Дело № 2-2440/2021
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«02» декабря 2021 года г. Новосибирск
Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Лисиной Е.В.,
при секретаре Чебаковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Толмачевскому сельсовету Новосибирского района Новосибирской области о взыскании денежного содержания, процентов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал следующее.
В период с 25.12.2015 по ДД.ММ.ГГГГ он занимал должность Главы Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Его полномочия были прекращены на основании распоряжения администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области №...-рл от ДД.ММ.ГГГГ с выплатой денежной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 календарных дней за рабочий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 23 Устава Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, принятого решением 42-й сессии Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области пятого созыва №... от ДД.ММ.ГГГГ гарантируется по истечении установленного срока полномочий пятикратная выплата ежемесячного денежного содержания по ранее замещаемой муниципальной должности. Выплата устанавливается в отношении лиц, осуществлявших полномочия выборных должностных лиц и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность.
Указанные гарантии предоставляются при наличии собственных финансовых средств в бюджете Толмачевского сельсовета и сохранении за ним статуса бездотационного муниципального образования.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО5 достиг пенсионного возраста и является получателем пенсии по старости. В связи с этим по истечении установленного срока полномочий ФИО5 подлежала выплате пятикратная сумма ежемесячного денежного содержания по ранее замещаемой муниципальной должности. Однако, данная выплата не была произведена.
Поскольку был нарушен срок осуществления выплаты, на основании ст. 236 ТК РФ подлежат уплате проценты.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требования, просил взыскать с Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области денежное содержание в размере 439712,50 руб., проценты (денежную компенсацию) в размере 54429,07 руб., компенсацию морального вреда в размере 100000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 35000 руб.
В судебное заседание истец ФИО5 не явился, извещен надлежащим образом, направил своего представителя ФИО, которая исковые требования с учетом уточнения подержала, предстала письменные пояснения. В судебном заседании указала, что единовременная денежная выплата при прекращении полномочий является гарантией, установленной Уставом муниципального образования, направлена на обеспечение дополнительных возможностей для адаптации к изменившейся жизненной ситуации, в связи с прекращением полномочий. Трудовой договор с ФИО5 не заключался, так как истец занимал выборную должность, назначение на должность и освобождение от должности производятся на основании распоряжения. Положения трудового законодательства распространяются на возникшие правоотношения. При прекращении полномочий, какое либо решение о выплате указанной гарантии не принималось. Изначально денежные средства на эти цели не планировались в бюджете, так как истец не планировал прекращать полномочия в 2020 году, он планировал баллотироваться на новый срок. Бюджет Толмачевского сельсовета не являлся дотационным, так как в 2020 году он отказался от получения дотаций, заменив их на больший процент отчислений от налога на доходы физических лиц.
Представители ответчика – администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, представили письменные отзыв на иск и дополнения к нему. Пояснили, что Уставом муниципального образования такая выплата предусмотрена. Совет депутатов Толмачевского сельсовета закладывает денежные средства на эти цели. Но в 2020, 2021 году такие средства в бюджет Толмачевского сельсовета заложены не были. Какой-либо отдельный порядок реализации данной выплаты не предусмотрен. Все денежные средства, которые были заложены в бюджете на содержание главы сельсовета, были использованы, какого-либо остатка не имеется. Администрация сельсовета участвует в подготовке проекта бюджета. Кроме того, бюджет Толмачевского сельсовета в 2020 году являлся дотационным, в связи с чем, основания для выплаты истцу отсутствовали. Дотации бывают двух видов – это непосредственно дотация в виде денежных средств, и дотации, полученные в результате увеличения отчислений в бюджет сельсовета от налогов на доходы физических лиц. В Толмачевский сельсовет дотации поступают в виде увеличения отчислений от НДФЛ. Своих денежных средств в бюджете для выплаты спорной гарантии не имеется.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, приходит к следующему.
Судом установлено, решением очередной 5-й сессии пятого созыва Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области №... от ДД.ММ.ГГГГ главой Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области избран ФИО5 (т. 1 л.д. 52).
