ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-243/2021 от 16.03.2021 Гудермесского городского суда (Чеченская Республика)

Дело № 2-243/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гудермес, ЧР 16 марта 2021 года

Гудермесский городской суд Чеченской Республики

в составе: председательствующего судьи Хамзатова Р.Б.,

с участием помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО4,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> Чеченской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании бездействия МБДОУ «Детский сад «Теремок» <адрес> муниципального района ЧР» об обязании устранить допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции,

установил:

<адрес> Чеченской Республики обратился в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ об обязании бездействия МБДОУ «Детский сад «Теремок» <адрес> муниципального района ЧР» устранить допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции.

В обоснование заявления прокурором приведены следующие доводы. <адрес> в ходе надзора за исполнением закона о противодействии коррупции, проведена проверка исполнения МБДОУ «Детский сад «Теремок» <адрес> муниципального района ЧР», требований законодательства о противодействии коррупции, в том числе выполнения обязанности по предупреждению коррупции, в ходе которой установлено, что по ранее выявленным нарушениям закона, меры по их фактическому устранению не приняты.

Так, согласно п.п.2,3 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании.

В силу ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации являются субъектами деятельности по противодействию коррупции.

В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона №273-ФЗ приоритетное применение мер по предупреждению коррупции является одним из основных принципов противодействия коррупции в РФ.

В целях снижения коррупционной составляющей ст.13.3 Федерального закона №273-ФЗ обязывает организации независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств принимать меры по предупреждению коррупции.

Согласно ст.12.2 Федерального закона №273-ФЗ, если иное не установлено нормативными правовыми актами РФ, на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, проходящих службу в соответствующих федеральных государственных органах, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.

Положения антикоррупционного законодательства и Гражданского кодекса РФ содержат запрет на дарение подарков лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, работникам отдельных организаций, а также на получение ими подарков в связи с выполнением служебных (трудовых) обязанностей ( ст.575 ГК РФ).

Исключением являются подарки, которые получены в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными мероприятиями и подлежат в сдаче.

Получение соответствующим лицом подарка в иных случаях является нарушением запрета, создает условия для возникновения конфликта интересов, ставит под сомнение объективность принимаемых им решений, а также влечет ответственность, предусмотренную законодательством, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия, а в случае, когда подарок расценивается как взятка- уголовную ответственность.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации.

Согласно п.6 Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ наряду с государственными и муниципальными органами исполнительной власти рекомендовано организациям, созданным Российской Федерации на основании федеральных законов, организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, разработать и утвердить порядок сообщения о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа) на основании Типового положения, утвержденного настоящим постановлением.

В соответствии с п.п.4 и 5 Положения служащие и работники обязаны уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, не позднее 3 рабочих дней со дня его получения ( случае если подарок получен во время служебной командировки- со дня возвращения лица из служебной командировки) в уполномоченное структурное подразделение организации, в которых указанные лица осуществляют трудовую деятельность.

Согласно п.п.13 и 14 разъяснений Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ, данным по отдельным вопросам, связанным с применением Типового положения, уведомление регистрируется в журнале регистрации уведомлений о получении подарка, который прошивается, нумеруется и скрепляется печатью государственного (муниципального) органа, организации.

После подачи уведомления у должностного лица останется один экземпляр поданного им уведомления с отметкой о его регистрации (п.6 Типового положения).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования и науки РФ, в целях оказания консультативной и методической помощи образовательным (научным) организациям, направлены методические рекомендации по организации работы в образовательных (научных) организациях, подведомственных Минобрнауки России по предупреждению коррупции, согласно которым в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона №273-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ на образовательные (научные) организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки РФ возлагаются обязанности по принятию мер по предупреждению коррупции.

Пунктом 19 данных рекомендаций предусмотрено, что в соответствии со статьей 12.2 Федерального закона №273-ФЗ на работников организации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, а также, что в соответствии со статьей 349.2 Трудового кодекса РФ на работников организаций распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом №273-ФЗ и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.

Между тем, проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства Учреждением не разработан и не утвержден порядок сообщения работниками и получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа), а также не обеспечено заведение и последующее ведение журнала регистрации уведомлений о получении работником подарка.

Аналогичная проверка прокуратурой района была проведена в ноябре 2020 года, по результатам которой в адрес заведующей Учреждения было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

В ходе настоящей проверки установлено, что ранее выявленные нарушения закона Учреждением по настоящее время не устранены.

Непринятие вышеуказанных мер по противодействию коррупции делает невозможным исполнение требований закона и противодействии коррупции и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией, что в целом негативно влияет на реализацию антикоррупционной политики государства, а следовательно, нарушает интересы Российской Федерации.

Помощник прокурора <адрес>ФИО4 в судебном заседании исковое заявление поддержал, и просил удовлетворить его по изложенным в нём доводам и основаниям. Дополнительно он пояснил, что заявление подано прокурором по результатам проведенной проверки соблюдения требований федерального закона «Об образовании» в МБДОУ «Детский сад «Теремок» <адрес> муниципального района ЧР», в ходе которой и выявлены нарушения действующего законодательства в образовательном учреждении.

Ответчик- представитель МБДОУ «Детский сад «Теремок» <адрес> муниципального района ЧР» при надлежащем извещении в судебное заседание не явился. В адресованном суду письменном заявлении представитель ответчика- главный специалист МУ «Управления дошкольного образования Гудермесского муниципального района « ФИО5 иск прокурора просил рассмотреть дело без своего участия. Иск прокурора признает полностью, против удовлетворения не возражает.

При указанных обстоятельствах, с учетом положений ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие надлежаще извещенного о месте и времени судебного разбирательства представителя заинтересованного лица.

Выслушав помощника прокурора <адрес> ЧР, исследовав письменные материалы дела, дав им надлежащую правовую оценку, суд находит исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд принимает признание представителем ответчика заявленных прокурором требований, поскольку это не противоречит его правам и законным интересам, соответствует требованиям федерального законодательства и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.

В соответствии с абз.2 ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятия его судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора <адрес> Чеченской Республики об обязании МБДОУ «Детский сад «Теремок» <адрес> муниципального района ЧР» устранить допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции- удовлетворить.

Обязать МБДОУ «Детский сад «Теремок» <адрес> муниципального района ЧР» разработать и утвердить порядок сообщения работниками о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа), а также обеспечить заведение и последующее ведение журнала регистрации уведомлений и получении работником подарка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд ЧР через Гудермесский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: