ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-244 от 01.09.2011 Красноуральского городского суда (Свердловская область)

                                                                                    Красноуральский городской суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Красноуральский городской суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        2-244

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Красноуральск 01 сентября 2011 года

Красноуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Рябовой О.С.,

с участием прокурора Чазова Д.С.,

при секретаре Мальгиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора г.Красноуральска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Красноуральск о ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Красноуральска обратился в суд с исками в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Красноуральск о ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных на территории городского округа Красноуральск:

вдоль дороги от Левинского пруда в сторону очистных сооружений (200 метров от пруда),

вдоль дороги по улице Дзержинского между перекрестками улиц Советская и Допризывников,

на участке дороги между домом № 77 по улице Казакова и перекрестком с автодорогой на аэродром,

в районе перекрестка улиц Челюскинцев, 2 и ФИО1,

в районе улицы Серова, 4-6,

в районе котлована озера Глинянка,

на 4 - 4, 5 км дороги на пос.Межень (между дорожными знаками),

в районе улицы Устинова, 21,

напротив остановки «4 коллективный сад».

Все дела с согласия лиц, участвующих в деле, соединены в одно производство. Кроме того, в качестве соответчиков привлечены МАУ «Муниципальный заказчик», МУ «Управление ЖКХ и энергетики».

В судебном заседании прокурор Чазов Д.С. исковые требования поддержал. В обоснование иска пояснил, что на территории городского округа Красноуральск выявлены несанкционированные свалки бытовых отходов. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Обязанность Администрации городского округа Красноуральск по организации сбора и вывоза бытовых отходов закреплена ФЗ «Об общих организации местного самоуправления в РФ» и Уставом городского округа Красноуральск.

В части требований о ликвидации свалки в районе озера Глинянка исковые требования уточнил, место расположения свалки: 260 метров от территории ОАО «Энергозапчасть» (городской округ Красноуральск, ул.Дзержинского, д.1б) с правой стороны от дороги, ведущей к очистным сооружениям.

Представитель ответчика администрации городского округа Красноуральск ФИО2 с иском не согласилась. Полагает, что в обязанности администрации входит только организация сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов. Эти обязанности ответчиком выполнены. Производство работ по уборке, санитарной отчистке и благоустройству территорий возложено на МУ «Управление ЖКХ и Энергетики», которое является надлежащим ответчиком по делу. Дорога, ведущая в пос.Межень, относится к дорогам регионального значения и находится в ведении Свердловской области. Организация вывоза мусора с этой территории не относится к компетенции органа местного самоуправления.

Представитель МУ «Управление ЖКХ и энергетики» ФИО3 в суде с иском не согласилась. Пояснила, что МУ «Управление ЖКХ и энергетики» является бюджетным учреждением и отвечает по своим обязательствам в пределах бюджетных ассигнований. Средства на ликвидацию несанкционированных свалок в смете расходов МУ «Управление ЖКХ и энергетики» не предусмотрены. В бюджете городского округа Красноуральск средства на эти цели заложены в качестве субсидий МАУ «Муниципальный заказчик».

Представитель МАУ «Муниципальный заказчик» ФИО4 в суде с иском не согласилась. Пояснила, что целями деятельности МАУ «Муниципальный заказчик» ликвидация несанкционированных свалок не является. Такие работы могут выполняться на основании муниципального заказа и при наличии соответствующего финансирования. Муниципальный заказ на ликвидацию свалок, указанных в иске прокурора, не поступал. Средства на эти цели МАУ «Муниципальный заказчик» не перечислялись.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы, суд считает исковые требования прокурора обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Аналогичное правило предусмотрено пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, поскольку это предусмотрено пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», статьей 5 закона Свердловской области от 19.12.1997 года «Об отходах производства и потребления», статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», пп.11 пунктом 1 статьи 16 и статьей 24 Федерального закона от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании пункта 3 статьи 13 Закона «Об отходах производства и потребления», порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления.

Таким образом, при разрешении настоящего спора, прежде всего, необходимо руководствоваться нормами, принятыми органами местного самоуправления городского округа Красноуральск.

Решением Думы городского округа Красноуральск от 31.10.2007 года № 623 утверждены «Правила благоустройства, обеспечения санитарного содержания территорий, обращения с бытовыми отходами в городском округе Красноуральск».

Пунктами 7.1.3, 7.1.4 Правил установлен порядок согласования мест складирования отходов. Места складирования отходов, образующихся в процессе деятельности предприятий, определяются проектом нормативов образования отходов и их размещения. Места складирования бытовых отходов, образующихся от жизнедеятельности населения, определяются органами местного самоуправления по согласованию с Роспотребнадзором.

Постановлением главы Администрации городского округа Красноуральск от 26.01.2010 года № 114 утвержден перечень контейнерных площадок на территории городского округа Красноуральск, которые закреплены за конкретными управляющими компаниями и товариществами собственников жилья.

На основании п. 4.7 вышеприведенных Правил физическим лицам, владельцам индивидуальных жилых домов, юридическим лицам всех организационно-правовых форм запрещается сбрасывать бытовой и строительный мусор, отходы производства, тару, спил деревьев, листву, снег и прочее на всей территории городского округа. Пункт 3.1 Правил предусматривает обязанность владельцев, пользователей земельных участков, зданий и сооружений, производить своевременный вывоз мусора с предварительным заключением договоров с организациями, имеющими лицензию на вывоз, утилизацию и обезвреживание отходов.

Таким образом, на территории городского округа Красноуральск определены специальные места, которые предназначены для сбора, утилизации отходов, в том числе, бытовых отходов. Складирование отходов в местах, для этого не предназначенных, не допускается.

В материалах настоящего гражданского дела имеются экспертные заключения территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 23.06.2011 года, согласно которым на территории городского округа Красноуральск выявлены факты складирования твердых бытовых отходов вне отведенных мест, которые не вывезены на полигон:

вдоль дороги от Левинского пруда в сторону очистных сооружений (200 метров от пруда),

вдоль дороги по улице Дзержинского между перекрестками улиц Советская и Допризывников,

на участке дороги между домом № 77 по улице Казакова и перекрестком с автодорогой на аэродром,

в районе перекрестка улиц Челюскинцев, 2 и ФИО1,

в районе улицы Серова, 4-6,

в районе котлована озера Глинянка,

на 4 - 4, 5 км дороги на пос.Межень (между дорожными знаками),

в районе улицы Устинова, 21,

напротив остановки «4 коллективный сад».

Выкопировкой из плана городского округа Красноуральск подтверждается, что место расположения свалки в районе котлована озера Глинянка находится в 260 метрах от территории ОАО «Энергозапчасть» с правой стороны от дороги, ведущей к очистным сооружениям.

Представители ответчиков в суде не оспаривали наличие указанных свалок бытовых отходов. На основании пункта 1 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов. Поэтому требования прокурора о ликвидации свалок, поименованных в иске, являются обоснованными.

Определяя надлежащего ответчика по делу, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1.5.3 Правил благоустройства предусмотрено, что организация и производство работ по уборке, санитарной очистке и благоустройству территории городского округа возлагается на МУ «Муниципальный заказчик», штаб по благоустройству, балансодержателей, владельцев и арендаторов земельных участков, зданий, сооружений, управляющие компании.

В судебном заседании представители ответчиков не оспаривали, что территории, на которых выявлены свалки твердых бытовых отходов, не находятся во владении юридических и физических лиц, на этих территориях не размещены какие либо здания. Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждается, что МУ «Муниципальный заказчик» прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения.

Уставом городского округа Красноуральск предусмотрено, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов относится к полномочиям администрации городского округа одпункт 13 пункта 1 статьи 31 Устава

Кроме того, администрацией городского округа Красноуральск создано Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики», на которое в соответствии с уставом учреждения возложены те же функции: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов ункт 28 Устава

В соответствии со ст. 12 ФЗ от 25.09.1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», расходная часть местных бюджетов включает в себя расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации. Поскольку организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, финансирование этих расходов осуществляется из средств местного бюджета.

И Администрация городского округа Красноуральск, и МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» являются главными распорядителями бюджетных средств местного бюджета. В соответствии с Положением об условиях и порядке формирования и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания казенными, бюджетными и автономными учреждениями, утвержденного постановлением Главы администрации городского округа от 28.09.2010 года № 1296, оба ответчика имеют право формировать муниципальное задание на оказание муниципальными бюджетными и автономными учреждениями услуг (выполнение работ) за счет бюджетных ассигнований местного бюджета.

В соответствии со ст.56 Устава городского округа Красноуральск, администрация городского округа может выступать заказчиком на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения, отнесенным к их компетенции. Утверждение структуры и объема муниципального заказа, осуществляется Думой городского округа по представлению главы администрации городского округа. Формирование, обеспечение размещения и исполнение муниципального заказа осуществляется администрацией городского округа.

В соответствии с уставом, на МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» возложена обязанность ведения контроля за качеством работ (оказанием услуг), заключенных в целях исполнения полномочий, определенных уставом (пункт 36 Устава).

Таким образом, и Администрация городского округа Красноуральск, и МУ «Управление ЖКХ и энергетики» наделены полномочиями по организации сбора и вывоза бытовых отходов, в том числе, обязаны принимать меры к недопущению и ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов. Для этого они наделены полномочиями формировать и размещать муниципальные задания на работы, связанные с исполнением этих полномочий, осуществлять контроль за выполнением муниципальных заданий.

То есть оба ответчика непосредственно работы по ликвидации несанкционированных свалок не выполняют, занимаются организацией этих работ. Поэтому и средства на выполнение таких работ в сметах Администрации городского округа Красноуральск и МУ «Управление ЖКХ и энергетики» не могут быть предусмотрены. Отсутствие таких средств не освобождает обоих ответчиков от выполнения обязанностей по организации ликвидации несанкционированных свалок.

Оба ответчика не представили суду доказательств, которые бы подтверждали, что ими несанкционированные свалки, указанные в иске прокурора, были выявлены, а также приняты меры к формированию муниципального задания на их ликвидацию. Поэтому оба ответчика являются надлежащими.

В Правилах благоустройства, обеспечения санитарного содержания территорий, обращения с бытовыми отходами в городском округе Красноуральск обязанность по санитарной очистке территории городского округа возлагается на МУ «Муниципальный заказчик». Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждается, что указанное учреждение реорганизовано в форме присоединения. Представители ответчиков в суде пояснили, что МУ «Муниципальный заказчик» присоединено к МУ «Управление ЖКХ и энергетики».

Ответчик МАУ «Муниципальный заказчик» является муниципальным автономным учреждением. В соответствии с уставом, учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления ункт 1.5 устава Одним из видов деятельности учреждения является организация надлежащего содержания территорий ункт 2.4.47 устава

На основании пункта 3.1.1 Устава, учредитель - Администрация городского округа Красноуральск имеет полномочия по постановке задания для учреждения в соответствии с предусмотренной основной деятельностью и финансового обеспечения.

В соответствии с приведенными положениями устава МАУ «Муниципальный заказчик» выполняет работы, связанные с осуществлением полномочий органов местного самоуправления на основании муниципальных заданий и при наличии соответствующего финансирования.

Представитель МУ «Управление ЖКХ и энергетики» в суде указывала, что в бюджете городского округа Красноуральск на 2011 год предусмотрены субсидии МАУ «Муниципальный заказчик» на ликвидацию несанкционированных свалок. Однако каких либо доказательств, которые бы подтверждали, что МАУ «Муниципальный заказчик» было выдано муниципальное задание на ликвидацию свалок, указанных в иске прокурора, а также реально выделены средства для выполнения этих работ, суду не представлено. Представитель МАУ «Муниципальный заказчик» в суде наличие такого муниципального заказа и финансирования отрицала.

Поэтому суд считает, что основания для понуждения этого ответчика к ликвидации свалок, указанных в иске, нет.

Возражая против иска в части ликвидации несанкционированной свалки в районе дороги на пос.Межень, представитель Администрации городского округа Красноуральск ссылалась на постановление Правительства Свердловской области от 14.06.2011 года, которым дорога г.Красноуральск - п.Межень отнесена к перечню автомобильных дорог общего пользования регионального значения.

Действительно, постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 года № 737-ПП утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области, которым к числу автомобильных дорог регионального значения Свердловской области отнесена дорога г.Красноуральск - п.Межень.

Действительно, на основании статьи 12 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 закона, дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных работ.

На основании приведенных норм содержание автомобильной дороги на пос.Межень относится к компетенции Свердловской области.

Однако свалка бытовых отходов расположена в лесном массиве вдоль этой дороги, что видно из заключения эксперта Роспотребнадзора, представленных суду фотоснимков. Данный участок не относится к придорожной полосе. На основании пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» придорожные полосы устанавливаются для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов. Как видно из выкопировки из плана городского округа Красноуральск, указанная дорога находится в границах населенного пункта городского округа Красноуральск.

Кроме того, установление границ придорожных полос осуществляется на основании решения уполномоченного органа, который направляет копию такого решения в орган местного самоуправления ункты3, 5 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» Доказательств, подтверждающих, что такое решение об установлении придорожной полосы дороги г.Красноуральск -п.Межень было принято, суду не представлено.

Поэтому обязанность по организации вывоза бытовых отходов на указанной территории возлагается на орган местного самоуправления. По вышеизложенным основаниям надлежащим ответчиком по иску в этой части являются Администрация городского округа Красноуральск и МУ «Управление ЖКХ и энергетики».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию городского округа Красноуральск, МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенных на территории городского округа Красноуральск:

вдоль дороги от Левинского пруда в сторону очистных сооружений (200 метров от пруда),

вдоль дороги по улице Дзержинского между перекрестками улиц Советская и Допризывников,

на участке дороги между домом № 77 по улице Казакова и перекрестком с автодорогой на аэродром,

в районе перекрестка улиц Челюскинцев, 2 и ФИО1,

в районе улицы Серова, 4-6,

- в районе котлована озера Глинянка, на расстоянии 260 метров от территории ОАО «Энергозапчасть» (городской округ Красноуральск, ул.Дзержинского, д.1б) с правой стороны от дороги, ведущей к очистным сооружениям,

на 4 - 4, 5 км дороги на пос.Межень (между дорожными знаками),

в районе улицы Устинова, 21,

напротив остановки «4 коллективный сад».

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Решение в окончательной форме принято 06.09.2011 года.