Дело № 2-379/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2023 года г.Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи ДВИРНЫК Н.В., при секретаре Макарове В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметова Рината Ураловича к ООО «Группа инвестиционных предприятий «Монолит», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, - ООО «Эксперт 24», ООО «Крымстройхолдинг», ООО «Лифтсервис», ООО «Лантерна», Межрегиональное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю, Общество с ограниченной ответственностью "Крымстройлифт", о понуждении совершить определенные действия, взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
<дата> Ахметов Р.У. обратился в суд с указанным иском, мотивируя его следующим. Ахметов Р.У. является собственником <адрес> Согласно Декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной Службой государственного строительного надзора Республики Крым 23.12.2016г., завершено строительстве многоквартирного многоэтажного жилого дома по адресу: <адрес> код объекта - №<номер>, категория сложности -№<номер> генеральным подрядчиком (застройщиком) указано ООО «Группа инвестиционных предприятий «Монолит», генеральным проектировщиком указано ООО «Крымпроектсервис». Управляющей компанией, созданной застройщиком для обслуживания данного многоквартирного дома, являлось ООО «Лантерна», которое <дата> прекратило свою деятельность и исключено из ЕГРЮЛ. В настоящее время управление многоквартирным домом осуществляет ООО «Эксперт24». Согласно договору инвестирования №<номер> завершения строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> заключенного между ООО «Сувенир» (заказчик) и ООО «Группа инвестиционных предприятий «Монолит» (инвестор 1) и ООО «Резана» (инвестор 2) многоквартирный дом по указанному адресу достраивал и вводил в эксплуатацию ответчик. Согласно п. 2.1 договора, предметом настоящего договора является участие сторон в реализации мероприятий по завершению строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию объекта незавершенного строительства - многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу<адрес> В соответствии с п. 2.2 договора стороны обязуются выполнять работы и совершать все необходимые действия в соответствии с графиком производственных работ (прилагается к настоящему договору) по созданию результата инвестиционной деятельности (объекта) на земельном участке, в связи с чем, инвесторы обязуются произвести строительные и иные работы в объеме и в сумме, установленной настоящим договором, в том числе в виде капитальных вложений. В силу п.4.1.5 договора, инвесторы обязаны с момента принятия объекта нести бремя его содержания, в том числе риск случайной гибели, а также нести другие обязательства, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. В силу приложения №<номер> к договору инвестирования №<номер>., для ООО «ГИП Монолит» (инвестора 1) предусмотрены следующие мероприятия в рамках инвестиционной деятельности: в том числе закупка материалов и монтаж лифтов. ООО ГИП «Монолит», как застройщик, должен был произвести работы по приобретению, монтажу и вводу в эксплуатацию пассажирского и грузового лифтов в указанном доме. Однако в течение гарантийного срока выявлялись существенные недостатки, влияющие на безопасность при эксплуатации лифтового оборудования, не позволяющие использовать лифты в доме по назначению. Качество пассажирского и грузового лифтов не соответствует условиям договора и проектной документации, в связи с чем, их работа остановлена, жители дома и собственники 160 квартир не могут пользоваться лифтами. В июне 2021г. ООО «Лантерна», обслуживающая дом, по договору №<номер> от 30.06.2021г., заключенному между ООО «Лифтсервис» и ООО «Лантерна» на подрядные работы по ремонту пассажирского лифта на объекте по адресу: <адрес>, пыталась возложить обязанность по возмещению расходов на устранение недостатков (осуществлению ремонта) собственников МКД. Согласно п.2.1 и 2.2 указанного договора, цена работ по договору составляла - 204 289,75 руб. ООО «Лантерна» ликвидировалась, указанные работы произведены не были, лифты остались в нерабочем состоянии. <дата> в адрес ООО ГИП «Монолит» и ООО «Лантерна» была направлена претензия о безвозмездном устранении недостатков, препятствующих использованию лифтового оборудования по назначению. Указанная претензия оставлена ООО ГИП «Монолит» и ООО «Лантерна» без удовлетворения (№<номер> 14.03.2022г. ООО «Эксперт24» (новой управляющей компанией) собственникам МКД предложена смета на текущий ремонт одного пассажирского лифта в размере 486 395,56 руб., вопрос поставлен на голосование общего собрания. Как следует из представленных ООО «Лантерна» документов, в процессе эксплуатации лифтового оборудования, установленного ООО ГИП «Монолит», были выявлены дефекты функционирования, что подтверждается многочисленными актами о происшествии, начиная с 2017 года, актами периодического технического освидетельствования лифтов. Согласно статье 7 ФЗ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров участия в долевом строительстве) застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям (ч. 1). В случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения цены договора; возмещения своих расходов на устранение недостатков (ч. 2). Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав передаваемого участникам долевого строительства объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем три года. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня подписания первого передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства (ч.5.1). Застройщик не несет ответственности за недостатки (дефекты) объекта долевого строительства, обнаруженные в пределах гарантийного срока, если докажет, что они произошли вследствие нормального износа такого объекта долевого строительства или его частей, нарушения требований технических регламентов, градостроительных регламентов, а также иных обязательных требований к процессу его эксплуатации либо вследствие ненадлежащего его ремонта, проведенного самим участником долевого строительства или привлеченными им третьими лицами (ч. 7). В силу части 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными Постановлением Правительства РФ, лифты, лифтовые и иные шахты включаются в состав общего имущества МКД. В рамках рассмотрения Ялтинским городским судом РК гражданского дела №<номер> были получены ответы по запросу суда от Ростехнадзора (Крымское управление) и Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора РК, из которых следует, что «согласно данным Единого реестра зарегистрированных деклараций о начале выполнения строительных работ, выданных разрешений на выполнение строительных работ, зарегистрированных деклараций о готовности объекта к эксплуатации и выданных сертификатов, отказов в регистрации таких деклараций и в выдаче таких разрешений и сертификатов с 2015 по 2019г., данным реестра разрешений на ввод объектов в эксплуатацию с 15.01.2020г. по настоящее время, документы разрешительного характера, подтверждающие принятие в эксплуатацию объекта, расположенного по адресу: <адрес>, не регистрировались н не выдавались». Из ответа Ростехнадзора (Крымское управление) №<номер> от 28.12.2021г. о предоставление сведений по лифтам, расположенным по адресу<адрес> не представляется возможным, поскольку они отсутствуют. Вместе с тем, в соответствии с п.5 и 6 Постановления Правительства РФ от 24.07,2017г. №743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», использование объекта по назначению, предусмотренному сопроводительной документацией объекта, после его монтажа в связи с замену или модернизации допускается по результатам принятия уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза "Безопасность лифтов" и "О безопасности машин и оборудования" в отношении соответствующего объекта решения о вводе объекта в эксплуатацию в порядке, предусмотренном пунктами 6-8 настоящих Правил. В целях оформления решения о вводе объекта в эксплуатацию после его монтажа в связи с заменой или модернизацией владелец объекта направляет в уполномоченный орган уведомление о вводе объекта в эксплуатацию с указанием: реквизитов декларации о соответствии лифта требованиям технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" - для лифта: реквизитов сертификата соответствия подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" - для подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора; реквизитов страхового полиса, подтверждающего заключение договора обязательного страхования гражданскою ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте в соответствии 7 с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте". К уведомлению о вводе объекта в эксплуатацию владелец объекта прилагает копии заключенных им договора (договоров) со специализированными организациями о выполнении работ по монтажу (демонтажу) в случае их заключения в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил и копию акта технического освидетельствования подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора по форме, утверждаемой в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, - для подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора. Таким образом, из указанных ответов уполномоченных органов следует, что лифты в МКД но адресу: <адрес> в установленном порядке ответчиком в эксплуатацию не вводились, однако дом полностью заселен, все квартиры застройщиком в данном доме проданы. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4 Закона РФ от <дата>№<номер> «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. При определении срока службы лифтов в жилых домах учитывают такие критерии: общие данные по <данные изъяты> - кабина служит 25 лет, механические детали 12 лет и 6 месяцев. Согласно пункту 1 статьи 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. Поскольку недостатки в работе лифтов проявляются вновь после их неоднократного ремонта управляющей компанией, а управляющая компания незаконно возлагает обязанность по оплате ремонта очередной поломки лифтов на собственников МКД, истец считает, что действия ответчика по сдаче нового дома в эксплуатацию с неработающими лифтами, не соответствующими ее целям и задачам, приносящими ущерб потребителям. Согласно п.4 ст. 477 ГК РФ, в отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара. Кроме того, действиями ответчика истцу причинен моральный вред, выразившийся в следующем. Лифты по качеству и условиям работы в доме ЖК «Континент» не соответствуют обычно предъявляемым требованиям безопасной и бесперебойной эксплуатации, зачастую их работа приостанавливается на целые недели, что создает для людей проживающих в доме, физические неудобства и просто страдания, обусловленные подъемом пешком на верхние этажи и занос в квартиры строительных материалов, В недавнем времени имелся случай падения (экстренного торможения) лифта с находящимися в нем детьми, когда чудом удалось избежать трагедии. С учетом уточнения иска просит обязать ООО «ГИП Монолит» произвести замену лифтового оборудования — пассажирского лифта грузоподъемностью 400 кг., грузового лифта грузоподъемностью 1000 кг. с техническими характеристиками, предусмотренными проектной документацией в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> на новое, в срок один месяц с момента вступления решения суда в законную силу; взыскать с ООО «ГИП Монолит» в пользу истца неустойку за несоблюдение требований потребителя о замене неисправного лифтового оборудование на новое оборудование в размере 1% от стоимости лифтов 9500000 рублей, равную 95000 рублей, с <дата> по <дата> (240 дней) = 22800000 рублей, с <дата> по <дата> (227 дней) = 21565000 рублей, а всего 44365000 рублей; компенсировать моральный вред в размере 100000 рублей, взыскать штраф в размере пятидесяти процентов суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В письменных возражениях на иск представитель ответчика указывает следующее.
