ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2438/20 от 01.06.2020 Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-2438/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[ДД.ММ.ГГГГ][Адрес]

Автозаводский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Дубовской О.М.,

при секретаре судебного заседания Сивове О.А.

с участием представителя ООО [А ] - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции [Адрес] к ООО [А ] об обязании исполнить предписание,

УСТАНОВИЛ:

Государственная жилищная инспекция [Адрес] обратилась в суд с иском к ООО [А ] об обязании исполнить предписание, указав, что [ДД.ММ.ГГГГ] в отдел контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги государственной жилищной инспекции [Адрес] поступило обращение от потребителя, проживающего по адресу [Адрес], по вопросу правомерности начисления платы за коммунальную услугу по отоплению. [ДД.ММ.ГГГГ] Госжилинспекцией в отношении ООО [А ] на основании приказа [Номер] проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению с начала [ДД.ММ.ГГГГ]. производится исходя из норматива потребления тепловой энергии, в связи с выходом из строя общедомового прибора учета. ООО [А ] является исполнителем коммунальной услуги по отоплению по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]. Многоквартирный [Адрес] оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, данный прибор введен в коммерческую эксплуатацию с [ДД.ММ.ГГГГ]. В течение года прибор был исправен. Таким образом, ООО [А ] имеет в своем распоряжении показания общедомового прибора учета за период с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. Начисление платы за отопление в течение [ДД.ММ.ГГГГ]. производилось по нормативам потребления. Однако по итогам [ДД.ММ.ГГГГ]. корректировка платы за отопление произведена не была. [ДД.ММ.ГГГГ]. при проведении проверки исполнения предписания установлено, что предписание [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]. не исполнено, по результатам проверки выдано повторное предписание от [ДД.ММ.ГГГГ]. [Номер] со сроком исполнения до [ДД.ММ.ГГГГ]

[ДД.ММ.ГГГГ]. при проведении проверки исполнения предписания установлен, что предписание от [ДД.ММ.ГГГГ]. [Номер] не исполнено. Таким образом, до настоящего времени выявленные нарушения ООО [А ] не устранены. Учитывая, что невыполнение предписаний об устранении выявленных нарушений нарушает права потребителей, а также то, что длительное неисполнение предписаний Госжилинспекции нарушает ее права как государственного органа на реализацию возложенных полномочий по осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля, руководствуясь п.п. 4.1.1 Положения о Госжилинспекции, утвержденного Постановлением Правительства [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ]. [Номер], просят: обязать ООО [А ] провести мероприятия по исполнению предписания Госжилинспекции от [ДД.ММ.ГГГГ]. [Номер], а именно произвести корректировку размера платы за отопление по итогам [ДД.ММ.ГГГГ]. по адресу [Адрес]

Представитель истца – в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие [ ... ]

Ответчик – представитель ООО [А ]» ФИО1 по доверенности, с иском не согласен, пояснил, что считает, что истец выбрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку действующим законодательством не предусмотрено обращение в суд о понуждении к исполнению законно вынесенных предписаний. В отношении ответчика было вынесено предписание, административный протокол. Предписание без того является обязательным и вынесение решение будет являться лишним. По сути спорный дом в течение [ДД.ММ.ГГГГ] года исполнителем коммунальной услуги «отопление» являлся ДУК ООО [ Н ] «Прямые договоры» теплоснабжения заключены с ТЭЦ только с [ДД.ММ.ГГГГ], в связи с чем, обязанности исполнителя услуг перешли к ООО [А ] как ресурсоснабжающей организацией только с указанной даты. Правила проведения корректировки платы за отопление при смене исполнителя коммунальных услуг, а также в случае изменения формы управления многоквартирным домом, либо при переходе на прямые с ресурсоснабжающей организацией жилищным законодательством не урегулированы. В соответствии с 124 правилам должна проводиться корректировка, и в соответствии с правилами Минстроя она проводится каждым исполнителем коммунальной услуги по отоплению соответственно объемам тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом в расчетные периоды соответствующим исполнителем.

Суд, с учетом мнения представителя ответчика, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Заслушав явившихся участников процесса, исследовав доказательства по делу в их совокупности, судья пришел к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

Согласно п. 2 Положения о Госжилинспекции, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 г. N 885 (далее - Положение), основными задачами Госжилинспекции являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Госжилинспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет региональный государственный жилищный надзор посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (пп. "а", "б" п. 3.1. Положения). Кроме того, согласно п. 3.5. Положения Госжилинспекция осуществляет надзор за исполнением требований, содержащихся в выданных ей предписаниях и представлениях.

Обязательность предписаний Государственной жилищной инспекции [Адрес] (далее по тексту - ГЖИ [Адрес]) следует из прямого указания ст. 25 Федеральный закон от [ДД.ММ.ГГГГ] N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также п. п. 2, 3.1, 3.5 Положения о Госжилинспекции, утвержденного постановлением [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] N 885.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона предоставляет доказательства обоснованности своих требований и возражений.

Как следует из материалов дела и установлено судом, поступило обращение от потребителя, проживающего по адресу [Адрес], по вопросу правомерности начисления платы за коммунальную услугу по отоплению [ ... ]

[ДД.ММ.ГГГГ] Госжилинспекцией в отношении ООО «[А ]» на основании приказа [Номер] проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению с начала [ДД.ММ.ГГГГ]. производится исходя из норматива потребления тепловой энергии, в связи с выходом из строя общедомового прибора учета [ ... ]

ООО [А ]» является исполнителем коммунальной услуги по отоплению по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]. Многоквартирный [Адрес] оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, данный прибор введен в коммерческую эксплуатацию с [ДД.ММ.ГГГГ]. В течение года прибор был исправен.

Таким образом, ООО [А ] имеет в своем распоряжении показания общедомового прибора учета за период с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ]. Начисление платы за отопление в течение [ДД.ММ.ГГГГ]. производилось по нормативам потребления. Однако по итогам [ДД.ММ.ГГГГ]. корректировка платы за отопление произведена не была.

В соответствии с п. 42 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

При этом исполнитель производит один раз корректировку размера платы по фактическим объемам потребления тепловой энергии (исходя из показаний коллективного прибора учета).

В случаях, предусмотренных пунктами 59, 59 (1) и 60 (1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов.

Следовательно, для [Адрес] предусмотрена корректировка платы за отопление по итогам [ДД.ММ.ГГГГ]

В качестве фактических показаний общедомового прибора учета за период с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] необходимо принять норматив потребления, за период с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ]. – использовать показания прибора учета.

[ДД.ММ.ГГГГ]. ООО [А ] в рамках государственного жилищного надзора было выдано предписание об устранении выявленных нарушений [Номер], со сроками его исполнения [ДД.ММ.ГГГГ]([ ... ]

[ДД.ММ.ГГГГ]. при проведении проверки исполнения предписания установлено, что предписание [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]. не исполнено, по результатам проверки выдано повторное предписание от [ДД.ММ.ГГГГ]. [Номер] со сроком исполнения до [ДД.ММ.ГГГГ]. [ДД.ММ.ГГГГ]

[ДД.ММ.ГГГГ]. при проведении проверки исполнения предписания установлен, что предписание от [ДД.ММ.ГГГГ]. [Номер] не исполнено. Таким образом, до настоящего времени выявленные нарушения ООО [А ] не устранены.

Установлено, что ООО [А ] является исполнителем коммунальной услуги по отоплению по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ].

В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

С учетом приведенной нормы закона при рассмотрении настоящего иска юридически значимым обстоятельством является законность выданного предписания ГЖИ и наличие оснований для освобождения ответчика от его исполнения, однако таких обстоятельств по делу не установлено.

Доводы ответчика основаны на неверном толковании норм права.

Учитывая, что невыполнение предписаний об устранении выявленных нарушений нарушает права потребителей, а также то, что длительное неисполнение предписаний Госжилинспекции нарушает ее права как государственного органа на реализацию возложенных полномочий по осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля, руководствуясь п.п. 4.1.1 Положения о Госжилинспекции, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013г. № 885, суд полагает требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Государственной жилищной инспекции [Адрес] к ООО «[А ]» об обязании исполнить предписание – удовлетворить.

Обязать ООО [А ] провести мероприятия по исполнению предписания Государственной жилищной инспекции [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ]. [Номер], а именно произвести корректировку размера платы за отопление по итогам [ДД.ММ.ГГГГ]. по адресу [Адрес]

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд г.Н.Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: О.М. Дубовская