ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2433/2021 от 21.12.2021 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2021 г. г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Солодковой У.С.,

при помощнике судьи Петренко Е.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Усть-Илимска ФИО2,

представителя третьего лица Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2433/2021 по иску ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению Центр занятости населения города Усть-Илимска о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований истец указала, что в связи с увольнением **.**.**** по п.2.ч.1.ст.81 ТК РФ и на основании личного заявления от **.**.**** она была поставлена на учет в Центр занятости населения города Усть-Илимска. В соответствии с частью 1 статьи 318 ТК РФ истец получала выплаты среднего заработка в течение трех месяцев после увольнения. Решением Центра занятости города Усть-Илимска от **.**.**** истцу было отказано в выплате среднемесячного заработка или части по последнему месту работы в течение 4,5,6 месяцев со дня увольнения без указания причин вынесения отказа. Считает решение Центра занятости города Усть-Илимска незаконным, поскольку она относится к категории социально-незащищенной, так как является одиноким родителем, у которого на полном иждивении находится нетрудоспособный член семьи. Все условия, указанные в законе, были выполнены, документы, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств были предоставлены. Просит суд, с учетом уточнений от **.**.****, признать незаконным решение ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска *** от **.**.**** об отказе в выплате работнику среднего месячного заработка за 4,5,6 месяцы со дня увольнения, обязать ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска выдать решение о сохранении среднего месячного заработка за 4,5,6 месяцы со дня увольнения.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала, суду пояснила, что наличие исключительных обстоятельств связывает с тем, что является одинокой матерью, воспитывает несовершеннолетнего ребенка одна. Пособие, как одинокая мама, не получала, поскольку ее доход в период работы превышал минимальный уровень, при котором начисляется пособие. В настоящее время иного дохода она не имеет. Алименты не получает. Просила требования удовлетворить.

Представитель ответчика областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Усть-Илимска ФИО2 исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, указав, что на заседание Комиссии истец не представила соответствующие доказательства, подтверждающие ее социальную незащищенность, а именно то, что она относится к категории одинокий родитель, что на ее иждивении находится несовершеннолетний ребенок. Комиссией принят во внимание план самостоятельного поиска работы, исходя из которого, комиссия не могла прийти к выводу о том, что истцом велся активный поиск работы. Сам факт поиска работы не может являться исключительным случаем. Истец не оставлена без средств к существованию, с **.**.**** по **.**.**** ей назначено пособие по безработице в размере 15 769 рублей, а с **.**.**** по **.**.**** в размере 6 500 рублей. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области ФИО3 пояснила, что истец уволена по п.2.ч.1.ст.81 ТК РФ в связи с сокращением численности или штата работников организации. При увольнении истцу выплачены все причитающиеся при расчете суммы, включая средний заработок за три месяца со дня увольнения. **.**.**** ОГКУ «Центр занятости города Усть-Илимска» вынесено решение об отказе в выплате среднемесячного заработка или части по последнему месту работы в течение 4,5,6 месяцев со дня увольнения. Реализация такого права связано с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения. При установлении исключительного случая не возражает в выплате среднего месячного заработка за 4,5,6 месяцы.

Заслушав объяснения истца, представителей ответчика, третьего лица, исследовав и оценив их наряду с представленными суду письменными доказательствами по делу, в соответствии с требованиями статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 313 - 327).

Статьей 313 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

В соответствии с положениями статьи 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка (часть 1).

В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, а если длительность периода трудоустройства превышает два месяца, - за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц (часть 2).

В исключительных случаях по решению орган службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения (часть 3).

В случае, предусмотренном частью второй настоящей статьи, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания соответственно второго и третьего месяцев со дня увольнения, а в случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, - после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания соответственно четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (часть 4).

Выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации, предусмотренных частями первой - третьей и пятой настоящей статьи, производятся работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (часть 7).

Таким образом, к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации), относятся: факт обращения такого работника в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, не трудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью (отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного).

Орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.

Судом установлено, что ФИО1 уволена с должности специалиста-эксперта отдела назначения и перерасчета пенсии и социальных выплат УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области с **.**.**** по пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ по сокращению штата работников, что подтверждается сведениями о трудовой деятельности, предоставленной из информационных ресурсов Пенсионного Фонда Российской Федерации. Данный факт ответчиком не оспаривается.

