дело № 2-2433/2020
№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«18» января 2021 года
Московский районный суд города Калининграда в составе
председательствующего: судьи Кулаковой Н.В.
при секретаре: Ивашкиной Е.Н.
с участием пом. прокурора: Леухиной Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску: УМВД России по Калининградской области к ФИО1, ФИО2 о признании договора найма служебного жилого помещения расторгнутым, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
установил:
УМВД России по Калининградской области обратилось в суд с иском, в котором указало, что решением центральной жилищно-бытовой комиссии указанного Управления ФИО1, замещающему должность <данные изъяты> была предоставлена по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№, за плату, во владение и пользование однокомнатная квартира, находящаяся в государственной собственности ( свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ№) и закрепленная на праве оперативного управления за истцом.
Условием предоставления служебных помещений сотрудникам, имеющим право на их получение, является отсутствие у них, а также у членов их семей в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населенном пункте. Предоставление служебных жилых помещений гражданам и членам их семей, имеющим в населенном пункте по месту службы обеспеченность жильем менее учетной нормы, действующим законодательством не предусмотрено.
ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в общежитии УМВД России по Калининградской области по адресу : <адрес>, но в общежитии не проживает, его жена зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес>, в которой имеет 1/3 доли в праве собственности, что составляет <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения..
Таким образом, ФИО1 является членом семьи собственника жилого помещения, которое находится в населенном пункте по месту его службы в гор. Калининграде.
В адрес ФИО1 направлялось уведомление о расторжении договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№ и об освобождении занимаемого служебного жилого помещения в добровольном порядке до ДД.ММ.ГГГГ.
Требование УМВД России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об освобождении занимаемого служебного жилого помещения ответчик в добровольном порядке не удовлетворил.
С учетом изложенного просило признать ФИО1 и ФИО2 утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, выселить их из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В последствие, УМВД России по Калининградской области уточнило свои исковые требования указав, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ФИО1 заключено соглашение о расторжении договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ -квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу : <адрес>, которое вступило в силу с момента его подписания. В адрес ответчиков неоднократно направлялись уведомления о необходимости освободить жилое помещение, однако, по настоящее время они продолжают пользоваться жилым помещением.
С учетом изложенного, просило признать договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ - квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу : <адрес> расторгнутым, выселить ФИО1, ФИО2 из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании представитель УМВД России по Калининградской области по доверенности ФИО3 поддержал исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, дополнил, что ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ года состоит в УМВД на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 2 человека, включая супругу ФИО2, жильем по указанному основанию не обеспечивался, до настоящего времени проходит <данные изъяты>.
Вместе с тем, правом на обеспечение служебным жилым помещением ФИО1 не обладает, поскольку у его супруги имеется 1/3 доля в праве на жилое помещение- трехкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную в <адрес>.
Факт незаконности предоставления ФИО1 служебного жилого помещения был выявлен в рамках проведенной контрольно-ревизионным отделом УМВД России по Калининградской области проверки, после чего ФИО1 было предложено подписать соглашение о расторжении договора найма служебного жилого помещения и освободить жилое помещение. Соглашение о расторжении договора найма ФИО1 подписал, а служебное жилое помещение до настоящего времени не освободил.
ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании с иском УМВД по Калининградской области не согласились, ФИО1 пояснил, что проходит службу в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ год был зарегистрирован в жилом помещении, которое досталось ему по наследству после смерти родителей, в ДД.ММ.ГГГГ году продал квартиру знакомым с целью приобретения жилья у застройщика, вложил деньги в строительство квартиры, однако, застройщик его обманул, дом не построил, денежные средства не вернул. В итоге, он остался без жилья, при поступлении на службу в <данные изъяты> ему предоставили койко-место в общежитии, зарегистрировали по общежитию. В 2002 году он женился, семейное общежитие ему не дали, он проживал с супругой на съемных квартирах. В 2013 году ему в качестве служебного жилья была предложена спорная квартира, сведения о наличии у супруги в собственности 1/3 доли в праве на квартиру по <адрес> у жилищной комиссии имелись, они данный факт не скрывали. Возможность проживания в квартире супруги отсутствует, поскольку в ней живут мать последней, сестра с зятем и ребенком, еще одна сестра. Мать жены и зять являются <данные изъяты>.