Ответчик считает Ахметова Р.У. ненадлежащим истцом по делу, поскольку им заявлены требования по распоряжению общим имуществом многоквартирного дома, тогда как Решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресе <адрес> о капитальном ремонте общего имущества путем замены двух лифтов и о наделении Ахметова Р.У. полномочиями по представлению интересов собственников (помещений МКД по данному вопросу (в том числе путем предъявления в суд требований о замене лифтов) - не представлено. Считает также, что ООО «Группа инвестиционных предприятий «Монолит» также является ненадлежащим ответчиком, исходя из следующего. Ахметов Р.У. согласно представленных документов является владельцем квартиры №<номер> в МКД, площадью 63,2 кв.м., приобретенной по договору купли-продажи в 2020 году. В свою очередь положения Федерального закона №214-ФЗ не могут быть применены к правоотношениям сторон настоящего спора в силу ч.З. статьи 1 Федерального закона №214-ФЗ, так как истец не является и не являлся участником договора участия в долевом строительстве, ни одного договора участия в долевом строительстве при постройке жилого дома по адресу <адрес>, не было заключено, а сам дом был построен в результате инвестиционной деятельности юридических лиц <данные изъяты> согласно плана внешнего управления банкрота, принятого в рамках арбитражного дела № №<номер> о несостоятельности (банкротстве) ООО <данные изъяты> Указанные обстоятельства доказываются отсутствием у истца договора с его участием по приобретению <адрес>; наличием инвестиционного договора между ООО <данные изъяты> и ответчиком от 08.04.2016г., судебными актами по делу № №<номер>, в том числе постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 09.11.2018г., в котором буквально указано следующее «представленный в материалы дела <дата> анализ финансового состояния должника, подготовленный арбитражным управляющим <данные изъяты> не содержит сведений том, что должник заключал договоры с физическими и иными лицами по долевому участию в строительстве жилого дома». Тогда как именно истец должен доказать, что он является стороной договора участия в долевом строительстве. ООО «<данные изъяты>» не является застройщиком МКД, как ошибочно считает истец, так как застройщиком является ликвидированный ООО <данные изъяты> Ответчик же на основании договора инвестирования приобрел право собственности на некоторые помещения МКД у ООО <данные изъяты>» после окончания строительства дома. Действительно, согласно договора инвестирования, с целью достройки дома, ответчик взамен на недвижимое имущество принял на себя обязанность по проведению некоторых строительных работ в доме, в том числе по установке спорных лифтов. Однако истец самостоятельно работы по установке лифтов не производил, на производство указанных видов работ был заключен с ООО <данные изъяты>» договор подряда №<номер>П от <дата> (имеется в материалах дела, приобщен ответчиком). Учитывая изложенное, ООО «ГИП «Монолит» является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не является ни заказчиком (застройщиком), ни подрядчиком, фактически устанавливающим лифтовое оборудование. Ответчик также считает, что истцом в любом случае пропущен срок для обращения с иском о замене лифтового оборудования, поскольку на время обращения в суд истек гарантийный срок. В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, лифты относятся к общему имуществу многоквартирного жилого дома. Правовые принципы исчисления гарантийного срока на общее имущество МКД сформулированы Верховным Судом РФ в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17.07.2020 N №<номер>. Как отмечает Верховный Суд РФ, по общему правилу продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. В пределах определенного срока этот товар должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются (пункт 1 статьи 469 и пункт 1 статьи 470 Гражданского кодекса Российской Федерации). Законом либо договором в отношении товара устанавливается гарантийный срок, который начинает течь с момента передачи товара покупателю (пункт 1 статьи 471 Гражданского кодекса Российской Федерации). Смысл введения гарантийного срока состоит в установлении четкой временной точки, после которой перераспределяются риски обнаружения скрытых недостатков, предполагается, что за недостатки переданного товара, обнаруженные в пределах гарантийного срока, отвечает продавец; если же недостатки обнаружены за пределами этого срока, предполагается, что за эти недостатки продавец не отвечает. После обнаружения недостатков считается, что покупатель должен узнать о нарушении своего права, поэтому с данного момента начинает течь срок исковой давности по требованию к продавит (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). С этого же момента покупатель обязан в разумный срок известить продавца о нарушении условий договора купли- продажи о качестве товара (пункт 1 статьи 483 Кодекса). Верховный Суд РФ отмечает, что в отношении технологического и инженерного оборудования срок исчисляется со дня подписания первого документа о передаче объекта долевого строительства (в данном случае, применительно к фактическим обстоятельствам дела со дня оформления права собственности на первое помещение МКД за иным, чем застройщик <данные изъяты> собственником.) Подобное законодательное регулирование объясняется следующим: с момента, когда в доме появляется первый независимый владелец помещения (чей интерес объективно противопоставляется интересу другой стороны по договору - застройщика, ((продавца)), возникает режим общей долевой собственности на имущество, предназначенное исключительно для обслуживания более одного помещения в доме (статья 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), в том числе возникает общая долевая собственность на технологическое и инженерное оборудование. МКД введен в эксплуатацию <дата> (что подтверждается регистрацией Службы государственного строительного надзора Республики Крым декларации о готовности объекта к эксплуатации (имеется в материалах дела). Согласно условиям Договора инвестирования №<номер>/М завершения строительства многоквартирного жилого дома, заключенного 08.04.2016г. между