ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2433/2016 от 02.03.2016 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 марта 2016 года г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Мохового М.Б.,

при секретаре Брыляковой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по иску ФИО1, действующего в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4 к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о признании права на приватизацию квартиры и признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, действующий в интересах ФИО2ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о признании за ними права собственности в порядке бесплатной приватизации по 1/3 доли за каждым на <адрес> общей площадью 56 кв.м. каждая, расположенных по ул. им. Калинина в <адрес> Западном округе г.Краснодара.

В обоснование своих требований истцы указали, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГФИО1, ФИО6, ФИО3, ФИО4, ФИО2 являются нанимателями квартир и в <адрес> в г. Краснодаре.

Квартира согласно договору социального найма жилого помещения принадлежит Министерству обороны Российской Федерации. Наймодателем является ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.

Квартира состоит из 2 жилых комнат, из которых 2 (1 жилая -16,1 кв.м., 2 жилая – 16,2 кв.м.) являются изолированными. Квартира состоит из 2 жилых комнат, из которых 2 (1 жилая-16,2 кв.м., 2 жилая-16,3 кв.м.) являются изолированными.

В установленном Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» порядке ФИО3 и члены ее семьи изъявили желание приватизировать указанное жилое помещение.

Однако на письменное обращение истцов к ответчику с требованием о приватизации занимаемого жилого помещения ответ они не получили.

Истцы полагают, что такие действия не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Считают, что они имеют права на приобретение жилого помещения в собственность. Помещение, в котором они проживают, не относится к числу помещений, перечисленных законодателем в Законе о приватизации, не подлежащих приватизации.

Указывают, что поскольку ранее участия в приватизации жилья они не принимали, в силу Конституции Российской Федерации и положений Закона о приватизации у них возникло право на приватизацию занимаемой квартиры.

ФИО1 в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

ФИО3, ФИО4, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте слушании дела в судебное заседание не явились, об уважительных причинах своей не явки суду не сообщили.

Ответчик, надлежаще извещен о слушании дела, не направил в суд представителя, не сообщил об уважительных причинах неявки, не просил суд об отложении дела.

Исходя из содержания ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации его неявка не является препятствием для рассмотрения дела. Поэтому суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституционная обязанность государства охранять права и свободы гражданина обеспечивается деятельностью по законодательному регулированию.

В силу ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации право собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Приведённым конституционным гарантиям корреспондируют нормы гражданского законодательства, в которых законодателем определены различные способы и основания приобретения материального (вещного) права и закреплён принцип свободного оборота (отчуждения, перехода) объектов гражданских прав, перечисленных в статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, к числу которых относится квартира.

Из содержания ст. 212 ГК РФ следует, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, причём особенности приобретения права собственности на такое имущество, равно как и распоряжение последним, зависит от того, находится ли имущество в собственности лица.

Согласно п.12 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и закрепляется за учреждениями Минобороны России на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, зданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» утверждено, что Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Данным Указом Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закреплённого за Вооружёнными Силами Российской Федерации (подпункт 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

Принцип свободного оборота (отчуждения, перехода) объектов гражданских прав закреплён в действующем гражданском законодательстве в качестве одного из способов и оснований приобретения права собственности на такие объекты, в том числе объекты недвижимого имущества. Собственник, в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам.

Гарантированному Конституцией Российской Федерации принципу права каждого на жилище корреспондируют положения ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», о предоставлении жилых помещений военнослужащим.

В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении военнослужащему – ФИО1 и совместно проживающим с ним членам семьи: ФИО3, ФИО4, ФИО2, жилого помещения, а также заключен договор социального найма жилого помещения .

По условиям договора ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ от имени Министерства обороны Российской Федерации, на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, предоставило ФИО1 и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное помещение – <адрес>,27, находящиеся в собственности Министерства обороны Российской Федерации, общей площадью 112 кв.м., состоящие каждая из двух комнат, и расположенные по адресу г. Краснодар, <адрес>. Договор социального найма подписан сторонами.

Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации определены Законом о приватизации.

Приватизация в ст. 1 Закона о приватизации определена законодателем как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд).

В силу ст. 2 Закона о приватизации граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилом фонде, включая жилой фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении на условиях социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи приобрести эти помещения в собственность.

Решение о передаче недвижимого имущества должен принимать собственник или уполномоченный им орган, которым в соответствии с Законом о приватизации может быть орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также государственное и муниципальное предприятие за которым закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения и государственные или муниципальные учреждения в оперативное управление которым передан жилищный фонд (статья 6 Закона).