С ДД.ММ.ГГГГФИО5 вступил в должность главы администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, что подтверждается распоряжением №...-рл от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 53).
ДД.ММ.ГГГГ полномочия главы администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области были прекращены с ДД.ММ.ГГГГ в связи со вступлением в должность вновь избранного главы Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, с выплатой денежной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 календарных дней за рабочий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распоряжением №...-рл от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54).
Решением 42-й сессии Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области пятого созыва №... от ДД.ММ.ГГГГ принят Устав Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с последующими изменениями (далее – Устав) (т. 1 л.д. 89-126).
Статьей 23 п. 5 п.п. «в» Устава гарантируется депутатам, председателю совета депутатов, главе Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в связи с осуществлением их полномочий по истечении установленного срока полномочий, а также в случае досрочного прекращения полномочий пятикратная выплата ежемесячного денежного содержания по ранее замещаемой муниципальной должности. Выплата устанавливается в отношении лиц, осуществлявших полномочия выборных должностных лиц и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность. Выплата ежемесячного денежного содержания не производится, если полномочия указанных лиц прекратились досрочно по основаниям, предусмотренным абз. 7 ч. 16 ст. 35, п.п. 2.1, 3, 6-9 ч. 6, ч. 6.1. ст. 36, ч. 7.1, п.п. 5-8 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40, ч.ч. 1 и 2 ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ.
Гарантии установленные частью пятой настоящей статьи предоставляются при наличии собственных финансовых средств в бюджете Толмачевского сельсовета и сохранении за ним статуса бездотационного муниципального образования.
В соответствии с п. 9 ст. 23 Устава порядок реализации гарантий депутатам, председателю Совета депутатов Толмачевского сельсовета, главе Толмачевского сельсовета, определенных настоящей статьей, за исключением гарантий, предусмотренных п.п. «а» п. 2 и п.п. «а» п. 3 ч. 3 настоящей статьи устанавливается муниципальными правовыми актами Совета депутатов Толмачевского сельсовета.
Решением 26-й сессии пятого созыва Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области №... от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О порядке оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области» (далее – Положение) (л.д. 60).
Согласно п. 3 Положения, выборным должностным лицам местного самоуправления Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области производятся следующие ежемесячные и иные дополнительные выплаты: 1) ежемесячное денежное поощрение, 2) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, 3) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, 4) иные выплаты.
К иным выплатам в силу п. 3.9 Положения относятся поощрения за продолжительную и безупречную службу, образцовое выполнение должностных обязанностей, единовременное денежное вознаграждение в связи с выходом на пенсию, а также в связи с юбилейными датами жизни и муниципальной службы. Виды поощрений муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в Толмачевском сельсовете, а также порядок их применения определяются отдельным Положением, принимаемым Советом депутатов. Средства на выплату предусматриваются в бюджете Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области ежегодно.
Согласно справке, выданной ГУ УПФ РФ в <адрес> г.Новосибирска (межрайонное) ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д. 26 т. 1).
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО5 указывает, что в период осуществления полномочий по выборной должности главы Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области он достиг пенсионного возраста, его полномочия прекратились в связи с истечением срока, в связи с чем, ему должна быть произведена выплата ежемесячного денежного содержания в пятикратном размере, предусмотренная Уставом Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Частью 4 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Организация и осуществление местного самоуправления на территории Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области регулируются Уставом.
В соответствии со ст. 2 Устава структуру органов местного самоуправления Толмачевского сельсовета составляют: 1) представительный орган – Совет депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области 2) глава Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области 3) исполнительно-распорядительный орган поселения - администрация Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
В соответствии со ст. 19 Устава Совет депутатов состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок его полномочий – 5 лет.
В силу ст. 20 Устава, к полномочиям Совета депутатов относятся, в том числе: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 28 Устава глава поселения является высшим должностным лицом Толмачевского сельсовета, избирается Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатм конкурса сроком на 5 лет и возглавляет местную администрацию. Глава поселения осуществляет свои полномочия на постоянной основе. К его полномочиям относятся в том числе: разрабатывает и представляет на утверждение Совета депутатов структуру администрации, формирует администрацию в пределах утвержденных в местном бюджете средств на её содержание; вносит в Совет депутатов на утверждение проект местного бюджета, стратегию социально-экономического развития Толмачевского сельсовета, а также отчеты об их исполнении; подписывает и обнародует в порядке, установленным настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов; предоставляет Совету депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, деятельности администрации, иных подведомственных ему органах местного самоуправления, в том числе, о решении вопросов, поставленных Советом депутатов. Глава поселения подконтролен и подотчетен населению Толмачевского сельсовета и Совету депутатов (п. 1,2,5,8).
Статьей 3 Закона Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 275-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Новосибирской области" предусмотрено, что депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, помимо гарантий, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона, в соответствии с уставом муниципального образования гарантируются: 1) оплата труда; 2) ежегодные основной и дополнительный оплачиваемые отпуска; 3) предоставление служебного помещения (рабочего места), оборудованного мебелью, средствами связи (включая доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), компьютерной техникой (компьютером, принтером), копировально-множительной техникой; 4) возможность использования служебного автотранспорта. Уставом муниципального образования главам муниципальных районов, городских округов может устанавливаться гарантия по обеспечению во внеочередном порядке служебным жилым помещением на период осуществления полномочий, а при отсутствии служебного жилого помещения - по возмещению расходов на наем (поднаем) жилого помещения. Уставом муниципального образования депутатам, членам выборного органа, выборным должностным лицам, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, за счет средств местного бюджета может предусматриваться гарантия по установлению ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством (далее - ежемесячная доплата к страховой пенсии). Уставом муниципального образования депутатам, членам выборного органа, выборным должностным лицам, соответствующим условиям, установленным абзацем вторым части 5.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), предусматривающие расходование средств местного бюджета, при наличии собственных финансовых средств в местном бюджете (за исключением межбюджетных трансфертов).
Согласно ч. 1 ст. 11 указанного Закона реализация гарантий депутатам, членам выборного органа, выборным должностным лицам, определенных настоящим Законом, за исключением гарантий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 и подпунктом "а" пункта 3 части 1 статьи 2 настоящего Закона, осуществляется в порядке, предусмотренном уставами муниципальных образований и (или) иными муниципальными правовыми актами.
Уставом Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области предусмотрены аналогичные положения в ст. 23 (ч.5) на получение выборным должностным лицом в связи с осуществлением полномочий по истечении установленного срока полномочий, а также в случае досрочного прекращения полномочий пятикратной выплаты ежемесячного денежного содержания по ранее замещаемой муниципальной должности. Выплата устанавливается в отношении лиц, осуществлявших полномочия выборных должностных лиц и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность. Гарантии установлены частью пятой настоящей статьи предоставляются при наличии собственных финансовых средств в бюджете Толмачевского сельсовета и сохранении за ним статуса бездотационного муниципального образования.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П "По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина ФИО3", выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем (абзац 5 пункта 3.1 Постановления).
В соответствии с пунктом 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим законом.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (пункт 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В силу пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Проанализировав приведенные положения законов, суд приходит к выводу, что Уставом Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в пп. «в» п. 5 ст. 23 предусмотрено лишь право главы Толмачевского сельсовета на получение выплаты в размере пятикратного ежемесячного денежного содержания по ранее замещаемой муниципальной должности в случае достижения пенсионного возраста в период полномочий выборного должностного лица, обязанность осуществления такой выплаты Уставом не предусмотрена. Советом депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области решение об осуществлении такой выплаты ФИО5 не принималось, что в судебном заседании подтвердили как представитель истца, так и представитель ответчика.
Согласно Положению о порядке оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области средства на выплату предусматриваются в бюджете Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области ежегодно (п. 3.9).
Решением внеочередной 47-й сессии пятого созыва Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области №... от ДД.ММ.ГГГГ утвержден бюджет Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Согласно приложению №... к указанному решению, в бюджете на 2020 год были предусмотрены расходы на функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в размере 1488,51 тыс. руб. куда включены денежные средства на фонд оплаты труда государственных (муниципальных служащих (главы сельсовета) в размере 1143,25 тыс. руб. и взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных органов) в размере 345,26 тыс. руб.
Согласно штатному расписанию, утвержденному главой администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с ДД.ММ.ГГГГ размер годового денежного вознаграждения главе администрации составил 1055,31 тыс. руб. С учетом единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (87942,50 руб.), расходов на обязательное социальное страхование в размере 30,2% (345262,26 руб.), общий размер средств составляет: 1055310,00 руб. + 87942,50 руб. + 345262,26 руб. = 1488514,76 руб., что соответствует предусмотренному бюджетом на 2020 год размеру расходов на выплату главе сельсовета.
Согласно справке о заработной плате и иных доходах на 2020 год, представленной ФИО5, за 2020 год им получена заработная плата в общей сумме 1134581,03 руб., что соответствует размеру расходов, предусмотренных бюджетом на выплаты главе сельсовета.
Иные средства для выплаты главе сельсовета бюджетом Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области предусмотрены не были.
Управлением финансов и налоговой политики Новосибирского района Новосибирской области на запрос суда представлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в 2015 и 2016 году дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности Толмачевскому сельсовету Новосибирского района Новосибирской области не предоставлялась, а также не заменялась дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц; в 2017 году бюджету Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области была предоставлена дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности в объеме 3168,97 тыс. руб., в 2018-2020 – решениями сессии Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области принята 100% замена расчетной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц. Размер дополнительного норматива от налога на доходы физических лиц на 2018 год составил 1,21%, на 2019 – 1,14%, на 2020 год – 1,39%. Кроме того, при определении степени дотационности муниципального образования в соответствии со ст. 136 БК РФ должны учитываться как дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности, так и замена её дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц.
Однако, указанные обстоятельства также не являются безусловным основанием для удовлетворения требований ФИО5 о выплате ему гарантии, предусмотренный п. «в» п. 5 ст. 23 Устава в отсутствие соответствующего решения Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и отсутствии в бюджете Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области соответствующих финансовых средств по данному виду расходов.
Доводы стороны истца о том, что изначально ФИО5 не планировал освобождать замещаемую им должность, а был намерен баллотироваться на новый срок, в связи с чем, при планировании бюджета на 2020 год расходы на выплату гарантии не могли быть заложены, суд находит несостоятельными, поскольку для разрешения данного вопроса могло быть принято отдельное решение Совета депутатов либо могли быть внесены изменения в бюджет, в том числе, по инициативе главы сельсовета, которому такие полномочия предоставлены в силу ст. 28 Устава.
Иные представленные сторонами доказательства, в том числе, показания допрошенного свидетеля ФИО4, не опровергают приведенные выводы суда.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что при осуществлении выборным должностным лицом местного самоуправления своих полномочий трудовых отношений не возникает, установление порядка оплаты труда главы муниципального образования, в том числе получение гарантий при прекращении полномочий осуществляется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и уставом муниципального образования, принятие решения о выплате главе муниципального образования гарантии в размере пятикратного ежемесячного денежного содержания по ранее занимаемой должности относится к компетенции Совета депутатов, в отсутствие решения указанного представительного органа муниципального образования, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО5 и взыскания указанной выплаты не имеется.
Остальные исковые требования – о взыскании процентов на основании ст. 236 ТК РФ и компенсации морального вреда основаны на положениях трудового законодательства РФ, которое не распространяется на выборных должностных лиц органов местного самоуправления.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований не подлежат возмещению и судебные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Новосибирский районный суд Новосибирской области.
Мотивированное решение изготовлено 08.12.2021.
Судья (подпись) Е.В. Лисина