ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2441 от 02.06.2011 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

                                                                                    Ворошиловский районный суд города Волгограда                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ворошиловский районный суд города Волгограда — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2441/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июня 2011 года г. Волгоград

Ворошиловский районный суд гор. Волгограда

в составе председательствующего Поповой Е.В.

при секретаре Янкиной С.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Журавлев Е.В. об оспаривании действий Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области и об обязании устранить допущенные нарушения прав и свобод,

у с т а н о в и л :

Журавлев Е.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области и об обязании устранить допущенные нарушения прав и свобод.

В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ в газете. «Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград» опубликовано решение №, принятое Волгоградской городской Думой ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Устав города-героя Волгограда», зарегистрированный Управлением Министерства юстиции РФ по Волгоградской области в соответствии с положениями Федерального закона № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». Полагает, что государственная регистрация, вносимых изменений в Устав города-героя Волгограда произведена с нарушением федерального законодательства. Так, ДД.ММ.ГГГГ Волгоградская городская Дума приняла решение № «О назначении публичных слушаний по проекту решения Волгоградской городской Думы «О внесении изменений в Устав города-героя Волгограда», назначенных на ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в газете «Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград» было опубликовано вышеуказанное решение с приложением проекта текста предлагаемых изменений в Устав города-героя Волгоград вынесенных на публичные слушания. ДД.ММ.ГГГГ был опубликован проект и «Порядок учета предложений по проекту Устава города-героя Волгограда, проекту муниципального правового акта Волгоградского городского Совета народных депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав города-героя Волгограда и порядок участия жителей Волгограда в его обсуждении» (утв. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №).

В соответствии с Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. ДД.ММ.ГГГГ №) «О Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград», а именно положениями п. 3 ст. 8 установлено, что должно так же указываться время, место, куда направляются предложения и рекомендации по проекту. В вышеупомянутом опубликованном Порядке не указано время, а место определено просто адресом 400131,  (городской Совет). В настоящее время городского Совета нет, орган имеет наименование Волгоградская городская Дума. В связи с чем полагает, что не было указано не только место, но и указан несуществующий орган. Ст. 10 Положения № установлено, что публикуемая информация также должна содержать номера контактных телефонов, предназначенных для связи с населением Волгограда по вопросу организации и проведения публичных слушаний (данная информация отсутствует). П. 4 ст. 8 этого же Положения установлено, что официальному опубликованию (обнародованию) также подлежит информация о порядке ознакомления с документами, предлагаемыми к рассмотрению на публичных слушаниях (данная информация также отсутствует в публикации). Ст. 10 упомянутого Положения предусмотрено, что информация о рекомендациях и предложениях поступивших по вопросу выносимого на публичные слушания муниципального правового акта Волгограда официально опубликовывается (обнародуется) в СМИ, а так же доводится до сведения населения Волгограда иными способами предусмотренными действующим законодательством и самими Положением, указанная информация не доведена до сведения населения Волгограда. Кроме того, согласно п. 71.2 Регламента не позднее, чем за пять дней до публичных слушаний, организует публикацию в городских СМИ данных о вопросах, месте и времени проведения публичных слушаний, приглашает представителей заинтересованных учреждений, организаций, предприятий, инициативных групп, СМИ. Таким образом, первоначальный проект, опубликованный для ознакомления населением города, претерпел существенные изменения (особенно в части изменений в порядок выборов главы города) и не смог обеспечить участие населения в правовой судьбе Устава. Вносимые изменения доведены до сведения участников публичных слушаний только в день проведения публичных слушаний, что говорит о возможности ознакомления с ними только участников публичных слушаний, а не всего населения. При таких обстоятельствах, еще до проведения самой процедуры публичных слушаний были допущены нарушения ряда конституционных и законодательных норм. При принятии решения № «О внесении изменений и дополнений в Устав города-героя Волгограда» Волгоградской городской Думой по данному вопросу было проведено поименное голосование, при этом депутаты, входящие во фракцию политической партии «Единая Россия», голосовали консолидировано, что не предусмотрено Главой 13 Регламента Волгоградской городской Думы. Согласно п. 34 Рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (Приложение к Приказу Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации работы по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований» под нарушениями установленных требований, касающихся порядка принятия устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав, рекомендуется считать: принятие муниципального правового акта о внесении изменений в устав без учета мнения населения, повлекшее нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке устава, нарушение регламента представительного органа местного самоуправления. В Управление Министерства юстиции РФ по  Журавлевым Е.В. было заявление о том, что, как ему известно, что ДД.ММ.ГГГГ  судом, в качестве суда первой инстанции было принято решение по заявлению гражданина Бедной М.В., поданной в соответствии с Федеральным законом №-Фз «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Решение до настоящего времени не вступило в законную силу. В соответствии с п.З. ст. 6 Федерального закона №-ФЭ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» со дня приема судом первой инстанции заявления прокурора, или жалобы гражданина, проживающего на территории муниципального образования, или жалоб общественных объединений либо их региональных и местных отделений, поданных в обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, и до вступления решения суда в законную силу не допускается упразднение, объединение или преобразование муниципального образования, изменение его территории или границ, изменение устава, а также правового положения муниципального образования, органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. При таких обстоятельствах, решение Волгоградской городской Думы, связанное с принятием решения о внесении изменений в Устав незаконно, нарушен порядок и регистрация не могла быть произведена. Полагает, что в связи с вышеизложенным регистрация муниципального правового акта, решение Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области о внесении изменений в Устав города-героя Волгограда, произведены с нарушениями действующего законодательства, так как не соблюден установленный в соответствии с федеральным законом порядок принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования. Так же полагает, что имеет место наличие коррупциогенного фактора и при нарушении самого порядка принятия решения и вступление его в силу, как это определено в п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), а именно необоснованное применение исключений из общих правил. В соответствии с ч. 8 ст. 44 Федерального закона РФ №-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и положениями п. 6 ст. 60 Устава города-героя Волгограда, решения о внесении изменений и дополнений вступают в силу после их официального опубликования. Распространение вступления с момента официального опубликования, как это установлено п. 4 решения № Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Устав города-героя Волгограда» необоснованно. Решением о регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в Устав города-героя Волгограда, нарушаются его права, как жителя города-героя Волгограда, нарушены конституционные права и созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, в частности установленные ч. 1,2 ст. 32 Конституции РФ (граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления) ч. 2 ст. 130 Конституции РФ (местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, др. форм прямого волеизъявления...), ч. 1 ст. 131 Конституции РФ (структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно), ст. 133 Конституции РФ (местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту... запретом на ограничение прав местного самоуправления). Просит суд обязать Управление министерства юстиции по Волгоградской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина и препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В судебном заседании Журавлев Е.В. заявление об оспаривании действий Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области и об обязании устранить допущенные нарушения прав и свобод поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям. Кроме того, пояснил суду, что под устранением в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод гражданина и препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, имеет в виду отмену решения о регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в Устав города-героя Волгограда.

Представители заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Мантула И.В. и Прусова Ю.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления Журавлева Е.В., суду пояснили, что в заявлении Журавлева Е.В. не указано в чем именно действия Управления, как регистрирующего органа, нарушили права граждан, не конкретизированы вопросы нарушения прав заявителя. Решение о государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования городской округ город Волгоград Волгоградской области уже принято (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), в связи с чем, приостановить его действие не представляется возможным. В отличие от решения, принятого на местном референдума заключение по результатам публичных слушаний для представительного органа муниципального образования носит исключительно рекомендательный характер, то есть не является обязательным для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления при принятии решения о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа город - герой Волгоград (статья 1, пункт 4 статьи 13 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город - герой Волгоград, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №). В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» регистрирующий орган: проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации; проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования. Порядок принятия устава муниципального образования установлен пунктами 4, 5 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ). В соответствии с указанными положениями Федерального закона №-Ф3 проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В ходе проверки порядка принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в устав города - героя Волгограда» нарушений процедуры, установленной Федеральным законом №-Ф3 не выявлено, положения действующего федерального законодательства соблюдены.

Доводы заявителя об отсутствии в Порядке учета предложений по проекту Устава города - героя Волгограда, проекту муниципального правового акта Волгоградского городского Совета народных депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав города - героя Волгограда и Порядка участия жителей Волгограда в его обсуждении, утвержденными Постановлением городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, опубликованными ДД.ММ.ГГГГ указания на время, место, куда направляются предложения и рекомендации по проекту; номера контактных телефонов; информации о порядке ознакомления с документами, предлагаемыми к рассмотрению на публичных слушаниях; информации о рекомендациях и предложениях поступивших по вопросу выносимого на публичные слушания так же считают необоснованными.

Так, в соответствии с пунктом 4 Порядка учета предложений замечания и предложения жителей Волгограда по проекту Устава, изменений и дополнений в Устав направляются в письменной форме в комитет городского совета по местному самоуправлению, совершенствованию управления городом, межрегиональным связям, этике и регламенту по адресу: 400131, Волгоград, ул. Советская, 9 (городской Совет) в течение 20 дней со дня опубликования проекта Устава, изменений и дополнений в Устав (в данном положении указано как наименования структурного подразделения органа, так и временной период в течении которого направляются предложения). Наличие ссылки на городской совет, а не на Волгоградскую городскую Думу, а также отсутствие номеров контактных телефонов, в данном случае может рассматриваться как недоработка технического характера, что не является в соответствии с действующим законодательством основанием для отказа в государственной регистрации решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования. На публичные слушания выносился вопрос - проект решения Волгоградской городской Думы «О внесении изменений в Устав города - героя Волгограда». В соответствии с пунктом 3 Порядка учета предложений проект Устава, изменения и дополнения в Устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава, изменений и дополнений в Устав на заседании Волгоградского городского Совета народных депутатов подлежит официальному опубликованию для обсуждения жителями Волгограда и представления по нему замечаний и предложений (проект решения Волгоградской городской Думы «О внесении изменений в Устав города - героя Волгограда опубликован в газете «Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград» от ДД.ММ.ГГГГ).

Информация о дате, времени, вопросах, выносимых на публичные слушания также была указана в Решении Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении публичных слушаний по проекту решения Волгоградской городской Думы «О внесении изменений в Устав города - героя Волгограда» (публикация в газете «Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград» от ДД.ММ.ГГГГ). Одной из задач публичных слушаний в соответствии с Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград является обсуждение и выяснение мнения населения Волгограда по проектам муниципальных правовых актов Волгограда и вопросам, выносимым на публичные слушания. Возможность высказать свое мнение по проекту решения Волгоградской городской Думы «О внесении изменений в Устав города - героя Волгограда» была предоставлена жителям  на публичных слушаниях, которые состоялись ДД.ММ.ГГГГ. Информация о предложениях, поступивших по вопросу принятия проекта решения Волгоградской городской Думы «О внесении изменений в Устав города — героя Волгограда», итогах рассмотрения предложений опубликована в заключении о результатах публичных слушаний (газета «Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград» от ДД.ММ.ГГГГ). Так же считают, что доводы заявителя о том, что первоначальный текст проекта решения Волгоградской городской Думы «О внесении изменений в Устав города - героя Волгограда», опубликованный для ознакомления претерпел значительные изменения несостоятельны. Общая концепция проекта решения Волгоградской городской Думы «О внесении изменений в Устав города - героя Волгограда», которая заключалась в изменении порядка избрания главы муниципального образования, сохранена. Поправками к проекту решения лишь детализированы и уточнены отдельные положения. По вопросу применения норм Федерального закона от 26.11.1996 №138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» с учетом заявления гражданки Бедной М.В. поясняют следующее, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области из Администрации г. Волгограда поступило письмо № с приложением отказа гражданки Бедной М.В от заявленных требований. Полагают, что в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 26.11.1996 №138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» перечислены случаи применения указанного закона. Принятие Волгоградской городской Думой решения «О внесении изменений и дополнений в Устав города - героя Волгограда» не относится к случаям, перечисленным в этой норме. По вопросу наличия коррупциогенного фактора, заключающегося в употреблении формулировки вступления в силу решения с момента официального опубликования, а не после официального опубликования, считают, что данные понятия синонимичны и в процессе правоприменения не может возникнуть ситуация, когда понятие «с момента» не совпадет с понятием «после».

Представитель заинтересованного лица Волгоградской городской Думы Лукьяница О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Волгоградская городская Дума приняла решение № «О назначении публичных слушаний по проекту решения Волгоградской городской Думы «О внесении изменений в Устав города-героя Волгограда». ДД.ММ.ГГГГ это решение было опубликовано вместе с проектом решения «О внесении изменений в Устав города-героя Волгограда» и «Порядком учета предложений по проекту Устава города-героя Волгограда, проекту муниципального правового акта Волгоградского городского совета народных депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав города-героя Волгограда и порядком участия жителей Волгограда в его обсуждении», установленным постановлением Волгоградского городского совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ

В данном решении были указаны дата, время и адрес, по которому состоятся публичные слушания. Кроме того, настоящее решение было размещено на сайте Волгоградской городской Думы, где находится доступная для всех желающих информация, в том числе адрес, схема расположения, номера контактных телефонов городской Думы, электронный адрес. «Порядок учета предложений по проекту Устава города-героя Волгограда, проекту муниципального правового акта Волгоградского городского совета народных депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав города-героя Волгограда и порядок участия жителей Волгограда в его обсуждении» был установлен в 2005 году, когда нынешняя городская Дума именовалась Волгоградским городским советом народных депутатов. Согласно распоряжению Волгоградского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О переименовании» Волгоградский городской совет народных депутатов был переименован в Волгоградскую городскую Думу. Реорганизация не производилась, поменялось лишь название органа местного самоуправления. Следовательно, Волгоградский городской совет народных депутатов и Волгоградская городская Дума - один и тот же орган местного самоуправления.

Проект решения «О внесении изменений в Устав города-героя Волгограда» был опубликован с целью принять от жителей города как можно больше рекомендаций и предложений. Независимо от установленного рабочего дня Волгоградской городской Думы рекомендации граждан поступали круглосуточно по разным источникам связи (почта, телефонные звонки, электронная почта, прием граждан). В соответствии со ст. 13 «Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград», которая устанавливает особенности проведения публичных слушаний по проекту Устава города-героя Волгограда и проекту муниципального правового акта Волгограда о внесении изменений в действующую редакцию Устава города-героя Волгограда, не предусмотрено опубликование информации о порядке ознакомления с документами, предлагаемыми к рассмотрению на публичных слушаниях. Согласно п.6 ст. 11 «Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград» граждане вносят свои рекомендации и предложения по вопросам публичных слушаний не позднее 3 рабочих дней до даты проведения публичных слушаний. Далее следует стадия оформления и учета большого количества предложений, которая занимает не один день, из чего следует вывод о невозможности опубликовать информацию о поступивших рекомендациях за 3 дня до публичных слушаний. Согласно ст. 12 «Порядка учета предложений по проекту Устава города-героя Волгограда, проекту муниципального правового акта Волгоградского городского совета народных депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав города- героя Волгограда и порядка участия жителей Волгограда в его обсуждении» рекомендации по результатам публичных слушаний подписываются председательствующим и подлежат официальному опубликованию не позднее, чем за 5 дней после завершения публичных слушаний. Публичные слушания состоялись ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ результаты публичных слушаний были опубликованы. ДД.ММ.ГГГГ решение было принято на очередном заседании Волгоградской городской Думы и ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в установленном порядке. Просят принять во внимание то, что на публичных слушаниях участвовало более 450 человек, всем желающим были предоставлены документы с информацией о предложениях и рекомендациях, что является реализацией права граждан на осуществление местного самоуправления посредством участия в публичных слушаниях, обеспечением гласности и соблюдения интересов населения Волгограда и информированием населения о наиболее важных вопросах. Согласно ст. 1 «Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград» заключения о результатах публичных слушаний носят рекомендательный характер, несмотря на это на заседании городской Думы депутаты были ознакомлены со всеми предложениями, рассматривались и были учтены все поправки. По вопросу незаконности солидарного голосования депутатов Волгоградской городской Думы, входящих во фракцию «Единая Россия», поясняет следующее: в соответствии с п.4.2.8. Положения о фракции «Единая Россия» в Волгоградской городской Думе, утвержденного решением собрания фракции политической партии «Единая Россия» в Волгоградской городской Думе ДД.ММ.ГГГГ собрание фракции является высшим руководящим органом Фракции и определяет согласованную позицию Фракции для солидарного голосования по вопросам нормотворческой работы и по другим вопросам правотворческой работы, рассматриваемым Волгоградской городской Думы. На очередном собрании фракции было согласована общая позиция членов фракции и принято решение голосовать на заседании думы по общим мотивам. На заседании Волгоградской городской Думы ДД.ММ.ГГГГ были озвучены позиции фракции «Единая Россия» и фракции «Справедливая Россия», само голосование состоялось поименным, каждый депутат лично оставлял свой голос по каждому вопросу, что не противоречит Регламенту Волгоградской городской думы.

Исходя из вышеизложенного, Волгоградская городская Дума считает, что публичные слушания по проекту решения Волгоградской городской Думы «О внесении изменений в Устав города-героя Волгограда» были проведены в соответствии с действующим законодательством, права граждан на осуществление местного самоуправления посредством участия в публичных слушаниях нарушены не были, заседание Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ состоялось в установленном порядке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление Журавлева Е.В. не подлежащим удовлетворению.

На основании ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

В соответствии с указанной статьей на публичные слушания должен выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Волгоградская городская Дума приняла решение № «О назначении публичных слушаний по проекту решения Волгоградской городской Думы «О внесении изменений в Устав города-героя Волгограда», назначенных на ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в газете «Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград» было опубликовано вышеуказанное решение с приложением проекта текста предлагаемых изменений в Устав города-героя Волгоград вынесенных на публичные слушания. ДД.ММ.ГГГГ был опубликован проект и Постановление Городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке учета предложений по проекту Устава города-героя Волгограда, проекту муниципального правового акта Волгоградского городского Совета народных депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав города-героя Волгограда и порядок участия жителей Волгограда в его обсуждении» (л.д. 11-18).

В соответствии со ст. 8 Решения Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 41/1011 «О Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград» публичные слушания, проводимые по инициативе населения Волгограда или Волгоградской городской Думы, назначаются городской Думой, а по инициативе главы Волгограда - главой Волгограда.

В решении Волгоградской городской Думы (постановлении главы Волгограда) о назначении публичных слушаний указываются:

сведения об инициаторах публичных слушаний;

вопрос публичных слушаний;

организатор проведения публичных слушаний;

сроки подачи предложений и рекомендаций участниками публичных слушаний по обсуждаемому вопросу;

время, место, куда направляются предложения и рекомендации по проекту муниципального правового акта Волгограда;

дата, время, место проведения публичных слушаний.

Решение Волгоградской городской Думы (постановление главы Волгограда) о назначении публичных слушаний подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в средствах массовой информации не позднее чем за 10 дней до проведения публичных слушаний (за исключением случаев, предусмотренных статьями 13 - 20 настоящего Положения). Официальному опубликованию (обнародованию) также подлежит информация о порядке ознакомления с документами, предлагаемыми к рассмотрению на публичных слушаниях.

Как следует из Постановление Волгоградского горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 26/503 "О Порядке учета предложений по проекту устава города-героя Волгограда, проекту муниципального правового акта Волгоградского городского Совета народных депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав города-героя Волгограда и порядке участия жителей Волгограда в его обсуждении» замечания и предложения жителей Волгограда по проекту Устава, изменений и дополнений в Устав направляются в письменной форме в комитет городского Совета по местному самоуправлению, совершенствованию управления городом, межрегиональным связям, этике и регламенту по адресу: 400131, Волгоград,  (городской Совет) в течение 20 дней со дня опубликования проекта Устава, изменений и дополнений в Устав (далее Порядок учета).

В судебном заседании установлено, что кроме сведений содержащихся в указанном Порядке, информационные сведения были так же опубликованы на информационном сайте Волгоградской городской Думы, что следует из Решения № «О назначении публичных слушаний по проекту решения Волгоградской городской Думы «О внесении изменений в Устав города-героя Волгограда» (л.д. 14-15).

Как пояснил в судебном заседании заявитель об этом ему стало известно из сети Интернет.

Так же из материалов дела следует, что согласно распоряжения Волгоградского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №-р наименование «Волгоградский городской Совет народных депутатов» заменен наименованием «Волгоградская городская Дума» (л.д. ).

В связи с чем, суд приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя в части ненадлежащего извещения населения Волгограда о времени и месте, куда направляются предложения и рекомендации по проекту, поскольку, судом признается размещение указанных сведений на официальном сайте Волгоградской городской Думы в качестве иного способа предусмотренного действующим законодательством доведения до сведения населения Волгограда информации о месте и времени куда направляются предложения и рекомендации по проекту.

Указанные обстоятельства так же подтверждаются заключением о результатах публичных слушаний, где указаны внесенные предложения о внесении изменений в Устав города-героя Волгограда жителями и представителями трудовых коллективов и общественных организаций города Волгограда (л.д. ).

Доводы заявителя о том, что органа Волгоградский городской Совет народных депутатов в настоящее время не существует, в связи с чем, нарушена процедура внесения изменений в Устав города-героя Волгограда, суд находит несостоятельными, поскольку вся необходимая информация была предоставлена в средствах массовой информации, указанный довод сам по себе не может являться основанием для отказа в государственной регистрации решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования и расценивается судом как недоработка технического характера.

В соответствии со ст. 4 Решения Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 41/1011 «О Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград» задачами публичных слушаний являются:

доведение до населения Волгограда полной и точной информации о проектах муниципальных правовых актов Волгограда, а также вопросов, выносимых на публичные слушания;

обсуждение и выяснение мнения населения Волгограда по проектам муниципальных правовых актов Волгограда и вопросам, выносимым на публичные слушания;

оценка отношения населения Волгограда к рассматриваемым проектам муниципальных правовых актов Волгограда, а также вопросам, выносимым на публичные слушания;

выявление предложений и рекомендаций со стороны населения по важнейшим мероприятиям, проводимым органами местного самоуправления Волгограда, затрагивающим интересы населения Волгограда.

Из содержания проекта решения № «О назначении публичных слушаний по проекту решения Волгоградской городской Думы «О внесении изменений в Устав города-героя Волгограда» общая концепция проекта заключается в изменении порядка избрания главы муниципального образования.

Согласно поправок к проекту Решения № «О назначении публичных слушаний по проекту решения Волгоградской городской Думы «О внесении изменений в Устав города-героя Волгограда» положения, выносимые на обсуждение детализированы и уточнены (л.д. ).

В связи с чем, суд признает несостоятельными доводы Журавлева Е.В. о существенном изменении проекта Устава.

В соответствии с пп. 3 п.6 Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» со дня приема судом первой инстанции заявления прокурора, или жалобы гражданина, проживающего на территории муниципального образования, или жалоб общественных объединений либо их региональных и местных отделений, поданных в обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, и до вступления решения суда в законную силу не допускается упразднение, объединение или преобразование муниципального образования, изменение его территории или границ, изменение устава, а также правового положения муниципального образования, органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Согласно пояснений заявителя, он уведомил Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области о том, что ему известно, что ДД.ММ.ГГГГ Волгоградским областным судом, в качестве суда первой инстанции было принято решение по заявлению гражданки Бедной М.В., поданной в соответствии с указанным законом.

В судебном заседании представителем заинтересованного лица было представлено заявление Бедной М.В., направленное в адрес Верховного Суда РФ об отзыве кассационной жалобы на решение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

В связи с чем, у Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области не имелось каких-либо оснований для отказа в регистрации решения о внесении изменений и дополнений в Устав города.

Как пояснил в судебном заседании заявитель, он сам обращался ДД.ММ.ГГГГ в Волгоградский областной суд с заявлением о нарушении законодательства при принятии решения о внесении изменений и дополнений в Устав города. Однако, в связи с неподсудностью заявления Волгоградскому областному суду указанное заявление ему было возвращено.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что поскольку у заинтересованного лица не имелось сведений о принятии заявления Журавлева Е.В. к производству, у Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области так же не имелось каких-либо оснований для отказа в регистрации решения о внесении изменений и дополнений в Устав города.

Суд так же находит несостоятельными доводы заявителя о том, что в ходе проведения публичных слушаний была нарушена процедура их проведения в связи с незаконным консолидированным голосованием фракции «Единая Россия», в связи с тем, что в соответствии с п.4.2.8. Положения о фракции «Единая Россия» в Волгоградской городской Думе, утвержденного решением собрания фракции политической партии «Единая Россия» в Волгоградской городской Думе ДД.ММ.ГГГГ собрание фракции является высшим руководящим органом Фракции и определяет согласованную позицию Фракции для солидарного голосования по вопросам нормотворческой работы и по другим вопросам правотворческой работы, рассматриваемым Волгоградской городской Думы (л.д. ).

Как следует из пояснений представителя Волгоградской городской Думы, на очередном собрании фракции было согласована общая позиция членов фракции и принято решение голосовать на заседании думы по общим мотивам. На заседании Волгоградской городской Думы ДД.ММ.ГГГГ были озвучены позиции фракции «Единая Россия» и фракции «Справедливая Россия», само голосование состоялось поименным, каждый депутат лично оставлял свой голос по каждому вопросу, что не противоречит Регламенту Волгоградской городской думы.

ДД.ММ.ГГГГ в газете «Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград» было опубликовано заключение о результатах публичных слушаний (л.д. 10-13.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (далее - регистрирующие органы).

Регистрирующий орган:

1) проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации;

2) проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования;

3) присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер;

4) выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования;

5) включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Согласно заключения юридической экспертизы решения Волгоградской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Устав города-героя Волгограда» представленное на государственную регистрацию решение не противоречит действующему законодательству, подлежит государственной регистрации и включению в государственный реестр уставов муниципальных образований (л.д. ).

Так, из заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы решения Волгоградской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Устав города-героя Волгограда» следует, что в представленном решении коррупциогенные факторы не выявлены (л.д. )

Довод заявителя о наличии коррупциогенного фактора, заключающегося в употреблении формулировки вступления в силу решения с момента официального опубликования, а не после официального опубликования, суд полагает несостоятельным, поскольку данные понятия синонимичны и в процессе правоприменения не может возникнуть ситуация, когда понятие «с момента» не совпадет с понятием «после».

Кроме того, заключение по результатам публичных слушаний для представительного органа муниципального образования носит исключительно рекомендательный характер, то есть не является обязательным для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления при принятии решения о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа город - герой Волгоград (статья 1, пункт 4 статьи 13 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город - герой Волгоград, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №).

Согласно приказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования Городской округ город Волгоград Волгоградской области городской округ» решение № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Устав города-героя Волгограда» зарегистрирован в государственном реестре уставов муниципальных образований

ДД.ММ.ГГГГ в газете «Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград» опубликовано Решение № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Устав города-героя Волгограда» (л.д.19-24)

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действия Управления Министерства юстиции по Волгоградской области в рамках регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования Городской округ город Волгоград Волгоградской области городской округ законны, нарушений прав и свобод гражданина, а так же создания препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод в судебном заседании не установлено, в связи с чем заявление Журавлева Е.В. подлежит оставлению без удовлетворения.

руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 ГПК РФ,

решил:

Заявление Журавлев Е.В. об оспаривании действий Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области и об обязании устранить допущенные нарушения прав и свобод – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.

Мотивированный текст решения изготовлен 07 июня 2011 г.

Председательствующий: Е.В. Попова