ООО <данные изъяты> и ООО «ГИП <данные изъяты>имеется в материалах дела), ООО <данные изъяты><данные изъяты>) от ООО <данные изъяты> после ввода МКД в эксплуатацию подлежат передаче ряд помещений МКД. После передачи помещений ООО <данные изъяты> обязался самостоятельно зарегистрировать свое право собственности на помещения (п.4.1.9). Так, к примеру, ответчиком получена от Заказчика <адрес>, согласно акта приема-передачи №<номер> от <дата> (копия прилагается). Право собственности истца на данное помещение зарегистрировано <дата> (копия выписки о регистрации права прилагается). Учитывая изложенное, начало гарантийного срока на лифтовое оборудование, как общее имущество собственников помещений МКД, следует считать не позже чем с указанной даты: 16.03.2017г. В качестве обоснования применения именно трехлетнего гарантийного срока истец указывает положения Федерального закона №214-ФЗ, согласно нормам ч.5.1 статьи 7 которого гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование объекта долевого строительства не может составлять менее 3 лет. Однако в рассматриваемой ситуации правоотношения сторон положениями Федерального закона №214-ФЗ, устанавливающими именно 3-х летний срок, не регулируются. В данной ситуации при определении длительности гарантийного срока подлежат применению положения Главы 30 ГК РФ. Согласно нормам ч.2. статьи 470 ГК РФ, длительность гарантийного срока устанавливается договором на приобретение конкретного товара. В материалах дела имеется договор №<номер> П от <дата> на поставку, монтаж, наладку, диспетчеризацию, техническое освидетельствование лифтов с оформлением и регистрацией декларации, заключенный между ООО «ГИП «Монолит» и ООО « Крымстройлифт». Согласно условиям данного договора (п.5.4), ООО «Крымстройлифт» предоставляет гарантию на поставленную и смонтированную продукцию (лифты) на срок 24 месяца. То есть гарантийный срок на лифты в МКД истек <дата>. При этом даже если допустить, что гарантийный срок составляет 3 года (как считает истец), гарантия истекла бы <дата>, еще до того, как истец стал собственником <адрес> совладельцем лифтового оборудования в МКД. В соответствии со ст. 477 ГК РФ, если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящей статьей. Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока. Требования же относительно лифтового оборудования, как следует из искового заявления и материалов гражданского дела, заявлены истцом только <дата>, то есть за пределами гарантийного срока. В свою очередь записи в журналах регистрации осмотров, ремонтов и заявок о неисправности лифтового оборудования, иная переписка с управляющей компанией, на которую ссылается истец в своих пояснениях от 23.05.2023г. (которые судом приняты как уточненное исковое заявление), не могут заменить собой требование об устранении недостатков по гарантии.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
Ахметов Р.У. является собственником <адрес> что подтверждается выпиской ЕГРН в деле (л.д. 22 том 1).
Строительство многоквартирного дома по адресу: <адрес> проходило в рамках дела о банкротстве № №<номер> завершено в процедуре внешнего управления, многоквартирный дом введен в эксплуатацию, что подтверждается Декларацией о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной Службой государственного строительного надзора Республики Крым <дата> № РК №<номер>
В материалах гражданского дела имеется проектная документация «Завершение строительства многоквартирного многоэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>», первый этап строительства, том 1, в котором заказчиком (застройщиком) указано ООО «<данные изъяты>
Согласно разделу 3 проектной документации «Архитектурные решения» указано, что в строящемся доме предусмотрены лифты – пассажирские электрические, без машинного помещения, фирмы <данные изъяты> Испанского производителя, премиум класса, грузоподъёмностью 450 кг. (тип MP GO “S”, модель <данные изъяты> грузоподъёмностью 1000 кг. (тип MP <данные изъяты> двери противопожарные с пределом огнестойкости EI 60.
08.04.2016г. между ООО «Сувенир» (заказчик), ООО «Группа инвестиционных предприятий «Монолит» (инвестор 1) и ООО «Резана» (инвестор 2), заключен договор инвестирования завершения строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно п. 2.1 договора, предметом настоящего договора является участие сторон в реализации мероприятий по завершению строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию объекта незавершенного строительства - многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
В соответствии с п. 2.2 договора стороны обязуются выполнять работы и совершать все необходимые действия в соответствии с графиком производственных работ (прилагается к настоящему договору) по созданию результата инвестиционной деятельности (объекта) на земельном участке, в связи с чем, инвесторы обязуются произвести строительные и иные работы в объеме и в сумме, установленной настоящим договором, в том числе в виде капитальных вложений.
При этом как следует из пункта 3.5 договора, заказчик оформляет вклад инвесторов по договору актами приема-передачи на каждую квартиру, помещение отдельно. Правом на оформление квартир в собственности Инвесторы имеют после строительства жилого дома и сдачи его в эксплуатацию.
Согласно Декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной Службой государственного строительного надзора Республики Крым 23.12.2016г., завершено строительстве многоквартирного многоэтажного жилого дома по адресу: <адрес>, заказчиком является ООО <данные изъяты> генеральным подрядчиком указано ООО <данные изъяты> генеральным проектировщиком указано ООО <данные изъяты> (л.д. 43-48 том 1).
Таким образом, договором определено финансирование инвесторами завершения строительства многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Тогда как заказчиком строительства при сдаче дома в эксплуатацию оставалось ООО <данные изъяты>
Решением Арбитражного суда Республики Крым от <дата> ООО <данные изъяты> признано несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Республики Крым от <дата> по делу № №<номер> конкурсное производство в отношении общества «Сувенир» завершено.
