ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-243/2021 от 27.01.2021 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-243/2021

УИД 24RS0056-01-2020-000360-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2021 года г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Дьяченко Л.В.,

при секретаре Данильчук Д.И.,

с участием:

истца Шимохина С.Я.,

представителя ответчика Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края Минеевой Д.В., действующей на основании доверенности от 07.08.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шимохина Сергея Яковлевича к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края о признании незаконным начислений денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Шимохин С.Я. обратился в суд с иском к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края о признании незаконным начислений денежных средств.

Требования мотивированы тем, что с ноября 2014 года в почтовый ящик истца ежемесячно скидывают платежные документы от Регионального фонда капитального ремонта г. Красноярска, с требованием оплатить денежные средства на капитальный ремонт, и за несвоевременную оплату начисляют пени. При этом адрес истца - <адрес>, а в платежных документах значится <адрес>, что является нарушением по ведению первичных документов. Также в платежных документах представленных ответчиком отсутствует указание на банковский счет для осуществления расчетов. В силу требований законодательства в платежном документе указываются в том числе: наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты. Кроме того присылаемые платежные документы не соответствуют требованиям закона к оформлению первичных документов, обязательные реквизиты первичного учетного документа, а именно: платежный документ, должен обладать доказательной юридической силой. Законодательством предусмотрено, что оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лица, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинной подписи. Документы юридического лица заверяются печатью. Присылаемые в адрес истца платежные документы от ответчика не содержат синей или черной мастичной печати и подписи уполномоченного должностного лица, таким образом, указанные платежные документы представляют собой оферту, предложение оплатить сумму. Соответственно, когда платежный документ оформлен в нарушении законов, он не законен. В платежном документе должны быть указаны сведения о предоставлении субсидии и льгот на оплату коммунальных услуг, наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг. Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» от 25.12.2012г. № 271 в п. 5 ст. 178, а также закон Красноярского края от 27.06.2013г. №4-1451 обязывает региональный фонд капитального ремонта г. Красноярска, заключать с собственниками жилья многоквартирных домов договоры, что не было сделано региональным оператором с ноября 2014 года. Поскольку платежи за капитальный ремонт жилого помещения отнесены к коммунальным платежам, то гражданско-правовые отношения в соответствии с Российским законодательством основываются на договоре (соглашении) субъектов права. Исходя из Гражданского кодекса раздел договоры, у регионального оператора фонда капитального ремонта г. Красноярска, нет законных оснований, без договора и согласия собственников открывать на собственников лицевые счета, расчетные счета в банках и использовать персональные данные без согласия. Таким образом, между истцом и региональным фондом капитального ремонта г. Красноярска, не имеется никаких правоотношений, взаимных прав и обязанностей. При обращении в региональный фонд капитального ремонта г. Красноярска, с просьбой о заключении договора по оплате денежных средств за капитальный ремонт жилого помещения, истцу было отказано дважды. До тех пор пока не будет урегулирован протокол разногласий и подписан договор в письменном виде, с обязательным приложением графика капитального ремонта, между собственником жилого помещения и региональным фондом капитального ремонта г. Красноярска, действия направленные на получение денежных средств считаются офертой, вымогательством. В соответствии со ст. 179 ЖК РФ «Платежи собственников помещений в многоквартирных домах, становятся имуществом регионального оператора». Одним из оснований по уплате денежных средств в региональный фонд капитального ремонта г. Красноярска, является протокол общего собрания собственников многоквартирного дома, но такого протокола в региональном фонде не имеется, так как собственники дома не проводили собрания по формированию фонда капитального ремонта. Орган местного самоуправления тоже не созывал и не проводил общее собрание по дому, в нарушение п.6 ст.170 Жилищного кодекса РФ. Администрация г. Красноярска своим постановлением от 21.08.2014г. № 522 позиция № 877, приняла решение о формировании фонда капитального ремонта <адрес>, на общий счет регионального оператора г. Красноярска. Таким образом, по мнению истца, при попустительстве органов исполнительной власти и произвольным толковании законодательства, происходит вмешательство в имущественные права собственников. В то время как обязанности несения расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома, включая расходы на капитальный ремонт, сбору иных платежей по общему имуществу и «взносов на капитальный ремонт» собственники несут только перед другими участниками общей долевой собственности многоквартирного дома соразмерно со своей долей. Требования сторонних организаций (третьих лиц) о внесении им платы «взносов на капитальный ремонт», без заключения соответствующих договоров на аккумулирование денежных средств, является вмешательством в права собственности. Договор Регионального фонда капитального ремонта с собственником многоквартирного дома устанавливает гражданско-правовые отношения сторон, взаимные обязательства и обязанности, условия аккумулирования «взносов на капитальный ремонт», ответственности и отчетности, использования создаваемого фонда капитального ремонта многоквартирных домов, страхования и гарантий сохранности накопительных денежных средств. Без заключения договора, региональный фонд капитального ремонта не имеет правового основания предъявления долговых требований. Долговые требования «платы за капитальный ремонт», могут предъявляться только собственниками участниками общей долевой собственности многоквартирного дома, которые формируют фонд капитального ремонта данного дома. За незаконное начисление платы на капитальный ремонт в региональный фонд капитального ремонта г. Красноярска, управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске, с 01.11.2015 года приостановила выплаты социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг истца ввиду наличия задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт. От взносов на капитальный ремонт не отказывается, но полагает, что механизм по строчке капитальный ремонт должен быть оформлен в юридически правовом поле.

Истец просил признать незаконным начисление денежных средств региональным фондом капитального ремонта г. Красноярска, на имя Шимохина С.Я..

В судебном заседании истец Шимохин С.Я. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дополнительно суду пояснил, что требования предъявляет именно к региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края, поскольку именно они занимаются начислением незаконной платы.

Представитель ответчика Минеева Д.В. (полномочия проверены) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям изложенным в письменных возражениях представленных суду, согласно которых указано, что Региональная программа капитального ремонта утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края», (далее - Постановление № 709-п) в которую включен многоквартирный дом по адресу <адрес>. Постановление № 709-п официально опубликовано 10.02.2014 на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru. Таким образом, обязанность собственников помещений многоквартирных домов, включенных в адресный перечень региональной программы капитального ремонта, по уплате взносов на капитальный ремонт возникла с 01.11.2014. Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с ч. 1 ст. 171 ЖК РФ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором. Следовательно, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возложена на собственников в силу закона. Фондом была организована работа по заключению с собственниками помещений в многоквартирном Доме договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Типовая форма вышеуказанного договора была утверждена Попечительским советом Фонда и размещена на сайте Фонда (fondkr24.ru), в разделе «Документы», подразделе «Бланки документов», где с ней можно было ознакомиться. Согласно ч. 1 ст. 181 ЖК РФ (действовавшей на тот момент) такой договор заключался посредством уплаты собственниками помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения проекта договора, а собственники помещений в этом многоквартирном доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в этом доме, выступали в качестве одной стороны заключаемого договора. Услуги по предпечатной подготовке, печати, доставке ежемесячных платежных документов собственникам помещений в многоквартирных домах, сбору взносов на капитальный ремонт для нужд Фонда на территории г. Красноярска оказывает ПАО «Красноярскэнергосбыт». В целях доставки договора до собственников помещений в многоквартирных домах Фондом было направлено письмо в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» о размещении договора на обратной стороне платежных документов на оплату взносов на капитальный ремонт за ноябрь 2014 года направляемых собственникам помещений в многоквартирных домах в декабре 2014 года. Собственник должен был знать о том, что у него возникла обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт с 01.01.2014 в силу закона. Непредставление платежных документов не освобождает собственников от обязанности оплачивать взносы на капитальный ремонт. В настоящее время Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ в ЖК РФ внесены изменения в части исключения обязанности собственников по заключению данного договора, так как данная норма была признана избыточной. Из действующего законодательства следует, что не имеется оснований, предусмотренных законом для возложения обязанности на Фонд заключить договор, так как обязанность регионального оператора заключать договор на оплату взносов на капитальный ремонт не предусмотрена. Статья 154 Жилищного кодекса РФ устанавливает структуру платы за помещение в многоквартирном доме, которая включает в себя: в том числе взнос на капитальный ремонт. Конституционный суд разъяснил, что участники общей долевой собственности обязаны соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению, несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме. Вводя для собственников помещений в многоквартирном доме обязательный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в качестве отдельной составляющей платы за помещение и коммунальные услуги, федеральный законодатель исходил из того, что сам по себе такого рода взнос не может быть признан налогом или сбором, поскольку не обладает всеми характерными для данных видов платежей признаками. Конституционный суд определил, что в системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой в формально-юридическом смысле обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - ЖК РФ в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям. Таким образом, обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт помещений в многоквартирном доме возникает у всех собственников помещений. Дополнительно указала, что поскольку в Красноярском крае региональные льготы по уплате взносов на капитальный ремонт предоставляются в виде денежных компенсаций, подлежащие возмещению суммы не находят своего отражения в платежных документах. Также пояснила, что истцом обоснованно предъявлены требования к ним, поскольку ПАО «Красноярскэнергосбыт» занимается формированием квитанций на основании данных, предоставленных им Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.

Согласно положениям ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч.1.1.).

Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.

В соответствии со ст. 168 ЖК РФ, региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и, наряду с иными сведениями включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 169 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями ч. 5.1 статьи 170 ЖК РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Согласно ст. 6 Закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края», в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Региональный оператор вправе заключить с управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, ресурсоснабжающей организацией договор о включении в платежный документ, на основании которого вносится плата за содержание и ремонт жилого помещения и (или) коммунальные услуги, сведений о размере взноса на капитальный ремонт с указанием наименования регионального оператора, номера его банковского счета и банковских реквизитов, его адреса (места нахождения). Взносы на капитальный ремонт учитываются при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 7 Закона края от 27.06.2013 № 4-1451, Региональный оператор ведет учет средств, поступивших на его счет, счета в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (далее - система учета фондов капитального ремонта). Такой учет ведется отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме. Система учета фондов капитального ремонта включает в себя сведения о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных процентов.

Согласно ст. 20 указанного нормативно-правового акта, региональный оператор создается Правительством Красноярского края в целях осуществления деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Красноярского края.

В соответствии со ст. 11 данного Закона (в редакции, действующей на момент ее принятия), региональная программа капитального ремонта формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края.

Региональная программа капитального ремонта включает:

а) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, а также домов, в которых имеется менее трех квартир;

б) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

в) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

г) иные сведения, определенные Правительством Красноярского края.

Региональная программа капитального ремонта утверждается Правительством Красноярского края.

Утвержденная региональная программа капитального ремонта подлежит размещению на официальном сайте регионального оператора в сети Интернет.

Для формирования региональной программы капитального ремонта, лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, в течение одного месяца с даты вступления настоящего Закона в силу представляют в органы местного самоуправления информацию о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Красноярского края органом исполнительной власти Красноярского края (далее - уполномоченный орган).

Органы местного самоуправления обобщают поступившую информацию в установленном уполномоченным органом порядке, а также собирают информацию по многоквартирным домам, находящимся в муниципальной и (или) государственной собственности, и по многоквартирным домам, информация о которых не представлена лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в срок, установленный в пункте 3 настоящей статьи. Обобщенная информация обо всех многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, представляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган не позднее двух месяцев с даты вступления настоящего Закона в силу.

Уполномоченный орган на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, формирует проект региональной программы капитального ремонта.

Региональная программа капитального ремонта утверждается Правительством Красноярского края.

Утвержденная региональная программа капитального ремонта подлежит размещению на официальном сайте регионального оператора в сети Интернет (п.8 Закона).

В ходе рассмотрения дела установлено, что истец является собственником помещения № 14 многоквартирного жилого дома по адресу: дома по адресу: г.Красноярск, ул.Академика Киренского, 24, что подтверждается выпиской ЕГРН представленной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии» по Красноярскому краю от 18.03.2020г. КУВИ-001/2020-5635943 и свидетельством о государственной регистрации права от 25.06.2-13г. 24 ЕК 970382.

Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края (опубликована 10.02.2014 года).

В указанную программу включен многоквартирный дом по адресу: г.Красноярск, ул.Академика Киренского, 24 (порядковый номер 9.1039).

Согласно представленному свидетельству о государственной регистрации права, право собственности на жилое помещение в данном многоквартирном доме истец зарегистрировал 25.06.2013г.

Таким образом, по состоянию на дату вынесения Постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2013 года, утвердившего Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Красноярского края, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> уже был включен в указанную региональную программу капитального ремонта общего имущества МКД, расположенных на территории Красноярского края

Кроме того в материалы дела представлен протокол общего собрания собственников в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от 10.06.2014г., повесткой дня которого в том числе явился вопрос выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, утверждение размера ежемесячного взноса по капитальному ремонту …, утверждение перечня услуг и/или работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме… и др. вопросы. При этом как следует из представленного протокола общее собрание собственников МКД не имело кворума, то есть неправомочно, в результате чего в порядке ст. 170 ЖК РФ - орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

Положениями ст. 168 ЖК РФ, а также ст. 11 Закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края», предусмотрено, что в региональную программу подлежат включению все многоквартирные дома, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Жилое помещение истца – <адрес> находится в <адрес> в г. Красноярске, дом не признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем он включен в Региональную программу обоснованно и не подлежит исключению из нее по заявленным истцом основаниям.

Из искового заявления следует, что истец не оплачивает взносы на капитальный ремонт, указанные обстоятельства подтверждаются выписками по лицевому счету ПАО КЭС 500600564950, согласно которых у истца имеется задолженность по оплате взносов по капитальному ремонту за период с ноября 2014 года по декабрь 2020 года в сумме 20 063 руб. 23 коп. и пеней в сумме 4 099 руб. 72 коп. за этот же период.

Истец не оспаривает данный факт, действительно не производит оплату, поскольку считает действия ответчика по начислению денежных средств незаконными в связи с отсутствием оснований для начисления платы, отсутствием заключенного между ним и ответчиком договора, несоответствием платежных документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства.

Оценивая доводы истца в данной части, суд исходит из следующего.

В силу требований ст. 158 ЖК РФ, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

В соответствии с частью 1 статьи 171 Жилищного кодекса, собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, и соответствующих пункту 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила), Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг».

Согласно пункту 69 Правил в платежном документе в числе прочих указываются сведения о льготах на оплату жилищно-коммунальных услуг в виде скидок.

В соответствии с Законом Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения по оплате жилья и коммунальных услуг» меры социальной поддержки граждан по оплате жилья, коммунальных услуг, взносов по капитальному ремонту предоставляются гражданам в форме субсидий и компенсаций.

Поскольку в Красноярском крае региональные льготы по уплате взносов на капитальный ремонт предоставляются в виде денежных компенсаций подлежащие возмещению суммы не находят своего отражения в платежных документах в силу пункта 69 Правил.

Положением о Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения, утвержденным Банком России от 27.02.2017 №579-П, установлено, что специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента, поставщика должен иметь номер счета 40821.

Регулирование отношений, возникающих при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), осуществляется Федеральным законом от 03.06.2009 №103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон №103).

В соответствии со статьей 2 Закона №103 Региональный фонд является поставщиком услуги.

Согласно статье 19 Закона №103 по специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться следующие операции: зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на банковские счета.

Таким образом, специальный банковский счет поставщика используется только для принятия расчетов от платежных агентов, а не от плательщиков.

При этом пунктом 69 Правил не предусмотрено обязательное размещение в платежных документах реквизитов, по которым осуществляются расчеты между поставщиком - Региональным фондом и платежными агентами.

Напротив, представленные истцом платежные документы имеют необходимую информацию, позволяющую ему идентифицировать платежный документ, выставленный ему как собственнику жилого помещения, осуществить оплату. Доводы ответчика о том, что платежный документ не содержит полного названия улицы, суд также находит несостоятельными.

Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку указанные нормативные акты, в том числе, не предусматривают наличия в платежных документах подписи должностного лица и печати организации, доводы истца о несоответствии платежных документов требованиям законодательства не нашли своего подтверждения, являются не состоятельными, поскольку основаны на неверном толковании положений закона, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Щимохину С.Я. в удовлетворении исковых требований к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края о признании незаконным начислений денежных средств – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий подпись Л.В.Дьяченко

Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2021 года

Копия верна

Судья: Л.В.Дьяченко