ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2437/17 от 08.06.2017 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-2437/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2017 года г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Царёвой Т.С., при секретаре судебного заседания Аноевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы о признании движимой вещи бесхозяйным имуществом и признании права муниципальной собственности,

УСТАНОВИЛ:

Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы (далее Управление) обратилось в суд с заявлением о признании участка тепловой сети муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Костромы «Детская музыкальная школа № 1 им. М.М. Ипполитова-Иванова» от т. А до т. Б: от т. А до камеры СК – способ прокладки – наземный, протяженностью 12,5 метров, в двухтрубном исполнении, материал труб – сталь, диаметр 2Д= 76 мм, тепловая защита – минеральной ватой с последующим обрабатыванием рубероидом; от СК до т. Б, способ прокладки – подземный, протяженностью 2 метра, в двухтрубном исполнении, материал труб – сталь, диаметр 2Д = 76 мм, тепловая изоляция – минеральной ватой с последующим обрабатыванием рубероидом, по адресу: <...>, бесхозяйным имуществом и признании права собственности муниципального образования на данное имущество. Заявление мотивировано тем, что должностными лицами в составе начальника технического отдела ФИО3 и инженера технического отдела ФИО4 31.10.2017 произведен осмотр и обследование указанного участка тепловой сети по адресу: <...>. В соответствии с актом осмотра установлено, что тепловая сеть предназначена для подачи теплоносителя на отопление, установлены индивидуальные признаки сети. В соответствии с письмом ТУ Росимущества в Костромской области от 07.03.2017, информацией Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 28.02.2017, уведомлением управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от 21.02.2017 указанный объект в реестрах федерального имущества, государственного имущества Костромской области, муниципального имущества не значится. В соответствии с техническим заключением, выполненным МКУ г. Костромы «Костромастройзаказчик» от 20.03.2017 № 83/2017 установлено, что объект является движимым имуществом. Иных законных владельцев движимой вещи не выявлено.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУП г. Костромы «Городские сети», МБУДО г. Костромы «Детская музыкальная школа № 1 им. М.М. Ипполитова-Иванова», ОГБПОУ «Костромской областной музыкальный колледж», ОАО «ТГК-2», ОАО «КОЭК», ИФНС России по г. Костроме.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В ходе рассмотрения дела представитель Управления ФИО1 поддержал заявленные требования. Полагал, что спорный объект–наземные и подземные трубопроводы в стальном исполнении для подачи теплоносителя в здания школы – является движимым имуществом. Пояснил, что заявленный участок тепловой сети до настоящего времени используется по назначению. Собственник сетей не установлен, иных лиц, заявляющих права не имеется, спорные сети обслуживаются муниципальным предприятием.

В письменном отзыве представитель МУП г. Костромы «Городские сети» ФИО2 считала заявленные требования подлежащими удовлетворению. Указала, что тепловые сети, в том числе сети от СК-8 до т. А возле здания по адресу: <...> переданы в хозяйственное ведение МУП «Городские сети» в 2009 году. Заявленные объекты относятся к движимому имуществу, поскольку их перенос возможен без нанесения вреда назначению. Спорный участок теплосети эксплуатируется для отапливания учреждения. Документов на спорный объект нет, иных собственников объекта также не выявлено. Примыкающих сетей, принадлежащих иным собственникам, в этом районе нет.

Представитель ПАО «ТГК-2» ФИО5 направила информацию о том, что вышеуказанный участок тепловой сети ПАО «ТГК-2» не обслуживает, с магистральной тепловой сетью ПАО «ТГК-2» спорный участок смежным не является. В настоящее время тепловые сети, находящиеся в собственности ПАО «ТГК-2» не регистрируются. Отнесение тепловых сетей к категории как движимое или недвижимое имущество относится к компетенции и регистрирующего органа.

Представитель МБУДО г. Костромы «Детская музыкальная школа № 1 им. М.М. Ипполитова-Иванова» ФИО6 в ходе рассмотрения дела выразил позицию об обоснованности заявленных требований. Пояснил, что спорный участок теплосети используется для теплоснабжения здания школы. Застройщик тепловой сети либо её собственник не известен. Участок тепловой сети школе не передавался.

ОГБПОУ «Костромской областной музыкальный колледж» в лице директора ФИО7 в письменном отзыве указал, что интересующий участок тепловой сети колледжем не строился, считал, что требования Администрации г. Костромы подлежат удовлетворению.

В письменном отзыве начальник ИФНС России по г. Костроме указал, что участок тепловой сети от т. А до т. Б по адресу: <...>, как объект недвижимого имущества не зарегистрирован. Организация по месту нахождения спорного участка теплосетей - МБУДО г. Костромы «Детская музыкальная школа № 1 им. М.М. Ипполитова – Иванова представляет налоговые декларации по налогу на имущество исчисляя и уплачивая налог исходя из остаточной стоимости основанных средств. Льготируемого имущества (т.е. движимого имущества, принятого на учет с 01.01.2013), исходя их данных декларации, нет.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

В соответствии с п. 1 ст. 226 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 указанной статьи.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 226 ГК РФ брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Согласно ст. 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Согласно ч. 1 ст. 291 ГПК РФ, в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.

Согласно ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Таким образом, требование о признании движимой вещи бесхозяйной подлежит удовлетворению, если будет установлено, что вещь является движимым имуществом, собственник движимой вещи отказался от права собственности на нее, а лицо, заявляющее свои права на нее, вступило во владение указанной вещью.

Управлением на основании приведенных положений ГК РФ заявлены требования о признании спорного участка тепловой сети бесхозяйным движимым имуществом и признании права собственности муниципального образования ввиду вступления во владения бесхозяйной движимой вещью.

Как следует из акта осмотра и описания объекта от 31.01.2017 № 83 должностными лицами МУП «Городские сети» произведен осмотр и обследование объекта – участка тепловой сети МБУДО г. Костромы «Детская музыкальная школа № 1 им. М.М. Ипполитова-Иванова» от т. А до т. Б по адресу: <...>. В результате обследования установлено: тепловая сеть предназначена для подачи теплоносителя на отопление. От т. А до камеры СК – способ прокладки – наземный, протяженностью 12,5 метров, в двухтрубном исполнении, материал труб – сталь, диаметр 2Д = 76 мм., тепловая изоляция – минеральной ватой с последующим обертыванием рубероидом. От СК до т. Б способ прокладки – подземный, протяженностью 2 метра, в двухтрубном исполнении, материл труб – сталь, диаметр 2 Д = 76 мм., тепловая изоляция – минеральной ватой с последующим обертыванием рубероидом. Характеристики объекта: является движимым имуществом, находится на обслуживании у МУП г. Костромы «Городские сети». Приложением к акту является схема расположения сети.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Частью 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети. В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Постановлением Администрации г. Костромы от 26.05.2010 № 986 «Об определении муниципальных организаций по обслуживанию бесхозяйных инженерных сетей» МУП г. Костромы «Городские сети» признано специализированным муниципальным предприятием по обслуживанию выявленных и выявляемых бесхозных электрических, газовых, тепловых сетей до принятия их в муниципальную собственность.

Согласно постановлению Администрации г. Костромы от 07.08.2009 № 1446 участок тепловой сети К14а-СК1-СК8, СК8-д.24в-д.24б квартал 6, год постройки 1969, к которой присоединен спорный участок по ул. Симановского, 24/26, исключен из состава имущества муниципальной казны, закреплен за МУП г. Костромы «Городские сети» на праве хозяйственного ведения,

Согласно информации ГПКО «Костромаоблкадастр» - Областное БТИ от 11.05.2017 № 837 на земельном участке по адресу: <...> расположены следующие нежилые здания (объект культурного наследия, дома доходные ФИО8, усадьба С-вых): нежилое здание лит. А, главный корпус, назначение школьное, сведений о годе постройки и застройщике не имеется; нежилое здание лит. Б, Б1, южный корпус, назначение школьное, год постройки лит. Б – нет сведений, лит. Б1 – 1991 год, сведений о застройщике не имеется; нежилое здание лит. В, конюшня, назначение – гаражи, сведения о дате постройки и застройщике отсутствуют.

За МБУДО г. Костромы «Детская музыкальная школа № 1 им. М.М. Ипполитова-Иванова» на праве оперативного управления числятся два объекта недвижимого имущества по адресу: <...>, литер Б: нежилое помещение № 1, общей площадью 859,6 кв.м. и ком. №№1-5,19 в нежилом помещении № 3, общей площадью 135,6 кв.м. (постановление Главы г. Костромы от 27.06.2006 № 1834 «О закреплении имущества за МОУ ДОД ДМШ№ 1 им. М.М. Ипполитова-Иванова г. Костромы на праве оперативного управления (с изменениями, внесенными постановлением Главы г. Костромы от 19.01.2007 № 101, постановлением Главы г. Костромы от 18.05.2009 № 891, договор от 01.02.2007 № 702700 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, охранный договор по недвижимому памятнику истории и культуры № 795 от 19.09.2005).

Нежилое помещение № 2, общей площадью 844,1 кв.м., а также Главный корпус лит А,а,а2 по адресу: <...> занимает ОГБПОУ «Костромской областной музыкальный колледж» (свидетельства о регистрации права оперативного управления от 30.06.2011).

Указанные нежилые помещения являются собственностью муниципального образования г.о.г. Кострома (регистрационные записи в ЕГРП № 44-44-01/041/2009-427, № 44-44-01/041/2009-428).

