ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2438/2012 от 18.10.2012 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

     Дело № 2-2438/2012

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 18 октября 2012 года         город Саратов

 Октябрьский районный суд города Саратова в составе

 председательствующего судьи Мониной О.И.

 при секретаре судебного заседания Бекмурзаевой А.В.,

 с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области - ФИО2, действующей по доверенности от <дата>,

 представителя ответчика ООО «Ремком» - ФИО3, действующей по доверенности от <дата>,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу ограниченной ответственностью «Ремком» о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей,

 установил:

 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ремком» с требованиями о прекращении противоправных действий ООО «Ремком» в отношении неопределенного круга потребителей, выражающиеся в непредставлении необходимой и достоверной информации о режиме работы исполнителя; адресе и номере телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; о форме оплаты коммунальных услуг, достоверной информации о номере банковского счета (расчетном счете) в договорах управления, заключенных с потребителями многоквартирных домов № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № <адрес>.; № по <адрес> № по <адрес>.; № по <адрес>.; № по <адрес> № по <адрес>.; № по ул. <адрес>.; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по ул. <адрес>№ № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>. Возложить обязанность на ООО «Ремком» провести мероприятия по доведению до потребителя полной достоверной информации об исполнителей услуг, а именно к заключенным договорам управления разработать и применить дополнительные соглашения, а также разработать и применить новый типовой договор управления многоквартирным домом в соответствии с действующим законодательством.

 Исковые требования мотивированы тем, что <дата> в ходе проведения должностными лицами Управления Роспотребнадзора Саратовской области плановой выездной проверки ООО «Ремком», расположенного по адресу <адрес> установлены нарушения статей 8, 10, 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года №2300-1, подпункта «п» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 года.

 При проведении плановой проверки установлено, что ООО «Ремком» является исполнителем услуг для потребителей, проживающих в многоквартирных домах № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № <адрес> № по <адрес>.; № по <адрес> № по <адрес> № по <адрес> № по <адрес>.; № по <адрес>.; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>.№ по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>. ООО «Ремком», управляя вышеуказанными многоквартирными домами г. Саратова, заключило договоры управления многоквартирным домом с потребителями в письменной форме путем составления документа, подписанного сторонами. В указанных договорах управления многоквартирным домом отсутствует следующая информация, предусмотренная действующим законодательством РФ - режим работы исполнителя; адреса, номера диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; форма оплаты коммунальных услуг.

 В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей на русском языке. Более того, договор управления многоквартирным домом от <дата> содержит не достоверную информацию о номере банковского счета. В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, которую потребитель вправе потребовать в силу ст. 8 указанного Закона. Отсутствие необходимой и достоверной информации при заключении договоров о выполнении работ, оказании услуг для потребителей нарушает их права установленных законодательством РФ.

 Учитывая изложенное, истец обратился в суд с настоящим иском.

 В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Добавила, что в настоящее время под. «п» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 утратил силу. В настоящее время обязанность по внесению указанной в иске информации в договоры управления многоквартирным домом предусмотрен в п. 31 Постановления Правительства РФ №857 от 27.08.2012 года. Добавила, что, несмотря на представленные представителем ответчика некоторые дополнительные соглашения к заключенным договорам управления многоквартирным домом, часть которых не имеют даты подписания, в которых имеется информации, предусмотренная действующим законодательством РФ, все требования Управления Роспотребнадзора по Саратовской области не выполнены. Представителем ответчика не представлено доказательств заключения аналогичных дополнительных соглашений ко всем договорам управления многоквартирным домом, разработанного нового типового договора управления многоквартирным домом в соответствии с действующим законодательством РФ, несмотря на то, что срок для устранения выявленных недостатков определялся ООО «Ремком» до <дата>.

 Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что жилищным законодательством не предусмотрено обязанности управляющей компании указывать в договоре управления информацию о режиме работы исполнителя, адрес и номер телефона диспетчерской или аварийной службы, о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, о форме оплате коммунальных услуг, информации о банковском счете. Управляющая организация раскрывает информацию путем опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети интернет, на счетах - квитанциях, направляемых ежемесячно жителям жилых многоквартирных домов. Добавила, что ответчиком заключаются дополнительные соглашения к заключенным договорам на управление многоквартирным домом с указанием информации требуемой Управлением Роспотребнадзором по Саратовской области, поскольку указанная работа требует много времени до настоящего времени она в полной мере не выполнена. Также добавила, что новый типовой договор с соответствующей информацией для потребителя в настоящее время разрабатывается.

 Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В судебном заседании установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Ремком» осуществляет управление следующими домами № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № <адрес>.; № по <адрес> № по <адрес>.; № по <адрес>.; № по <адрес>; № по <адрес> № по <адрес> № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по п<адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>№ по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>, что подтверждается письмом <данные изъяты> и сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

 Согласно ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Согласно п. 2 указанной статьи указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

 В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 В силу п. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

 В соответствии с п. 5 Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет; в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

 Согласно п. 31 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию: сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя; размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета; порядок и форма оплаты коммунальных услуг; показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;

 Таким образом, сведения о режиме работы исполнителя; адресе о номере телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; о форме оплаты коммунальных услуг, помимо размещения на сайте исполнителя, в сети Интернет должны быть указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг. Судом учитывается, что указание в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, сведений о номере банковского счета указанной нормой закона не предусмотрено.

 В силу п. 6 Постановления Правительства №354 от 06.05.2011 года предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил, из системного толкования которых следует, что к договору, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг относится, в том числе договор управления многоквартирным домом.

 В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

 Оценивая представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что в судебном заседании установлен факт отсутствие необходимой и достоверной информации при заключении ООО «Ремком» договоров управления многоквартирным домом. При этом представленные представителем истца счета -квитанции на оплату коммунальных услуг, работ по содержанию и ремонту жилья, а также распечатка с сайта УК ООО «Ремком» не опровергают указанных обстоятельств, поскольку в силу закона сведения о режиме работы исполнителя; адресе о номере телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; о форме оплаты коммунальных услуг должны быть указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг. Между тем, выполнение указанных требований законодательства ООО «Ремком» суду не представлено. Представленные дополнительные соглашения к договору управления многоквартирным домом, часть которых не содержит даты их заключения, не подтверждают выполнение ООО «Ремком» требований указанного выше жилищного законодательства РФ в полном объеме. Кроме того, суду также не представлено разработанного нового типового договора управления многоквартирным домом с информацией о режиме работы исполнителя; адресе о номере телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; о форме оплаты коммунальных услуг, и представителем ответчика не оспаривалось его отсутствие на момент вынесения решения. Судом учитывается, что ответчиком предоставлено дополнительное соглашение к договору управления многоквартирным домом от <дата>, заключенное между ООО «Ремком» и ФИО1 с указанием достоверной информации о банковском счете - р/с № (лист деле 47).

 Ссылка представителя ответчика на отсутствие в жилищном законодательстве обязанности предоставлять управляющим компаниям, путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, сведений режиме работы исполнителя; адресе о номере телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; о форме оплаты коммунальных услуг является необоснованной. В силу п. 2 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Согласно п. 4 указанной статьи Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Следовательно, положения, содержащиеся в Постановлении Правительства РФ (п. 31 Правительства №354 от 06.05.2011 года) составляют систему жилищного законодательства и являются обязательными для исполнения участниками спорных правоотношений.

 При таких обстоятельствах, действия ООО «Ремком» в отношении неопределенного круга потребителей, выражающиеся в непредставлении необходимой и достоверной информации о режиме работы исполнителя; адресе о номере телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; о форме оплаты коммунальных услуг, во всех договорах управления, заключенных с потребителями многоквартирных домов № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № <адрес> № по <адрес> № по <адрес>.; № по <адрес> № по <адрес> № по <адрес>. <адрес> № по <адрес> № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>№ № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес> являются противоправными и подлежат прекращению.

 Поскольку ООО «Ремком» разработаны дополнительные соглашения к договору управления многоквартирным домом с указанием информации о представлены о режиме работы исполнителя; адресе о номере телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; о форме оплаты коммунальных услуг, о чем представлены часть договоров, суд приходит в выводу об удовлетворении исковых требований в части возложении обязанности на ответчика провести мероприятия по доведению до потребителей полной и достоверной информации частично, о режиме работы исполнителя; адресе о номере телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; о форме оплаты коммунальных услуг, в связи с чем возлагает обязанность на ООО «Ремком» применить разработанные дополнительные соглашения ко всем договорам управления многоквартирным домом, а также разработать и применить новый типовой договор управления многоквартирным домом в соответствии с действующим законодательством РФ.

 Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

 Учитывая изложенное, суд полагает необходимым возложить обязанность на ООО «Ремком» провести мероприятия по доведению до потребителя полной достоверной информации об исполнителей услуг, а именно к заключенным договорам управления применить дополнительные соглашения, разработать и применить новый типовой договор управления многоквартирным домом в соответствии с действующим законодательством в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

 В силу ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» суд считает необходимым обязать ООО «Ремком» сообщить о состоявшемся решении суда в средствах массовой информации. Учитывая разумность срока, суд считает необходимым обязать ответчика довести о решении суда в средствах массовой информации в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.

 Поскольку истцом при подаче искового заявления не была уплачена государственная пошлина, с ответчика в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4000 рублей за требования неимущественного характера) согласно под. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 решил:

 иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу ограниченной ответственностью «Ремком» о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей - удовлетворить частично.

 Прекратить противоправные действия ООО «Ремком» в отношении неопределенного круга потребителей, выражающиеся в непредставлении необходимой и достоверной информации о режиме работы исполнителя; адресе о номере телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; о форме оплаты коммунальных услуг, в договорах управления, заключенных с потребителями многоквартирных домов № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № <адрес>. <адрес>; № по <адрес> № по <адрес> № по <адрес> № по <адрес> № по <адрес>. <адрес> № по <адрес> № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес> № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>.

 Возложить обязанность на ООО «Ремком» провести мероприятия по доведению до потребителя полной достоверной информации об исполнителей услуг, а именно к заключенным договорам управления применить дополнительные соглашения, разработать и применить новый типовой договор управления многоквартирным домом в соответствии с действующим законодательством в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

 Возложить обязанность на ООО «Ремком» довести решении суда через средства массовой информации в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.

 В остальной части исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу ограниченной ответственностью «Ремком» о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей, отказать.

 Взыскать с ООО «Ремком» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме - <дата>.

 Судья: подпись         О.И. Монина