ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2433 от 31.12.9999 Благовещенского городского суда (Амурская область)

                                                                                    Благовещенский городской суд Амурской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Благовещенский городской суд Амурской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2433/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Исаченко М.В.,

при секретаре Терзи Д.Л.,

с участием представителя истца - Горловой Е.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Климкина Анатолия Павловича к администрации г. Благовещенска о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату незаконным, возложении обязанности продолжить рассмотрение заявления *** о предоставлении в собственность за плату земельного участка для целей не связанных со строительством (дачи) в ***, -

УСТАНОВИЛ:

Климкин Анатолий Павлович обратился в суд с данным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что *** он обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением ***з о предоставлении в собственность за плату земельного участка для целей не связанных со строительством (дачи) в *** квартале. *** получил отказ, поскольку запрашиваемая территория не обеспечена проектом планировки и межевания. По мнению истца, содержание положений ст. 42, 43 Градостроительного кодекса РФ не устанавливают зависимость возможности предоставления земельного участка для целей не связанных со строительством от существования проекта планировки и межевания территории. Более того, исходя из содержания ст. 34 ЗК РФ при определении возможности предоставления земельного участка в собственность для целей не связанных со строительством обязательным является только учет зонирования соответствующей территории, в границах которой предоставляется земельный участок. Из содержания ст. 30 Градостроительного кодекса РФ усматривается, что документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки города. Границы земельного участка, указанные в ответе администрации г. Благовещенска не отражены в материалах инвентаризации, не сформированы проектом планировки и не сформированы в силу ЖК РФ, возможное их формирование в будущем не может служить препятствием исполнения заявления в настоящем. По мнению истца, что решение администрации г. Благовещенска *** от *** является незаконным, нарушающим его право предусмотренное ст. 34 ЗК РФ, создает препятствие в осуществлении его прав и свобод гарантированных Конституцией РФ и иными законодательными актами Российской Федерации, в связи с чем, он просит признать незаконным решение администрации г. Благовещенска *** от ***, в качестве способа восстановления нарушенного права обязать администрацию г. Благовещенска предоставить утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории для дачи в *** квартале г. Благовещенска.

Представитель истца Горлова Е.Т. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях с учетом уточнения предмета иска, поддержала доводы, изложенные в заявлении.

Истец Климкин А.П., представитель ответчика - администрации г. Благовещенска в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного разбирательства указанные лица извещены надлежащим образом в соответствии с правилами ст. 113 ГПК РФ. В материалах дела имеется ходатайство представителя администрации г.Благовещенска о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствие, истец обеспечил явку представителя. Дело в соответствие со ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие истца, представителя администрации г. Благовещенска.

В обоснование своей позиции представитель ответчика администрации г.Благовещенска предоставил письменное возражение, из которого следует, что администрация г. Благовещенска полагает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих незаконность оспариваемого решения, позволяющих сделать вывод о том, что отказ *** от *** вынесен в нарушение требований действующего законодательства. Как следует из решения администрации г. Благовещенска *** от ***, одним из оснований отказа в предоставлении земельного участка, явилось отсутствие документации по планировке и межеванию территории, в границах которой расположен земельный участок, интересующий заявителя. По совокупности положений главы 5 Градостроительного кодекса РФ границы застроенных и незастроенных земельных участков определяются в соответствии с проектом планировки и межевания территории. Согласно положениям ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Проект планировки является основой для разработки проекта межевания территорий. Согласно ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Согласно абзацу 3 ст. 1 Федерального закона от *** 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Соответственно, запрашиваемый истцом земельный участок может быть использован для строительства капитального объекта. По совокупности вышеназванных законоположений, отсутствие документации по планировке и межевания территории в запрашиваемой части явилось объективным препятствием для предоставления запрошенного земельного участка. В качестве способа восстановления нарушенного права истец просит обязать ответчика предоставить утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории для дачи в *** квартале г. Благовещенска. Администрация г. Благовещенска полагает, что указанный способ восстановления нарушенного права с учетом обстоятельств дела является преждевременным и не обоснованным. Так, согласно обжалуемому ответу истцу отказано в предоставлении земельного участка по единственному основанию - отсутствие проекта планировки и межевания территории, в границах которой находится земельный участок. При этом, иные обстоятельства при рассмотрении заявления Климкина А.П. не выяснялись. Поскольку уполномоченным органом не проверялась возможность предоставления земельного участка в отсутствие проекта планировки и межевания территории квартала ***, не имеется оснований для разрешения вопроса о предоставлении земельного участка, на что фактически и направлены заявленные истцом требования. Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** *** суд, определяя способ восстановления нарушенного права в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления, не вправе выходить за пределы рассмотренных требований, кроме того, суд не вправе предрешать решение, которое должно быть принято органом местного самоуправления (п. 28 Постановления). Таким образом, заявленный истцом способ восстановления нарушенного права, по мнению представителя администрации г. Благовещенска Денисовой И.А. является ненадлежащим, так как предрешает решение, которое должно быть принято органом местного самоуправления по заявлению Климкина А.П. По мнению администрации г. Благовещенска, надлежащим способом восстановления нарушенного права в рассматриваемом случае будет являться требование об обязании ответчика повторно рассмотреть заявление истца *** от ***.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствие с частями 1, 2 статьи 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно статье 3 Земельного кодекса РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Как следует из материалов дела, Климкин А.П. *** обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением о предоставлении ему земельного участка, используемого для дачи, размером 2 000 кв.м., находящегося по адресу: г. Благовещенск, квартал ***, в собственность за плату.

Согласно решению администрации г. Благовещенска *** от ***, заявителю в предоставлении земельного участка для дачи в *** квартале г.Благовещенска отказано, поскольку, работы по формированию запрашиваемого земельного участка, могут быть проведены на основании выполненных и утвержденных в установленном зако­ном порядке проектов планировки и проектов межевания данной территории. На сегодняшний день запрашиваемая территория, в границах которого расположен вышеуказанный земельный участок, не обеспечена проектом планировки и проектом межевания территории.

В судебном заседании установлено, что истец обратился в администрацию г.Благовещенска с заявлениями о предоставлении земельного участка для размещения дачи, то есть для целей, не связанных со строительством.

Таким образом, правоотношения сторон в данном случае регулируются положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ в соответствии с частями 2 - 5 которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 указанной статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 указанной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 указанной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Согласно частям 1, 2 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территории (часть 2).

В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.

Согласно части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.

Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (часть 2 статьи 43).

Согласно статье 45 названного Кодекса решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства регионального значения (часть 3).

Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий (часть 4).

Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (часть 5).

Из анализа приведенных норм права следует, что обеспечение подготовки документации по планировке территории поселения является обязанностью органа местного самоуправления, которая не может быть возложена на граждан, обратившихся с заявлениями о предоставлении земельных участков в границах данной территории. Соответственно, отсутствие такой документации не может быть признано достаточным и законным основанием для отказа в удовлетворении указанных заявлений.

Помимо этого, анализируя положения приведенных норм, суд приходит также к выводу о том, что статья 43 Градостроительного кодекса РФ не ставит возможность предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в зависимость от существования проекта планировки и межевания соответствующей территории. Более того, исходя из содержания статьи 34 Земельного кодекса РФ при определении возможности предоставления земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством обязательным является только учет зонирования соответствующей территории, в границах которой предоставляется земельный участок. Из содержания статьи 30 Градостроительного кодекса РФ усматривается, что документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, составной частью которого является карта градостроительного зонирования. Решением Благовещенской городской Думы от *** *** были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования гор. Благовещенска, составной частью которых является карта градостроительного зонирования.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что необходимости предварительной разработки проектов планировки и межевания территории в данном случае, исходя из находящихся во взаимной связи положений статьи 34 Земельного кодекса РФ и статьи 43 Градостроительного кодекса РФ, не имелось.

В связи с изложенным, оспариваемый отказ администрации г. Благовещенска на основании отсутствия проектов планировки и межевания территории следует признать незаконным.

Суд принимает во внимание, что единственным основанием к отказу истцу в предоставлении земельного участка явилось отсутствие проектов планировки и межевания территории, в границах которой расположен запрашиваемый земельный участок. При этом, иные обстоятельства возможности предоставления Климкину А.П. земельного участка администрацией г. Благовещенска не выяснялись.

Поскольку отказ администрации г. Благовещенска в предоставлении заявителю спорного земельного участка судом признан незаконным, в порядке устранения допущенного нарушения на администрацию г. Благовещенска следует возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка в собственность за плату в *** квартале г. Благовещенска по заявлению Климкина Анатолия Павловича *** от ***, т.е. продолжить рассмотрение его обращения.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Климкина Анатолия Павловича удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации г. Благовещенска *** от *** об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату в *** квартале г. Благовещенска по заявлению Климкина Анатолия Павловича от *** вх. ***.

Обязать администрацию *** повторно рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка в собственность за плату в *** квартале г. Благовещенска по заявлению Климкина Анатолия Павловича от *** вх. ***.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней, срок исчисляя с даты изготовления мотивированного решения.

Судья М.В. Исаченко