ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2436/2016 от 31.10.2016 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-2436/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 октября 2016 года город Сокол

Вологодская область

Сокольский районный суд Вологодской области в составе председательствующей судьи Кротовой М.Ю.,

при секретаре Янгосоровой Е.В.,

с участием представителя ответчика администрации города Сокола и третьего лица администрации Сокольского муниципального района по доверенности ФИО1,

представителя соответчика МУП «Коммунальные системы» по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации города Сокола о понуждении собственника жилого помещения исполнить обязательства по установке прибора учета холодной воды,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к администрации города Сокола о понуждении собственника жилого помещения исполнить обязательства по установке прибора учета холодной воды. В обоснование требований ссылается на пункт 5 статьи 13 Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», согласно которому собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны были в срок до 01.07.2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. Вопреки требованиям закона, в квартире истца, являющейся муниципальной собственностью, отсутствует прибор учета холодной воды. ФИО3 обращалась в администрацию г. Сокол с требованием об установке водосчетчика. Ответа на данное обращение истец не получила. Из-за отсутствия водосчетчика истец оплачивает коммунальные платежи за холодное водоснабжение по нормативу с повышенным коэффициентом 1,5. Просит обязать администрацию г.Сокола установить в квартире прибор учета холодной воды.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела. Представила заявление, в котором указала, что представителями МУП «Коммунальные системы» дважды осуществлялось обследование ее квартиры на предмет определения технической возможности установки прибора учета, при этом в первый раз 17.10.2016 года специалисты пояснили ей о наличии такой возможности. В других квартирах ИПУ установлены, оплаты холодной воды осуществляется по показаниям приборов. В случае, если установка прибора учета холодной воды невозможна без реконструкции и капитального ремонта внутриквартирного оборудования, просит обязать собственника <адрес> произвести необходимые работы по установке прибора учета холодной воды. Просила слушать дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика администрации города Сокола и третьего лица администрации Сокольского муниципального района по доверенности ФИО1 в судебном заседании с иском не согласилась, обращала внимание, что ФИО3 является членом семьи нанимателя; проживая в жилом помещении, истец обязана оплачивать коммунальные услуги; считает, что обязанность по установке прибора учета на администрацию не возложена, денежных средств в бюджете на эти цели нет. Квартира, в которой проживает истец, признана непригодной для проживания; согласно акта, техническая возможность установки прибора учета в квартире отсутствует. В требованиях просила отказать.

Представитель соответчика МУП «Коммунальные системы» по доверенности ФИО2 с исковыми требованиями не согласился. Считает, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. ФИО3 в МУП «Коммунальные системы» с заявлением об установке прибора учета не обращалась, соответствующего договора с ней не заключалось. Согласно заключения от 25.10.2016 года техническая возможность установки прибора учета холодной воды в квартире истца отсутствует. С октября 2016 года начисление платы за услугу по ХВС по квартире по адресу: <адрес>, будет осуществляться по нормативу потребления без учета повышающего коэффициента.

Представитель соответчика МКУ «Управление ЖКХ города Сокол» в судебное заседание не явился, в отзыве просил слушать дело в отсутствие представителя. Указал, что 25.10.2016 года в результате проведенного обследования установлено, что в квартире по адресу: <адрес>, техническая возможность установки прибора учета холодного водоснабжения отсутствует, о чем составлен соответствующий акт. Начисление платы за данную коммунальную услугу должно производиться без применения повышающего коэффициента. Квартира по указанному адресу является непригодной для проживания, что подтверждается актом обследования и заключением межведомственной комиссии от 21.06.2016 года. Считает, что МКУ «Управление ЖКХ города Сокол» является ненадлежащим ответчиком, просил освободить учреждение от ответственности в полном объеме.

Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд определил слушать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объемов потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее –Правила предоставления коммунальных услуг) с учетом положений Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 261-ФЗ).

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона № 261 здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 261 производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.

Согласно части 5 указанной статьи, на собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность в срок до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Как следует из положений подпункта «г» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг в целях учета потребленных коммунальных услуг потребитель обязан использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку;

Согласно пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения утверждены Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 года № 627.

Согласно пункта 2 названного Приказа, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено, что установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, является городское поселение город Сокол (с 29.09.2016 года); до указанного времени собственником помещения являлся Сокольский муниципальный район, жилое помещение было передано администрации города на основании договора передачи в пользование муниципального жилищного фонда социального использования от 14.02.2006 года.

Согласно договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, предоставлена ФИО4 в найм; совместно с нанимателем в жилое помещение вселены ФИО5, ФИО3

Истец ФИО6 и ФИО5 в настоящее время зарегистрированы по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой МКУ «Управление ЖКХ г. Сокол», поквартирной карточкой.

Согласно ответа МУП «Коммунальные системы» от 10.10.2016 года, начисление платы за холодное водоснабжение в жилом помещении по адресу: <адрес>, начисляется по нормативу с применением повышающего коэффициента равного 1,4.

Истец обращалась 13.07.2016 года в администрацию города с заявлением об установке прибора учета ХВС, ответа на данное обращение не последовало.

По данным технического паспорта, <адрес> 1943 года постройки, материал стен – бревенчатые, износ всего здания на 2016 год – 70%.

Как следует из акта обследования помещения от 21.06.2016 года, <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, находится в технически неудовлетворительном состоянии (фундамент разрушен полностью, имеется выпучивание и заметное искривление цоколя, перекрытия имеют трещины, печи находятся в аварийном состоянии и др).

Согласно заключения межведомственной комиссии, имеются основания для признания указанной квартиры непригодной для проживания.

Как следует из актов обследования от 12.02.2015 года, техническая возможность установки приборов учета коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, коллективного прибора учета холодного водоснабжения отсутствует без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных сетей.

25.10.2016 года по результатам обследования установлено, что установка индивидуального прибора учета холодного водоснабжения в квартире по адресу: <адрес>, невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем или создания новых внутридомовых инженерных систем.

Оснований не доверять данным выводам у суда не имеется, при этом суд учитывает данные технического паспорта о степени износа здания, заключение межведомственной комиссии о признании указанной квартиры непригодной для проживания.

Акт обследования сторонами не оспорен, незаконным и необоснованным в установленном законом порядке не признан.

При таких обстоятельствах, учитывая техническую невозможность установки индивидуального прибора учета холодного водоснабжения в помещении по адресу: <адрес>, суд считает отказать истцу в требованиях об обязании администрации города Сокола установить в квартире прибор учета холодной воды.

Требования об обязании собственника квартиры произвести необходимые работы по установке прибора учета холодной воды также не подлежат удовлетворению, поскольку по существу связаны с требованием о проведении капитального ремонта внутридомовых инженерных сетей, что не предусмотрено в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания.

В связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

ФИО3 в исковых требованиях к администрации города Сокола, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Сокола», МУП «Коммунальные системы» об обязании администрации города Сокола установить в квартире по адресу: <адрес>, прибор учета холодной воды, обязании произвести необходимые работы по установке прибора учета холодной воды, отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.Ю. Кротова

Мотивированное решение изготовлено 02.11.2016 года