<дата> сведения о прекращении общества <данные изъяты> внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (государственный регистрационный номер записи – №<номер>
Истец в исковом заявлении ссылается на нарушение своих прав, предусмотренных № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров участия в долевом строительстве).
Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона от <дата> N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с <дата>, его действие распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу данного Федерального закона.
Исходя из п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", следует, что в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" к отношениям, возникающим из договора участия в долевом строительстве, заключенного гражданином в целях приобретения в собственность жилого помещения и иных объектов недвижимости исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законодательство о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной данным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве) по договору участия в долевом строительстве (далее также - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Так, согласно ст. 7 Закона 214-ФЗ застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
При передаче объекта долевого строительства застройщик обязан передать участнику долевого строительства инструкцию по эксплуатации объекта долевого строительства, содержащую необходимую и достоверную информацию о правилах и об условиях эффективного и безопасного его использования, сроке службы объекта долевого строительства и входящих в его состав элементов отделки, систем инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементов, изделий (далее - инструкция по эксплуатации объекта долевого строительства).
В случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика: 1) безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; 2) соразмерного уменьшения цены договора; 3) возмещения своих расходов на устранение недостатков.
В случае существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства или неустранения выявленных недостатков в установленный участником долевого строительства разумный срок участник долевого строительства в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от застройщика возврата денежных средств и уплаты процентов в соответствии с частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Условия договора об освобождении застройщика от ответственности за недостатки объекта долевого строительства являются ничтожными.
Гарантийный срок для объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем пять лет. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня передачи объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, участнику долевого строительства, если иное не предусмотрено договором.
Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав передаваемого участникам долевого строительства объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем три года. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня подписания первого передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Участник долевого строительства вправе предъявить иск в суд или предъявить застройщику в письменной форме требования в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства с указанием выявленных недостатков (дефектов) при условии, что такие недостатки (дефекты) выявлены в течение гарантийного срока. Застройщик обязан устранить выявленные недостатки (дефекты) в срок, согласованный застройщиком с участником долевого строительства. В случае отказа застройщика удовлетворить указанные требования во внесудебном порядке полностью или частично либо в случае неудовлетворения полностью или частично указанных требований в указанный срок участник долевого строительства имеет право предъявить иск в суд.
Застройщик не несет ответственности за недостатки (дефекты) объекта долевого строительства, обнаруженные в течение гарантийного срока, если докажет, что они произошли вследствие нормального износа такого объекта долевого строительства или входящих в его состав элементов отделки, систем инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементов, изделий, нарушения требований технических регламентов, градостроительных регламентов, иных обязательных требований к процессу эксплуатации объекта долевого строительства или входящих в его состав элементов отделки, систем инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементов, изделий либо вследствие ненадлежащего их ремонта, проведенного самим участником долевого строительства или привлеченными им третьими лицами, а также если недостатки (дефекты) объекта долевого строительства возникли вследствие нарушения предусмотренных предоставленной участнику долевого строительства инструкцией по эксплуатации объекта долевого строительства правил и условий эффективного и безопасного использования объекта долевого строительства, входящих в его состав элементов отделки, систем инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементов, изделий.
За нарушение срока устранения недостатков (дефектов) объекта долевого строительства, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, застройщик уплачивает гражданину - участнику долевого строительства, приобретающему жилое помещение для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере, определяемом пунктом 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей". Если недостаток (дефект) указанного жилого помещения, являющегося объектом долевого строительства, не является основанием для признания такого жилого помещения непригодным для проживания, размер неустойки (пени) рассчитывается как процент, установленный пунктом 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", от стоимости расходов, необходимых для устранения такого недостатка (дефекта).
Согласно пункту 2 статьи 755 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик несёт ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлечёнными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведённого самим заказчиком или привлечёнными им третьими лицами.
В силу пункта 3 статьи 29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги). Также потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.
Согласно ст. 475 Гражданского кодекса РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара. В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. Требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. В случае ненадлежащего качества части товаров, входящих в комплект (статья 479), покупатель вправе осуществить в отношении этой части товаров права, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если настоящим Кодексом или другим законом не установлено иное.
В соответствии со ст. 476 Гражданского кодекса РФ Продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Согласно ст. 477 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящей статьей. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения. Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока. В случае, когда на комплектующее изделие в договоре купли-продажи установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие. Если на комплектующее изделие в договоре установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на него, независимо от истечения гарантийного срока на основное изделие. В отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
Истцом не предоставлено доказательств о том, что между ним и ООО «ГИП «Монолит» имеются правоотношения, регулируемые Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Судом также указанные обстоятельства не установлены. Как следует из доказательств в деле, ООО «ГИП «Монолит» являлся подрядчиком и приобретателем квартир в многоквартирном многоэтажном жилом доме по адресу: <адрес>, у застройщика (заказчика) ООО «Сувенир».
В материалах дела имеется договор №<номер> от <дата> на поставку, монтаж, наладку, диспетчеризацию, техническое освидетельствование лифтов с оформлением и регистрацией декларации, заключенный между ООО «ГИП «Монолит» и ООО « Крымстройлифт». Согласно условиям данного договора (п.5.4), ООО «Крымстройлифт» предоставляет гарантию на поставленную и смонтированную продукцию (лифты) на срок 24 месяца (л.д. 96-99 том1).
