К делу № 2-2437/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14.07.2016 года
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Садова Б.Н.,
при секретаре Мироненко О.А.,
с участием прокурора Геленджика ФИО1,
с участием пом. прокурора Грызунок С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Геленджика в интересах неопределенного круга лиц к Мальта И.В., Мальта Е.Н. в порядке ст. 45 ГПК РФ, ст. 17 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЭ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой города Геленджика проведена проверка соблюдения требований законодательства в части контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам.
В ходе проведенных прокуратурой города Геленджика надзорных мероприятий выявлены нарушения Мальтой И.В. действующего законодательства «о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», что противоречит общепринятым нормам действующего законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора г. Геленджика просил Взыскать в доход Российской Федерации солидарно с ФИО4 и Мальты Е.Н. стоимость квартиры площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель ответчиков ФИО4, Мальты Е.Н. по доверенности ФИО2, а также Мальта Е.Н. просили в иске отказать, при этом пояснив, что источником получения денежных средств, за счет которых была совершена сделка по приобретению квартиры являлись: кредитные средства ОАО «Сбербанк России» сумме <данные изъяты> рублей; суммарный доход полученный Мальтой И.В., Мальтой Е.Н. по основному месту работы (2010 -2012 гг.) в размере <данные изъяты> рублей 04 коп.; доход от вкладов в банках и иных организаций в размере <данные изъяты>.; единовременная финансовая помощь в размере <данные изъяты> рублей; единовременная материальная помощь в размере <данные изъяты> рублей; доход Мальты Е.Н. от деятельности в ООО «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты> рублей; доход Мальты Е.Н. от работы в <данные изъяты> в размере <данные изъяты>.; единовременное пособие при рождении ребенка в размере <данные изъяты>.; пособие по беременности и уходу за ребенком в размере <данные изъяты>.; компенсация за методическую литературу в размере <данные изъяты> рублей, а также совместные накопления за предыдущие годы проживания в размере <данные изъяты>
Также пояснив, что указанные сведения Мальтой И.В. были изложены в своих письменных пояснениях на имя начальника управления кадровой политики и противодействия коррупции администрации Краснодарского края ФИО3
Кроме того, Мальтой И.В., ошибочно не был указан доход, полученный в организации ООО «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты> что подтверждается справкой о доходах физического лица за 2012 год № от 14.05.2012.
Представитель третьего лица территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в суд поступило ходатайство о рассмотрении в их отсутствие.
Представитель третьего лица управления федерального казначейства по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие суд не просил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению в силу следующих причин.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что в ходе проведенных прокуратурой города Геленджика надзорных мероприятий установлено, что Мальта И.В. на основании приказа начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 21.05.2013 года №-л, проходящий муниципальную службу в должности заместителя начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, нарушил требования антикоррупционного законодательства, а именно: ФЗ № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Материалами дела подтверждается, что на основании договора купли-продажи от 23.04.2013 года ответчиками приобретено недвижимое имущество - квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, стоимостью <данные изъяты>
26.04.2013 года права собственности зарегистрировано за Мальтой И.В. на вышеуказанную квартиру, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.04.2013 №.
В 2014 году Мальтой И.В. при предоставлении в отдел кадров управления делами администрации МО город-курорт Геленджик сведений о расходах, связанных с приобретением им и его супругой Мальта Е.Н. квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, стоимостью <данные изъяты> рублей, в нарушение ст. 3 Закона № 230-Ф3, ст. 8.1 Закона № 273-Ф3, ст. 15 Закон № 25-ФЗ, не предоставлены объективные данные об источнике получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению вышеуказанной квартиры.
Указанные обстоятельства послужили основанием для инициирования 11.03.2016 прокуратурой Краснодарского края перед главой (губернатором) Краснодарского края назначения процедуры осуществления контроля за расходами в отношении ФИО4 и его супруги Мальта Е.Н.
В соответствии с подп. «ж» п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона № 230-ФЭ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от № 431-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции») к лицам, в отношении которых установлен контроль за расходами, отнесены лица замещающие (занимающие) должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, а также их супруги и несовершеннолетние дети.
29.03.2016 года на основании распоряжения губернатора Краснодарского края № 99-р управлением кадровой политики и противодействия коррупции администрации Краснодарского края осуществлен контроль за расходами в отношении ФИО4 и его супруги Мальта Е.Н., в результате которого выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов ФИО4 и его супруги Мальта Е.Н. по сделке по приобретению объекта недвижимого имущества, совершенной в 2013 году, их общему доходу за 2010-2012 гг.
29.05.2016 года губернатором Краснодарского края в прокуратуру Краснодарского края, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 16 Закона № 230-Ф3, представлены материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами муниципального служащего и членов его семьи, свидетельствующие об отсутствии объективных данных, подтверждающих приобретение ответчиками квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес> на законные доходы.
Согласно ст. 3 Закона № 230-Ф3 (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.12.2014 № 431-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции») во взаимосвязи со ст. 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-Ф3) и ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон № 25-ФЗ), муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
На основании абз. 3 п. 2 Перечня должностей муниципальной службы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих расходах, а также сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 05.03.2014 №470, к должностям муниципальной службы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих расходах, а также сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, отнесена должность заместителя начальника управления.
В рамках проведенных управлением кадровой политики и противодействия коррупции администрации Краснодарского края мероприятий по контролю за расходами установлено, что Мальтой И.В. при предоставлении в 2014 году в отдел кадров управления делами администрации муниципального образования город-курорт Геленджик сведений о расходах, связанных с приобретением недвижимого имущества, представлены недостоверные и неполные сведения о своих доходах и иных источниках получения средств, за счет которых приобретена вышеуказанная квартира.
Так, согласно сведениям, отраженным Мальтой И.В. в справке о расходах от 28.03.2014, в качестве источников получения средств, за счет которых приобретена квартира, указаны ипотечный кредит и собственные накопления денежных средств, без отражения суммы обязательств и размера сбережений, а также совокупный семейный доход за три года, предшествующих совершению сделки в размере <данные изъяты> руб.
Управлением кадровой политики и противодействия коррупции администрации Краснодарского края установлено, что совокупный семейный доход ФИО4 за три года, предшествующих совершению сделки по приобретению объекта недвижимости, составил <данные изъяты> руб., а документально подтверждённый размер денежных средств, которые могли бы быть направлены Мальтой И.В. и его супругой на приобретение вышеуказанной квартиры, составил <данные изъяты> руб., в том числе:
- доходы, полученные Мальтой И.В. и Мальта Е.Н. по основному месту работы в период 2010 - 2012 гг. в размере <данные изъяты> руб. (в 2010 году доход ФИО4 по основному месту работы <данные изъяты> составил <данные изъяты> руб., доход Мальта Е.Н. по основному месту работы <данные изъяты> составил <данные изъяты> руб.; в 2011 году доход ФИО4 по основному месту работы в <данные изъяты> составил <данные изъяты> руб.; в 2012 году доход ФИО4 по основному месту работы <данные изъяты> составил <данные изъяты> руб., доход ФИО4 от работы <данные изъяты> составил <данные изъяты> руб., доход Мальта Е.Н. по основному месту работы составил <данные изъяты> составил <данные изъяты> руб.);
- доход, полученный Мальта Е.Н. от деятельности в ООО «<данные изъяты>» в период 2010 - 2012 гг. в размере <данные изъяты> руб. (в 2010 году – <данные изъяты> руб., в 2011 году - <данные изъяты> руб., в 2012 году - <данные изъяты> руб.);
- доход, полученный Мальта Е.Н. в 2011 году по основному месту работы <данные изъяты> в качестве компенсации за методическую литературу в размере <данные изъяты> руб.;
- доходы, полученные Мальтой И.В. и Мальта Е.Н. от вкладов в банках и иных организаций в период 2010 - 2012 гг. в размере <данные изъяты> руб. (в 2010 году - <данные изъяты> руб., в 2011 году - <данные изъяты> руб., в 2012 году - <данные изъяты> руб.);
- доходы ФИО4 и Мальта Е.Н., полученные в 2012 году от единовременной финансовой и материальной помощи в размере <данные изъяты> руб. (доход ФИО4 от полученной единовременной финансовой помощи составил <данные изъяты> руб., доход Мальта Е.Н. от полученной единовременной финансовой помощи составил <данные изъяты> руб., доход Мальта Е.Н. от полученной единовременной материальной помощи составил <данные изъяты> руб.);
- доход, полученный Мальта Е.Н. в 2010 году от работы <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб.;
- доход, полученный Мальта Е.Н. в 2010 году в качестве единовременного пособия при рождении ребенка в размере <данные изъяты> руб.;
- доход, полученный Мальта Е.Н. в 2010 - 2011 гг. в качестве пособия по беременности и уходу за ребенком в размере <данные изъяты> руб. (в 2010 году - <данные изъяты> руб., в 2011 году - <данные изъяты> руб.);
- ипотечный кредит в размере <данные изъяты> руб.
Сумма денежных средств в размере <данные изъяты> руб., обозначенная Мальтой И.В. как собственные накопления за предыдущие годы, документального подтверждения при проведении мероприятий по контролю за расходами муниципального служащего не нашла, законность происхождения доходов от источника, указанного как собственные накопления не подтверждена.
Таким образом, Мальтой И.В. не представлено сведений, подтверждающих приобретение им и его супругой Мальта Е.Н. на законные доходы квартиры площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, что в соответствии со ст. 17 Закона № 230- ФЗ, п. 8 ч. 2 ст. 235 ГК РФ является основанием для предъявления прокурором в суд искового заявления об обращении указанного недвижимого имущества в доход Российской Федерации.
Судом также установлено, что проведенными прокуратурой города надзорными мероприятиями установлен факт погашения Мальтой И.В. и Мальта Е.Н. части долга по ипотечному кредиту, связанному с приобретением квартиры, денежными средствами материнского (семейного) капитала, а также полным исполнением обязательств перед банком, на основании соглашения об определении долей в общем имуществе супругов от 24.04.2014 и договора дарения от 18.05.2014, на вышеуказанную квартиру зарегистрировано право общей долевой собственности ФИО4, Мальта Е.Н., Мальта А.И. и Мальты П.И. (в размере <данные изъяты> доли каждого).
Более того, квартира площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>, является единственным жилым помещением пригодным для постоянного проживания ФИО4, Мальта Е.Н., Мальта А.И. и Мальты П.И., а соответственно, в силу абз. 1 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ, на указанное жилое помещение не может быть обращено взыскание. Невозможность обращения взыскания на вышеуказанную квартиру влечет несостоятельность применения в отношении ФИО4 и его супруги Мальта Е.Н. меры гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона № 230-ФЭ и п. 8 ч. 2 ст. 235 ГК РФ, в виде обращения их имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, в доход Российской Федерации, что также указывает на их неосновательное обогащение.
В силу ч. 1 ст. 1102, ч. 4 ст. 1103 ГК РФ к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица, подлежат применению правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ о неосновательном обогащении, то есть о приобретении имущества без установленных законом, иными правовыми актами оснований.
В соответствии с ч. 1 ст. 1104 ГК РФ имущество, составляющее неосновательное обогащение, также как это предусмотрено ст. 17 Закона № 230-Ф3 и п. 8 ч. 2 ст. 235 ГК РФ, подлежит возвращению в натуре, но в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное имущество, приобретателем в соответствии со ст. 1105 ГК РФ подлежит возмещению его стоимость на момент приобретения.
Таким образом, в связи с невозможностью обращения в доход Российской Федерации квартиры площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, в натуре, следовательно, стоимость указанной квартиры в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>), подлежит взысканию в доход Российской Федерации.
Доводы представителя ответчиков о том, что сумма денежных средств, в размере <данные изъяты> руб., обозначенная Мальтой И.В. как собственные накопления за предыдущие годы, документального подтверждения при проведении мероприятий по контролю за расходами муниципального служащего не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, следовательно, исковые требования прокурора г. Геленджика в интересах неопределенного круга лиц к Мальта И.В., Мальта Е.Н. в порядке ст. 45 ГПК РФ, ст. 17 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЭ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, исследованные и оцененные судом в своей совокупности доказательства, подтверждают обоснованность заявленных требований в рамках указанного иска, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения исковых требований имеют место быть.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Геленджика – удовлетворить.
Взыскать в доход Российской Федерации солидарно с ФИО4, Мальты Е.Н. стоимость квартиры площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Геленджикский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: