Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
17 декабря 2018 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Раенгулова А.Б.,
при секретаре судебного заседания Лысенко Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования город Салехард к ФИО1 о приостановлении эксплуатации здания,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования город Салехард обратилась в суд с исковыми требованиями к ФИО1 о приостановлении эксплуатации здания. В обоснование заявленных требований указано, что за ФИО1 на праве собственности зарегистрирован незавершенный строительством объект - станция обслуживания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: ЯНАО, <...>. Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. Срок действия ранее заключенного между Администрацией города и ФИО1 договора аренды земельного участка от 25.02.2014 №, согласно которого Ответчику предоставлялся земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> для строительства объекта «Центр по продаже установке автомобильных шин», истек 28.02.2017. Актом обследования земельного участка от 16 ноября 2018 года установлено, что незавершенный строительством объект используется для ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств, вокруг объект находится мусор. Эксплуатация объекта, не введенного в эксплуатацию, в отношении которого не приняты меры безопасности, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан - жителей г.Салехард. В связи с чем истец просит суд обязать ответчика прекратить эксплуатацию незавершенного строительством объекта - станция обслуживания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: ЯНАО, <...> до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Возложить на ФИО1 обязанность принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание и на строительную площадку, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора, а именно: провести работы по установке ограждения здания (высота ограждения не менее 2 метров, ограждение без проемов кроме запираемых ворот/калиток) по границам земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>; провести работу по уборке строительного и бытового мусора на земельном участке, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1054 кв.м., расположенном по адресу <...> и вывозу строительного и бытового мусора на специализированный полигон ТБО.
Представитель истца Вакула, в судебном заседании на иске настаивал по приведенным в нем доводам.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, однако не сообщили об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, определил рассмотреть дело в порядке заочного производства в соответствии со ст.233 ГПК РФ
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с Положением о департаменте строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард, утвержденным Решением Городской Думы МО город Салехард от 22.02.2012 № (в ред. от 13.04.2018) (далее - Положение), Департамент является структурным подразделением Администрации муниципального образования город Салехард и обладает правами юридического лица. В соответствии с п.2.3 Положения, в сфере земельных отношений Департамент, в том числе, осуществляет муниципальный земельный контроль в соответствии с административным регламентом, утвержденным нормативным правовым актом Администрации города Салехарда.
По делу установлено, что в соответствии с записью о государственной регистрации права от 07 сентября 2016 года № за ФИО1 на праве собственности зарегистрирован незавершенный строительством объект - станция обслуживания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: ЯНАО, <...>.
Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, который предоставлялся Администрацией города на основании договора аренды земельного участка от 25.02.2014 № с ФИО1, согласно которому земельный участок предоставлялся для строительства объекта «Центр по продаже установке автомобильных шин». Срок аренды истек 28.02.2017.
Должностными лицами Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений в рамках земельного контроля, составлен акт обследования земельного участка от 16 ноября 2018 года, в котором зафиксировано, что незавершенный строительством объект используется для ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств, на территории земельного участка расположен строительный мусор, отработанные автомобильный шины, пластиковые детали и кузова автомобилей, металлические конструкции, железобетонные плиты. С восточной и северной стороны земельного участка отсутствует ограждение. К данному акту приобщены фототаблицы, которыми также подтверждены обстоятельства описанные в акте обследования.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Вновь возводимый объект капитального строительства считается объектом незавершенного строительства вплоть до наступления юридического факта, с которым законодательство связывает завершение работ.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации таким фактом является выдача застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, до получения такого разрешения эксплуатация объекта является незаконной.
Из содержания части 3 указанной статьи Кодекса следует, что выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию возможна только при установлении факта соответствия построенного объекта требованиям технических регламентов, проектной документации, техническим условиям, энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, единственным документом, подтверждающим соответствие построенного объекта капитального строительства разрешению на строительство, градостроительному плану земельного участка и проектной документации является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом местного самоуправления.
Между тем, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик эксплуатирует здание с нарушением норм действующего законодательства, а именно без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В силу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Статья 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации относит осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности, к деятельности, связанной с повышенной опасностью.
Эксплуатация объекта, не введенного в эксплуатацию, в отношении которого не приняты меры безопасности, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку объект не прошел в установленном порядке проверку государственными органами на соответствие требованиям технических регламентов, строительных норм и правил, санитарным нормам и правилам и т.д., которые оказывают непосредственное влияние на надежность и безопасность объекта капитального строительства.
Согласно статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав граждан, в том числе права на защиту жизни и здоровья.
В силу пункта 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
Согласно пункту 1 статьи 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, в случаях нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатация зданий, сооружений может приостанавливаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с пунктом 6.2.2 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве», утвержденных постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 №, производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены в соответствии с требованиями, установленными этой статьей.
Строительная площадка - ограждаемая территория, используемая для размещения возводимого объекта строительства, временных зданий и сооружений, техники, отвалов грунта, складирования строительных материалов, изделий, оборудования и выполнения строительно-монтажных работ.
Тот факт, что в настоящий момент строительно-монтажные работы не ведутся, не является основанием для вывода, что данная территория не является строительной площадкой. На данном земельном участке расположен (размещен) объект незавершенного строительства, т.е. объект, строительство которого не завершено.
Следовательно заявленные исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению
В соответствии с положениями ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ. В соответствии со п. 8 ч.1 ст. 333.20. НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Истец на основании ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. Согласно ст. 333.36 НК РФ ответчик не подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины. Поэтому с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ в сумме 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Возложить на ФИО1 обязанности:
- прекратить эксплуатацию незавершенного строительством объекта - станция обслуживания с кадастровым номером 89:08:020103:206, расположенного по адресу: ЯНАО, <...> до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
- принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание и на строительную площадку, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора, а именно: провести работы по установке ограждения здания (высота ограждения не менее 2 метров, ограждение без проемов кроме запираемых ворот/калиток) по границам земельного участка, с кадастровым номером 89:08:020103:30; провести работу по уборке строительного и бытового мусора на земельном участке, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1054 кв.м., расположенном по адресу <...> и вывозу строительного и бытового мусора на специализированный полигон ТБО.
Возложенные судом обязанности на ФИО1, должны быть им исполнены по вступлению в законную силу настоящего судебного решения.
Взыскать с ФИО1 в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в сумме 6000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.Б. Раенгулов