Как следует из личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения от **.**.*******ФИО1 обратилась в ОГКУ «Центр занятости города Усть-Илимска» на регистрацию в целях поиска подходящей работы **.**.****, предоставив необходимые документы, и была зарегистрирована в качестве безработного.

Решением ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска от **.**.******* (***) ФИО1 отказано в выдаче решения о выплате работнику среднего месячного заработка или его части по последнему месту работы в течение 4,5,6 месяцев со дня увольнения.

В соответствии с Положением об организационно-методической комиссии областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Усть-Илимска (далее - Комиссия), утвержденным приказом ОГК ЦЗН города Усть-Илимска от **.**.*******, Комиссия постоянно действующий коллегиальный орган, созданный для рассмотрения вопросов и принятия решения о сохранении среднего заработка безработным гражданам, уволенным из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников.

Как следует из протокола *** от **.**.**** заседания организационно-методической комиссии ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска, в результате рассмотрения личного дела ФИО1, с целью принятия решения о сохранении среднего заработка гражданам, уволенным из организации в связи с ликвидацией предприятия либо сокращением численности или штата работника организации, было установлено, что гражданка ФИО1 не занималась активным поиском работы, документов, подтверждающих наличие исключительного случая, ФИО1 не предоставлено, в связи с чем, комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выплаты среднего месячного заработка или его части по последнему месту работы в течение 4,5,6 месяцев со дня увольнения

С такими доводами ответчика суд согласиться не может.

Как следует из карточки персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поисках подходящей работы от **.**.******* в отношении ФИО1, в строке «семейное положение» указано: не состоит в браке, имеет 1 ребенка до 18 лет, воспитывает несовершеннолетних детей, предпенсионный возраст.

Согласно свидетельству о рождении II-СТ ***, выданному отделом по Усть-Илимскому району и г. Усть-Илимску управления службы ЗАГС Иркутской области **.**.****, ФИО1 имеет сына, **.**.**** рождения. В графе отец указан ***

Из справки судебного пристава-исполнителя Усть-Илимского РОСП УФССП России по Иркутской области от **.**.**** следует, что исполнительное производство о взыскании алиментов с *** отсутствует. Исполнительный документ на принудительное исполнение не предъявлялся, исполнительное производство не возбуждалось.

В судебном заседании ФИО1 подтвердила, что с заявлением о взыскании алиментов к ответчику не обращалась, проживает с сыном одна, отец ребенка участия в его воспитании, содержании не принимает, алименты с отца ребенка не взыскивались.

Из справки Общества с ограниченной ответственностью «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство – 2008» от **.**.**** следует, что ФИО1 проживает совместно с сыном, **.**.**** рождения.

Оценивая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что на полном иждивении ФИО1 находится ее несовершеннолетний сын, *** г. рождения (***) и несмотря на то, что у ребенка есть отец, который также как и истец обязан содержать его.

ФИО1 в судебном заседании пояснила, что меры социальной поддержки не получает, поскольку ее доход был достаточным.

ФИО1 назначалась единовременная выплата в размере 10 000 рублей как родителю ребенка в возврате от 6 до 18 лет, на основании постановления Правительства РФ от 12.07.2021 N 1158 "Об утверждении Правил осуществления выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 396 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей". Указанная выплаты производилась в общем порядке.

Согласно бланку самостоятельного поиска работы ФИО1 осуществляла поиск всеми возможными способами, в том числе путем поиска работы в сети Интернет на соответствующих сайтах, что ответчиком в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не опровергнуто.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Федеральный закон от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации

В статье 1 указанного закона дано понятие прожиточного минимума. Прожиточный минимум включает в себя стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (абзац третий). При этом потребительская корзина - это необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания (абзац второй).

Постановлением Правительства Иркутской области от 09.02.2021 N 69-пп "Об установлении величины прожиточного минимума в Иркутской области на 2021 год" установлена величина прожиточного минимума на 2021 год по районам Крайнего Севера Иркутской области и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в расчете для трудоспособного населения - 15975 рублей, детей - 15590 рублей

То обстоятельство, что у ребенка есть отец, который также как и мать обязан содержать его, свидетельствует о том, что прожиточный минимум на семью ФИО1 включающую одного члена семьи - несовершеннолетнего ребенка составит 23 770 рублей (15975 рублей + 7 795 рублей (50 % от величины прожиточного минимума детей, от 15 590 рублей).

Размер назначенного пособия ФИО1 ниже уровня прожиточного минимума на трудоспособного взрослого, и ниже уровня прожиточного минимума на семью ФИО1

Судом исследован вопрос доходов истца. С этой целью проверено движение средств по дебетовым картам истца, ее лицевым счетам. Как видно из представленных выписок доходы истца после момента увольнения **.**.**** составляют заработная плата, выплачиваемая в течение трех месяцев работодателем, единовременная выплата на ребенка 10000 руб., с **.**.**** - пособие по безработице.

Из пояснений истца следует, что поступления от физических лиц носят характер заемных средств, а также средств по поводу дня рождения сына, что не оспаривалось ответчиком.

ФИО1 с **.**.**** было назначено пособие по безработице в размере - 15 769 рублей, с **.**.**** по **.**.**** в размере 6 500 рублей.

Судом проанализированы расходы семьи ФИО1: коммунальные платежи в месяц составляют в среднем 4 000 рублей, взнос на капитальный ремонт 465,65 рублей, оплата домофона 50 рублей, оплата интернета 355 рублей, оплата услуг по вывозу мусора 61,89 рублей, итого в среднем 4 932,54 рублей.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ФИО1 уволена с прежнего места работы в связи с сокращением численности или штата сотрудников организации, ее обращение в орган службы занятости населения имело место в срок, предусмотренный частью 3 статьи 318 ТК РФ, ФИО1 не была трудоустроена в течение трех месяцев со дня увольнения. В ходе судебного разбирательства в отношении ФИО1 установлены исключительные обстоятельства для сохранения среднего заработка уволенного работника, связанные с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, а именно: наличие на иждивении нетрудоспособного члена семьи, в связи с чем, суд приходит к выводу, что ФИО1 относится к социально незащищенным гражданам. Указанные обстоятельства объективно существовали на момент вынесения оспариваемого решения. При таком положении решение об отказе в выдаче решения о выплате работнику среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяц со дня увольнения нельзя признать законным и обоснованным.

Довод ответчика о том, что документы подтверждающие наличие исключительного случая не были предоставлены на заседание комиссии, суд считает необоснованным. В материалах личного дела ФИО1, имеется указание на наличие несовершеннолетнего ребенка в возрасте до 18 лет. Однако, комиссия не проверила данное обстоятельство, не предложила представить дополнительные документы, подтверждающие факт нахождения несовершеннолетнего на иждивении работника, факт их совместного проживания, отсутствия иных источников средств к существованию.

Как следует из анализа частей 3, 4 статьи 318 ТК РФ принятие решения органом службы занятости населения по вопросу сохранения среднего заработка должно осуществляться последовательно, после окончания соответственно 4,5,6 месяцев. Принятие решения об отказе одномоментно за 4,5,6 месяцы, в данном случае, противоречит частям 3,4 статьи 318 ТК РФ.

Решение ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска от **.**.******* (***) об отказе ФИО1 в выдаче решения о выплате работнику среднего месячного заработка или его части по последнему месту работы в течение 4,5,6 месяцев со дня увольнения, подлежит признанию незаконным.

Поскольку срок, предусмотренный частью 3 статьи 318 ТК РФ, для принятия решения по пятому и шестому месяцам после увольнения на момент вынесения решения суда наступил, требование о возложении обязанности выдать ФИО1 решение о выплате работнику среднего месячного заработка или его части по последнему месту работы в течение 4,5,6 месяцев со дня увольнения подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Усть-Илимска *** от **.**.******* об отказе ФИО1 в выдаче решения о выплате работнику среднего месячного заработка или его части по последнему месту работы в течение 4,5,6 месяца со дня увольнения.

Обязать областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Усть-Илимска выдать ФИО1 решение о выплате работнику среднего месячного заработка или его части по последнему месту работы в течение 4, 5, 6 месяцев со дня увольнения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья У.С. Солодкова

Мотивированное решение составлено 30.12.2021.