С 2018 года он проходит службу в должности <данные изъяты>, соглашение о расторжении договора найма служебного жилого помещения подписал в 2019 году, однако, из указанной квартиры с супругой не выселился, поскольку проживать им негде.
Представитель ОМВД России по Московскому района гор. Калининграда в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещались надлежаще.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, заслушав заключение пом. прокурора Леухиной Н.С., полагавшей, что исковые требования УМВД России по Калининградской области о выселении ответчиков являются обоснованными и подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ч.1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся : служебные жилые помещения.
В статье 93 ЖК РФ указано, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений ( действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения. которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью1 статьи 8 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящееся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не имеющими жилого помещения в населенном пункте по месту службы признается сотрудник: 1)не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение всвязи с удаленностью места его нахождения от места службы ( ч.2 ст. 8 указанного закона).
Порядок предоставления жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел предусмотрен также типовым положением о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органом федеральной службы безопасности, органам по контролю за боротом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 № 897, и Инструкцией по организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда органов внутренних дел Российской Федерации ( служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях), утвержденной приказом МВД России от 06.05.2012 № 490.
Согласно пункту 7 типового положения служебное жилое помещение предоставляется сотруднику (военнослужащему) для создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей ( обязанностей военной службы), а также трудовых обязанностей по месту службы (военной службы).
Пунктом 8 типового положения предусмотрено, что порядок и условия найма служебного жилого помещения определяются в договоре найма жилого помещения, который заключается между сотрудником (военнослужащим) и соответствующим органом ( подразделением, учреждением), на балансе которого находится данное служебное жилое помещение. Срок найма служебного жилого помещения устанавливается балансодержателем и не может превышать период службы (военной службы) сотрудника (военнослужащего).
В пункте 24 Типового положения указано, что наниматель обязан освободить и сдать в 3х месячный срок служебное жилое помещение при увольнении со службы ( военной службы), по истечении срока действия договора найма и в иных случаях, определенных законодательством Российской Федерации.
Пункт 12 Инструкции по организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда органов внутренних дел Российской Федерации (служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях), утвержденной приказом МВД России от 06 мая 2012 года № 490 предусмотрено, что действие договора найма устанавливается подразделением системы МВД России, на балансе которого находится жилое помещение, согласно пункту 8 типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства российской Федерации от 17.12.2002 года № 897, на срок не менее 6 месяцев и не более 2 лет с дальнейшим продлением, но не может превышать период службы (работы) сотрудника (гражданского служащего, работника).
Согласно пункту 13 указанной Инструкции продление договора найма осуществляется по решению комиссии на основании вновь представленных документов, указанных в пункте 8 настоящей инструкции.
Из представленных суду материалов следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ года проходит службу в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в должности <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был зарегистрирован по месту жительства в общежитии УМВД, расположенным по адресу : <адрес>, однако, в указанном общежитии фактически не проживает.
Согласно справке, выданной <данные изъяты>», лицевой счет и поквартирная карта в общежитии на ФИО1 не заведены.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вступил в зарегистрированный брак с ФИО2
Решением центральной жилищно-бытовой комиссии <данные изъяты> ( в настоящее время <данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 составом семьи 2 человека, включая супругу ФИО2 принят на учет сотрудников <данные изъяты>, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением МВД России от 10.07.2012 № 1/5793 <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. включена в специализированный жилищный фонд с отнесением его к служебному жилому помещению
Решением центральной жилищно-бытовой комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ( протокол №) ФИО1, по договору найма служебного жилого помещения на состав семьи 2 человека предоставлено жилое помещение, находящееся в государственной собственности, закрепленное на праве оперативного управления за УМВД, состоящее из однокомнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное в <адрес>, для временного проживания в нем.
Пункт 2 Договора гласил, что жилое помещение предоставляется всвязи с прохождением службы в УМВД.
В соответствии с п.5 договора, данный договор вступал в силу с момента его заключения и действовал 2 года при отсутствии оснований для его досрочного расторжения или прекращения., мог быть продлен в установленном порядке по решению ЦЖБК УМВД на основании вновь представленных документов, необходимых для принятия такого решения.
Дополнительным соглашением к вышеуказанному договору найма от ДД.ММ.ГГГГ срок действия Договора найма продлен на два года на тех же условиях.
Дополнительным соглашением № к договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия договора продлен еще на два года на тех же условиях.