В судебном заседании допрошены собственники квартир в доме.
Так, собственник квартиры <адрес><данные изъяты> в судебном заседании сообщил, что квартиру приобрел в 2020 году и все это время лифты работают поочередно. В 2021 году супруг застрял в лифте, а в 2022 году пассажирский лифт вообще долго стоял без движения.
Собственник <адрес><данные изъяты> сообщил, что приобрел квартиру в 2018 году и со времени заселения в дом лифты постоянно не работали, табло постоянно перезагружалось, лифты застревали на этажах, он также однажды застрял в лифте.
При этом согласно выписке ЕГРН право собственности на <адрес> за <данные изъяты> зарегистрировано <дата> на основании договора купли-продажи от <дата>.
Свидетель <данные изъяты> в судебном заседании сообщила, что в 2018 году приобрела квартиру <адрес> и с конца 2018 года начались проблемы с лифтами<данные изъяты> Лифты с 2018 года постоянно ломаются, иногда не работали по полгода, на что им управляющая компания сообщала об отсутствии средств на ремонт.
При этом согласно выписки ЕГРН право собственности <данные изъяты> на указанную квартиру зарегистрировано в феврале 2018 года.
Таким образом, квартиры в многоквартирном доме <адрес> приобретались еще сначала 2018 года и уже в период гарантийного срока на них обнаруживались недостатки в работе лифтов.
В связи с чем, на время обращения <данные изъяты> в суд с иском <дата> гарантийный срок, в течение которого возможно было обратиться с требованием о бесплатной замене лифтового оборудования, закончился.
Согласно выводам судебной экспертизы в лифтовом оборудовании пассажирского и грузового лифтов, расположенных по адресу: <адрес>А, присутствуют следующие недостатки (дефекты), препятствующие использованию их по назначению: Отсутствие вентиляционных отверстий в ограждениях кабин исследованных пассажирских электрических лифтов грузоподъёмностью 450 кг №<номер> и 1 000 кг (АС-№<номер> что является нарушением требования п. 1.19 приложения 1 к техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов»(ТР №<номер>);.В каждом из двух обследованных лифтов имеется возможность открыть дверь изнутри кабины во время движения в любой точке нахождения лифта. Указанный дефект создаёт недопустимый уровень риска при эксплуатации лифта (п. 4 д) Приложения А ГОСТ №<номер> Исследованные лифты №<номер> не укомплектованы руководством (инструкцией) по эксплуатации. Предоставленные на экспертизу технические документы - монтажные чертежи и электрические схемы вставлены на английском языке, что является нарушением требований п. 3 ст. 3 технического регламента таможенного союза ТР №<номер> «Безопасность лифтов»;.В технической документации на исследованные лифты отсутствуют сведения о соответствии оборудования лифтов климатическим и сейсмическим условиям, в которых осуществляется их эксплуатация (п. 1.7 Приложения 1 к техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР №<номер>) на исполнение требований, действующих на территории Российской Федерации, нормативных документов. Причиной недостатка, указанного в п. 1.З., является некомплектная поставка лифтов.
Причины недостатков, указанных в п. п. 1.1., 1.2. и 1.4. настоящего заключения, носят характер конструктивных недоработок лифтов со стороны производителя.
Причина недостатка, указанного в п. 1.3. настоящего заключения, носит характер нарушения правил обращения лифтов на рынке.
Выявленные недостатки не устранялись.
Недостаток, указанный в п. 1.2. настоящего заключения, создаёт недопустимый уровень риска при эксплуатации.
Выявленные недостатки являются устранимыми силами и в условиях завода-изготовителя исследуемых лифтов. Стоимость работ по устранению недостатков определяется изготовителем с учётом стоимости интеллектуальной собственности, возникшей в процессе разработки конструкции лифтов, экспертному расчету не подлежит. Производство ремонтных работ для бесперебойной работы указанных лифтов не требуется.
В связи с отсутствием необходимости производства ремонтных работ для дальнейшей эксплуатации лифтов, отсутствует необходимость несения несоизмеримых затрат.
В судебном заседании эксперты пояснили, что лифты имеют не брак, а особенности в конструкции иностранного завода-производителя. Для приведения лифтового оборудования в соответствии с действующим национальным законодательством необходима их модернизация заводом-изготовителем. Открывание дверей изнутри кабины автоматически не производится, для этого необходимо приложить усилие, чтобы двери можно было открыть изнутри. Это также было предусмотрено в конструкции лифта, поскольку его изготавливали по требованиям страны, в котором он был произведен. В экспертном заключении экспертами требования к лифтам указаны не по состоянию на 2016 год, когда они монтировались в многоквартирном доме, а на настоящее время. Необходимость в замене лифта не имеется. Необходима модернизация лифтов. Однако это не повлияет на то, что лифты будут работать без поломок. Это только увеличит их безопасность.
В судебном заседании опрошен представитель и прораб «Лифтсервис» <данные изъяты> который сообщил следующее. Модернизация лифта – это и есть капитальный ремонт, который осуществляется за счет собственников многоквартирного дома. Результаты поломок лифтового оборудования многоквартирного многоэтажного жилого дома по адресу: <адрес> – некачественное электропитание (скачок электроэнергии), поэтому лифт реагирует, поскольку рассчитан на стабильное электроснабжение. Необходимо установить стабилизатор. Кроме того, повлияло на работу лифтов нарушение правил его эксплуатации, а именно подъем грузов во время ремонтов квартир, которые превышали максимально допустимые объемы.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме для управления вправе выбрать управляющую организацию.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны, в том числе собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управляющая организация в силу закона (статьи 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса.