Порядок предоставления жилья военнослужащим определён приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с данным приказом уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» полномочия Министерства обороны Российской Федерации по управлению федеральным имуществом, находящимся в ведении Вооружённых Сил Российской Федерации на правах хозяйственного ведения или оперативного управления осуществляет Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Данному государственному органу предоставлено право принимать решения о приватизации федерального имущества закреплённого за Министерством обороны Российской Федерации.

Являясь нанимателем жилого помещения, военнослужащим, и обладая в этой связи правом на приватизацию жилья, ФИО1 обратился к ответчику с письменным заявлением о безвозмездной передаче ему квартир ,27, в порядке приватизации.

Заявление направлено адресату, получено последним, однако согласно ответам от 09.09.2015г., от 28.08.15г., и от 09.09.2015г. вопрос о передачи в собственность занимаемого жилого помещения истцами до настоящего времени не решен, что расценивается судом как отказ в передачи квартиры в порядке военной приватизации.

Суд полагает установленным, что право на приобретение бесплатно в собственность занимаемого истцами жилого помещения на основании договора социального найма должно быть реализовано в независимости от действий, либо бездействий должностных лиц органов государственной власти, поскольку ограничение прав и свобод в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допустимо лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Поскольку целью Закона о приватизации, в его части 2 указано – создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшение использования и сохранности жилищного фонда, отсутствие добровольного разрешения данного спора с собственником во внесудебном порядке, нарушает право истцов на приватизацию и право собственности на спорное жилое помещение, которым они пользуются на условиях социального найма.

В судебном заседании не установлено наличие притязаний прав кого-либо из третьих лиц на указанную квартиру, поскольку в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права на квартиру не зарегистрированы, указанное жилое помещение не значится в реестре федерального и государственного имущества.

Судом не установлено каких-либо предусмотренных законом оснований для отказа истцам в передаче занимаемого жилого помещения в собственность. Данный вывод соответствует преамбуле Закона о приватизации, его статьям 1 и 2, регламентирующих недопустимость отказа в приватизации гражданам занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием. Ограничение в реализации права на приватизацию жилых помещений обусловлено лишь наличием категорий таких жилых помещений, исчерпывающий перечень которых приведён в статье 4 Закона о приватизации. Данных о том, что спорная квартира, занимаемая истцами относится к числу не подлежащих приватизации, представленные материалы не содержат в судебном заседании не установлено.

Истцы участия в приватизации не принимали, иного жилья в собственности не имеют, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав, справками филиала государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ».

Исходя из анализа и оценки всех собранных по делу доказательств, не имеется каких-либо предусмотренных Законом о приватизации оснований для отказа истцам в передаче занимаемого ими жилого помещения в собственность. Поэтому суд полагает установленным наличие оснований приобретения истцами права общей долевой собственности на <адрес>,27, общей площадью по 56 кв.м. каждая, расположенные по адресу: г.Краснодар, <адрес>, в порядке приватизации, по 1/3 доли за каждым.

Поскольку государственная регистрация права собственности, признание и подтверждение государством возникновения материального (вещного) права на объект недвижимого имущества лица, в пользу которого принято решение суда, в силу Федерального закона №122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» производится только при наличии заявления о прекращении зарегистрированного права иного лица на такой объект, настоящее решение является основанием для внесения в реестр изменений в сведения о правах на спорную квартиру.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 233-235 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, действующего в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4 к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о признании права на приватизацию квартиры и признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения - удовлетворить.

Признать право собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, общей площадью 56,0 кв.м., расположенную по адресу: г.Краснодар, <адрес> за ФИО3.

Признать право собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, общей площадью 56,0 кв.м., расположенную по адресу: г.Краснодар, <адрес> за ФИО4.

Признать право собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, общей площадью 56,0 кв.м., расположенную по адресу: г.Краснодар, <адрес> за ФИО2.

Признать право собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, общей площадью 56,0 кв.м., расположенную по адресу: г.Краснодар, <адрес> за ФИО3.

Признать право собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, общей площадью 56,0 кв.м., расположенную по адресу: г.Краснодар, <адрес> за ФИО4.

Признать право собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, общей площадью 56,0 кв.м., расположенную по адресу: г.Краснодар, <адрес> за ФИО2.

Данное решение является основанием для внесения изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в сведения о правах на <адрес>, общей площадью 56,0 кв.м., расположенную по адресу: г.Краснодар, <адрес>.

Данное решение является основанием для внесения изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в сведения о правах на <адрес>, общей площадью 56,0 кв.м., расположенную по адресу: г.Краснодар, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца, а стороной не присутствовавшей в судебном заседании в течение 7 дней со дня получения копии решения в Ленинский районный суд г. Краснодара.

Председательствующий: