РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2013 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Буровая компания «Евразия» об оспаривании решений Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № о сохранении ФИО1 среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят <...> Урайского управления буровых работ объединения «Урайнефтегаз» на основании трудового договора, заключенного по основному месту работы и на неопределенный срок.
В связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности и реорганизацией, трудовые отношения ФИО1 продолжены с работодателями ООО <...> и ООО «Буровая компания «Евразия» в составе Западно-Сибирского филиала - Экспедиции глубокого эксплуатационного бурения № 3, расположенной в <адрес>, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на условиях выполнения работы вахтовым методом при значительном удалении места работы от места постоянного проживания в городе Нижний Тагил Свердловской области.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор между ООО «Буровая компания «Евразия» и ФИО1 прекращен ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работодателя в связи с сокращением штата работников организации, пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на регистрационный учет безработных граждан по месту постоянного жительства Государственным казенным учреждением службы занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости» (далее - ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ»).
Решением организационно-методической комиссии ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 предоставлено право на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения по последнему месту работы в ООО «Буровая компания «Евразия» в составе Экспедиции глубокого эксплуатационного бурения № 3, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Решением организационно-методической комиссии ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 предоставлено право на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение пятого месяца со дня увольнения по последнему месту работы в ООО «Буровая компания «Евразия» в составе Экспедиции глубокого эксплуатационного бурения № 3, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Решением организационно-методической комиссии ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 предоставлено право на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение шестого месяца со дня увольнения по последнему месту работы в ООО «Буровая компания «Евразия» в составе Экспедиции глубокого эксплуатационного бурения № 3, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
26.09.2013 ООО «Буровая компания «Евразия» обратилась в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об оспаривании решений ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении ФИО1 права на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения.
В обоснование своих требований ООО «Буровая компания «Евразия» ссылается на неправильное применение ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» норм трудового законодательства, в частности, статей 302 и 318 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающих различный объем гарантий и компенсаций лицам, работающим вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в зависимости от места постоянного проживания работников - в тех же или других районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях либо на иных территориях, не отнесенных действующим законодательством к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
ФИО1 работал в составе Западно-Сибирского филиала ООО «Буровая компания «Евразия» - Экспедиции глубокого эксплуатационного бурения № 3, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и выезжал для выполнения работ вахтовым методом из города Нижний Тагил Свердловской области.
Постоянное место жительства ФИО1 в городе Нижний Тагил не относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в связи с чем, объем гарантий и компенсаций ФИО1 ограничивается статьей 302 Трудового кодекса Российской Федерации и к трудовым отношениям сторон не применима глава 50, в том числе статья 318 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающая продолжительность сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства до шести месяцев со дня увольнения.
Соответственно, при увольнении ФИО1 в связи с сокращением штата работников организации на него распространяются общие гарантии, предусмотренные статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя - заместитель начальника отдела по претензионно-исковой работе правового управления Западно-Сибирского филиала ООО «Буровая компания «Евразия» ФИО2 также указал на отсутствие исключительных обстоятельств (случая) для сохранения ФИО1 среднего месячного заработка на период трудоустройства свыше трех месяцев.
По мнению представителя ООО «Буровая компания «Евразия», решения ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» противоречат действующему законодательству и влекут нарушение прав и законных интересов работодателя.
Представитель заинтересованного лица - ведущий инспектор юридического отдела ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» ФИО3 заявление ООО «Буровая компания «Евразия» не признала полностью и полагает, что к спорным трудовым отношениям ООО «Буровая компания «Евразия» и ФИО1 подлежит применению статья 318 Трудового кодекса Российской Федерации независимо от расположения постоянного места жительства работника.
Под исключительными случаями в статьях 178, 318 Трудового кодекса Российской Федерации органы занятости населения рассматривают сам факт отсутствия трудоустройства гражданина в течение второго и третьего месяца со дня увольнения соответственно.
Заинтересованное лицо ФИО1 также полагает, что к спорным трудовым отношениям с работодателем ООО «Буровая компания «Евразия» подлежит применению глава 50, в том числе статья 318, Трудового кодекса Российской Федерации независимо от его постоянного места жительства в городе Нижний Тагил и выполнения работы в Экспедиции глубокого эксплуатационного бурения № вахтовым методом.
Кроме того, ФИО1 считает, что ООО «Буровая компания «Евразия» пропущен трехмесячный срок обращения в суд, установленный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, исследовав письменные доказательства, суд находит заявление ООО «Буровая компания «Евразия» обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок гражданского судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в том числе, по делам по заявлениям об оспаривании действий и решений органов государственной власти и их должностных лиц, регулируется главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий (пункт 5).
Следует иметь в виду, что правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд, например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой ГПК РФ, или подача искового заявления (пункт 9).
На государственные учреждения как организации, осуществляющие социально-культурные или иные функции некоммерческого характера Российской Федерации, возложено исполнение государственных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования.
Правовое положение таких государственных учреждений не может рассматриваться в отрыве от публичных функций создавшего их публичного образования, поскольку иное означает неправомерное ограничение прав граждан, гарантированных статьями 30, 33 и 45 Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 № 19-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Согласно статье 6 Закона Свердловской области от 25.03.2013 № 23-ОЗ «О содействии занятости населения в Свердловской области» государственные учреждения службы занятости населения Свердловской области создаются в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере содействия занятости, в том числе полномочий по:
1) регистрации граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрации безработных граждан;
2) проведению специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда);
3) формированию и ведению регистров получателей государственных услуг в сфере содействия занятости.
Государственные учреждения службы занятости населения Свердловской области оказывают в соответствии с законодательством о занятости населения государственные услуги в сфере содействия занятости, в соответствии с государственными заданиями, доводимыми до них в порядке, установленном законодательством Свердловской области.
Государственные учреждения службы занятости населения Свердловской области создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также законодательством Свердловской области об управлении государственной собственностью Свердловской области.
В соответствии с Уставом, утвержденным приказом Департамента по труду и занятости населения Свердловской области от 14.07.2011 № 226, ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» является государственной некоммерческой организацией, образованной для осуществления полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ.
Центр занятости находится в ведении Департамента по труду и занятости населения Свердловской области. Учредителем Центра является Свердловская область.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые решения от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № приняты ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» при осуществлении им переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий в области содействия занятости населения и заявление ООО «Буровая компания «Евразия» подлежит рассмотрению и разрешению судом по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, независимо от избранной заявителем формы обращения в суд.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.04.1993 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы (статья 1).
К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности (статья 2).
Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к указанным в статье 2 настоящего Закона последствиям (статья 7).
При рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК РФ по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия);
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий, бездействия (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2).
Как установлено в судебном заседании сторонами дается различное толкование норм Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), устанавливающих особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом (глава 47) и особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (глава 50).
При этом стороны также ссылаются на постановления судов общей юрисдикции по однородным спорам, в том числе в отношении работодателя ООО «Буровая компания «Евразия», вступившие в законную силу и содержащие прямо противоположные решения.
Согласно статье 3 Кодекса каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 03.11.1998 № 25-П, от 05.04.2007 № 5-П), соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых проявлений дискриминации, означает - помимо недопустимости установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения или каких-либо других обстоятельств, - запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
В соответствии с Кодексом гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 164).
Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в некоторых случаях прекращения трудового договора.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя (статья 165).
При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий (статья 178).
Согласно статьям 22, 31, 33 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.
Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям начисляется в первом (12-месячном) периоде выплаты: в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы).
Мероприятия по социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации (пункт 8 Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 № 485).
Таким образом, от решения органа службы занятости населения о сохранении за уволенным работником в исключительных случаях среднего месячного заработка в течение третьего и последующих месяцев со дня увольнения напрямую зависит за чей счет, работодателя либо государства, гражданину, зарегистрированному в органах службы занятости, будет компенсироваться потеря заработка в период поиска подходящей работы.
В Определении от 29.11.2012 № 2214-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что социальный характер Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание, соблюдение и защита являющихся высшей ценностью прав и свобод человека (статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации), предопределяет необходимость создания определенных гарантий реализации конституционных прав граждан в сфере труда. Конституция Российской Федерации, относя к числу конституционных прав в данной сфере право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3), исходит из того, что стабильная занятость является необходимым условием обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Это требует от законодателя установления мер, направленных на оказание содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости, а также минимизацию негативных последствий, которые могут наступить для гражданина в результате потери работы.
При осуществлении соответствующего правового регулирования законодатель, действующий в рамках своих дискреционных полномочий, должен учитывать, что увольнение работника может быть результатом реализации не только его конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, но и права работодателя на осуществление эффективной экономической деятельности и рациональное управление имуществом (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2 Конституции Российской Федерации), предполагающего возможность самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала).
Предоставляя работодателю как субъекту, организующему трудовую деятельность и использующему труд работников, правомочия в сфере управления трудом, законодатель вправе предусмотреть и правовые гарантии защиты прав работников в сфере труда. Однако при этом в силу требований статей 2, 7, 8 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в целях обеспечения баланса конституционных прав и свобод работников и работодателей, являющегося необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве и составляющего основу для справедливого согласования прав и интересов сторон трудового договора посредством соответствующего правового регулирования, он не вправе устанавливать для работодателя такие обязанности, исполнение которых предполагает несоразмерное конституционно значимым целям ограничение свободы его экономической (предпринимательской) деятельности.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя. Реализация им указанных полномочий в сфере управления трудом может повлечь за собой необходимость расторжения трудовых договоров в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 Кодекса).
Предоставление работодателю права расторгнуть трудовой договор по указанному основанию предполагает и возложение на него обязанности по соблюдению определенных законодателем правовых гарантий защиты увольняемого работника от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы. К их числу относятся установленные статьей 178 Кодекса выплата каждому увольняемому работнику выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также сохранение за ним среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия), и, кроме того, сохранение в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения он обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть вторая).
Сама по себе обязанность работодателя осуществлять указанные выплаты в пользу работника, уволенного в связи с сокращением численности или штата, не предполагает несоразмерное конституционно значимым целям ограничение свободы экономической (предпринимательской) деятельности работодателя и учитывает баланс интересов сторон трудового договора.
Как следует из части 2 статьи 178 Кодекса, основанием для сохранения за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое, будучи направленным на обеспечение реализации конституционного права такого лица на защиту от безработицы (статья 37, часть 3 Конституции России), одновременно обязывает работодателя осуществить в его пользу указанную выплату. При этом законодательное закрепление такого основания предоставления соответствующей гарантии не предполагает, что орган службы занятости населения обладает в этой ситуации неограниченной свободой усмотрения.
По смыслу данного законоположения, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.
Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.
Решение же органа службы занятости населения о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения может быть обжаловано работодателем в судебном порядке.
При рассмотрении этой категории споров суды, действуя сообразно аутентичной воле федерального законодателя, выраженной в части 2 статьи 178 Кодекса, обязаны на основе принципов самостоятельности, справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия оценивать обжалуемое решение органа занятости населения с точки зрения его правомерности и обоснованности, устанавливая, исследуя и анализируя при этом всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (статьи 10, 118 и 120 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Это требование, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, т.е. не только на постановления, но и на определения и заключения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.11.2007 № 827-О-П).
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (статья 5 Кодекса).
С 01.06.1993 введен в действие Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, который распространяется на две категории граждан:
лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности;
лиц, проживающих в указанных районах и местностях (статья 1).
Гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя (статья 4).
В редакции, действовавшей до 01.01.2005, Закон от 19.02.1993 № 4520-1 устанавливал государственные гарантии в области занятости населения (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Лицам, высвобождаемым с предприятий, из учреждений, организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в связи с их реорганизацией либо с ликвидацией, сохраняется на период их трудоустройства, но не свыше шести месяцев, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия.
Выплата месячного выходного пособия и сохраняемой средней заработной платы производится по прежнему месту работы за счет предприятий, учреждений, организаций (статья 6).
Кроме того, пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» до настоящего времени установлено, что предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
В связи с тем, что закон, устанавливающий размеры районных коэффициентов и порядок его выплаты, не принят, в настоящее время продолжает применяться союзное законодательство в части установления районных коэффициентов, не противоречащее законодательству Российской Федерации (соответствующие постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС), а также решения бывших Советов Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомов, облисполкомов и исполкомов Советов народных депутатов автономных округов, принятые в соответствии с абзацем 1 пункта 13 Постановления Совмина РСФСР от 04.02.1991 № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», которыми были введены районные коэффициенты в повышенных размерах.
До принятия федерального закона, устанавливающего размеры районных коэффициентов к заработной плате и порядок их выплаты, подлежит применению и абзац 2 пункта 13 Постановления Совмина РСФСР от 04.02.1991 № 76, согласно которому затраты по районным коэффициентам осуществляются, в том числе, и за счет средств предприятий и организаций.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 28.02.1974 № 46/7 утверждены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций, расположенных в районах Урала, в том числе в остальных районах и городах Свердловской области в размере 1,15.
Согласно статье 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», статье 9 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» к компетенции Верховного Суда Российской Федерации отнесено обеспечение единства судебной практики и законности.
В Постановлении от 23.03.2005 № 25-ПВ04 Президиум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что под единством судебной практики следует понимать правильное и единообразное применение судами на всей территории Российской Федерации федерального законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Нарушением единства судебной практики может считаться вынесение судебных постановлений, противоречащих постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащим разъяснения по вопросам судебной практики; постановлениям Президиума Верховного Суда Российской Федерации, определениям Судебной коллегии по гражданским делам и Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам, содержащим толкования норм материального и процессуального права; материалам официально опубликованных Верховным Судом Российской Федерации обзоров судебной практики и ответов на возникшие у судов вопросы в применении законодательства.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года применительно к пункту 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 № 4521-1 и статье 33 Закона от 19.02.1993 № 4520-1 разъяснено, что установление указанного районного коэффициента не свидетельствует об отнесении территорий к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям, а также районам Севера, в связи с чем, на работников, проживающих на таких территориях не распространяются положения Закона от 19.02.1993 № 4520-1.
Вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.
Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также в целях осуществления иной производственной деятельности (статья 297 Кодекса).
Согласно статье 302 Кодекса работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов:
устанавливается районный коэффициент и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в порядке и на условиях, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих:
в районах Крайнего Севера, - 24 календарных дня;
в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.
В стаж работы, дающий право работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, на соответствующие гарантии и компенсации, включаются календарные дни вахты в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками работы на вахте. Гарантии и компенсации работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из тех же или других районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливаются в соответствии с главой 50 настоящего Кодекса (часть 6).
Таким образом, часть 6 статьи 302 Кодекса прямо разделяет лиц, работающих вахтовым методом, на две категории:
работников, выезжающих для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из тех же или других районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
работников, выезжающих для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других мест постоянного проживания, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
При этом, исходя из содержания понятия «вахтовый метод», закрепленного в статье 297 Кодекса, гарантии и компенсации в соответствии с главой 50 Кодекса устанавливаются только для лиц, постоянно проживающих в тех же или других районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со статьей 318 Кодекса работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 82 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года разъяснено, что по общему правилу, закрепленному статей 178 Кодекса, за работниками, увольняемыми по тем же основаниям из расположенных в иных регионах страны организаций, средний месячный заработок сохраняется на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия в размере среднего месячного заработка работника), а в исключительных случаях - также по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, - и в течение третьего месяца со дня увольнения.
Тем самым изложенной нормой статьи 318 Кодекса работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом ограниченных возможностей трудоустройства в этих районах и местностях по сравнению с иными территориями страны гарантирован более длительный максимальный период сохранения среднего месячного заработка на время поиска работы.
Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации связывает применение статьи 318 Кодекса именно с особенностями трудоустройства высвобождаемых работников в тех же или других районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан, и Требования к подбору подходящей работы.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.
Регистрации в качестве безработных подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
Снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случаях переезда и переселения в другую местность.
Подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей.
Подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня профессиональной подготовки и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях.
При подборе подходящей работы транспортная доступность рабочего места определяется с учетом максимальной удаленности подходящей работы от места жительства зарегистрированных граждан и безработных граждан.
Закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации универсальный принцип юридического равенства (равенство всех перед законом и судом, а также равноправие) и логически обусловленный им общеправовой принцип формальной определенности права предполагают, что закон должен быть понятным, точным и недвусмысленным. Иное означало бы возможность неоднозначного понимания и истолкования закона и, по сути, произвольного его применения, что сделало бы иллюзорным вытекающее из статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 46 равное право на справедливое правосудие, на эффективную и полную судебную защиту.
Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, гарантированные Конституцией Российской Федерации равенство всех перед законом и судом, а также равноправие могут быть обеспечены лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями; нарушение принципа формальной определенности норм, напротив, допускает неограниченное усмотрение в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципа равенства при осуществлении конституционных прав и свобод, верховенства Конституции Российской Федерации и закона (Постановления от 25.04.1995 № 3-П, от 15.07.1999 № 11-П и от 30.07.2001 № 13-П).
На необходимости соблюдения принципа правовой определенности настаивает в своих решениях и Европейский Суд по правам человека: закон во всяком случае должен отвечать установленному Конвенцией о защите прав человека и основных свобод стандарту, требующему, чтобы законодательные нормы были сформулированы с достаточной четкостью и позволяли лицу предвидеть, прибегая в случае необходимости к юридической помощи, с какими последствиями могут быть связаны те или иные его действия (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.11.2008 № 11-П).
Толкование норм права может осуществляться как в связи с рассмотрением конкретного дела (ad hoc), так и - в целях обеспечения единообразного их понимания и применения судами - в отношении всех дел со схожими фактическими обстоятельствами на основе обобщенной практики их разрешения.
В российской судебной системе толкование закона высшими судебными органами оказывает существенное воздействие на формирование судебной практики. По общему правилу, оно фактически - исходя из правомочий вышестоящих судебных инстанций по отмене и изменению судебных актов - является обязательным для нижестоящих судов на будущее время (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 № 1-П).
Доводы заинтересованных лиц - ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» и ФИО1 о регулировании спорных правоотношений главой 50, в том числе статьей 318, Кодекса свидетельствуют о применении указанный правовых норм без учета правил:
системного толкования, особенно отсылочных и бланкетных норм (уяснения содержания и смысла правовых требований в их взаимосвязи, в связи с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли и всей системе права в целом, в том числе социально-экономических и политических факторов, обусловивших принятие нормативного акта),
конкуренции общих и специальных норм права, содержащих необходимые признаки квалифицируемого отношения (глава 50 Кодекса - выполнение работ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), из которых только одна из них - специальная норма - содержит необходимые и достаточные, то есть исчерпывающие, признаки данного отношения, исключая применение общей нормы (статья 302 Кодекса - выполнение работ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также постоянное проживание на других территориях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1997 № 1664 «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера» и Федеральным законом от 19.06.1996 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», действовавшим на момент вступления в силу Кодекса и до 01.01.2005, государственное регулирование в области экономического, социального, экологического, культурного и национального развития Севера Российской Федерации направлено на создание благоприятных условий для эффективной хозяйственной деятельности, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей природной среды, обеспечение достойной жизни населения и устойчивое развитие этого региона.
