Решение по гражданскому делу № 2-243/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2014 года город Тверь
Тверской гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Колуба А.А.; при секретаре судебного заседания Гурьяновой Н.С., с участием прокурора - помощника военного прокурора Тверского гарнизона <данные изъяты> Ханцевича С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военного прокурора Тверского гарнизона, поданному в интересах <данные изъяты> Богданова Александра Александровича, об оспаривании действий начальника и федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» (далее - УФО), связанных с отказом в возмещении командировочных расходов,
у с т а н о в и л :
Прокурор обратился в суд с заявлением, в котором указал, что Богданов А.А. проходит военную службу в войсковой части №. Согласно приказам командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно № и № он находился в служебной командировке в городе <данные изъяты> в течение <данные изъяты> суток в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ из УФО в войсковую часть № (ранее войсковая часть №) возвращены соответствующие документы на возмещение названных командировочных расходов на выплату суточных вместе с отказом в их возмещении. Оплата таковых командировочных расходов произведена не была на основании пункта 118 приказа Министра обороны Российской Федерации (далее - Министр) от 31 января 2011 года № 10 «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации» в связи с отсутствием выписки из приказа командира войсковой части № о назначении Богданова А.А. <данные изъяты> воинской части и на основании приказа Министра от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с отсутствием в плане командировок на <данные изъяты> год.
Полагая, что тем самым нарушены положения пунктов 1 и 9 статьи 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих», части 1 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного приказом Министра от 30 декабря 2011 года № 2700, прокурор в интересах Богданова А.А. просит суд:
признать действия начальника УФО, связанные с отказом в возмещении командировочных расходов в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, незаконными;
взыскать с УФО в пользу Богданова А.А. указанные расходы в названном размере.
В судебном заседании прокурор требования поддержал и дополнительно пояснил, что до настоящего времени суточные Богданову А.А. не выплачены.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания Богданов А.А., начальник и УФО в суд не прибыли. При этом заявитель и должностное лицо, каждый в отдельности, просили о рассмотрении дела в их и представителя отсутствие.
Не признавая требования и полагая их не подлежащими удовлетворению, в письменных возражениях <данные изъяты> начальника УФО указал, что военнослужащие войсковой части № по вопросам оплаты служебных командировок состоят на финансовом обеспечении в УФО. Согласно Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра от 2 мая 2012 года № 1055, расходы на оплату служебных командировок являются лимитированными и осуществляются в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств, которые выделяются только на оплату служебных командировок, включенных в планы служебных командировок на очередной год, утвержденных соответствующими руководителями органов военного управления, указанными в названном приказе. На служебные командировки, не включенные в утвержденные планы служебных командировок, лимиты бюджетных обязательств не выделяются.
УФО, являясь участником бюджетного процесса и получателем бюджетных средств, на основании статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК) обладает бюджетными полномочиями принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства. В связи с этим до включения данных командировок в утвержденный план служебных командировок порядком, предусмотренным Инструкцией, лимиты на данные мероприятия не выделяются, следовательно, принимать бюджетные обязательства без доведенных лимитов УФО не имеет права.
Копия утвержденного плана служебной командировки войсковой части № за <данные изъяты> год в УФО не представлена, что сделало невозможным произвести расчет бюджетных ассигнований и истребование в <данные изъяты> лимитов бюджетных обязательств для обеспечения командировки в полном объеме.
Кроме того, согласно абзацу 4 пункта 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства России от 13 октября 2008 года № 749, при командировках в местность, откуда работник исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.
В силу пункта 118 Порядка военнослужащим, имеющим по условиям сообщения возможность ежедневно возвращаться к месту военной службы или жительства, если выполнение служебного задания не требует непрерывного пребывания в пункте командировки, о чем должно быть указано в командировочном удостоверении, суточные расходы не возмещаются.
По условиям сообщения между городом <адрес> и городом <адрес> имеется возможность ежедневно возвращаться к месту военной службы. Изучение оправдательных документов Богданова А.А. приводит к выводу о том, что выполнение его служебного задания не требовало постоянного пребывания в пункте командировки, следовательно, суточные ему на основании пункта 118 Порядка возмещаться не должны.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, военный суд приходит к следующим выводам.
Как видно из копии графика стажировок <данные изъяты> войсковой части № на <данные изъяты> год, утвержденного командиром этой части, стажировка Богданова А.А. запланирована на ДД.ММ.ГГГГ.
Из копий выписок из приказов командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ №,№ и № усматривается, что военный дознаватель <данные изъяты> Богданов А.А. в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в военной прокуратуре Тверского гарнизона на стажировке.
Согласно копии командировочного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ № Богданов А.А. в период нахождения в командировке в военной прокуратуре <данные изъяты>, куда он прибыл ДД.ММ.ГГГГ, а убыл к месту службы ДД.ММ.ГГГГ, с котлового довольствия не снимался, продовольственный аттестат ему не выдавался.
Как видно из копии служебного задания от ДД.ММ.ГГГГ №, таковое - стажировка военного дознавателя - выполнено, о чем имеется соответствующее заключение.
Содержанием копии авансового отчета от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что суточные в сумме <данные изъяты> рублей за командировку Богданову А.А. не выдавались.
Из копии заявления Богданова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период нахождения в указанной командировке он проживал у знакомых в городе <адрес>.
Данными копии справки <данные изъяты> командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что Богданов А.А. питанием по месту служебной командировки в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обеспечивался.
Согласно копии сопроводительного письма <данные изъяты> начальника УФО от ДД.ММ.ГГГГ документы по возмещению Богданову А.А. командировочных расходов возвращены командиру войсковой части № с указанием на непредставление выписки из приказа о назначении Богданова А.А. дознавателем и выписки из утвержденного плана служебных командировок на <данные изъяты> год, а также на то, что расходы на оплату служебных командировок являются лимитированными и осуществляются в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств на оплату служебных командировок, включенных в планы служебных командировок на очередной год.
Положениями части 2 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека и части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 1 постановления Правительства России от 2 октября 2002 года № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» расходами, связанными со служебными командировками на территории Российской Федерации, признаются расходы на выплату суточных в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Как указано в пункте 2 названного постановления, возмещение расходов производится организациями в пределах ассигнований, выделенных им из федерального бюджета на служебные командировки, либо (в случае использования указанных ассигнований в полном объеме) за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание.
В свою очередь пунктом 1 постановления Правительства России от 1 февраля 2011 года № 43 «О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета» и пунктами 1, 2 приказа Министра от 26 марта 2011 года № 375 «О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим за счет средств федерального бюджета» определено, что возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим за счет средств федерального бюджета осуществляется в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке. Возмещение суточных расходов военнослужащим по контракту, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки, за счет средств федерального бюджета производится в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Поскольку приведенные нормы постановления № 43, а также приказа № 375 по отношению к положениям постановления № 729 в части определения размера суточных являются специальными, при разрешении указанного вопроса они подлежат применению, что, кроме того, следует и из пункта 122 Порядка.
В силу пункта 118, абзаца 1 пункта 120 Порядка военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются проезд к месту служебной командировки и обратно к месту службы, суточные расходы), при этом днем выезда в командировку считается день отправления транспортного средства из пункта, где проходит военную службу командированный военнослужащий, а днем приезда - день прибытия транспорта в указанный пункт. Военнослужащим, имеющим по условиям сообщения возможность ежедневно возвращаться к месту военной службы или жительства, если выполнение служебного задания не требует непрерывного пребывания в пункте командировки, о чем должно быть указано в командировочном удостоверении, а также возвратившимся из командировки в день убытия, суточные расходы не возмещаются.
В соответствии со статьей 20 Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, утвержденной приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора от 18 января 2008 года № 20, в целях улучшения качества производства по уголовным делам орган дознания - командир воинской части изучает работу дознавателей, принимает меры по ее совершенствованию и устранению недочетов, организует занятия по повышению юридической подготовки дознавателей. Для получения практических навыков по расследованию преступлений дознаватели участвуют в учебных сборах дознавателей и проходят ежегодную стажировку в соответствии с утвержденным планом.
Таким образом, на основании изложенного суд приходит к выводам о том, что при нахождении военнослужащего в служебной командировке, к каковой в данном случае приравнивается и стажировка военного дознавателя, ему подлежат возмещению суточные в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке и за время нахождения в пути, при условии неорганизации питания по месту его командировки. В случае же организации таковой суточные выплачиваются в размере 100 рублей за каждый день нахождения в командировке. Срок командировки рассчитывается исходя из времени фактического убытия (прибытия) транспортного средства из пункта отправления в пункт назначения.
Как установлено судом, в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Богданов А.А. на основании приказа командира войсковой части № (в настоящее время войсковая часть №) находился в служебной командировке для выполнения конкретного служебного задания. Аванс на командировку ему не предоставлялся. При этом основанием для направления его в таковую явился график стажировки на ДД.ММ.ГГГГ год, а также требования правового акта (приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №). Соответствующие документы по командировке были сданы в довольствующий орган - УФО, откуда ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> начальником УФО возвращены без реализации, в том числе в связи с непредставлением копии выписки из утвержденного плана служебных командировок на ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени суточные заявителю не возмещены.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Богданов А.А. имеет право на возмещение суточных расходов из расчета по 300 рублей, с учетом неорганизации его питания по месту командировки, за <данные изъяты> суток (со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>).
В этой связи суд приходит к выводу о том, что оспоренные действия являются незаконными.
При этом суд не оставляет без внимания положения абзаца 2 пункта 118 Порядка (о невозмещении суточных расходов в случае возможности по условиям сообщения ежедневно возвращаться к месту военной службы или жительства, если выполнение служебного задания не требует непрерывного пребывания в пункте командировки, о чем должно быть указано в командировочном удостоверении) и соответствующий довод врио начальника УФО.
Однако суд полагает толкование данной нормы должностным лицом ошибочным: не потребность военнослужащего, имеющего ежедневную возможность возвращаться к месту службы (жительства), непрерывного нахождения в командировке, а наоборот, отсутствие такой потребности должно быть указано в его командировочном удостоверении, что в свою очередь не порождает право на возмещение суточных.
В командировочном же удостоверении Богданова А.А. такого указания нет, из чего следует, что во время всей командировки он полагается находящимся в городе <данные изъяты>.
Это же, кроме того, видно и из упомянутого выше заявления Богданова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ.
Более того, исходя из представленной в суд прокурором справки от ДД.ММ.ГГГГ (о стоимости проезда автобусом из <адрес> до <адрес> и обратно) в случае ежедневных возвращения Богданова к месту службы (жительства) и прибытия в пункт командировки его расходы на проезд могли составить <данные изъяты> рубля (по <данные изъяты> рублей в одну сторону) в сутки, то есть больше суточных почти в два раза.
При этом делать вывод о том, требует ли нахождение военнослужащего в служебной командировке постоянного пребывания или не требует, является прерогативой командования, а не финансового органа.
Суд соглашается с утверждением в возражениях о том, что возмещение командировочных расходов производится в пределах ассигнований, выделенных из федерального бюджета на служебные командировки (пункт 5 Инструкции).
Однако в соответствии с абзацами 1 и 3 статьи 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий обязан строго соблюдать требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров.
В силу абзацев 1 и 3 статьи 39, абзацев 1 и 5 статьи 43 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента России от 10 ноября 2007 года № 1495, приказ - распоряжение командира, требующее от подчиненного обязательного выполнения определенных действий. Неисполнение приказа командира, отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы. Приказ командира должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок; подчиненный, не выполнивший приказ командира, отданный в установленном порядке, привлекается к ответственности.
Учитывая, что в служебной командировке в вышеприведенный период Богданов А.А. находился не по своему волеизъявлению, а, как отмечено выше, в соответствии с приказом полномочного должностного лица - командира войсковой части №, - подлежащего исполнению, суд полагает, что понесенные при таких обстоятельствах военнослужащим расходы подлежат возмещению.
При этом суд также констатирует, что сведений о том, что в результате издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ № командир войсковой части № нарушил установленный порядок расходования денежных средств на командировки, за что был привлечен к ответственности, должностным лицом, чьи действия оспорены, не представлено.
Согласно части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК) суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В то же время пунктом 1 статьи 242.1 и пунктом 1 статьи 242.3 БК закреплено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника производится в соответствии с БК на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию.
Учитывая изложенное, исходя из того, что УФО является федеральным казенным учреждением и органом, полномочным возмещать командировочные расходы, в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав Богданова А.А., и, принимая во внимание установленный законодательством порядок исполнения решений по денежным обязательствам федерального казенного учреждения, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с УФО, как об этом и поставлен вопрос в заявлении, в пользу Богданова А.А. суточных в названной выше сумме.
Решая вопрос о судебных расходах, суд исходит из того, что в соответствии с абзацем 24 статьи 50, подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36, абзацами 1 и 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 103 ГПК прокурор, подавший заявление, от уплаты государственной пошлины освобождается; государственная пошлина, от уплаты которой заявитель был освобожден, взыскивается с органа, не освобожденного от уплаты таковой. В этом случае государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет. Размер государственной пошлины при подаче заявления составляет 200 рублей.
В этой связи и с учетом удовлетворения заявления суд взыскивает с УФО 200 рублей в доход федерального бюджета в счет судебных расходов по делу.
Руководствуясь статьями 194, 195, частями 1, 3 статьи 196, статьей 197, частями 1-3, абзацем 1 части 4, частью 5 статьи 198, частями 1 и 2 статьи 199 и частью 1 статьи 258 ГПК, военный суд
р е ш и л :
Заявление военного прокурора Тверского гарнизона, поданное в интересах Богданова Александра Александровича об оспаривании действий начальника и федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области», связанных с отказом в возмещении командировочных расходов, удовлетворить.
Действия начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области», связанные с отказом в возмещении Богданову А.А. суточных за период нахождения в служебной командировке со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконными.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» в пользу Богданова А.А. за период нахождения в служебной командировке со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суточные в сумме <данные изъяты> рублей.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» в доход федерального бюджета судебные расходы в размере 200 (двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: