ДЕЛО № 2-243/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2016 года г.Корсаков
Корсаковский городской суд Сахалинской области
под председательством судьи Л.Ф. Шустовой,
при секретаре Т.А. Александровой,
с участием:
прокурора М.С. Железовского,
представителей:
департамента социального развития
администрации Корсаковского городского округа ФИО1,
МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная
школа» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корсаковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа», о возложении обязанности привести официальный сайт в соответствие с требованиями доступности для инвалидов по зрению,
У С Т А Н О В И Л :
Корсаковский городской прокурор 13 января 2016 года обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением о возложении обязанности на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» (далее МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» привести сайт dusshkоr.ru в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указано, что официальным сайтом МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» является dusshkоr.ru. В результате прокурорской проверки установлено, что Интернет-ресурс учреждения не обеспечивает свободный доступ к информации лицам, ограниченным по зрению. В ходе изучения электронных страниц сайтов установлено, что в нарушение требований закона в образовательных организациях не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения в части предоставления возможности масштабирования(увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официальных сайтов(версия для слабовидящих) в соответствии с ГОСТ, то есть сайт dusshkоr.ru. версии для слабовидящих не имеет, гиперссылка для перехода на него отсутствует. Изложенное свидетельствует о нарушении образовательными организациями Корсаковского городского округа требований законодательства об образовании, требований законодательства о социальной защите инвалидов, что влечет за собой нарушение прав пользователей сайта, обучающихся и их родителей на получение полной информации об образовательном учреждении, а также права на беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, размещенной на официальном сайте, нарушает их права на получение гарантированной законом информации, круг лиц, которых определить невозможно.
При подготовке дела к судебному разбирательству директором МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» А. представлена информация о том, что в феврале 2016 года сайт образовательного учреждения приведен в соответствие с указанными требованиями разработана версия сайта для инвалидов по зрению(версия для слабовидящих), в подтверждение представлен договор № на возмездное оказание услуг от 11.01.2016 г., скриншот и акт приема-передачи выполненных работ по оптимизации сайта dusshkоr.ru. для слабовидящих.
17 февраля 2016 года Корсаковским городским прокурором представлено уточнение исковых требований. Ссылаясь на ст. 39 ГПК РФ, истец просит признать незаконным бездействие МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» по приведению сайта dusshkоr.ru. в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Итернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению»; возложить на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» обязанность привести сайт dusshkоr.ru. в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание участвующий в деле прокурор представил заявление об отказе от исковых требований в части возложения на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» обязанности привести сайт dusshkоr.ru. в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, настаивая на исковых требованиях в части признания незаконным бездействия Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» обязанность по приведению сайта dusshkоr.ru. в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».
Заместитель директора МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» Корсаковского городского округа Алёхина И.А., действующая в силу должностных полномочий, с требованием прокурора о признании незаконным бездействия МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» по приведению официального сайта в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ не согласилась. Пояснила, что в адрес школы представление прокурора не выносилось. О необходимости обеспечения сайта версией для слабовидящих руководству школы стало известно из иска прокурора, поступившего из суда. После чего был заключен договор об установке на сайте версии для слабовидящих. Сайт приведен в соответствие с ГОСТ в феврале 2016 года. Руководство школы, приступившее к работе в 2014 году пыталось самостоятельно разработать официальный сайт учреждения, обращалось за спонсорской поддержкой. 1 декабря 2014 года МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» Министерством образования Сахалинской школы было вынесено предписание о приведении структуры официального сайта в соответствие с установленными законом требованиями, которое было выполнено в январе 2015 года.
Представителем департамента социального развития администрации Корсаковского городского округа, привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика, ФИО1, в подтверждение возражений против иска представлены платежное поручение об оплате услуг по разработке версии для слабовидящих, положение о Департаменте.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации провозглашена Российская Федерация социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации); частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
К числу таких гарантий относятся положения статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами в том числе, среднего профессионального образования.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В силу ст. 29 названного Закона образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.
В соответствии с пп. 21 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет является одним из направлений в установленной сфере деятельности образовательной организации.
В статье 29 названного Закона закреплена обязанность по формированию открытых и общедоступных ресурсов, содержащих информацию о деятельности данной организации. Доступ к таким ресурсам обеспечивается посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в Интернете.
На сайте обеспечивается доступность информации о деятельности образовательного учреждения и представление копий перечисленных документов образовательного учреждения.
Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также формату предоставления на нем обязательной к размещению информации утверждены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 N 785. Однако указанный нормативно-правовой акт не учитывает особых потребностей инвалидов по зрению.
Требования к альтернативной версии сайта установлены ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению", утвержденным и введенным в действие с 01.01.2014 года Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1789-ст.
Поскольку требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации являются императивными, они подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент конкретного сайта обозначенной категорией лиц.
Как указано в иске, интернет-сайт МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» не обеспечивает свободный доступ к информации лицам, ограниченным по зрению. В ходе изучения электронных страниц данного сайта установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона ответчиком не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения в соответствии с ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению".