Государственное регулирование осуществляется дифференцированно по территориям и отраслям хозяйства и определяется государственными приоритетами, природно-климатическими условиями, уровнем социального и экономического развития Севера.
Север - высокоширотная часть территории Российской Федерации, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения.
Районы с дискомфортными условиями проживания - территории, характеризующиеся совокупностью природно-климатических, географических, социально-экономических и медико-биологических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека.
Гарантии и компенсации населению - возмещение дополнительных физиологических затрат и более высокой стоимости жизни, складывающихся под воздействием географических, климатических факторов и связанных с ними особенностей социально-экономического развития. Гарантии и компенсации предназначены для привлечения трудовых ресурсов, выравнивания уровня жизни населения Севера по сравнению со средним уровнем жизни населения в Российской Федерации за счет предоставления дополнительных льгот и преимуществ (статья 1 Федерального закона от 19.06.1996 № 78-ФЗ).
Таким образом, системное толкование, применение правил конкуренции общих и специальных норм права, а также разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, позволяют сделать вывод о том, что статья 318 Кодекса (в силу предписаний отсылочной нормы части 6 статьи 302 Кодекса) подлежит применению только в отношении работников, выезжающих для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из тех же или других районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Заинтересованное лицо ФИО1 зарегистрирован по месту жительства и фактически постоянно проживает в городе Нижний Тагил (л. <...>), который не включен в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029.
В период действия трудового договора с работодателем ООО «Буровая компания «Евразия» ФИО1 выезжал с постоянного места жительства в городе Нижний Тагил для выполнения работ вахтовым методом в Экспедиции глубокого эксплуатационного бурения № 3, расположенной в <адрес>, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (л. д. 9-33), в связи с чем, на ФИО1 не распространяется статья 318 Кодекса.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на регистрационный учет безработных граждан по месту постоянного жительства органом занятости населения - ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» (л. д. 6).
Поиск ФИО1 подходящей работы по месту своего постоянного проживания в городе Нижний Тагил, территория которого не отнесена к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, не связан для ФИО1 с дополнительными физиологическими затратами и более высокой стоимостью жизни, складывающимися под воздействием географических, климатических факторов и связанных с ними особенностей социально-экономического развития территории города Нижний Тагил и Свердловской области в целом.
Сохранение ФИО1 среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения не имеет цели привлечения трудовых ресурсов в районы Севера, в том числе в организацию ООО «Буровая компания «Евразия», и предоставление ФИО1 оспариваемых предпочтений в поиске подходящей работы по месту постоянного жительства на территории города Нижний Тагил за счет средств работодателя не имеет разумного, в том числе социально-экономического, оправдания и свидетельствует о признаках дискриминации в сфере труда на стадии трудоустройства и влечет возложение на работодателя ООО «Буровая компания «Евразия» обязанностей, исполнение которых предполагает несоразмерное конституционно значимым целям ограничение свободы его экономической (предпринимательской) деятельности.
Кроме того, положения статей 178, 318 Кодекса об исключительных случаях сохранения за работниками среднего месячного заработка за третий и последующие месяцы со дня увольнения применены ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» без учета разъяснений, содержащихся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.11.2012 № 2214-О.
Оспариваемые решения органа службы занятости населения, помимо формальных условий возникновения у ФИО1 права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение шести месяцев, не содержат указания и оценки иных обстоятельств, имеющих исключительное значение для решения этого вопроса, что свидетельствует произвольном применении вышеуказанных законоположений.
Таким образом, решения организационно-методической комиссии ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении ФИО1 права на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по последнему месту работы в ООО «Буровая компания «Евразия» подлежат признанию незаконными (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2).
В соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Признание судом оспариваемых решений незаконными влечет возникновение обязанности ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» начислить ФИО1 за счет средств федерального бюджета пособие по безработице начиная с первого дня по истечении периода трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения (статья 31 Закона от 19.04.1991 № 1032-1), о чем суд считает необходимым указать в резолютивной части решения (пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).
Согласно статье 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Если дело возникло из публичных правоотношений и рассматривается по правилам подраздела III раздела II Кодекса, то последствия пропуска срока на обращение в суд должны применяться судом (судьей) по своей инициативе.
Возможность применения срока исковой давности в зависимости от заявления ответчика закон связывает только с частноправовыми отношениями (гражданскими, семейными и т.п.).
Доводы заинтересованного лица ФИО1 о пропуске ООО «Буровая компания «Евразия» трехмесячного срока обращения в суд не подтверждаются допустимыми доказательствами.
Из представленной ФИО1 переписки сторон в досудебном порядке следует, что письмом заместителя директора Западно-Сибирского филиала ООО «Буровая компания «Евразия» - начальника экспедиции от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ о выплате среднего месячного заработка за <...> года (шестой месяц со дня увольнения). Сведения о наличии у работодателя решений ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № в письме ООО «Буровая компания «Евразия» отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работодателю ООО «Буровая компания «Евразия» вручено заявление о выплате выходного пособия за шестой месяц трудоустройства со дня увольнения с приложением решения ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Письмом заместителя директора Западно-Сибирского филиала ООО «Буровая компания «Евразия» - начальника экспедиции от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ о выплате среднего месячного заработка за <...> года (седьмой месяц со дня увольнения).
При определении начала исчисления указанного процессуального срока суд также учитывает, что статьи 178, 318 Кодекса не содержат прямого предписания о безусловной выплате работодателем среднего месячного заработка по решению органа службы занятости населения. Государственные учреждения службы занятости населения Свердловской области не осуществляют государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (глава 57 Кодекса, статья 15 Закона от 19.04.1991 № 1032-1, статья 6 Закона Свердловской области от 25.03.2013 № 23-ОЗ «О содействии занятости населения в Свердловской области»), в том числе не рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.27 КоАП РФ (статьи 23.1, 23.12 КоАП РФ).
В настоящее время между работодателем ООО «Буровая компания «Евразия» и работником ФИО1 возник индивидуальный трудовой спор о праве на назначение среднего месячного заработка (статья 381 Кодекса), т.е. по существу обязательства, и указанный спор передан ФИО1 на рассмотрение и разрешение Когалымского городского суда Югры.
Обращение ФИО1 в суд с иском к ООО «Буровая компания «Евразия» о взыскании спорного среднего месячного заработка последовало 06.09.2013, заявление принято к производству вышеуказанного суда 11.09.2013 и собеседование с ответчиком (вручение копии искового заявления с приложенными к нему документами) проведено 18.09.2013.
Обращение ООО «Буровая компания «Евразия» в суд с настоящим заявлением последовало 21.09.2013 (дата почтового отправления).
Определением Когалымского городского суда Югры от 15.10.2013 производство по делу приостановлено до рассмотрения Ленинским районным судом города Нижний Тагил заявления ООО «Буровая компания «Евразия» об оспаривании решений ГКУ «Нижнетагильский ЦЗ».
Таким образом, в случае разрешения спора о выплате компенсаций в судебном порядке, оспариваемые решения могут приобрести обязательный для исполнения работодателем характер только с момента вступления в законную силу решения суда о взыскании среднего месячного заработка (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2011 № 23-В11-3).
Принимая во внимание, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46 Конституции Российской Федерации), процессуальный срок обращения в суд, установленный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем ООО «Буровая компания «Евразия» не пропущен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 258 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Буровая компания «Евразия» удовлетворить полностью.
Признать решения организационно-методической комиссии Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении гражданину ФИО1 права на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по последнему месту работы в Обществе с ограниченной ответственностью «Буровая компания «Евразия» - незаконными.
Взыскать с Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости» (ИНН №) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Буровая компания «Евразия» возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
Настоящее решение является основанием для начисления ФИО1 пособия по безработице начиная с первого дня по истечении периода трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А.Соловьев