РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2014 года город Москва
Тверской районный суд города Москвы в составе
председательствующего судьи Турянской Г.А.,
при секретаре Демидове А.Г.,
с участием старшего помощника Тверского межрайонного прокурора города Москвы Пономаренко С.В., ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2433/14 по иску Тверского межрайонного прокурора города Москвы, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Новая Эстетика» об обязании представлять данные об отходах производства и потребления, встать на учет,
УСТАНОВИЛ:
Тверской межрайонный прокурор города Москвы, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику ООО «Новая Эстетика» об обязании представить в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах производства о потребления за 2011 год и 2012 год в установленном порядке, а также об обязании встать на учет в Департаменте Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду, указывая, что проведенной прокуратурой проверкой было выявлено нарушение ответчиком требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об охране окружающей среды», и Закона города Москвы «Об отходах производства и потребления в г. Москве». По информации Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об образовании отходов ответчиком за 2011 год и 2012 год в Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы не представлены, талон регистрации отходов природопользователя ответчику не выдавался. Бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Представитель истца старший помощник Тверского межрайонного прокурора города Москвы Пономаренко С.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик – генеральный директор ООО «Новая Эстетика» ФИО1 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, указывая, что в процессе производства работы ответчика образуются специфические отходы производства в виде стриженных волос и ламп, используемых для освещение салона и рабочих мест сотрудников, на вывоз и утилизацию которого ежегодно заключаются договоры обслуживания с ООО «Экосфера», которое имеет все разрешительные документы на данные работы. На вывоз техническо-бытовых отходов и крупногабаритного мусора заключен договор в ГУП ДЕЗ тверского района. Поскольку ответчик не является собственников отходов, то в силу ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, а также учитывая, что ответчик является «малым предприятием», он не обязан вставать на учет в какие-либо органы, отчитываться и оплачивать соответствующие налоги.
Представители третьих лиц- Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, письменно исковые требования поддержали, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 30-33).
С учетом ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, мнения представителя истца, ответчика, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие представителей третьих лиц, которые извещены о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст.ст. 3, 16 вышеуказанного федерального закона хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Отходами производства и потребления, в соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 2005 года № 68 «Об отходах производства и потребления» являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Пунктом 3 ст. 18 вышеуказанного федерального закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуют отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенций отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. При этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2.4 постановления Правительства Москвы от 14 октября 2003 года № 865-ПП «О Сводном кадастре отходов производства и потребления г. Москвы», установлено, что данные об отходах производства и потребления предоставляются юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории города, в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы для ведения Сводного Кадастра до 1 сентября года, следующего за отчетным.
Как следует из объяснений представителя истца, ответчика и установлено из материалов дела, ООО «Новая Эстетика» создано с 30 ноября 2000 года, расположено по адресу: <...> (л.д. 8-27). Ответчик оказывает парикмахерские и косметические услуги, в связи с указанным видом деятельности ответчик имеет отходы производства и потребления. В ходе проведенной Тверской межрайонной прокуратурой города Москвы проверки ответчика, согласно информации представленной Департаментом по природопользованию и охране окружающей среды города Москвы Государственным природоохранным учреждением «МОСЭКОМОНИТОРИНГ», ответчиком не представлены за 2011 год и 2012 год данные об образовании отходов в Сводный Кадастр отходов производства и потребления города Москвы, талон регистрации отходов природопользователя ответчику не выдавался (л.д. 7).
Указанные обстоятельства нашли свое документальное подтверждение, и в ходе рассмотрения дела ответчик не оспаривал, что данные об образовании отходов за указанный период не предоставлялись, талоны регистрации отходов не получались.
В судебном заседании ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, указывая, что юридическое лицо не является собственников своих отходов, и не обязано вставать на учет и предоставлять данные об образовании своих отходов, в подтверждение указанных доводов представила следующие документы: заверенные копии договора № на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг, заключенного 01 июля 2006 года с ГУП г. Москвы «ДЕЗ Тверского района» с приложением актов сверки, из которых следует, что управляющая компания оказывает услуги ответчику по вывозу технически-бытовых отходов и крупногабаритного мусора (л.д. 37-55); заверенные копии договоров обслуживания № от 01 января 2011 года, № от 01 января 2012 года, № от 20 января 2011 года, договора №-ВД/1 на оказание услуг по обезвреживанию биологических отходов от 21 декабря 2011 года, заключенных с ООО «ЭКОСФЕРА», с приложением актов об оказанных услугах, лицензии, прейскуранта и инструкции, из которых следует, что ООО «ЭКОСФЕРА» оказывает ответчику услуги по вывозу для утилизации стриженных волос, ртутьсодержащих отходов, а также по химическому обезвреживанию (сжиганию) отходов в виде волос (л.д. 56-79).
Разрешая заявленные требования по существу, оценивая объяснения, данные представителем истца, ответчиком в судебном заседании, представленные доказательства в их совокупности, согласно ст.ст. 56, 67, 71 ГПК РФ, суд с учетом положений ст. 63 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 18 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года № 68 «Об отходах производства и потребления в г. Москве», считает исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению. При этом суд учитывает, что наличие договоров на вывоз отходов со специализированной организацией, не освобождает ответчика от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случаев, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, однако из представленных ответчиком копий договоров не следует переход права собственности на отходы к ООО «ЭКОСФЕРА».
Таким образом, в результате деятельности ответчика образуются отходы, данные о которых в нарушение норм действующего законодательства ответчик не представляет в Департамент природопользования и охраны окружающей среды <адрес> в установленный законом срок, необходимые для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы. Допущенное ответчиком нарушение может повлечь вред охраняемым государством интересам в области охраны окружающей среды и нарушить права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, ответчик обязан представлять в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы данные об отходах производства и потребления в установленном законом порядке, и встать на учет в Департамент Росприродопользования по Центральному федеральному округу в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Новая Эстетика» представить в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах производства и потребления за 2011 год и 2012 год в установленном порядке.
Обязать ООО «Новая Эстетика» встать на учет в Департамент Росприродопользования по Центральному федеральному округу в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Тверской районный суд города Москвы.
Судья: Турянская Г.А.