С учетом изложенного и принимая во внимание, что отсутствие доступа инвалидов по зрению к интернет-сайту образовательного учреждения является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд приходит к выводу, что несоблюдение и невыполнение муниципальным бюджетным образовательным учреждением требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к информации затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов, и иных маломобильных групп населения, а также нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.
При подготовке дела к судебному разбирательству и в ходе судебного разбирательства на основании представленных ответчиками доказательств установлено, что МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» 11.01.2016 г. заключен договор №ОС о возмездном оказании услуг с ООО «Интерактив» на выполнение работ по оптимизации официального сайта для слабовидящих. 12 февраля 2016 года МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» произведена оплата услуг по оптимизации сайта для слабовидящий(договор №ОС от 11.01.2016 г.). Актом № от 18.02.2016 г. подтверждено выполнение услуг по оптимизации сайта для слабовидящих. Заказчик принял работы без претензий по объему, качеству и срокам.
Таким образом, ответчиком МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа добровольно выполнена обязанность по приведению официального сайта в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению». Следовательно, нарушенные права и законные интересы неопределенного круга лиц восстановлены.
Данные обстоятельства послужили основанием для отказа прокурора от иска, в части требований о возложении на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» обязанности привести официальный сайт в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Производство по делу в этой части прекращено.
Согласно Уставу МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» и Положению о департаменте социального развития администрации Корсаковского городского округа учредителем названного образовательного учреждения и собственником его имущества является департамент социального развития администрации Корсаковского городского округа, который осуществляет задачи по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях(за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); координирует деятельность муниципальных бюджетных образовательных учреждений; обеспечивает открытость и доступность информации о системе образования городского округа(п.п. 2, 3.1.3, 3.1.10. Положения).
По результатам проверки соблюдения образовательными учреждениями Корсаковского городского округа законодательства о защите инвалидов Корсаковским городским прокурором 01.12.2015 года исполняющему обязанности мэра Корсаковского городского округа внесено представление от 25.11.2015 г. № об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, об образовании в Российской Федерации с требованием безотлагательно рассмотреть представление, принять меры к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов и условий, им способствующих, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в выявленных нарушениях.
Договор №ОС на возмездное оказание услуг с ООО «Интерактив» на выполнение работ по оптимизации официального сайта для слабовидящих) заключен МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» 11.01.2016 г.. Размещение официального сайта с версией для слабовидящих в сети Интернет подтверждено актом № от 18.02.2016 г. и представленным ответчиком скриншот.
При таких обстоятельствах суд, учитывая, что меры защиты в гражданском праве носят преимущественно восстановительный характер, т.е. направлены на восстановление имущественных и личных неимущественных прав, существовавших до их нарушения, а ответчиками приняты исчерпывающие меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц, не находит оснований для удовлетворения требования прокурора о признании незаконным бездействия МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» по приведению официального сайта в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Итернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Выбор способов защиты гражданских прав зависит от характера спорного правоотношения и регулирующих его норм материального права, если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обратившееся в суд за защитой своего нарушенного права, вправе применять лишь этот способ.
Статья 12 ГК РФ предусматривает в качестве одного из способов защиты гражданских прав присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В рассматриваемом иске прокурор изначально избрал такой способ защиты нарушенного права неопределенного круга лиц как: присуждение к исполнению обязанности в натуре – приведение официального сайта учреждения в соответствие с требованиями действующего законодательства. Данное требование добровольно удовлетворено ответчиком и оснований для его удовлетворения судебным решением не имеется.
Такое требование, как признание бездействия юридического лица(муниципального бюджетного учреждения), не являющегося органом, обладающим властно-распорядительными, административными полномочиями, не предусмотрено ст. ст. 11, 12. ст. 22 ГК РФ, ст. 1, ст. 39, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которых суд рассматривает требования о признании незаконными лишь действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если они вытекают из публичных правоотношений, в порядке административного судопроизводства с 15.09.2015 года.
Кроме того, признание судом незаконными действий (бездействия) ответчика по исполнению обязанностей, предусмотренных правовыми нормами, без возложения на него судом обязанности устранить допущенное нарушение противоречит принципам судебной защиты нарушенных прав, поскольку не влечет исполнения обязанностей в натуре, когда применения механизма принудительного исполнения решения суда не требуется.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 26 мая 2011 г. N 10-П (СЗ РФ. 2011. N 23. Ст. 3356), "именно судебная власть, независимая и беспристрастная по своей природе, играет решающую роль в государственной защите прав и свобод человека и гражданина, и именно суд окончательно разрешает спор о праве, чем предопределяется значение судебных решений как государственных правовых актов, выносимых именем Российской Федерации и имеющих общеобязательный характер".
Поскольку МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» приняты меры по приведению официального сайта в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Итернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», признание незаконным его бездействия не приведет к восстановлению нарушаемого или нарушенного права или законных интересов третьих лиц, не требует какого-либо принудительного исполнения, данное требование прокурора удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Корсаковскому городскому прокурору в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» по приведению сайта dusshkоr.ru. в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Итернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Л.Ф.Шустова