РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Усольский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Медведева П.В., при секретаре ФИО1, с участием помощника прокурора <адрес> ФИО4, представителей заинтересованных лиц ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта недействующим,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с указанным иском, в обоснование уточненных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению граждан, проживающих по адресу: <адрес>, пр. (данные изъяты), в ходе которой выявлен неопубликованный для всеобщего сведения муниципальный правовой акт - Постановление и.о. главы администрации <адрес> № от 00.00.0000 г. «Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 00», затрагивающий права и законные интересы граждан. Вместе с тем, указанное постановление применяется в нарушение ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Земельный участок с кадастровым номером 00, площадью 00 кв.м., расположенный по адресу; г. (данные изъяты), предоставленный для строительства спортивно-оздоровительного комплекса, принадлежит гр. Ш. на праве собственности, зарегистрированном 00.00.0000 года на основании постановления главы администрации <адрес> № от 00.00.0000 года, договора купли-продажи земельного участка № от 00.00.0000 г.
00.00.0000 г. Ш. обратилась в администрации <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на изменение целевого использования части данного земельного участка, расположенного г. (данные изъяты), предоставленного для строительства спортивно-оздоровительного комплекса.
Постановлением администрации <адрес> № от 00.00.0000 г. «Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 00» изменено разрешенное использование земельного участка из земель населенных пунктов (кадастровый номер 00), расположенного по адресу: (данные изъяты), в установленных границах площадью 00 кв.м. на «для строительства цеха одноразовой посуды».
В кадастровый паспорт земельного участка от 00.00.0000 г. № внесено изменение по разрешенному использованию - для строительства цеха одноразовой посуды.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ указанное решение подлежало опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и должно быть размещено на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет".
В нарушение вышеуказанной нормы текст постановления администрации <адрес> № от 00.00.0000 г. «Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 00» не был опубликован в официальных средствах массовой информации и не размещен на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет".
Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Администрацией города проведены публичные слушания (протокол от 00.00.0000 г. №00).
Порядок официального опубликования муниципальных правовых актов установлен статьёй 57 Устава <адрес>", в силу которой опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется в периодическом печатном издании, обеспечивающем возможность ознакомления с ними жителей <адрес>, иной порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов может осуществляться в случаях, предусмотренных законодательством.
Размещение отделом архитектуры и градостроительства администрации <адрес> объявления в виде краткого информационного сообщения об изменении условно разрешенного использования земельного участка не может являться надлежащим исполнением требований Градостроительного кодекса РФ и прав граждан на благоприятные условия жизнедеятельности.
Официальная публикация постановления № от 00.00.0000 г. обязательна в целях соблюдения прав граждан, проживающих в пределах территориальной зоны в границах которой расположен данный земельный участок на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, поскольку изменение разрешенного вида использования земельного участка для строительства объекта по производству пластиковой посуды подвергает риску негативного воздействия на окружающую среду.
Таким образом, Постановление администрации <адрес> № от 00.00.0000 г. «Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 00» является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы граждан, и в нарушении установленных норм официально не опубликовано для всеобщего сведения.
Официальное опубликование нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан, является обязательным условием их вступления в юридическую силу.
Частью 2 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования). Данное правило основано на положении части 3 статьи 15 Конституции РФ.
Согласно части 3 статьи 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Администрацией <адрес> норма, установленная Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", грубо нарушена при правоприменении постановления администрации <адрес> № от 00.00.0000 г. «Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 00».
Деятельность органов муниципального образования, как публичных субъектов, в силу части 1 статьи 1, части 2 статьи 4, частей 1-2 статьи 15, частей 1 - 2, 5 статьи 76 Конституции РФ, должна осуществляться исключительно на правовых основаниях и в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и действующим законодательством.
Кроме того, в силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.
При изменении вида разрешенного использования земельного участка и
принятии постановления от 00.00.0000 г. № «Об изменении разрешенного
использования земельного участка с кадастровым номером 00» в
нарушение требований статей 9, 23 Градостроительного кодекса РФ, не были
учтены положения Генерального плана <адрес> о территориальном планировании, границах функциональных зон городского округа.
Вместе с тем, согласно Генеральному плану <адрес> утвержденному Решением Думы МО <адрес> от 00.00.0000 г. N 00 "Об утверждении генерального плана муниципального образования <адрес>", Правилам землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, утв. Решением Думы <адрес> от 00.00.0000 г. № 000/6, земельный участок с кадастровым номером 00, а также земельные участки, граничащие с указанным земельным участком, находятся в зоне делового назначения.
Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Однако, в нарушение всех вышеуказанных норм гр. Ш. на земельном участке (кадастровый номер 00), расположенном по адресу: (данные изъяты), площадью 00 кв.м. без получения разрешения на строительство был построен цех одноразовой посуды, затем подано заявление о выдаче разрешения на изменение целевого использования части данного земельного участка, предоставленного «для строительства спортивно-оздоровительного комплекса» на целевое назначение: для строительства цеха одноразовой посуды. Постановлением администрации <адрес> № от 00.00.0000 г. «Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 00» изменено разрешенное использование земельного участка из земель населенных пунктов (кадастровый номер 00), расположенного по адресу: (данные изъяты), в установленных границах площадью 00 кв.м. «для строительства цеха одноразовой посуды». Затем без соблюдения установленной законом процедуры ввода объекта в эксплуатацию, самовольно построенный химический объект 5 класса опасности был узаконен в судебном порядке.
При этом изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществлено администрацией в нарушение статей 9, 23 Градостроительного кодекса РФ, без учета генерального плана <адрес> о территориальном планировании и границах функциональных зон городского округа, согласно которым данный земельный участок по адресу: (данные изъяты), с кадастровым номером 00, с расположенным на нем предприятием 5 класса опасности находится в зоне делового назначения (Правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, утв. Решением городской Думы от 00.00.0000 г. № 00), окружен жилыми домами.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования данного земельного участка «для строительства цеха одноразовой посуды» нарушает права муниципального образования <адрес>, поскольку препятствует развитию территории города в соответствии с утвержденным Генеральным планом города, а также нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятные условия проживания.
Наличие названных нарушений создает опасность причинения вреда здоровью и жизни граждан. Вышеперечисленные в заявлении нарушения требований градостроительного законодательства могут способствовать наступлению тяжелых последствий. Таким образом, в случае возникновения чрезвычайной ситуации может привести к тяжелым несчастным последствиям. Указанным строительством создана не оправданная угроза для жизни и здоровья граждан.
Прокуратура Российской Федерации, являясь единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, вправе обратится в суд с заявлением в интересах РФ, неопределенного круга лиц о признании муниципального правового акта недействительным.
Интересы Российской Федерации заключаются в единообразии применения действующего закона, при осуществлении возложенных на орган власти и должностных лиц полномочий. Действующим законодательством не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Интересы неопределенного круга лиц нарушены несоблюдением администрацией города требований закона об официальной публикации данного постановления поскольку изменение разрешенного вида использования земельного участка для строительства объекта 5 класса опасности (производство пластиковой посуды) подвергает риску негативного воздействия окружающую среду. Указанный объект по санитарной классификации относится к 5 классу опасности, поэтому будет оказывать негативное влияние на окружающую среду и гигиенические условия жизни населения (загрязнение почвы твердыми бытовыми отходами, водоема - сточными водами).
В силу требований статей 1, 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 77 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также за соответствием законам, издаваемых ими правовых актов.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Статьей 13 Гражданского кодекса РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, так же нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Если подлежащий опубликованию нормативный акт не был опубликован, но рассматривался заинтересованными лицами как действующий, породил правовые последствия, прокурор, в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
На основании изложенного и с учетом уточненных требований прокурор <адрес> просит признать Постановление администрации муниципального образования <адрес> от 00.00.000 г. № «Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 00» недействительным с момента его издания (л.д. ).
Определением Усольского городского суда от 00.00.0000 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Ш. (л.д. ).
В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 на заявленных требованиях настаивает по основаниям, изложенным в заявлениях.
Заинтересованные лица Ш. и А. в судебное заседание не явились, просят дело рассмотреть в их отсутствие (л.д. ).
Представители заинтересованных лиц ФИО2, ФИО3 и ФИО5, действующие по доверенностям (л.д. ), возражают против заявленных прокурором требований, указывая на законность изменения вида разрешенного использования земельного участка и законность оспариваемого постановления.
Представитель администрации муниципального образования <адрес> ФИО6, действующая по доверенности (л.д. ), согласна с требованиями прокурора, указав, что изменение разрешенного вида использования земельного участка, принадлежащего Ш. произведено в нарушение генерального плана <адрес>, а также правил землепользования и застройки.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации <адрес> от 00.00.0000 г. за № Ш. предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок из земель поселений, с кадастровым номером 00, площадью 00 кв.м., расположенный в г. (данные изъяты), для строительства спортивно-оздоровительного центра (л.д. ). 00.00.0000 г. с Ш. заключен договор аренды сроком на три года (л.д. ).
Постановлением главы администрации <адрес> от 00.00.0000 г. № указанный земельный участок предоставлен в собственность Ш. для строительства спортивно-оздоровительного центра (л.д.), между сторонами заключен договор купли-продажи, право собственности Ш. зарегистрировано в установленном порядке (л.д. ).
Также установлено, что 00.00.0000 г. Ш. обратилась в администрацию города с заявлением об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка (л.д. ).
00.00.0000 г. комиссией при администрации муниципального образования проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 00 площадью 00 кв.м. Согласно акту № от 00.00.0000г. комиссия посчитала возможным изменить разрешенное использование части земельного участка площадью 00 кв.м. со строительства спортивно-оздоровительного центра на строительство цеха одноразовой посуды, и указала на пригодность участка для строительства цеха одноразовой посуды (л.д. 36). Ш. получено санитарно-эпидемиологическое заключение от 00.00.0000 г. о соответствии проектной документации в связи с изменением вида разрешенного использования требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (л.д. ).
Постановлением мэра <адрес> от 00.00.0000 г. № назначены публичные слушания по обсуждению вопроса о предоставлении разрешения на изменение разрешенного вида использования земельного участка по пр. (данные изъяты) (л.д. ).
С учетом результатов проведенных публичных слушаний (л.д. ), постановлением администрации муниципального образования <адрес> от 00.00.0000 г. № изменено разрешенное использование земельного участка из земель населенных пунктов (кадастровый номер 00), расположенного по адресу: (данные изъяты), площадью 00кв.м., для строительства цеха одноразовой посуды (л.д. 9).
Земельному участку площадью 00 кв.м. присвоен кадастровый номер 00, право собственности Ш. на него зарегистрировано 00.00.00000 г. (л.д. ).
Решением Усольского городского суда от 00.00.0000 г. за Ш. признано право собственности на нежилое здание - цех одноразовой посуды, общей площадью 00 кв.м. по адресу: (данные изъяты) (л.д. ).
По договору дарения от 00.00.0000 г. Ш. подарила А. земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства цеха одноразовой посуды, площадью 00 кв.м., по адресу: (данные изъяты) (л.д. ).
Оспаривая постановление администрации муниципального образования <адрес> от 00.00.0000 г. № «Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 00», прокурор указывает на его нормативность, а соответственно на необходимость его опубликования в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Учитывая указанные разъяснения, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление не является нормативным правовым актом, поскольку принято в отношении земельного участка, принадлежащего конкретному гражданину (Ш.), а само по себе изменение вида разрешенного использование земельного участка не затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В связи с чем, оспариваемое постановление не подлежало обязательному опубликованию, а потому не может быть признано недействительным по указанному прокурором основанию.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 57 Устава <адрес>" (утв. решением ГД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 80) опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется в периодическом печатном издании, обеспечивающем возможность ознакомления с ними жителей <адрес>.
Из материалов дела следует, что в 00 номере газеты «(данные изъяты)» от 00.00.0000 года было размещено объявление о принятии администрацией города оспариваемого постановления (л.д. ).
Необоснованными суд находит и утверждение заявителя о том, что изменение разрешенного вида использования земельного участка, принадлежащего Ш. произведено в нарушение генерального плана <адрес>, а также правил землепользования и застройки.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, с учетом результатов публичных слушаний (пункт 3 части 1 статьи 4 данного Закона).
Постановление администрации муниципального образования <адрес> от 00.00.0000№ принято надлежащим лицом, с учетом результатов публичных слушаний.
Правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес> утверждены решением Думы МО <адрес> от 00.00.0000 г. № 00, т.е. после принятия оспариваемого постановления (л.д. ).
Согласно генерального плану муниципального образования <адрес>", утв. решением Думы МО <адрес> от 00.00.0000 г. N 00, земельный участок с кадастровым номером 00 расположен в зоне делового, общественного и коммерческого назначения, что не оспаривалось участниками процесса.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Вместе с тем, сам генеральный план города не содержит градостроительных регламентов, которые бы ограничивали использование земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно Правилам землепользования и застройки <адрес>, регламент зоны делового, общественного и коммерческого назначения не предусматривает в качестве возможного вида разрешенного использования такой вид как «строительство цеха одноразовой посуды».
Между тем, как установлено судом, данные правила были утверждены спустя полтора года после изменения вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Ш.
Пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливает, что если земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что использование нежилого здания - цеха одноразовой посуды, опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, в материалах дела не имеется.
Таким образом, постановление администрации муниципального образования <адрес> от 00.00.0000 г. № принято уполномоченным лицом, в установленном законом порядке, и не противоречило существовавшему на момент его принятия законодательству.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований прокурора <адрес> не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта недействующим, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья П.В. Медведев
Решение по делу вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.