Дело № **
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составепредседательствующего судьи Леонтьевой Е.А.,
с участием адвоката Чаплыгина А.А.,
при секретаре В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Регионального отделения в Ленинградской области политической партии «Партия Прогресса» об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации регионального отделения политической партии «Партия Прогресса» в Ленинградской области,
установил:
Заявитель обратился в суд с указанным заявлением, просит признать незаконным решение Управления Министерства юстиции РФ по Ленинградской области об отказе в государственной регистрации регионального отделения политической партии «Партия Прогресса» в Ленинградской области; обязать Управление Министерства юстиции РФ зарегистрировать региональное отделение политической партии «Партия Прогресса» в Ленинградской области (л.д. 2-4).
Представители заявителя, действующие на основании ордера и доверенности (л.д. 10, 80), в суд явились, на заявлении настаивали, представили письменные объяснения (доводы) – л.д. 89-91.
Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Ленинградской области Правительства Ленинградской области, действующий на основании доверенности (л.д. 60), в суд явился, возражал против удовлетворения заявления, представил возражения в письменном виде (л.д. 63-65).
Изучив материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 254-255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как указано в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Дела об оспаривании отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций, в частности общественных объединений, религиозных организаций, политических партий, уклонения от такой регистрации подведомственны судам общей юрисдикции
Судом установлено, что заявителем в Управление Минюста России по Ленинградской области были поданы документы для государственной регистрации создания Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии «Партия прогресса» (л.д. 69).
По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов было принято решение о приостановлении государственной регистрации сроком с ** до ** по следующим основаниям: на государственную регистрацию в нарушение абз. 2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» была представлена доверенность от ** г., составленная в простой письменной форме; в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны дата, время и место проведения собрания – представленное Решение третьего съезда Политической партии «Партия Прогресса» по вопросу о назначении и о прекращении уполномоченного лица партии не содержит сведений о времени проведения соответствующего съезда (л.д. 66-67).
** Управлением Минюста России по Ленинградской области было принято оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации, в связи с тем, что не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации: «вновь представленное Партией решение Третьего съезда не содержит сведений о дате его проведения после вынесения Управлением заключения о приостановлении государственной регистрации при создании Партии, в результате отсутствия в содержании Решения Третьего Съезда Партии сведений, которые предусмотрены п. 4 ст. 181.2 ГК РФ; правилами, предусмотренными главой 9 ГК РФ о принятии решения собрания (Съезда), содержания протокола, составляемого в письменной форме, не предусмотрено случаев исправления, в том числе уточнения протоколов собрания (Съезда) по прошествии времени (л.д. 70-71).
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию демократическим правовым государством с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), признает идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (статья 13, части 1 и 3), равенство общественных объединений перед законом (статья 13, часть 4), закрепляет право каждого на объединение и гарантирует свободу деятельности общественных объединений (статья 30, часть 1), а также право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (статья 32, часть 1).
По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в системе конституционного регулирования, право граждан на объединение в политическую партию, включающее в себя правомочия на создание политической партии и участие в ее деятельности, является одной из необходимых форм проявления политической свободы граждан, что обеспечивает их демократическую самоорганизацию в рамках гражданского общества. Возможность для граждан свободно объединяться в политическую партию, создавать партию как юридическое лицо, с тем чтобы действовать коллективно в соответствии со своими политическими интересами, относится, согласно ранее принятым решениям Конституционного Суда Российской Федерации, к числу наиболее важных характеристик права на объединение, без чего данное право лишалось бы смысла; поэтому Конституция Российской Федерации защищает не только свободу деятельности политических партий, но и свободу их создания (данная правовая позиция отражена в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 года № 18-П и от 1 февраля 2005 года № 1-П).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях" региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если: а) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации регионального отделения политической партии; б) территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям названного Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ); в) не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации регионального отделения политической партии.
Государственная регистрация регионального отделения политической партии может быть приостановлена в соответствии с пунктом 5.1 статьи 15 данного Федерального закона при наличии основания для отказа в государственной регистрации регионального отделения политической партии, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 указанной статьи.
Таким образом, согласно Федеральному закону "О политических партиях" политическая партия и ее региональные отделения в установленном законом порядке подлежат государственной регистрации, в процессе которой оценивается устав политической партии, и, если положения ее устава противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, ей может быть отказано в государственной регистрации (статьи 15 и 16, подпункт "а" пункта 1 статьи 20).
В силу диспозитивного характера приведенных законоположений, допускающих определенную свободу усмотрения и оценки при принятии регистрирующими органами решений, связанных с государственной регистрацией политической партии, предполагается, что препятствием для государственной регистрации политической партии могут выступать не любые формальные недостатки (дефекты) текста устава политической партии, а лишь имеющие содержательное значение расхождения его норм с требованиями Конституции Российской Федерации и нормами федеральных законов.
Суд приходит к выводу, что сами по себе неточности, в частности языковые ошибки, юридико-технические дефекты, обнаруженные регистрирующими органами в документах, представленных политической партией в процессе государственной регистрации, не могут служить безусловным основанием для отказа в государственной регистрации политической партии. Регистрирующие органы, будучи связаны в своей деятельности вытекающими из Конституции Российской Федерации требованиями верховенства права, правовой справедливости и равенства всех перед законом, а также признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 18; статья 19, части 1 и 2), при принятии в отношении политической партии решений, в том числе касающихся ее государственной регистрации, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания применения конкретной меры, учитывать все обстоятельства дела, включая характер допущенных нарушений.
В связи с вышеуказанным суд приходит к выводу, что в данном случае не имелось оснований для отказа в регистрации регионального отделения политической партии, так как нарушения, указанные регистрирующим органом заявителями были устранены, действующее законодательство не содержит ограничений по форме исправления допущенных нарушений.
Доводы представителя Управления Минюста Ленинградской области о том, что в настоящее время сведения о политической партии «Партия Прогресса» исключены из ЕГРЮЛ (л.д. 93), не могут служить основанием для отказа заявителю в удовлетворении заявления, так как законность оспариваемого решения проверяется на момент его издания, представителя заявителя пояснили, что основанием для исключения партии из реестра юридических лиц явилось неисполнение требования о наличии региональных отделений, решение об исключении сведений о политической партии «Партия Прогресса» из ЕГРЮЛ обжалуется заявителями в суде *.
В то же время суд не усматривает оснований для обязания зарегистрировать региональное отделение политической партии «Партия Прогресса» в Ленинградской области, так как принятие решения о регистрации или об отказе в регистрации относится к компетенции Управления Минюста, такое решение принимается при условии предоставления заявителем документов, предусмотренных действующим законодательством.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 258, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать решение Управления Министерства юстиции РФ по Ленинградской области об отказе в государственной регистрации регионального отделения политической партии «Партия Прогресса» в Ленинградской области незаконным. В остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд Ленинградской области.
Решение изготовлено в мотивированном виде **
Судья Леонтьева Е.А.