ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2433/2021 от 19.08.2021 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело

55RS0-56

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 августа 2021 г.

Центральный районный суд в составе председательствующего судьи Мезенцевой О.П., при помощнике судьи ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Казенному учреждению «Центр занятости населения » о признании незаконными решений о приостановлении выплаты пособия по безработице,

Установил:

Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ была признана безработной и поставлена на учёт в Казенном учреждении «Центр занятости населения ». Взаимодействие с Центром занятости в период нахождения на учете осуществлялось истцом на интерактивном портале государственной службы занятости (далее - Интерактивный портал). Поскольку на учёт истец была поставлена в дистанционном режиме, после признания ее безработной она самостоятельно обратилась в Центр занятости с целью получения консультации, относительно того, каким образом она должна отслеживать необходимость явки в Центр, на что специалист, осуществляющий информационную поддержку, разъяснил ей, что все запланированные явки и взаимодействия можно отслеживать на Интерактивном портале государственной службы занятости в личном кабинете.

Согласно информации, указанной на Интерактивном портале, следующая явка была запланирована на ДД.ММ.ГГГГ, в качестве способа взаимодействия было указано «ПОРТАЛ». Из разъяснений специалиста службы занятости следовало, что в данном случае необходимости в личной явке не имеется, перерегистрация будет осуществлена дистанционно; если в качестве способа взаимодействия будет указано «ЛИЧНАЯ ЯВКА», то в таком случае необходимо явиться лично.

Учитывая полученную информацию, ДД.ММ.ГГГГ истец лично в центр не обращалась, ожидая, что перерегистрация будет произведена дистанционно; пособие должна была получить в течение трёх рабочих дней с момента перерегистрации.

Не дождавшись пособия, истец позвонила в Центр занятости, с целью уточнения причин задержки выплаты пособия. Специалист контактного центра, проверив информацию, сообщила, что выплата пособия приостановлена в связи с неявкой истца на перерегистрацию.

Из разъяснений заместителя начальника ЦЗН САО следовало, что истец должна была явиться лично. Из-за сложившейся ситуацией истец была лишена пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем просит признать приказы П01/21 от ДД.ММ.ГГГГ и П01/21 от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении выплаты пособия незаконными; обязать Казенное учреждение «Центр занятости населения » произвести выплату пособия по безработице за указанный период.

Истец в судебном заседании требования иска поддержала, просила удовлетворить.

Представитель Казенного учреждения «Центр занятости населения » - ФИО4 (по доверенности) просил в иске отказать по доводам отзыва.

В представленном отзыве указал, что в целях постановки на учет в качестве безработного гражданина, ФИО1 подано заявление в электронной форме (далее - заявление) в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - Портал «Работа в России») в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» (далее - Временные правила).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В соответствии с Временными правилами центры занятости запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам признанным в установленном порядке безработными.

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработке безработным принимается центром занятости по месту жительства гражданин не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме, а также на основании вышеуказанных сведений, получаемых центром занятости в порядке межведомственного электронного взаимодействия.

В соответствии с пунктами 7, 8 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных приказом Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн, начисление пособия по безработице осуществляется за фактическое количество дней безработицы (при отсутствии со стороны гражданина нарушена законодательства о занятости населения, подтверждении незанятости гражданина).

По данным регистра получателей государственных услуг в сфер занятости населения - физических лиц, ДД.ММ.ГГГГФИО1 H.I зарегистрирована в целях поиска подходящей работы в отделе занятости населения САО (далее - отдел занятости населения).

Приказом отдела занятости населения от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день назначено пособие по безработице в процентном отношении от средней заработной платы, исчисленной за последние три месяца по последнему месту работы на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (статьи 30, 31.3 Закона о занятости).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год» установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 1500,00 рублей, максимальную величину пособия по безработице в размере 12 130,00 рублей - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000,00 рублей - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице.

На основании вышеуказанных нормативных документов, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 начислено и фактически выплачено пособие по безработице в размере 19 379,30 рублей: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 4 949 82 рублей; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 9 614 66 рублей; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 449,98 рублей; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 13 979,50 рублей.

В соответствии с пунктом 17(1) Временных правил, пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.

Гражданин уведомляется центром занятости населения при личном посещении им центра занятости населения или с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации.

Для целей настоящих Временных правил, в случае если гражданин не взаимодействует с центром занятости населения посредством видеосвязи либо в иной установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации форме в установленные дату и время, это приравнивается к нарушению безработным без уважительных причин сроков перерегистрации безработного.

Распоряжением Министерства труда и социального развития от ДД.ММ.ГГГГ-р «О реализации отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ» установлена очная форма взаимодействия казенных учреждений - центров занятости населения с гражданами, ищущими работу, а также безработными гражданами.

На основании вышеуказанных нормативных документов, ДД.ММ.ГГГГ в личном кабинете Портала «Работа в России» ФИО1 уведомлена о необходимости явки в отдел занятости населения ДД.ММ.ГГГГ по адресу: , каб. 4 и о приостановке выплаты пособия, в случае неявки в центр занятости.

При этом в личном кабинете Портала «Работа в России» отображается хронология уведомлений специалистом отдела занятости населения с указанием даты и времени фиксации комментария.

В соответствии с пунктом 3 Закона о занятости, выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до одного месяца в случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.

Поскольку в назначенный срок для посещения в целях перерегистрации в качестве безработного, а именно ДД.ММ.ГГГГФИО1 не явилась, приказом отдела занятости от ДД.ММ.ГГГГ выплата пособия по безработице приостановлена на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; приказом отдела занятости от ДД.ММ.ГГГГ выплата пособия по безработице приостановлена на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 посетила отдел занятости населения, в связи с чем выплата пособия по безработице возобновлена. В этот же день ФИО1 выданы 2 направления на работу в целях прохождения собеседования с Работодателями для замещения сводных рабочих мест. ,

Таким образом, при принятии решений о приостановке выплаты пособия по безработице ФИО1, работники отдела занятости населения руководствовались действующими нормами Закона о занятости и постановлением Правительства Российской Федерации. Действия работников центра занятости правомерны. Просил в иске отказать.

Представитель Министерства труда и социального развития - ФИО5 (по доверенности) просила в иске отказать по аналогичным доводам.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд пришел к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее - Временные правила), действующие до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 1 Временных правил в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Пунктом 2 Временных правил предусмотрено, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России».

В соответствии с пунктом 4 Временных правил, центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящимися в распоряжении ПФР.

Решение, о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8 Временных правил), а также на основании вышеуказанных сведений, получаемых центром занятости населения в порядке межведомственного электронного взаимодействия.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн утверждены Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам (далее Правила н).

В соответствии с пунктами 7, 8 Правил н, начисление пособия по безработице осуществляется за фактическое количество дней безработицы со дня признания гражданина безработным. Последующие начисления пособия по безработице (при отсутствии со стороны гражданина нарушений законодательства о занятости населения) осуществляется за фактическое количество дней безработицы, включая день последней перерегистрации гражданина в качестве безработного.

Согласно пункту 9 Правил н решение работника центра занятости населения о назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице оформляется в виде приказа о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице. Приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице подписывается уполномоченным лицом центра занятости населения (пункт 12 Правил н).

В соответствии с пунктом 50 Правил н решение работника центра занятости населения о приостановке выплаты пособия по безработице оформляется в виде приказа о приостановке выплаты пособия по безработице на бланке личного дела получателя государственных услуг. Приказ о приостановке выплаты пособия по безработице подписывается уполномоченным лицом центра занятости населения и приобщается к личному делу получателя государственных услуг (в бумажной форме либо в форме электронной сканированной копии документа) (пункт 54 Правил н).

По данным регистра получателей государственных услуг в сфер занятости населения - физических лиц, ДД.ММ.ГГГГФИО1 H.I зарегистрирована в целях поиска подходящей работы в отделе занятости населения САО (далее - отдел занятости населения).

Приказом отдела занятости населения от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день назначено пособие по безработице в процентном отношении от средней заработной платы, исчисленной за последние три месяца по последнему месту работы на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (статьи 30, 31.3 Закона о занятости).

Пунктом 17(1) Временных правил установлено, что пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.

Гражданин уведомляется центром занятости населения при личном посещении им центра занятости населения или с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации.