Судом установлено, что в ходе проведенной контрольно-ревизионным отделом УМВД России по Калининградской области ревизии финансово- хозяйственной деятельности была осуществлена проверка обоснованности предоставления жилья сотрудникам УМВД, продления договоров найма служебных жилых помещений в период с 01.04.2017 по 01.05.2018. Данной проверкой выявлено нарушение порядка предоставления ФИО1 служебной однокомнатной квартиры № №, расположенной по адресу : <адрес> по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, на состав семьи 2 человека ( он и жена).
Так, проверкой установлено, что ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в общежитии УМВД, но в общежитии не проживает, его жена зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес>, в которой имеет 1/3 доли в праве собственности, что составляет <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения. Таким образом, ФИО1 является членом семьи собственника жилого помещения, которое находится в населенном пункте по месту его службы- в гор. Калининграде.
Актом ревизии предписано расторгнуть с ФИО1 договор найма служебного жилого помещения, предложить ему освободить указанное жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено уведомление об освобождении в добровольном порядке занимаемое служебное жилое помещение- однокомнатную квартиру № № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу : <адрес> в срок до 01 августа 2018 года.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал на имя начальника УМВД по Калининградской области рапорт, в котором просил рассмотреть вопрос о продлении с ним договора найма служебного жилого помещения по причине невозможности проживания в <адрес> из-за регистрации в нем шести человек, двое из которых инвалиды, и фактического проживания в жилом помещении трех семей.
Срок договора найма служебного жилого помещения-квартиры № расположенной в доме <адрес> УМВД с ФИО1 не продлило, ДД.ММ.ГГГГ заключило с ним соглашение о расторжении договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№.
Несмотря на подписание соглашения о расторжении договора найма служебного жилого помещения, ФИО1 и ФИО2 до настоящего времени продолжают проживать в указанном жилом помещении, в добровольном порядке его не освободили.
Требования УМВД России по Калининградской области суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, с учетом нижеследующего.
Из вышеперечисленных норм действующего законодательства следует, что служебное жилое помещение должно предоставляться сотруднику органов внутренних дел, не имеющим жилого помещения в населенном пункте.
Не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы признается сотрудник, в том числе, не являющийся членом семьи собственника жилого помещения.
Положениями ст. 31 ЖК РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг. а также дети и родители данного собственника.
Согласно сведениям, полученным из Управления Росреестра по Калининградской области, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную в <адрес>, зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время.
Помимо ФИО2, в данном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрированы ее мать ФИО8, сестры ФИО9ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО10ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ года зять ФИО11, с ДД.ММ.ГГГГ года внук ФИО12ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Наличие в собственности у ФИО2 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по месту прохождения ФИО1 службы в гор. Калининграде означает, что последний не нуждался в предоставлении служебного жилого помещения по установленным законом основаниям, что свидетельствует об отсутствии у ответчиков права на проживание в спорном жилом помещении.
Доводы ФИО1 о невозможности проживания в <адрес> из за регистрации в ней шести человек, двое из которых инвалиды, суд не может принять во внимание.
Как отмечалось выше, основанием предоставления сотруднику органов внутренних дел служебного жилого помещения является отсутствие у него и членов его семьи жилого помещения в населенном пункте по месту службы. Отсутствие возможности проживания в таком жилом помещении из-за регистрации в нем лиц, не являющихся членами одной семьи и имеющим инвалидность, не является основанием для предоставления сотруднику служебного жилья.
Наличие у ФИО1 в органах внутренних дел выслуги более 10 лет также не может служить основанием к отказу УМВД России по Калининградской области в удовлетворении заявленных исковых требований
Пункты 27,28 типового положения о невозможности выселения из служебного жилого помещения сотрудника ОВД, имеющего выслугу более 10 лет в правоохранительных органах, распространяется на сотрудников, проживающих в служебных жилых помещениях и прекративших службу.
ФИО1 в настоящее время не прекратил службу в правоохранительных органах, за ним сохраняется право на обеспечение жильем, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования УМВД России по Калининградской области –удовлетворить.
Признать расторгнутым договор № найма служебного жилого помещения-квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу : <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между УМВД РФ по Калининградской области и ФИО1.
Выселить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. из служебного жилого помещения- <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский облсуд через Московский районный суд гор. Калининграда в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья: Н.В. Кулакова
Мотивированное решение изготовлено 25.01.2021