ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-243/2014 от 11.06.2014 Улуг-хемского районного суда (Республика Тыва)

 2-243/2014

 РЕШЕНИЕ.

 Именем Российской Федерации.

 г.Шагонар 11 июня 2014 года

 Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:

 председательствующего Хертек Л.К.,

 с участием помощника прокурора Улуг-Хемского района РТ Омзаар Ч.О.,

 представителя заявителя ОАО «Тываэнергосбыт» Топуй-оол С.Х., по доверенности,

 при секретаре Нортуй-оол А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению генерального директора ОАО «Тываэнегосбыт» Иванова В.В. о признании незаконным действия исполняющего обязанности прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва и об отмене представления прокурора об устранении нарушений требований федерального закона от 21 мая 2014 года,

 установил:

 Генеральный директор ОАО «Тываэнергосбыт» В.В. Иванов обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий исполняющего обязанности прокурора Улуг-Хемского района Ховалыг К.В.. В обоснование заявления указал, что 27 мая 2014г. на имя генерального директора ОАО «Тываэнергосбыт» Иванова В.В. поступило представление исполняющего обязанности прокурора Улуг- Хемского района К.В. Ховалыг об устранении нарушений требований федерального законодательства от 21.05.2014г. № 11-413в-2014. Согласно указанного представления прокурора, при проведении проверки, по обращению директора ООО «Водоканал г. Шагонар» о намерении ограничить электроэнергию в головном заборе фидеров Ф 8-02 и Ф 8-09 ООО «Водоканал г. Шагонар», прокурором было установлено следующее: В период с 15.05.2014г. по 21.05.2014г. в ООО «Водоканал г. Шагонар» не поступало уведомление об ограничении электроэнергии. Первый заместитель генерального директора МРСК Сибири С. дал поручение инспектору В. ограничить подачу электроэнергии в головном водозаборе ООО «Водоканал г. Шагонар». В целях недопущения нарушений прав граждан в жилищно-коммунальной сфере и создания неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, предотвращения чрезвычайных ситуаций с учетом отсутствия надлежащего уведомления, прокуратурой района имя генерального директора ОАО «Тываэнергосбыт» в 14 час. 00 мин. 21.05.2014г. было направлено предостережение о недопустимости нарушения федерального законодательства. Однако, в нарушение требований прокурора инспектором ОАО «Тываэнергосбыт» В. в 14 час. 30 мин. 21.05.2014г. было произведено отключение, что повлекло отключение воды во всем городе. Далее, прокурор ссылаясь на ст. 539, ст. 541 ГК РФ, п. 2 ст. 546 ГК РФ. п. 170 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31.08.2006г. (в ред. № 1242 от 31.12.2010), п. 85 Правил представления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006г. указал, что ограничение режима потребления электроэнергии нарушает права граждан в жилищно-коммунальной сфере и может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности и (или) безопасности государства, к необратимому нарушению непрерывных технологических процессов. В резолютивной части представления прокурор от заявителя потребовал устранить нарушения бюджетного законодательства, прилечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности и о результатах сообщить до конца рабочего дня 22 мая 2014г. Заявитель не согласен с действиями исполняющего обязанности прокурора Улуг-Хемского района К.В. Ховалыг по внесению на его имя незаконного, необоснованного представления об устранении нарушений требований федерального законодательства, по следующим основаниям: ОАО «Тываэнергосбыт», действительно, как указано в представлении прокурора, в период с 15.05.2014 г. по 21.05.2014г., в ООО «Водоканал г. Шагонар» уведомление об ограничении энергии не направляло; в 14 час. 30 мин. 21.05.2014г. не вводило ограничение режим электроэнергии на объекте ООО «Водоканал г. Шагонар»; не имело намерений ограничить электроэнергию в головном заборе фидеров Ф 8-02 и Ф 8-09 ООО «Водоканал г. Шагонар»; кроме того, указанные в представлении прокурора первый заместитель генерального директора МРСК Сибири С. и инспектор В. не являются работниками ОАО « Тываэнергосбыт». Также, ОАО «Тываэнергосбыт», не могло допустить нарушения п. 170 «основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31.08.2006г. (в ред. № 1242 от 31.12.2010), п. 85 Правил представления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006г. в связи с тем, что «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии», утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31.08.2006г. (в ред. № 1242 от 31.12.2010) утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в «Собрании законодательства РФ - 04.06.2012); редакция пункта 85 Правил представления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006г. признается утратившим силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.05. 2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Согласно Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п.1 ст. 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п.1 ст.24). По данному делу, представлением прокурора, адресованному на имя генерального директора ОАО «Тываэнергосбыт», не установлен факт нарушения закона ни генеральным директором ОАО «Тываэнергосбыт», ни работниками ОАО «Тываэнергосбыт». Таким образом, считает, что исполняющий обязанности прокурора Улуг-Хемского района К.В. Ховалыг внесенным представлением об устранении нарушений требований федерального законодательства от 21.05.2014г. № 11-41 Зв-2014 нарушает законные права и свободы генерального директора ОАО «Тываэнергосбыт», возлагает на него выполнение незаконных обязанностей. Просит признать действия исполняющего обязанности прокурора Улуг-Хемского района К.В. Ховалыг незаконными и отменить представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.

 В судебном заседании представитель заявителя Топуй-оол С.Х. поддержала заявление полностью и просила его удовлетворить по указанным основаниям..

 Помощник прокурора Омзаар Ч.О. просила суд в удовлетворении заявления генерального директора ОАО «Тываэнергосбыт» отказать, ссылаясь на то, что представление в настоящее время отозвано, поэтому отсутствует предмет спора.

 Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствие с положениями главы 25 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод; на гражданина (организацию) незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 На основании п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 В соответствии п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, в частности, относятся должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях (например, в ходе проверок при осуществлении надзора за исполнением законов).

 Согласно Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п.1 ст. 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п.1 ст.24).

 Согласно представления исполняющего обязанности прокурора Улуг-Хемского района К.В. Ховалыга об устранении нарушений требований федерального законодательства от 21.05.2014г. № 11-413в-2014, поступившего в ОАО «Тываэнегосбыт» 27.05.2014 года, следует, что при проведении проверки, по обращению директора ООО «Водоканал г. Шагонар» о намерении ограничить электроэнергию в головном заборе фидеров Ф 8-02 и Ф 8-09 ООО «Водоканал г. Шагонар», прокурором было установлено следующее: В период с 15.05.2014г. по 21.05.2014г. в ООО «Водоканал г. Шагонар» не поступало уведомление об ограничении электроэнергии. Первый заместитель генерального директора МРСК Сибири С. дал поручение инспектору В. ограничить подачу электроэнергии в головном водозаборе ООО «Водоканал г. Шагонар». В целях недопущения нарушений прав граждан в жилищно-коммунальной сфере и создания неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, предотвращения чрезвычайных ситуаций с учетом отсутствия надлежащего уведомления, прокуратурой района имя генерального директора ОАО «Тываэнергосбыт» в 14 час. 00 мин. 21.05.2014г. было направлено предостережение о недопустимости нарушения федерального законодательства. Однако, в нарушение требований прокурора инспектором ОАО «Тываэнергосбыт» В. в 14 час. 30 мин. 21.05.2014г. было произведено отключение, что повлекло отключение воды во всем городе. Далее, прокурор ссылаясь на ст. 539, ст. 541 ГК РФ, п. 2 ст. 546 ГК РФ. п. 170 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31.08.2006г. (в ред. № 1242 от 31.12.2010), п. 85 Правил представления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006г. указал, что ограничение режима потребления электроэнергии нарушает права граждан в жилищно-коммунальной сфере и может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности и (или) безопасности государства, к необратимому нарушению непрерывных технологических процессов. В резолютивной части представления прокурор потребовал устранить нарушения бюджетного законодательства, прилечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности и о результатах сообщить до конца рабочего дня 22 мая 2014г.

 Согласно протоколу №52 заседания Совета директоров ОАО «Тываэнергосбыт» от 25 апреля 2014 года установлено, что Иванов В.В. избран генеральным директором ОАО «Тываэнергосбыт» на срок до 25 апреля 2015 года.

 Из заявки №229 от 27 мая 2014 г. установлено, что у потребителя ООО «Водоканал г. Шагонар» распоряжением генерального директора ОАО «Тываэнергосбыт» возобновлен режим потребления электроэнергии

 Согласно отзыва от 05.06.2014 года, и. о. прокурором Ховалыг К.В. отозвано представление об устранении нарушений требований федерального законодательства от 21.05.2014г. №11-413в-2014., адресованное генеральному директору ОАО «Тываэнергосбыт» Иванову В.В., в связи с возобновлением подачи электроэнергии ко дню поступления представления в указанном в представлении объекте.

 Таким образом, судом установлено, что к моменту рассмотрения дела представление прокурора отозвано, во исполнение представления генеральным директором ОАО «Тываэнегосбыт» никаких действий не совершено, какие-либо права и свободы организации, должностного лица не нарушены, препятствий к осуществлению прав и свобод организации, не созданы, на организацию не возложена незаконно какая-либо обязанность или организация не привлечена незаконно к ответственности.

 В этой связи доводы представителя заявителя в суде о том, что представление хотя и отзывается прокурором, однако, они с этим не согласны в связи с тем, что прокурор изначально действовал незаконно, когда как отключение электроэнергии инициировано не их организацией, не состоятельны. Следовательно, в настоящее время по делу отсутствует предмет спора.

 Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в связи с тем, что на момент рассмотрения дела в суде представление исполняющего обязанности прокурора отозвано, то есть отсутствует предмет спора, суд находит заявление генерального директора ОАО «Тываэнергосбыт» необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

 Руководствуясь статьями 194-199 и 258 ГПК Российской Федерации, суд

 решил:

 В удовлетворении заявления генерального директора ОАО «Тываэнегосбыт» Иванова В.В. о признании незаконным действия исполняющего обязанности прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва и об отмене представления прокурора об устранении нарушений требований федерального закона от 21 мая 2014 года, отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2014 года.

 Председательствующий                                 Л.К.Хертек