ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2434/18 от 17.08.2018 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-2434/2018

Решение

именем Российской Федерации

17 августа 2018 года г. Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Феоктистовой О.А., при секретаре судебного заседания Дергуновой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству культуры Омской области, Бюджетному учреждению Омской области «Исторический архив Омской области» о выдаче надлежащей справки о заработной плате,

Установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству культуры Омской области, БУОО «Исторический архив Омской области», в котором указывает, что с мая 1990 года по январь 1997 года работала в Отделе торговли № 225, переименованный с 1993 года в отдел торговли № 499. За период с мая 1990 года по сентябрь 1993 года приказы о предоставлении отпусков за 1994 год на хранение в архив не поступали.

ГП «Отдел торговли № 494» по состоянию на 12.12.2993 по 25.07.2000 снят с налогового учета согласно справки УФНС по Омской области от 01.03.2016.

Ссылается на нарушение ответчиками закона о начислении пособия по уходу за ребенком.

Просит обязать ответчиков признать ошибочными 1) сумма 498528 руб. вместо 401044 руб., сумма 498528 руб. – это заработная плата за 4 месяца, в сентябре 1993 года заработная плата 140623 руб., заполнить доходы за 1995 год (пособие по уходу за ребенком с марта 1994 года); 2) признать значение заработной платы с 1990 года по 1992 год согласно справке № 250/ОГ от 30.06.2017 г. Омскстата о средней минимальной заработной плате работников по отрасли «торговля»; 3) признать значение заработной платы с сентября 1992 года по август1993 года среднее значение заработной платы 90922,50 руб., так как пособие 40 % от заработной платы предыдущего года работы и составляет 36369 руб.

В рамках судебного разбирательства истец ФИО1 пояснила, что просит признать недействительными сведения, представленные архивным отделом в архивных справках о периоде и размере ее заработной платы, периоде о размере получаемого пособия по уходу за ребенком. Просит обязать ответчиков представить такие сведения за все периоды ее работы в магазине № 23 Отдела торговли № 494 Сибирского военного округа с 1993 года по 1997 год.

Представители Министерства культуры Омской области по доверенности ФИО2 и ФИО3 исковые требования ФИО1 не признали. Пояснили, что истец неоднократно обращалась в Министерство культуры с требованием выдать ей архивные справки за весь период ее работы в 1990-ых годах. Внести требуемые ФИО4 изменения в архивные справки невозможно, так как на хранения в архивное управление Отделом торговли № 494 Сибирского военного округа представлены документы за ограниченный период времени.

Представитель БУОО «Исторический архив Омской области» по доверенности ФИО5 исковые требования ФИО1 не признала. Представлены письменные возражения на иск.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пользователем архивными документами признается лицо, обращающееся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации (пункт 19 статьи 3 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации").

Как следует из материалов дела, пояснений сторон, истцом в БУОО «Исторический архив Омской области» были поданы заявления от 03.04.2014 о предоставлении справки о заработной плате за 1990-1997 годы, от 18.01.2016 о заработной плате за 1990-1997 годы.

Данные сведения необходимы были для предоставления в Пенсионный фонд РФ для начисления пенсии.

Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответчиками обращения ФИО1 своевременно рассмотрены и требуемые заявителем документы выданы.

Так, БУОО «Исторический архив Омской области» по обращениям ФИО1 выданы справка от 03.07.2017 о профсоюзных отчислениях за 1990-1997 годы, и архивные справки от 23.06.2014, от 26.01.2016 о заработной плате за октябрь-ноябрь 1993 года, март-апрель 1994 года, с марта 1996 года по январь 1997 года, копия личной карточки за 1997 год, справка от 02.08.2017 об удержании профсоюзных отчислений.

Также по запросу Кормиловского районного суда Омской области БУОО «Исторический архив Омской области» были подготовлены справки о стаже работы ФИО1 за 1990-1997 годы от 25.10.2016, о заработной плате за октябрь-ноябрь 1993 года, март-апрель 1994 года, с марта 1996 года по январь 1997 года от 25.10.2016.

При последнем обращении ФИО6 II.В. в 2017 году ей дополнительно были предоставлены ксерокопии ведомостей за октябрь 1993 года и март 1994 года по магазину № 23 от 07.04.2017.

При работе с заявлением о предоставлении справки по начислению заработной платы за период работы ФИО1 с 25.05.1990 по 05.01.1997 согласно имеющейся описи № 2 ответчиком было выявлено только одно дело, где значился магазин с октября 1993 года по июль 1997 года.

Ведомости по начислению заработной платы работникам магазина с мая 1990 года по сентябрь 1993 года, приказы о предоставлении отпусков за 1994 год на хранение в архивное управление Омской области не поступали.

В соответствии с п. 5.12 Правил организации хранения, комплектования, учёта и использовании документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденных приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526 указано, что в тексте архивной справки не допускаются изменения, исправления, суммирование данных, комментарии, собственные выводы исполнителя по содержанию документов, на основании которых составлена архивная справка. Подчистки и помарки в архивных справках не допускаются.

В архивной справке данные воспроизводятся так, как они изложены в документах, а расхождения, несовпадения и неточные названия, отсутствие имени, отчества, инициалов или наличие только одного из них должны быть оговорены в тексте справки в скобках: "Так в документе", "Так в тексте оригинала".

В архивной справке должны быть приведены архивные шифры и номера листов единиц хранения документов, использовавшихся для ее составления.

Согласно п. 3.3.3. Методических рекомендаций по исполнению запросов социально-правового характера, разработанных Федеральным архивным агентством (Росархив) и Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), справка о размере заработной платы для начисления или перерасчета пенсии выдается за 5 лет (за любые 60 месяцев подряд в течение всей трудовой деятельности). Справки, выдаваемые архивными органами, должны строго соответствовать бухгалтерским документам организации. Архив не вправе производить какие-либо подсчеты и вычеты и делать комментарии. Данные приводятся отдельно за каждый месяц, год, без суммирования в пределах года. Расчет среднемесячного и среднегодового заработка архивом не производится. При просмотре документов по начислению заработной платы следует смотреть графу «всего начислено», но не графу «сумма к выдаче».

Из объяснений представителей ответчиков, представленных на обозрение архивных дел следует, что в выданных истцу архивных справках сумма за октябрь 1993 года «401044» взята из графы «Всего по кредиту». Она сложилась из сумм начислений по графам «премия 30 %» в сумме /10177/, «пособие по временной нетрудоспособности» в сумме /51885/, /338982/ (указаны двумя суммами). Также в справках даны отчисления в Пенсионный фонд в суммах /621/, /3388/ (указаны двумя суммами).

В ведомости за октябрь 1993 года сумма «14062341» указана по графе «Сальдо...» на начало месяца; сумма «49852841» указана по графе «Сумма к выдаче сальдо». В этих суммах указана 41 копейка, а не знак «4».

В архивных справках указываются только конкретные суммы начислений по месяцам. За март 1994 года сумма «45360» указана по графе «пособие по временной нетрудоспособности».

Других начислений ведомости не содержат. За апрель 1994 года начислений нет.

С мая 1994 года но февраль 1996 года ФИО6 (Б.) Н.В. в ведомостях по начислению заработной платы работникам магазина № 23 не значится. В личной карточке Б.Н.В. в разделе «дополнительные сведения» указано: «роды ДД.ММ.ГГГГ отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата не указана)».

Суммы начислений с марта по декабрь 1996 года указаны по графе «по ставкам и расценкам» (так в документах), удержаний в Пенсионный фонд нет.

За январь 1997 года начислений нет.

В архивном фонде Омской области хранится только одно дело (единица хранения) ведомость по начислению заработной платы работникам магазина № 23 с октября 1993 года по июнь 1997 года и опись № 2 к фонду № Л-62 «Отдел торговли № 494 Сибирского военного округа».

Так, согласно акту приема-передачи документов на государственное хранение от 14.04.2000 по фонду № Л-62 Отдел торговли № 494 Сибирского военного округа (до марта 1993 года - Отдел торговли № 225 Сибирского Военного округа) поступило 1507 дел по личному составу, в том числе 1500 дел с 1932 года по 1999 год, по описи № 2а поступило 7 дел за период с 1970 года по 1992 год.

В соответствии с п. 10 ст. 23 Закона "Об архивном деле в Российской Федерации" при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

В соответствии с Правилами организации работы архивов документы по личному составу ликвидированной организации при отсутствии правопреемника и вышестоящей организации передаются на временное хранение в специализированный архив (центр) документов по личному составу, а при его отсутствии в государственный архив.

Организацию упорядочения документов ликвидируемой организации, передачи их на хранение или уничтожение осуществляет ликвидационная комиссия, которая может заключить договор на эту работу с организацией (физическим лицом), имеющей соответствующую лицензию или государственным архивом. Прием документов на постоянное хранение оформляется актом приема-передачи дел.

Ведомости начисления заработной платы работникам магазина № 23 оформлены на бланке. В данной форме имеются разделы «Начислено-кредит счета 26» (графы с 5 по 15) и «Выдано, удержано и зачтено-дебет счета 26» (графы с 18 по 33).

Суммы в справках указываются из раздела «Начислено», в данном случае по графе 16 «Всего по кредиту». За октябрь 1993 года у Б.Н.В. произведены следующие начисления: по графе 7 «премия 30 %» в сумме /10177/, по графе 15 «пособие по временной нетрудоспособности» в сумме /51885/, /338982/ (указаны двумя суммами).

Начисление за октябрь 1993 года – 401044.

Ошибок в чтении бухгалтерских документов, как полагает истец, сотрудниками архивного управления не допущено.

Поскольку в ведомости за октябрь 1993 года сумма «49852841» указана в графе «Сумма к выдаче сальдо», знак «41 » следует читать как «41 копейка», а не как период выплаты за четыре месяца, на чем настаивает истец.

При этом судом бесспорно установлено, что на хранение ответчикам представлены только ведомости по начислению заработной платы работникам магазина № 23 с мая 1990 года по сентябрь 1993 года, акт приема-передачи иных документов Отделом торговли № 494 Сибирского военного округа для хранение в исторический архив Омской области не составлялся и не подписывался.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что законных оснований к удовлетворению заявленных ФИО1 исковых требований к данным ответчикам нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству культуры Омской области, Бюджетному учреждению Омской области «Исторический архив Омской области» о выдаче надлежащей справки о заработной плате отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.А. Феоктистова

окончательной форме решение изготовлено 23.08.2018