ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2439/2013 от 05.11.2013 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

  <данные изъяты>

Дело № 2-2439/2013   <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 ноября 2013 г. г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Семеновой О.О.,

при секретаре Федосеевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Ярославля, действующего в интересах ФИО1, ФИО2 к мэрии г. Ярославля об обязании произвести капитальный ремонт,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Фрунзенского района г. Ярославля, действующий в интересах ФИО1, ФИО2, обратился в суд с иском к мэрии г. Ярославля об обязании произвести капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>

В обоснование исковых требований указал, что ФИО2 является собственником <адрес> по адресу: <адрес> ФИО1 является членом семьи собственников <адрес> по адресу: <адрес>

Многоквартирный жилой дом по указанному адресу сдан в эксплуатацию в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Капитальный ремонт конструктивных элементов и инженерных сетей в данном доме не производился. В соответствии со ст. 16 Закона РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Наличие, по мнению истца, обязанности у мэрии г. Ярославля, как бывшего наймодателя жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> по проведению капитального ремонта жилого дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда и послужило причиной обращения истца в суд.

Старший помощник прокурора Фрунзенского района г. Ярославля Ковальская О.А. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.

ФИО1 поддержала в судебном заседании заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

ФИО2 в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явилась, представила суду письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому иск не признала, просила рассмотреть дело без ее участия. Указала, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА вступил в силу Федеральный закон от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон). Законом внесены изменения в ряд законодательных актов, регулирующих правоотношения в жилищной сфере, в том числе связанные с организацией проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а именно в: Жилищный кодекс РФ; Федеральный закон от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; Федеральный закон от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Так, Жилищный кодекс РФ дополнен новым разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», который устанавливает принципиально новые положения о порядке проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования; о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете; о формировании фондов капитального ремонта региональным оператором, деятельности регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и другие положения. В частности, ст.ст. 167, 168 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты,   которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта   общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а высшие исполнительные органы государственно  й власти субъектов Российской Федерации утверждают региональные программы   капитального ремонта общег  о имущества в многоквартирных домах.

При этом, в первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения   при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта (ч.3 ст. 168 ЖК РФ). На настоящий момент указанные в ст.ст. 167, 168 ЖК РФ нормативные правовые акты (в т.ч. региональная программа капитального ремонта) органами государственной власти Ярославской области не приняты.

Кроме того, определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта   общего имущества в многоквартирном доме отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений (п. 10.1 ст.12 ЖК РФ), т.е. на федеральный уровень, а решение вопроса по регулированию отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта   общего имущества в многоквартирных домах - к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации   (п.п. 61 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 184-ФЗ). С ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА органы местного самоуправления городского округа не вправе осуществлять финансирование и софинансирование капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (Законом признан утратившим силу п. 5 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР-Ф3). В соответствии с ч.1 ст.86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия   муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе  решать органы местного самоуправления.   Таким образом, учитывая, что: с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА органы местного самоуправления городского округа не вправе осуществлять финансирование и софинансирование капитального ремонта жилых домов; с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА федеральным законодателем установлен порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядок его финансирования; с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме должна устанавливаться не в произвольном порядке (на усмотрение жильцов дома), а в соответствии с порядком, определенном органами государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений; до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ   и Федеральному закону от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (ст.4 ФЗ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 189-ФЗ), следует прийти к выводу, что в настоящее время не имеется правовых оснований для возникновения расходных обязательств муниципального образования городского округа город Ярославль по финансированию ремонта дома истцов. Иное будет свидетельствовать о нецелевом расходовании средств городского бюджета.

В случаи удовлетворения заявленных исковых требований просили установить срок исполнения решения суда около года после вступления решения суда в законную силу, поскольку мэрия г. Ярославля является бюджетной организацией, все работы выполняются по результатам конкурса. Без проведения торгов не могут быть выполнены работы по капитальному ремонту. Сметы на выполнение работ должны пройти государственную экспертизу.

Представители третьих лиц ОАО «Управляющая компания № 1» и ЗАО «Управдом Фрунзенского района» в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения участников процесса, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав старшего помощника прокурора Фрунзенского района г. Ярославля Ковальскую О.А., ФИО1, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела НОМЕР г., суд установил следующее.

Истец ФИО2 является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора на приобретение квартиры в личную собственность граждан, заключенного между Агентством по приватизации жилья при администрации г. Ярославля и ФИО2 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

Собственниками <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> являются ФИО3 (1/2 доля в праве собственности) и ФИО4 (1/2 доля в праве собственности) на основании договора купли-продажи. Истец ФИО1 является членом семьи собственников жилого помещения (л.д. 10).

Кровля жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, находится в неудовлетворительном техническом состоянии, что подтверждается экспертным заключением ООО «СтройГрадЯр».

Кровля жилого дома требует капитального ремонта. Сторонами не оспаривалось, что с момента постройки данного жилого дома – 1977г., капитальный ремонт кровли жилого дома, имеющей рулонной покрытие, не производился.

В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В соответствии с п. 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

Согласно ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.

Правовым основанием исковых требований к мэрии г. Ярославля об обязании органа местного самоуправления произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, по адресу: <адрес> собственником квартиры в котором на основании договора передачи квартиры в собственность граждан является истец ФИО2, выступает ст. 16 Закона РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой за мэрией, как бывшим наймодателем квартир истцов, сохраняется обязанность производить капитальный ремонт жилого дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Системное толкование ст. 16 Закона РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ позволяет сделать вывод, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

Согласно ст. 29 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные жилищные фонды являются муниципальной собственностью, а в силу п. 6 ч. 1 ст. 16 указанного Закона вопрос организации и содержании муниципального жилищного фонда находится в ведении органов местного самоуправления.

Доводы представителя мэрии г. Ярославля о том, что мэрия г. Ярославля, не будучи наймодателем, является не надлежащим ответчиком по делу, представляются необоснованными, поскольку именно мэрия г. Ярославля, как собственник муниципального жилищного фонда, несет ответственность за надлежащее содержание своего имущества. При неисполнении своей обязанности на момент приватизации жилищного фонда такая обязанность сохраняется.

Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время оснований для возложения на мэрию г. Ярославля обязанности по проведению капитального ремонта не имеется, поскольку на момент приватизации первой квартиры в доме, такой ремонт не требовался, являются несостоятельными, основаны на неверном толковании норм материального права. С приватизацией первой квартиры в доме, право муниципальной собственности на другие жилые помещения, как и на общедомовое имущество, не прекращается.

Как следует из положений ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», неисполненная обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя, но не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется на будущее время. При этом, наймодателем признается соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Органом местного самоуправления муниципального образования — город Ярославль, является мэрия г. Ярославля (ст. 93 Устава города Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА).

Доводы представителя мэрии о том, что судебное решение не может подменять законодательно установленный в настоящее время (раздел 9 ЖК РФ) порядок проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также устанавливает расходные обязательства города Ярославля по финансированию ремонта дома истцов при отсутствии правовых оснований для их возникновения, являются несостоятельными.

Действительно, Федеральным законом от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отделенные законодательные акты РФ», вступившим в силу ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, были внесены изменения в ряд законодательных актов, регулирующих правоотношения в жилищной сфере, в том числе, связанные с организацией проведения и порядком финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Так, Жилищный кодекс РФ был дополнен новым разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», который устанавливает принципиально новые положения о порядке проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования, в том числе касающиеся перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту, формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, формирования фондов капитального ремонта региональным оператором, деятельности регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и другие положения.

Статьями 167, 168 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти субъекта РФ принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта РФ, а высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утверждают региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме отнесено к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений (п. 10.1 ст. 12 ЖК РФ), а решение вопроса по регулированию отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах - к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (пп. 61 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 184-ФЗ).

Вместе с тем, поскольку нормативные правовые акты Ярославской области как субъекта РФ, призванные регламентировать порядок проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на момент вынесения судебного решения не приняты и новый механизм финансирования проведения капитального ремонта не установлен, а обязанность мэрии г. Ярославля по выполнению капитального ремонта <адрес> возникла ранее - до вступления в силу Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 271-ФЗ, и эта обязанность основана на неисполненных ранее мэрией г. Ярославля как бывшим наймодателем обязательствах по капитальному ремонту спорного дома, при разрешении данного дела подлежали применению названные выше статья 16 Закона о приватизации жилищного фонда и статья 210 ГК РФ.

Доказательств, свидетельствующих о том, что с момента ввода многоквартирного жилого <адрес> в нем проводился капитальный ремонт конструктивных элементов в данном доме, материалы дела не содержат.

Из представленного заключения ООО «СтройГрадЯр» НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, следует, что на большой площади кровли наблюдается вздутие кровельного гидроизоляционного ковра из линокрома и его отдельных слоев, недостаточное количество наклеиваемых слоев дополнительного кровельного ковра в местах примыканий к парапетам, выходам на кровлю труб вентиляции и канализации, телевизионных антенн. Имеется неровность поверхности кровли (бугристость) с большим числом отслоений верхнего слоя рулонного гидроизоляционного материала от нижележащих слоев. Большое количество поперечных трещин в покровном слое линокрома. Недостаточное сцепление гидроизоляционного материала с основанием. Местами отсутствует металлическое покрытие парапетов.

Специалистом выявлен необходимый объем работ для устранения вышеперечисленных дефектов – капитальный ремонт рулонной кровли с заменой гидроизоляционного ковра покрытия (л.д. 39).

Суд приходит к выводу, что предельный срок эксплуатации рулонной кровли жилого дома по адресу: <адрес> истек, поскольку в соответствии с Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 312 (ВСН 58-88р), продолжительность эксплуатации рулонных кровель до капитального ремонта составляет для жилых зданий 10 лет.

Истец ФИО5 приватизировал квартиру в 1993 г., срок эксплуатации кровли — истек.

Исходя из требований законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, с учетом того, что мэрией своевременно не произведены вышеназванные работы по капитальному ремонту, суд приходит к выводу, что наймодатель не выполнил возложенные на него обязанности.

Учитывая, что на момент приватизации истцом ФИО5 жилого помещения, срок эксплуатации кровли истек, бывший наймодатель обязанность по производству капитального ремонта не исполнил, суд считает, что на мэрию г. Ярославля должна быть возложена обязанность произвести капитальный ремонт кровельного покрытия.

Имеющейся в материалах гражданского дела НОМЕР г. технический паспорт не опровергает указанные выводы суда, поскольку сведений о проведении капитальных ремонтов вышеназванных систем не имеется.

Основанием возникновения права собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> ФИО3 и ФИО4 является договор купли-продажи квартиры, а не приватизация жилого помещения, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований члена семьи собственников вышеназванной квартиры – ФИО1, не имеется.

С учетом того, что для выполнения ремонтных работ МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля должны провести работы по подготовке к конкурсу по выбору подрядной организации, подготовку сметной документации на проектные работы, выполнить сами проектные работы, само проведение ремонтных работ жилого дома по адресу: <адрес> целесообразнее осуществлять в весенне-летний период. Суд считает возможным, с учетом положений ст. 206 ГПК РФ, определить срок производства ответчиком работ по капитальному ремонту кровли жилого <адрес>, по адресу: <адрес>, до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать мэрию г. Ярославля в срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА произвести капитальный ремонт кровли <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья О.О.Семенова