В случае если гражданин не взаимодействует с центром занятости населения посредством видеосвязи либо в иной установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации форме установленные дату и время, это приравнивается к нарушению безработным без уважительных причин сроков перерегистрации безработного.

Распоряжением Министерства труда и социального развития от ДД.ММ.ГГГГ-р «О реализации отдельных положении постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ» установлена очная Форма взаимодействия казенных учреждении - центров занятости населения с гражданами, ищущими работу, а также безработными гражданами.

По сведениям Портала «Работа в России» ФИО1ДД.ММ.ГГГГ была уведомлена о необходимости явки в отдел занятости населения ДД.ММ.ГГГГ по адресу: , каб. 4 и о приостановке выплаты пособия, в случае неявки в центр занятости.

При этом в личном кабинете гражданина стоящего на учете в качестве безработного, расположенном в Портале «Работа в России» отображается хронология уведомлений специалистом отдела занятости населения с указанием даты и времени фиксации комментария.

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Закона о занятости, выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до одного месяца в случае нарушения безработным без уважительных причин и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.

Поскольку ДД.ММ.ГГГГФИО1 не явилась в отдел занятости населения для перерегистрации, приказом от ДД.ММ.ГГГГ выплата пособия по безработице была приостановлена на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ выплата пособия по безработице приостановлена на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с указанными решениями, истец обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что была введена в заблуждение самими сотрудниками Казенного учреждения «Центр занятости населения », поскольку руководствовалась информацией, размещенной на Интерактивном портале государственной службы занятости .

В подтверждение своих доводов истцом представлен скриншот, распечатанный из личного кабинета Интерактивного портала государственной службы занятости , из которого следует, что следующая явка истца запланирована на ДД.ММ.ГГГГ, в качестве способа взаимодействия было указано «ПОРТАЛ».

Из ответа Министерства труда и социального развития от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с распоряжением Министерства труда и социального развития от ДД.ММ.ГГГГ-р «О реализации отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ» установлена очная форма взаимодействия центра занятости с гражданами, ищущими работу, а также безработными гражданами.

Таким образом, постановка на регистрационный учет безработных граждан, перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется при личном посещении гражданина центра занятости.

Согласно статьи 9 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об установленной дате посещения зарегистрированными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц. Зарегистрированные граждане письменно (под роспись) уведомляются о дате посещения указанного учреждения для подбора подходящей работы.

Также установленную дату назначенного посещения, в которых гражданин должен принять личное участие зарегистрированные граждане могут посмотреть в личном кабинете на сайте «Интерактивный портал государственной службы занятости ».

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник центра занятости САО ФИО2 пояснила, что информация о способе взаимодействия размещается на сайте «Работа в России», дублируется на сайте «Интерактивный портал государственной службы занятости », который является дополнительным. Автоматического размещения информации с сайта «Работа в России» на другие сайты технически не предусмотрено.

Исходя из пояснений данного свидетеля, суд приходит к выводу, что как на сайте «Работа в России», так и на сайте «Интерактивный портал государственной службы занятости » информация о способе взаимодействия размещается сотрудниками Казенного учреждения «Центр занятости населения » вручную, в связи с чем на двух сайтах была размещена разная информация.

Принимая во внимание, что истец под роспись о дате посещения учреждения уведомлена не была; в информации, размещенной на сайте «Интерактивный портал государственной службы занятости », о явке истца ДД.ММ.ГГГГ указано в качестве способа взаимодействия «ПОРТАЛ», суд соглашается с доводами истца, полагает ее причины неявки являются уважительными, в связи с чем полагает необходимым признать приказы П01/21 от ДД.ММ.ГГГГ и П01/21 от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении выплаты пособия недействительными; обязать Казенное учреждение «Центр занятости населения » произвести ФИО1 выплату пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ст. 98 ГПК РФ взыскать с Казенного учреждения «Центр занятости населения » в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать приказы П01/21 от ДД.ММ.ГГГГ и П01/21 от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении выплаты пособия недействительными.

Обязать Казенное учреждение «Центр занятости населения » произвести ФИО1 выплату пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Казенного учреждения «Центр занятости населения » в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб..

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.П. Мезенцева

Мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.