ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2441/16 от 28.02.2017 Ленинскогого районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 2-60/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владикавказ 28 февраля 2017 года

Ленинский районный суд г.Владикавказа РСО–Алания в составе: председательствующего судьи Кальяновой В.В., при секретаре Сотиевой И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МВД по РСО-Алания о признании решения ЦЖБК незаконным и восстановлении в списке учета нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском.

Мотивировал свои требования следующими обстоятельствами.

09.08.2016г. обратился в жилищно-бытовой отдел МВД по РСО-Алания с просьбой объяснить причин отсутствия в списке учета очередников, нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В тот же день было вручено уведомление о том, что снят с учета для получения выплаты решением заседания ЦЖБК МВД по РСО-Алания от 13.04.2016г. на основании ч.7 ст.4 ФЗ №247-ФЗ.

Считает выводы ЦЖБК МВД по РСО-Алания о снятии с учета основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.

В установленном порядке им был собран необходимый пакет документов для постановки на учет. 19.12.2015г. секретарем ЦЖБК заявление было принято.

Комиссия проверила сведения, содержащиеся в представленных документах и в 2-х месячный срок получил уведомление от 11.02.2016г. о том, что решением заседания ЦЖБК МВД по РСО-Алания, протокол от 28.01.2016г. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из 4-х человек. В прилагаемой выписке из данного протокола четко оговаривается факт наличия квартиры и дата государственной регистрации прекращения права от 28.04.2012г. Приводится расчет размера единовременной социальной выплаты, где от положенных 72,0 кв.м отнимается площадь данной квартиры 39,7 кв.м.

Таким образом, решение ЦЖБК МВД по РСО-Алания от 28.01.2016г. о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты законно и обоснованно. Вычет площади данной квартиры был произведен при принятии решения о постановке на учет.

Законодательством не предусмотрена двойная ответственность за одно деяние, а для принятия решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты должно быть законное основание.

Просил признать решение заседания ЦЖБК МВД по РСО-Алания от 13.04.2016г. о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным.Обязать ЦЖБК МВД по РСО-Алания восстановить СохиеваСослана ФИО2 на учет на получение единовременной социальной выплаты с момента принятия на учет протоколом ЦЖБК МВД по РСО-Алания 31 от 28.01.2016г.

ФИО1 в судебное заседание не явился. Представил ходатайство в письменном виде, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ФИО1ФИО8, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., иск поддержала. Просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель МВД по РСО-Алания ФИО4, действующая на основании доверенности от 09.01.2017г., иск не признала. Пояснила, частью 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятсяв том числе действия, связанные, с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей. Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим. Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и., соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лег со дня совершения таких действий. В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. За супругой ФИО1Голиевой ИЛ. с 28.04.2012г. по 28.04.2012г. на праве собственности числилась квартира общей площадью 39,7 кв.м, которую она продала. Основываясь на вышеизложенном, действия истца, в части отчуждения 28.04.2012 г. его супругой принадлежащей ей квартиры, были направлены на ухудшение жилищных условий. При наличии таких обстоятельств сотрудник в силу части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г N 247-ФЗ принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных выше действий.Также согласно письму МВД России от ДД.ММ.ГГГГ истец совершил действия указанные в части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ и должен быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий. Соответственно, МВД по Республике Северная Осетия - Алания нарушений норм действующего законодательства не допущено. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, учитывая, что неявившийся истец знал о дате и времени рассмотрения дела, извещен надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, направил в суд своего представителя, имел сведения об электронном адресе сайта районного суда, не представил доказательств уважительности причин неявки, не просил об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, суд не признавал обязательной его явку в судебное заседание, каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, его отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившейся стороны.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который закрепляет как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.

В соответствии счастью 1 статьи 4 названного федерального закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.

Согласночасти 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ закреплено, что норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.

Вчасти 5 статьи 4 данного федерального закона предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223,определен порядок расчета размера единовременной социальной выплаты уполномоченным органом с приведением соответствующей формулы, которая в числе прочих параметров содержит такой, как сумма общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.

Согласно пункту 29Правил, в случае, если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Указанное положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Следовательно, при определении общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты площадь принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи жилых помещений на праве собственности или занимаемых ими по договору социального найма, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, подлежит зачету.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу указанной нормызакона, данное ограничение допустимо в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, в результате которого такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу подпункта "д" пункта 9Правил сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относится в том числе отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.

Из системной связи пункта 29 Правил и положенийстатьи 53Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в случае совершения сотрудником и (или) членами его семьи, с учетом которых производится расчет единовременной социальной выплаты, в течение 5 лет до принятия соответствующей комиссией решения о постановке сотрудника на учет для получения выплаты и решения о предоставлении сотруднику данной выплаты, намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в том числе путем отчуждения жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи, площадь этих помещений при расчете суммы единовременной социальной выплаты подлежит зачету.

Установлено, что 19.12.2015г. ФИО1 обратился с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для получения единовременной социальной выплаты.

Согласно Выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ФИО5 произвела отчуждение принадлежащей ей на праве собственности квартиры общей площадью 39,7 кв.м, расположенной по адресу: РСО-Алания, <адрес>.

Согласно протоколу от 28.01.2016г. заседания ЦЖБК МВД по РСО-Алания указанная площадь учтена при принятии решения о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, как это регламентировано п.29 Правил.

Следовательно, решение ЦЖБК МВД по РСО-Алания о снятии ФИО1 с учета на получение единовременной социальной выплаты принято без учета требований Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, при принятии решения о снятии ФИО6 с учета на получение социальной выплаты, комиссией не добыто доказательств, подтверждающих намеренные действия истца, повлекшие ухудшение жилищных условий.

Свой вывод суд обусловливает тем обстоятельством, что приобретение и отчуждение квартиры по <адрес>, совершено супругой истца в один день – ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО9ФИО2 к МВД по РСО-Алания о признании решения ЦЖБК незаконным и восстановлении в списке учета нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты – удовлетворить.

Признать решение заседания ЦЖБК МВД по РСО-Алания от 13.04.2016г. о снятии ФИО10ФИО2 с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным.

Обязать ЦЖБК МВД по РСО-Алания восстановить ФИО11ФИО2 на учет на получение единовременной социальной выплаты с момента принятия на учет протоколом ЦЖБК МВД по РСО-Алания 31 от 28.01.2016г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания через Ленинский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий В.В.Кальянова