Правовые отношения в связи с предоставлением управляющей организацией гражданам - потребителям услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома регулируются статьями 36, 153 - 155, 158, 161, 164 ЖК РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Частью 1 статьи 189 ЖК РФ предусмотрено, что проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения срока, указанного в части 4 настоящей статьи, принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 - 2 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта (часть 6 статьи 189 ЖК РФ).
Согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) дерепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома (пункт 11 Правил N 491).
В соответствии со статьей 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 18, 21 Правил N 491 принятие решений о текущем и капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в этом доме.
При этом текущий ремонт общего имущества проводится для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов), а капитальный ремонт общего имущества - для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (пункты 18, 21 Правил N 491).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями. В указанных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
На основании системного толкования приведенных норм жилищного законодательства Российской Федерации можно сделать вывод о том, что объем обязанностей управляющей организации по содержанию общего имущества многоквартирного дома зависит от уровня благоустройства дома и не включает в себя проведение такой организацией капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 22 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 15.12.2018) О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и заполнения": работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифта лифтов) в многоквартирном доме: организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта; обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов); обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов); обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования.
Как следует из ГОСТ Р 55964-2014 Национальный стандарт Российской Федерации Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации.», Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 марта 2014 г. N 93-ст.: п. 7.6.2 в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта (работ капитального характера), входят ремонт или замена одного или нескольких узлов составных частей):
лебедки главного привода и ее составных частей: редуктора, червячной пары, тормоза, отводного блока, моторной или редукторной полумуфт;
электродвигателя лебедки главного привода;
канатоведущего шкива лебедки главного привода, барабана трения;
оборудования гидропривода (гидроагрегата, гидроцилиндра, трубопроводов);
привода дверей кабины и его составных частей: редуктора, электродвигателя, "елки привода дверей;
постов управления;
кабины и ее составных частей: рамы кабины, рамы пола, щитов купе кабины, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии) грузовзвешивающего устройства;
дверей шахты, кабины и их составных частей: створок, порогов, замков, верхних салок дверей;
шкафа управления и его составных частей: электронных плат, трансформаторов;
преобразователя частоты и его составных частей: силового модуля, сетевого фильтра, тормозного резистора, электронных плат;
натяжного устройства уравновешивающих канатов;
ограничителя скорости в сборе, шкива ограничителя скорости, натяжного устройства ограничителя скорости;
ловителей;
противовеса и его составных частей: рамы противовеса, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии);
разводки проводов по машинному помещению, шахте и кабине;
подвесного кабеля;
тяговых элементов;
уравновешивающих канатов, цепей;
каната ограничителя скорости;
буфера.
Объем работ по замене или ремонту составных частей лифта определяется по результатам периодического технического освидетельствования и (или) в ходе проведения технического обслуживания лифта.
Капитальный ремонт лифта не входит в состав работ по техническому обслуживанию лифта и проводится специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт этих лифтов по отдельным договорам.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, далее - Правила N 491).
В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 2 Правил N 491 лифты, лифтовое оборудование относятся к общему имуществу в жилом доме, находящемся в общей долевой собственности собственников помещений в соответствующем доме.
При этом с учетом положений статьи 3, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" работа лифтов как элементов системы инженерно-технического обеспечения должна быть безопасной и требует постоянного технического обслуживания, осмотров и проверок.
В подпункте "з" пункта 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт.
Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, устанавливают порядок оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), - требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
В целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; предложений о проведении капитального ремонта и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации (подпункт "г" пункта 6 Правил N 290).
В соответствии с пунктом 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (действующая на время монтажа лифта), эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта. Для этих целей эксплуатирующая организация обеспечивает: в числе прочего производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; проведение технического диагностирования, обследования лифтов и вывод лифтов из эксплуатации при истечении установленного срока эксплуатации.
24.06.2017 года Правительством Российской Федерации принято Постановление, которым утверждены новые Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах.
