ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-243/2022 от 11.05.2021 Карпинского городского суда (Свердловская область)

УИД66RS0030-01-2021-001101-38

Дело № 2-243/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11.05.2021 город Карпинск

Карпинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Базуевой В.В.,

при секретаре судебного заседания Чешуиной Н.А.,

с участием истца ФИО2,

представителя истца ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, возложении обязанности назначить страховую пенсию,

установил:

ФИО2 обратилась в Карпинский городской суд Свердловской области с вышеуказанным иском. В исковом заявлении указано, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, в связи с тем, что не принят к зачету период ее работы с 27.07.1996 по 04.06.2014 учителем немецкого языка в общеобразовательной школе № 13 акимата города Сарани в Республике Казахстан по причине того, что за указанный период работы отсутствует справка компетентных органов Республики Казахстан об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. С данным решением она не согласна, просит его признать незаконным, обязать ответчика включить ей в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, указанный период работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 17.11.2020.

Истец ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила.

Представитель истца ФИО3 в судебном заседании заявленные ФИО2 исковые требования поддержал, в обоснование показал, что основанием для включения в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии истцу периода с 27.07.1996 по 04.06.2014 учителем немецкого языка в общеобразовательной школе № 13 Акимата города Сарани в Республике Казахстан является Соглашение о гарантиях прав граждан государстве-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

Представитель ответчика - Государственного учреждения – отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Свердловской области в судебное заседание не явился, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя и отзыв, согласно которому просит в иске отказать.

Суд, заслушав истца, представителя истца, рассмотрев материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет. Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее ФЗ № 400), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

С 01.01.2019 вступил в силу Федеральный закон № 350-ФЗ от 03.10.2018, согласно которому досрочные пенсии лицам, осуществляющим медицинскую деятельность, назначаются с постепенным увеличением срока реализации права на досрочное назначение пенсии на 60 месяцев (5 лет) в зависимости от года возникновения права на такую пенсию, поэтапно с шагом 12 месяцев за каждый год с учетом переходного периода. Соответственно в 2020 году срок назначения страховой пенсии не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

В судебном заседании установлено, что 17.11.2020 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400. Решением ответчика № 1452286/20 от 17.02.2021 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, в связи с тем, что принятый к зачету стаж составил 8 лет 1 месяц 18 дней. Не принят к зачету период ее работы с 27.07.1996 по 04.06.2014 учителем немецкого языка в общеобразовательной школе № 13 Акимата города Сарани в Республике Казахстан.

Согласно ст. 11 ФЗ № 400 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения о гарантиях прав граждан государстве-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (Соглашения СНГ), и имевшие место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, в основу которого положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения СНГ, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения СНГ должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

В силу ст.6 Соглашения СНГ назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст.20 Соглашения СНГ государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Анализ указанных положений позволяет сделать вывод о том, что при определении права на досрочное пенсионное обеспечение граждан, прибывших из государств-участников соглашений, в которых институт досрочных пенсий отменен, необходимо соблюдение схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий досрочного пенсионного обеспечения с подтверждением компетентными органами государств-участников соглашений, что соответствующие периоды работы на территории иностранного государства, где она осуществлялась, давали право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством этих государств и даты отмены института досрочных пенсий. Таким образом, периоды работы после распада СССР (после 01.01.1991) могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ при обязательном подтверждении компетентными органами включения периодов работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию, по законодательству Республики Казахстан.

Пенсия за выслугу лет учителям, непосредственно занятым на педагогической работе в школах, была установлена на основании ст. 37 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан» от 17.06.1991 № 675-XII. При этом действие указанной статьи было приостановлено с 27.07.1996. Позднее законом Республики Казахстан от 20.06.1997 № 137-1, указанный Закон признан утратившим силу с 01.01.1998. С 01.01.1998 стал применяться Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан» от 20.06.1997 № 136-I, положения которого не содержали льготного порядка назначения пенсии учителям.

В действующем пенсионном законодательстве Республики Казахстан, а именно в законе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 21.06.2013 № 105-V, пенсия учителям за выслугу лет не предусмотрена.

Таким образом, на период осуществления истцом трудовой деятельности в спорный период в Республике Казахстан законодательно исключено влияние на педагогического работника каких-либо особых условий, позволяющих говорить о необходимости снижения стажа работы, дающего право на досрочный выход на пенсию. Поэтому, вопреки доводам представителя истца о необходимости применения национального законодательства нашего государства в соответствии с приведенным выше Соглашением СНГ, суд приходит к выводу, что применение льготных условий назначения пенсии к лицу, в период работы которого такие льготные условия на него не распространялись, является необоснованным. При этом суд подразумевает, что Соглашение СНГ указывает только на необходимость применения процессуального порядка назначения пенсии, предусмотренного законодательством государства, где решается вопрос о назначении пенсии, без распространения действия на таких лиц норм материального права соответствующего государства-участника. В пользу выводов суда о невозможности применения материальных норм пенсионного законодательства Российской Федерации в данном случае говорит и ассиметричное при таком применении положений Соглашения нарушение прав лиц, имеющих в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации право на льготный порядок назначения пенсии, в случае их обращения за назначением пенсии на территории другого государства, материальным правом которого льготный характер работы законодательно не был предусмотрен. Кроме того, суд полагает необходимым применять таким образом положения приведенного Соглашения по причине невозможности принятия государством- участником на себя обязательств по льготному пенсионному обеспечению лиц, в отношении которых такие льготные обязательства у другого государства-участника не возникли.

Кроме того, как указано ранее, периоды работы на территории государства-участника Соглашения СНГ после 01.01.2002 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Представленные истцом копии выписок с индивидуального пенсионного счета (ИПС) Вкладчика (Получателя) за счет обязательных пенсионных взносов, не подлежат признанию судом в качестве надлежащего документа – справки об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение, выданной компетентным органом.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании не установлено предусмотренных законом оснований для принятия к зачету периода работы истца с 27.07.1996 по 04.06.2014 учителем немецкого языка в общеобразовательной школе № 13 Акимата города Сарани в Республике Казахстан.

В связи с отсутствием оснований для включения спорного периода работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска ФИО1.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск ФИО1 к государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, возложении обязанности назначить страховую пенсию оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд с принесением жалобы через Карпинский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Дата изготовления решения в окончательной форме – 16.05.2022.

Председательствующий судья: