Дело № 2-2435/2013 Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09декабря2013года
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Т.А.Зотовой,
при секретаре А.А. Марушкиной,
с участием представителя Управления муниципальным имуществом администрации Арзамасского района Нижегородской области по доверенности Сорокиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления муниципальным имуществом администрации Арзамасского района Нижегородской области к Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области,религиозной организации «Нижегородская Епархия Православной церкви (Московский Партиархат)» о признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципальным имуществом администрации Арзамасского района Нижегородской области обратилась в суд с иском о признании права муниципальной собственности,с последующей передачей в муниципальную казну,на объект недвижимого имущества - ***,площадью *** кв.м.,расположенного по адресу:<адрес>.
Заявленные требования мотивировало тем,что<дата> Управление муниципальным имуществом администрации Арзамасского района,наделенное,в соответствии с Положением об Управлении,полномочиями управлять ираспоряжаться муниципальным имуществом,поставило на учет в Управлении Федеральной службыгосударственной регистрации,кадастра и картографии по Нижегородской области как бесхозяйноенедвижимое имущество,собственник которого неизвестен,***.
Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещьопределен в п.3ст.225ГК РФ.Прежде чем муниципальный орган (а именно:управлениемуниципальным имуществом администрации Арзамасского района) обратится в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь,она должна быть принята научет органом,который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимоеимущество.Постановка на учет осуществляется по заявлению органа местного самоуправления,натерритории которого эта вещь находится.Если в течение года со дня постановки бесхозяйнойнедвижимой вещи на учет никто не заявит о своих правах на нее,то только тогда соответствующийорган может обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности наданную вещь.Таким образом,законодатель устанавливает определенный период времени,в течениекоторого бесхозяйная недвижимая вещь,принятая на учет,может вернуться к собственнику илиперейти к другим лицам по приобретательной давности.
Указанное имущество собственника не имеет,что подтверждается сообщениями изТерриториального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом поНижегородской области № от (дата), № от (дата),Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области № от (дата), № от (дата),Арзамасского филиала ГП НО«***» № от (дата), № от (дата),УМИ администрацииАрзамасского района № от (дата), № от (дата).
Статья290ГПК РФ предусматривает постановку па учет органом,осуществляющимгосударственную регистрацию права на недвижимое имущество,в течение года.Данное бесхозяйноеимущество принято на учет,что подтверждается выписками из Единого государственного реестраправ на недвижимое имущество и сделок с ним № от (дата), № от (дата).
Статья50Федерального закона от06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации" содержит весьма обширный перечень имущества,который может находиться в собственности
муниципального образования и использоваться для решения вопросов местного значения,с принятием Федерального закона № 131-ФЗ пополнение муниципальной казны происходит в основном за счет перераспределения федерального,регионального и муниципального имущества.Хотя муниципалитет вправе приобретать имущество и другими способами.Одним из таких способовявляется приобретение права собственности на бесхозяйное имущество.
Вместе с темст.50Федерального закона № 131-ФЗне может рассматриваться какформирующая закрытый перечень имущества,которое может находиться в муниципальнойсобственности(Определение Конституционного Суда РФ от02.11.2006 № 540-0).
Каждое муниципальное образование имеет на своей территории брошенные и бесхозяйные объекты недвижимости.Первоочередная задача для муниципалитетов в сфере управления имуществом-выявление таких объектов с последующим их оформлением в муниципальнуюсобственность.А если говорить об объектах инфраструктуры,то это еще и необходимость,так какотсутствие собственника и хозяина у таких объектов создает угрозу нарушения общественного порядка.
Так же, решение указанных вопросов местного значения возложено п.3 ст.7 УставаI Арзамасского муниципального района,на администрацию,с правом владения,пользования и распоряжения муниципальным имуществом.
Таким образом,управление муниципальным имуществом администрации Арзамасского района обладает правом обращения в суд с заявлениемопризнании права собственности в целях поддержания порядка и защиты муниципального имущества.
Требования основывает ст. 225ГК РФ,ст.ст.290-293ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Сорокина А.А.иск поддержала и пояснила,что указанный объект недвижимого имущества собственника не имеет.В реестре муниципальной собственности Арзамасского района,в реестре имущества государственной собственности Нижегородской области,в реестре федерального имущества не числятся.Просит суд признать право муниципальной собственности с последующей передачей в муниципальную казну,на объект недвижимого имущества - ***,площадью *** кв.м.,расположенного по адресу:<адрес>.
Ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>,извещённое о времени и месте рассмотрения дела,в судебное заседание не явилось.Направило в суд письменный отзыв на заявленные требования,где указывает на то,что не является надлежащим ответчиком.
Ответчик религиозная организация «Нижегородская Епархия Православной церкви (Московский Партиархат)»,извещённый о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился,обратился с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие и просят признать право собственности за муниципальным образованием Арзамасский муниципальный район.
Третье лицо-Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области,извещенные должным образом о времени и месте проведения судебного заседания,о чём в деле имеется почтовое уведомление,в суд не явились.
Судья,выслушав объяснения заявителя,исследовав письменные материалы дела,приходит к следующему.
В силу п.2ст.8Конституции РФ,а также ст.ст.212и214Гражданского кодекса РФ-в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная,государственная и муниципальная собственность.