Согласно п.4 указанных Правил организация безопасного использования и содержания объекта обеспечивается владельцем объекта и включает в зависимости от вида объекта реализацию следующих мер: а) соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза "Безопасность лифтов" и "О безопасности машин и оборудования", настоящих Правил, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта и руководства (инструкции) по эксплуатации системы диспетчерского (операторского) контроля (при наличии); б) обеспечение соответствия фактических параметров объекта основным техническим данным и характеристикам объекта и его оборудования, указанным в сопроводительной документации объекта; в) организация осмотра объекта, обслуживания и ремонта объекта и системы диспетчерского (операторского) контроля в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации объекта и руководства (инструкции) по эксплуатации системы диспетчерского (операторского) контроля объекта (при наличии) (если руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта периодичность осмотров объекта не определена, осмотры проводятся уполномоченным владельцем объекта или специализированной организацией работником в начале рабочей смены); г) организация аварийно-технического обслуживания объекта в соответствии с положениями пунктов 18 и 19 настоящих Правил, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта и руководства (инструкции) по эксплуатации системы диспетчерского (операторского) контроля (при наличии); д) организация проведения технического освидетельствования объекта в период назначенного срока службы; е) организация проведения обследования объекта по истечении назначенного срока службы; ж) выполнение мероприятий по устранению нарушений и неисправностей, выявленных при проведении технического освидетельствования и обследования объекта в сроки, указанные в акте технического освидетельствования объекта и заключении по результатам его обследования; з) обеспечение надлежащего функционирования двусторонней переговорной связи между лицами, находящимися в кабине лифта, на грузонесущем устройстве подъемной платформы для инвалидов, если такая платформа оборудована средствами для подключения к двусторонней переговорной связи, и квалифицированным персоналом; и) обеспечение сохранности документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил; к) обеспечение беспрепятственного и безопасного подхода (доступа) квалифицированного персонала к сооружениям и техническим устройствам, используемым на объекте, включая оборудование, расположенное на посадочных, этажных площадках и во вспомогательных помещениях (шахтах, приямках, машинных и блочных помещениях), а также освещенности подходов, проходов и зон обслуживания; л) хранение ключей от машинных, блочных, чердачных и других помещений, используемых для размещения оборудования объекта, и их выдача квалифицированному персоналу, исключающие доступ посторонних лиц к помещениям и оборудованию объекта; м) исключение хранения и размещения в машинных и блочных помещениях, используемых для размещения оборудования объекта, предметов и оборудования, не связанных с использованием и содержанием объекта; н) размещение в кабине лифта и на основном посадочном этаже лифта, площадках подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов информации на стендах, в виде табличек, наклеек и иных носителей, содержащей: сведения о средствах и способе связи с квалифицированным персоналом и аварийной службой; правила пользования объектом; о) размещение на основной посадочной площадке (этаже) объекта информации с указанием учетного и заводского номеров, даты ввода в эксплуатацию, срока службы и даты следующего технического освидетельствования объекта; п) приостановление использования объекта в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу граждан и организаций при наличии нарушений по перечню согласно приложению N 1, до устранения такой угрозы; р) соответствие квалификации работников владельца объекта требованиям профессиональных стандартов в зависимости от выполняемых ими трудовых функций; с) назначение распорядительным актом из числа квалифицированного персонала лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта, к должностным обязанностям которого относится обеспечение реализации мер, предусмотренных настоящим пунктом; т) обеспечение электрической энергией оборудования систем диспетчерского (операторского) контроля, видеонаблюдения, двусторонней переговорной связи и освещения кабины в течение не менее 1 часа после прекращения энергоснабжения объекта.
При этом согласно пункта 3 Правил под «владельцем объекта» понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом на праве собственности либо ином законном основании и осуществляющие использование и содержание объекта; в отношении объектов в многоквартирном доме - лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
ООО «Латерна» с 24 июля 2017 г. осуществляла управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>А.
Как следует из материалов дела, уже <дата> между ООО «Крымстройхолдинг» и ООО «Лантерна» (управляющая компания) был заключен договор подряда №<номер> на техническое обслуживание лифтов с ежегодным техническим освидетельствованием (л.д. 200-204).
Истцами в адрес управляющей компании <дата> была направлена коллективная претензия по вопросу устранения недостатков в работе лифтового оборудования, установления причинно-следственной связи, а также выявления причин, приведших к неработоспособности лифтов в новом доме, в 10-дневный срок с момента получения настоящей претензии решить вопрос о проведении независимой строительно-технической экспертизы.
Управляющей компанией в адрес истцов за исх. №<номер> от <дата> направлен ответ следующего содержания: «Управляющая организация ООО «Лантерна» приостанавливает все действия, связанные с ремонтом лифта до получения от инициативной группы протокола общего собрания с решением собственников. В свою очередь инициативная группа в составе, перечисленном в ответе, обязана инициировать и провести внеочередное общее собрание собственников помещений с рассмотрением следующих вопросов: необходимость проведения ремонта пассажирского лифта, если необходимо, то обсуждение сметы на ремонт, - привлечение для проведения независимой технической экспертизы, сбор средств на оплату экспертизы, ее оплата и проведение. В зависимости от решения общего собрания и заключения экспертизы будут обсуждаться и предприниматься дальнейшие действия. Средства собственников, уже оплативших счета на ремонт лифта, будут аккумулированы по отдельной статье прихода денежных средств, и в зависимости от решения общего собрания будут использованы или возвращены.
Таким образом, в настоящее время организация безопасного использования и содержания лифтов в многоквартирном доме по адресу: <адрес> возложена на управляющую компанию.
Поскольку отсутствуют основания для удовлетворения иска в части требований о понуждении ООО «ГИП Монолит» произвести замену лифтового оборудования в доме, а иные требования истца производны от первоначального, суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Ахметова Рината Ураловича к ООО «Группа инвестиционных предприятий «Монолит», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, - ООО «Эксперт 24», ООО «Крымстройхолдинг», ООО «Лифтсервис», ООО «Лантерна», Межрегиональное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю, Общество с ограниченной ответственностью "Крымстройлифт", о понуждении совершить определенные действия, взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, отказать.
Решение суда в окончательной форме составлено 31 октября 2023 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд первой инстанции.
СУДЬЯ Н.В.ДВИРНЫК