Здание гаража лит. В (бывшая конюшня) являющегося, согласно схеме, начальной точкой (т.А) рассматриваемого участка тепловой сети также является муниципальным (выписка из ЕГРП о 06.06.2017).

Земельные участки относительно рассматриваемого ориентира по адресу: <...> находятся в муниципальной собственности и переданы в постоянное бессрочное пользование музыкальной школе и музыкальному колледжу, что подтверждается представленными в материалах дела кадастровым паспортом земельного участка, свидетельство о государственной регистрации права.

Согласно топографическому плану спорный участок теплосети размещен от присоединения к т. А до ввода в здание по ул. Симановского 24/26 в части принадлежащей МБУДО г. Костромы «Детская музыкальная школа № 1 им. М.М. Ипполитова-Иванова» на праве оперативного управления. Таким образом, данный участок тепловой сети предназначен для подачи тепла в музыкальную школу.

Сведениями о застройщике рассматриваемого участка тепловой сети собственник и пользователи зданий и земельного участка по адресу: <...>, не располагают.

В ГПКО «Костромаоблкадастр» - Областное БТИ, а также в ОГКУ «Государственный архив Костромской области», ОГКУ «Государственный архив новейшей истории Костромской области», МКУ г. Костромы «Муниципальный архив г. Костромы» информация о принадлежности теплосети по запросу суда не обнаружена.

В соответствии с письмами ТУ Росимущества в Костромской области, информацией Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, уведомлениями управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы, спорный объект в реестрах федерального имущества, государственного имущества Костромской области, муниципального имущества не значится.

Таким образом, из материалов дела следует, что спорное имущество собственника не имеет, лицо, осуществившее его постройку и, следовательно, имеющие право на него, неизвестно, доказательств иного не представлено, а принятые судом на основании ст. 292 ГПК РФ меры, направленные на установление собственника, оказались безрезультатными, данный объект обслуживается муниципальным предприятием, объекты недвижимого имущества, расположенные заявленному адресу находятся в муниципальной собственности. При указанных обстоятельствах суд находит убедительными доводы заявления о том, что спорный участок тепловой сети является бесхозяйным имуществом.

В соответствии с техническим заключением МКУ «Костромастройзаказчик» № 83/2017 от 20.03.2017 по результатам обследования сети, что рассматриваемая тепловая сеть представляют собой сборно-разборную конструкцию, которую возможно демонтировать без соразмерного ущерба ее назначению и смонтировать в другом месте. В виду отсутствия признаков капитальности рекомендуется признать тепловую сеть объектом движимого имущества.

Согласно технической экспертизе № ЭЛ.С-248/2016 от 20.11.2009 «Тепловые сети с подземной и наземной прокладкой», выполненной Костромским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» тепловые сети как поземные так и наземные не имеют прочной (неразрывной) связи с землей и без нанесения несоразмерного ущерба своему назначению могут быть перемещены с одного места установки на другое.

Указанные заключения заинтересованными лицами не оспорены, иных доказательств по указанному вопросу не предоставлено.

На основании вышеизложенного суд полагает, что муниципальное образование городской округ город Кострома следует признать вступившим во владение заявленным участком тепловой сети и передать его в собственность муниципального образования.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 262 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы о признании движимой вещи бесхозяйным имуществом и признании права муниципальной собственности удовлетворить.

Признать бесхозяйным имуществом участок тепловой сети муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Костромы «Детская музыкальная школа № 1 им. М.М. Ипполитова-Иванова» от т. А до т. Б: от т. А до камеры СК – способ прокладки – наземный, протяженностью 12,5 метров, в двухтрубном исполнении, материал труб – сталь, диаметр 2Д= 76 мм., тепловая защита – минеральной ватой с последующим обертыванием рубероидом; от СК до т. Б, способ прокладки – подземный, протяженностью 2 метра, в двухтрубном исполнении, материал труб – сталь, диаметр 2Д = 76 мм., тепловая изоляция – минеральной ватой с последующим обертыванием рубероидом, по адресу: <...>.

Признать право собственности на участок тепловой сети муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Костромы «Детская музыкальная школа № 1 им. М.М. Ипполитова-Иванова» от т. А до т. Б: от т. А до камеры СК – способ прокладки – наземный, протяженностью 12,5 метров, в двухтрубном исполнении, материал труб – сталь, диаметр 2Д= 76 мм., тепловая защита – минеральной ватой с последующим обертыванием рубероидом; от СК до т. Б, способ прокладки – подземный, протяженностью 2 метра, в двухтрубном исполнении, материал труб – сталь, диаметр 2Д = 76 мм., тепловая изоляция – минеральной ватой с последующим обертыванием рубероидом, по адресу: <...> за муниципальным образованием городской округ город Кострома

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.С. Царёва