дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2016 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Мохового М.Б.,
при секретаре Брыляковой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по иску ФИО1, действующего в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4 к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о признании права на приватизацию квартиры и признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, действующий в интересах ФИО2ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о признании за ними права собственности в порядке бесплатной приватизации по 1/3 доли за каждым на <адрес>№ общей площадью 56 кв.м. каждая, расположенных по ул. им. Калинина в <адрес> Западном округе г.Краснодара.
В обоснование своих требований истцы указали, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГФИО1, ФИО6, ФИО3, ФИО4, ФИО2 являются нанимателями квартир № и № в <адрес> в г. Краснодаре.
Квартира согласно договору социального найма жилого помещения принадлежит Министерству обороны Российской Федерации. Наймодателем является ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.
Квартира № состоит из 2 жилых комнат, из которых 2 (1 жилая -16,1 кв.м., 2 жилая – 16,2 кв.м.) являются изолированными. Квартира № состоит из 2 жилых комнат, из которых 2 (1 жилая-16,2 кв.м., 2 жилая-16,3 кв.м.) являются изолированными.
В установленном Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» порядке ФИО3 и члены ее семьи изъявили желание приватизировать указанное жилое помещение.
Однако на письменное обращение истцов к ответчику с требованием о приватизации занимаемого жилого помещения ответ они не получили.
Истцы полагают, что такие действия не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Считают, что они имеют права на приобретение жилого помещения в собственность. Помещение, в котором они проживают, не относится к числу помещений, перечисленных законодателем в Законе о приватизации, не подлежащих приватизации.
Указывают, что поскольку ранее участия в приватизации жилья они не принимали, в силу Конституции Российской Федерации и положений Закона о приватизации у них возникло право на приватизацию занимаемой квартиры.
ФИО1 в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
ФИО3, ФИО4, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте слушании дела в судебное заседание не явились, об уважительных причинах своей не явки суду не сообщили.
Ответчик, надлежаще извещен о слушании дела, не направил в суд представителя, не сообщил об уважительных причинах неявки, не просил суд об отложении дела.
Исходя из содержания ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации его неявка не является препятствием для рассмотрения дела. Поэтому суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституционная обязанность государства охранять права и свободы гражданина обеспечивается деятельностью по законодательному регулированию.
В силу ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации право собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Приведённым конституционным гарантиям корреспондируют нормы гражданского законодательства, в которых законодателем определены различные способы и основания приобретения материального (вещного) права и закреплён принцип свободного оборота (отчуждения, перехода) объектов гражданских прав, перечисленных в статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, к числу которых относится квартира.
Из содержания ст. 212 ГК РФ следует, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, причём особенности приобретения права собственности на такое имущество, равно как и распоряжение последним, зависит от того, находится ли имущество в собственности лица.
Согласно п.12 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и закрепляется за учреждениями Минобороны России на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, зданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» утверждено, что Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Данным Указом Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закреплённого за Вооружёнными Силами Российской Федерации (подпункт 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Принцип свободного оборота (отчуждения, перехода) объектов гражданских прав закреплён в действующем гражданском законодательстве в качестве одного из способов и оснований приобретения права собственности на такие объекты, в том числе объекты недвижимого имущества. Собственник, в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам.
Гарантированному Конституцией Российской Федерации принципу права каждого на жилище корреспондируют положения ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», о предоставлении жилых помещений военнослужащим.
В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении военнослужащему – ФИО1 и совместно проживающим с ним членам семьи: ФИО3, ФИО4, ФИО2, жилого помещения, а также заключен договор социального найма жилого помещения №.
По условиям договора ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ от имени Министерства обороны Российской Федерации, на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, предоставило ФИО1 и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное помещение – <адрес>,27, находящиеся в собственности Министерства обороны Российской Федерации, общей площадью 112 кв.м., состоящие каждая из двух комнат, и расположенные по адресу г. Краснодар, <адрес>. Договор социального найма подписан сторонами.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации определены Законом о приватизации.
Приватизация в ст. 1 Закона о приватизации определена законодателем как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд).
В силу ст. 2 Закона о приватизации граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилом фонде, включая жилой фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении на условиях социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи приобрести эти помещения в собственность.
Решение о передаче недвижимого имущества должен принимать собственник или уполномоченный им орган, которым в соответствии с Законом о приватизации может быть орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также государственное и муниципальное предприятие за которым закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения и государственные или муниципальные учреждения в оперативное управление которым передан жилищный фонд (статья 6 Закона).
Порядок предоставления жилья военнослужащим определён приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с данным приказом уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» полномочия Министерства обороны Российской Федерации по управлению федеральным имуществом, находящимся в ведении Вооружённых Сил Российской Федерации на правах хозяйственного ведения или оперативного управления осуществляет Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Данному государственному органу предоставлено право принимать решения о приватизации федерального имущества закреплённого за Министерством обороны Российской Федерации.
Являясь нанимателем жилого помещения, военнослужащим, и обладая в этой связи правом на приватизацию жилья, ФИО1 обратился к ответчику с письменным заявлением о безвозмездной передаче ему квартир №,27, в порядке приватизации.
Заявление направлено адресату, получено последним, однако согласно ответам № от 09.09.2015г., № от 28.08.15г., и № от 09.09.2015г. вопрос о передачи в собственность занимаемого жилого помещения истцами до настоящего времени не решен, что расценивается судом как отказ в передачи квартиры в порядке военной приватизации.
Суд полагает установленным, что право на приобретение бесплатно в собственность занимаемого истцами жилого помещения на основании договора социального найма должно быть реализовано в независимости от действий, либо бездействий должностных лиц органов государственной власти, поскольку ограничение прав и свобод в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допустимо лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Поскольку целью Закона о приватизации, в его части 2 указано – создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшение использования и сохранности жилищного фонда, отсутствие добровольного разрешения данного спора с собственником во внесудебном порядке, нарушает право истцов на приватизацию и право собственности на спорное жилое помещение, которым они пользуются на условиях социального найма.
В судебном заседании не установлено наличие притязаний прав кого-либо из третьих лиц на указанную квартиру, поскольку в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права на квартиру не зарегистрированы, указанное жилое помещение не значится в реестре федерального и государственного имущества.
Судом не установлено каких-либо предусмотренных законом оснований для отказа истцам в передаче занимаемого жилого помещения в собственность. Данный вывод соответствует преамбуле Закона о приватизации, его статьям 1 и 2, регламентирующих недопустимость отказа в приватизации гражданам занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием. Ограничение в реализации права на приватизацию жилых помещений обусловлено лишь наличием категорий таких жилых помещений, исчерпывающий перечень которых приведён в статье 4 Закона о приватизации. Данных о том, что спорная квартира, занимаемая истцами относится к числу не подлежащих приватизации, представленные материалы не содержат в судебном заседании не установлено.
Истцы участия в приватизации не принимали, иного жилья в собственности не имеют, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав, справками филиала государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ».
Исходя из анализа и оценки всех собранных по делу доказательств, не имеется каких-либо предусмотренных Законом о приватизации оснований для отказа истцам в передаче занимаемого ими жилого помещения в собственность. Поэтому суд полагает установленным наличие оснований приобретения истцами права общей долевой собственности на <адрес>,27, общей площадью по 56 кв.м. каждая, расположенные по адресу: г.Краснодар, <адрес>, в порядке приватизации, по 1/3 доли за каждым.
Поскольку государственная регистрация права собственности, признание и подтверждение государством возникновения материального (вещного) права на объект недвижимого имущества лица, в пользу которого принято решение суда, в силу Федерального закона №122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» производится только при наличии заявления о прекращении зарегистрированного права иного лица на такой объект, настоящее решение является основанием для внесения в реестр изменений в сведения о правах на спорную квартиру.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 233-235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, действующего в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4 к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о признании права на приватизацию квартиры и признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения - удовлетворить.
Признать право собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, общей площадью 56,0 кв.м., расположенную по адресу: г.Краснодар, <адрес> за ФИО3.
Признать право собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, общей площадью 56,0 кв.м., расположенную по адресу: г.Краснодар, <адрес> за ФИО4.
Признать право собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, общей площадью 56,0 кв.м., расположенную по адресу: г.Краснодар, <адрес> за ФИО2.
Признать право собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, общей площадью 56,0 кв.м., расположенную по адресу: г.Краснодар, <адрес> за ФИО3.
Признать право собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, общей площадью 56,0 кв.м., расположенную по адресу: г.Краснодар, <адрес> за ФИО4.
Признать право собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, общей площадью 56,0 кв.м., расположенную по адресу: г.Краснодар, <адрес> за ФИО2.
Данное решение является основанием для внесения изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в сведения о правах на <адрес>, общей площадью 56,0 кв.м., расположенную по адресу: г.Краснодар, <адрес>.
Данное решение является основанием для внесения изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в сведения о правах на <адрес>, общей площадью 56,0 кв.м., расположенную по адресу: г.Краснодар, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца, а стороной не присутствовавшей в судебном заседании в течение 7 дней со дня получения копии решения в Ленинский районный суд г. Краснодара.
Председательствующий: