признании памятника бесхозяйным и понуждении Администрации Волгограда принять установленные законодательством РФ меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи - объект культурного наследия регионального значения, памятника истории – Братская могила защитников Красного Царицына Братская могила защитников Красного Царицына, расположенного в районном сквере на пр. Ленина г. Волгограда.
В судебном заседании помощник прокурора г. Волгограда Рашевская Н.Е. поддержала заявленные требования, настаивает на том, что указанный объект культурного наследия является недвижимым имуществом и на него может быть зарегистрировано право собственности. В отношении данного имущества следует применять нормы ст. 225 ГК РФ.
Представители ответчиков Департамента муниципального имущества – Спиридонова О.Ю., Администрации Волгограда – Гик Е.Г., возражали против удовлетворения исковых требований, поскольку основания для понуждения администрации г. Волгограда в принятию мер по постановке объекта на учет в качестве бесхозяйного отсутствуют. Памятник относится к объектам культурного наследия регионального значения, содержание памятника финансируется за счет средств субъекта РФ. Кроме того, объект не является недвижимым имуществом.
Представитель третьего лица комитета по культуре Администрации Волгоградской области, Администрации Волгоградской области Онищенко Е.Е., с исковыми требованиями согласилась, просила их удовлетворить.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению в части.
В соответствие со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:
памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки;
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
Согласно Постановления Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 г. № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» в список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, включены указанные прокурором памятники истории - памятники Великой Отечественной войны, расположенные на территории г. Волгограда.
В силу ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно Положению о Комитете по культуре Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 07.11.2008 г. № 1506, Комитет по культуре Администрации Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере культуры, искусства и историко-культурного наследия. Осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, Комитет по культуре Администрации Волгоградской области обратился в Администрацию Волгограда с письмом от 07.08.2009 г. № 01-09/055, в котором сообщил о том, что в период с 25 мая по 01 июля 2009 года проведена инвентаризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград. В ходе инвентаризации выяснено, что 51 памятник истории и культуры регионального значения и 56 мемориальных объектов памятных мест, являющихся объектами культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Волгограда, на данный момент не имеют установленных собственников (балансодержателей). В этой связи Комитет по культуре Администрации Волгоградской области просил Администрацию Волгограда поставить на учет органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество объекты культурного наследия регионального значения, являющиеся в настоящее время бесхозяйным имуществом. В приложенный к данному обращению Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, установленных на территории городского округа город-герой Волгоград, не имеющих собственников (балансодержателей), был включен спорный памятник Братская могила защитников Красного Царицына.
Из сообщения ТУ Росимущества в Волгоградской области №11/1078 от 03.02.2011 года, объект культурного наследия Братская могила защитников Красного Царицына, расположенная на территории церкви Николая Угодника по ул. Сологубова, 11А в Красноармейском районе г. Волгограда, в реестре федерального имущества не учтен.
Из инвентаризационной карты для субъектов культурного наследия Волгоградской области, утвержденной приказом Комитета по культуре Администрации Волгоградской области от 15.05.2009 года № 01-20/104, у спорного памятника собственник отсутствует.
Спорный памятник находится на территории Храма Свято-Никольского, который в свою очередь обслуживанием и содержанием указанного объекта не занимается.
В соответствие со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3).
В силу ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 1). Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (п. 3).
Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа.
Согласно п.п. 9 п. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4. Закон Российской Федерации от 14.01.1993 N 4292-1 «Об увековечении памяти Погибших при защите Отечества» ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 39 Устава города-героя Волгограда, Администрация Волгограда, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда, в области управления муниципальной собственностью обладает полномочиями по управлению муниципальной собственностью Волгограда в порядке, установленном городской Думой, решению вопросов создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности Волгограда.
Согласно п. 1.1. Положения о Департаменте муниципального имущества администрации Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 17 декабря 2008 г. № 13/383, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград права собственника муниципального имущества Волгограда в части и порядке, определенных в соответствии с действующим законодательством.
В реестре ТУ РОСИМУЩЕСТВА по Волгоградской области сведения и Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области данный объект также не числится.
Прокурор Красноармейского района г. Волгограда настаивает на признании указанного объекта бесхозяйным.
Однако, нормами гл. 33 ГПК РФ, предусмотрено признание движимой вещи бесхозяйной или признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Следовательно, признание недвижимой вещи бесхозяйной в судебном порядке не предусмотрено.
Отсутствие сведений о собственнике недвижимой вещи порождает возможность для постановки ее на учет качестве бесхозяйной.
В силу приведенных правовых норм только Администрация Волгограда как орган местного самоуправления в лице ее Департамента муниципального имущества наделена полномочиями в случае установления бесхозяйности спорных объектов культурного наследия инициировать процесс постановки их на учет, с целью определения его дальнейшего собственника.
Однако, данных о принятии ответчиками мер, направленных на установление собственников спорного объекта, а в случае отсутствия таковых – мер, направленных на постановку таких объектов на учет регистрирующим органом, в судебное заседание не представлено.
Кроме того, в силу ст. 11 Закона РФ от 14.01.1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
Таким образом, из установленных судом обстоятельств следует, что в настоящее время названный Памятник, вследствие бездействия Администрации Волгограда и Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда никем не обслуживаются и не содержатся в надлежащем состоянии, что может повлечь их разрушение и впоследствии утрату.
Согласно ст. 130 ГК РФ, - 1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
С учетом исследованных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что указанный объект культурного наследия - «Братская могила моряков Волжской военной флотилии и рабочих завода «Красный Октябрь» расположенного в районном сквере на пр. Ленина г. Волгограда, является недвижимым имуществом, поскольку прочно связан с землей, а также в силу ст. ст. 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия».
Указанное выше бездействие ответчиков нарушает интересы РФ в области сохранения, использования, и государственной охраны объектов культурного наследия, являющихся памятниками Великой Отечественной войны, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям, на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, на защиту и сохранение историко-культурной среды обитания, создает предпосылки для нарушения режима сохранности указанных памятников истории и культуры, а потому исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, в части понуждения ответчиков принять меры к постановке объекта на учет в качестве бесхозяйного.
Однако требования прокурора о принятии мер к постановке на учет памятника в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу, не подлежат удовлетворению по тем основаниям, что прокурором не представлено до5казтельств,, что указанный срок является достаточным, с учетом действующего законодательства, устанавливающего процедуру постановки на учет объектов культурного наследия.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании памятника бесхозяйным, понуждении к совершению действий удовлетворить в части.
Обязать Администрацию г. Волгограда принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения - Братская могила защитников Красного Царицына, расположенная расположенного на территории церкви Николая угодника по ул. Сологубова, 11а Красноармейского района г. Волгограда.
В удовлетворении остальных исковых требований прокурора Красноармейского района г. Волгограда к Администрации Волгоград, отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Волгограда.
Судья: подпись.