Дело № 2-2433/2022
03RS0004-01-2022-002038-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Уфа 28 июня 2022 года
Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идиятовой Н.Р.,
при секретаре Кулуевой А.Р.,
с участием истца Газизова И.С.,
представителя ответчика Шамматовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Газизова И.С. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании решения незаконным и включении в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел периода службы в органах службы судебных приставов,
У С Т А Н О В И Л:
Газизов И.С. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании решения незаконным и включении в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел периода службы в органах службы судебных приставов.
В обоснование исковых требований Газизов И.С. ссылается на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в органах внутренних дел МВД по РБ в Татышлинском РОВД на различных должностях. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил государственную гражданскую службу в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Нефтекамского межрайонного отдела ССП УФССП по РБ. С ДД.ММ.ГГГГ он проходит службы в органах внутренних дел МВД по РБ в должности дежурного изолятора временного содержания отдела МВД России по г.Нефтекамску, отделения МВД России по городу Агидели. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с рапортом о включении в стаж службы в органах внутренних дел РФ периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в УФССП России по РБ в качестве судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Согласно ответу на указанный рапорт от ДД.ММ.ГГГГ периоды службы до ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом в стаж службы в органах внутренних дел не могут быть засчитаны на основании Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ответчиком ему отказано во включении стажа службы в УФССП РФ по РБ в выслугу лет и в перерасчете надбавки к окладу за выслугу лет, чем нарушены его права на достойную оплату труда, на отдых, а в последующем права на заслуженное пенсионное обеспечение. Просит обязать МВД по РБ включить в выслугу лет в календарном исчислении период его службы в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов УФССП РФ по РБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет надбавки за выслугу лет.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены - отделение МВД России по городу Агидели и Управление ФССП по РБ.
В судебном заседании истец Газизов И.С. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика МВД по РБ Шамматова А.И. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отклонить.
Представитель третьего лица Управление ФССП по РБ, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не известил.
Представитель третьего лица отделение МВД России по городу Агидель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не известил.
Суд, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно ст.6, ч. 1 ст.17, ч.1 ст.46 Конституции РФ, каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ, в которой признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно п.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Исходя из смысла данной нормы, не подлежат удовлетворению требования лица, права, свободы и законные интересы которого не нарушены и не могут быть восстановлены в судебном порядке.
Согласно ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Газизов И.С. обратился начальнику Отделения МВД России по городу Агидели с рапортом о включении в стаж службы в органах внутренних дел РФ периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в УФССП России по РБ в качестве судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
В ответе Отделения МВД России по городу Агидель от ДД.ММ.ГГГГ№ на обращение Газизова И.С. сообщено, что периоды в УФССП России по РБ в качестве судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов до ДД.ММ.ГГГГ в стаж службы в органах внутренних дел не могут быть засчитаны.
Согласно записям в трудовой книжке Газизова И.С. ДД.ММ.ГГГГ принят и назначен на государственную гражданскую должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Нефтекамского городского суда, что подтверждается приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в связи с организационно-штатными изменениями переведен и назначен на государственную гражданскую должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Нефтекамского межрайонного отдела судебных приставов, что подтверждается приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ присвоен классный чин юрист 3 класса. ДД.ММ.ГГГГ на основании указана Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ классный чин юрист 3 класса соответствует классному чину государственной службы РФ референт государственной гражданской службы РФ 3 класса, что подтверждается приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ присвоен классный чин референт государственной гражданской службы РФ (2 класса), что подтверждается приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ присвоен классный чин референт государственной гражданской службы РФ 1 класса, что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-к. ДД.ММ.ГГГГ расторгнут служебный контракт освобожден от занимаемой должности и уволен с Федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы РФ», что подтверждается приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в органах внутренних дел по настоящее время, что подтверждается приказом ОМВД № от ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе на дату увольнения истца регламентирован Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
На основании ч.1 ст.38 Федерального закона N 197-ФЗ стаж службы (выслуга лет) исчисляется в порядке, установленном указанным Законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Согласно ч.2 ст.38 Федерального закона N 197-ФЗ в редакции, действовавшей на момент замещения истцом должности судебного пристава в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включался период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Изменения в п.5 ч.2 ст.38 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" о дополнении указанного пункта словами "органах принудительного исполнения Российской Федерации" внесены Федеральным законом от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01 января 2020 года. После указанных изменений в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе стали включаться, в том числе: период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации (п. 5).
В соответствии с пп.1 ч.4 ст.38 Федерального закона N 197-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды, указанные в ч.2 и 3 данной статьи, а также периоду, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее - Закон РФ N 4468-1) (в календарном или льготном исчислении).
Согласно п. "а" ст.13 Закона РФ N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют, в том числе лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
В соответствии со ст.6.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118- ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 328-ФЗ от 01 октября 2019 г.) система принудительного исполнения Российской Федерации включает в себя: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в, установленной сфере деятельности (Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения, а также территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (и их подразделения). До 01 января 2020 г. данный Федеральный закон именовался "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах).
В силу ч.2 ст.3 Закона о судебных приставах судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 утвержден порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации (далее - Порядок исчисления выслуги).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 723 в указанное постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 внесены изменения, согласно которым действие Порядка исчисления выслуги распространено на органы принудительного исполнения Российской Федерации.
При этом в п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 723 прямо определено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2020 года, за исключением п.15, вступающего в силу с 01 июля 2020 года.
При этом существование нового правового регулирования на момент исчисления стажа службы истца не имеет правового значения, поскольку юридически значимым обстоятельством в данном случае является определение момента возникновения правоотношений, а именно период несения истцом службы в органах принудительного исполнения.
Принимая во внимание, что деятельность приставов не определяется как особый вид государственной службы, период службы истца Газизова И.С. в должности судебного пристава-исполнителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включению в выслугу лет для назначения пенсии истцу как сотруднику, проходившему службу в уголовно-исполнительной системе, не подлежит.
Кроме того, должность судебного пристава-исполнителя не относится и к государственной должности Российской Федерации, поскольку в Перечне государственных должностей Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11 января 1995 года N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" должность судебного пристава-исполнителя не поименована, а должность федеральной государственной гражданской службы и государственная должность Российской Федерации не тождественны.
Занимаемая истцом должность старшего судебного пристава -исполнителя не значится как государственная должность Российской Федерации, так как должность федеральной государственной гражданской службы и государственная должность Российской Федерации не являются тождественными.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что деятельность приставов не определяется как особый вид государственной службы, период службы истца в должности судебного пристава-исполнителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включению в выслугу лет для назначения пенсии истцу как сотруднику, проходившему службу в органах внутренних дел, не подлежит, со стороны ответчика МВД по РБ права истца Газизова И.С. нарушены не были, а потому исковые требования Газизова И.С. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании решения незаконным и включении в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел периода службы в органах службы судебных приставов, подлежат отклонению.
Руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении искового заявления Газизова И.С. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании решения незаконным и включении в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел периода службы в органах службы судебных приставов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.
Председательствующий