В соответствии со статьей212Гражданского кодекса РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц,а также Российской Федерации,субъектов Российской Федерации,муниципальных образований.
Согласно п.1статьи225ГК РФ - бесхозяйной является вещь,которая не имеет собственника или собственник который неизвестен,либо вещь,от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п.3статьи225ГК РФ - бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом,осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество,по заявлению органа местного самоуправления,на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган,уполномоченный управлять муниципальным имуществом,может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно части2статьи293ГПК РФ - суд,признав,что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке,принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В судебном заседании установлено,что<дата> Управление муниципальным имуществом администрации Арзамасского района,наделенное,в соответствии с Положением об Управлении,полномочиями управлять и распоряжаться муниципальным имуществом,поставило на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Нижегородской области как бесхозяйное недвижимое имущество,собственник которого неизвестен,Собор св.***.
Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную-недвижимую вещь определен в п.3ст.225ГК РФ.Прежде чем муниципальный орган (а именно:управление муниципальным имуществом администрации <адрес>) обратится в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь,она должна быть принята на учет органом,который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимое имущество.Постановка на учет осуществляется по заявлению органа местного самоуправления,на территории которого эта вещь находится.Если в течение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет никто не заявит о своих правах на нее,то только тогда соответствующий орган может обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на данную вещь.Таким образом,законодатель устанавливает определенный период времени,в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь,принятая на учет,может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности.
Указанное имущество собственника не имеет,что подтверждается сообщениями изТерриториального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом поНижегородской области № от (дата), № от (дата),Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области № от (дата), № от (дата),Арзамасского филиала ГП НО«***» № от (дата), № от (дата),УМИ администрацииАрзамасского района № от (дата), № от (дата)
По техническому паспорту,составленному по состоянию на<дата> ГП НО «***», здание, расположенное по адресу:<адрес>,литера ***, по назначению культовое,фактическое использование по назначению,площадью *** кв.м.Год ввода в эксплуатацию-***.Год реконструкции-***.Имеет инвентарный №,кадастровый № (л.д.№).
Статья290ГПК РФ предусматривает постановку на учет органом,осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество,в течение года.
Данное бесхозяйное имущество принято на учет,что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от (дата) (л.д.№)
Статья50Федерального закона от06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит весьма обширный перечень имущества,который может находиться собственности муниципального образования и использоваться для решения вопросов местного значения.
С принятием Федерального закона № 131-ФЗ пополнение муниципальной казны происходит в основном за счет перераспределения федерального,регионального и муниципального имущества.Хотя муниципалитет вправе приобретать имущество и другими способами.Одним таких способов является приобретение права собственности на бесхозяйное имущество.
Вместе с темст.50Федерального закона № 131-ФЗне может рассматриваться как формирующая закрытый перечень имущества,которое может находиться в муниципальной собственности(Определение Конституционного Суда РФ от02.11.2006 № 540-0).
Каждое муниципальное образование имеет на своей территории брошенные и бесхозяйные объекты недвижимости.Первоочередная задача для муниципалитетов в сфере управления имуществом-выявление таких объектов с последующим их оформлением в муниципальную собственность.А если говорить об объектах инфраструктуры,то это еще и необходимость,так как отсутствие собственника и хозяина у таких объектов создает угрозу нарушения общественного порядка.
Так же,решение указанных вопросов местного значения возложено п.3ст.7Устава Арзамасского муниципального района,на администрацию,с правом владения,пользования распоряжения муниципальным имуществом
Управление муниципальным имуществом администрации Арзамасского района обладает правом обращения в суд с заявлением о признании права собственности в целях поддержания порядка и защиты муниципального имущества.
В соответствии с ФЗ РФ от 30.11.2012г. №327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения,находящегося в государственной или муниципальной собственности» государственное или муниципальное имущество религиозного назначения отчуждается из государственной или муниципальной собственности исключительно в собственность религиозных организаций.
Имущество религиозного назначения-недвижимое имущество (помещения,здания,строения,сооружения,включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации,монастырские,храмовые и (или) иные культовые комплексы),построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций,как совершение богослужений,других религиозных обрядов и церемоний,проведение молитвенных и религиозных собраний,обучение религии,профессиональное религиозное образование,монашеская жизнедеятельность,религиозное почитание (паломничество).
При передаче данного объекта в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации она принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект или права пользования данным объектом.
Основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме),представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации.
В соответствии с Постановлением Нижегородской области от11.09.2012г. № 621 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения,находящегося в государственной или муниципальной собственности» Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области является уполномоченным органом по принятию решений о передаче религиозным организациям в собственность или безвозмездное пользование имущества религиозного назначения,находящегося в государственной собственности Нижегородской области.
Суд находит в исковых требованиях к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области,не наделённого полномочиями по распоряжению имуществом религиозного назначения,отказать.
При изложенных обстоятельствах судья находит заявление подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Арзамасский муниципальный район Нижегородской области,с последующей передачей в муниципальную казну,на объект недвижимого имущества - ***,площадью *** кв.м.,расположенного по адресу:<адрес>.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.А.Зотова Решение не вступило в законную силу