ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2441/20 от 14.09.2020 Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

УИД 61RS0007-01-2020-003034-29

Дело № 2-2441/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2020 года г. Ростов-на-Дону

Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Мельситовой И.Н.

при секретаре Багринцевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» об обязании произвести перерасчет, признании незаконными действий по отключению, взыскании долга и компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

В суд обратилась ФИО1 с иском к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» об обязании произвести перерасчет, признании незаконными действий по отключению, взыскании долга и компенсации морального вреда, ссылаясь на следующие обстоятельства.

ФИО1 является нанимателем жилого помещения в специализированном маневренном фонде <адрес> в <адрес> на основании договора, заключенного между МБУ «Городской центр по управлению специализированным муниципальным жилищным фондом» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 был заключен также публичный договор энергоснабжения с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», и открыт на ее имя лицевой счет .

В период с 2015 года по 2017 год истец вносила платежи, согласно выставленным счетам и ею за этот период оплачено за электроснабжение 12396, 79 руб.

Выяснив, что в квитанциях указаны неверные данные, относительно площади комнаты и применения тарифа как для жилого помещения, оборудованного газовой плитой, она в 2017 году обратилась к ответчику с заявлением об осуществлении перерасчета, но ответа не получила.

Кроме того, начисление оплаты за электроэнергию за период с сентября 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ производилось с применением повышающего коэффициента 1,5, что не правомерно.

Она повторно обратилась с заявлением об осуществлении перерасчёта, ей был произведен в 2019 году перерасчет по тарифам для жилых помещений, оборудованных электроплитами, и площади жилого помещения, указанной в договоре, однако не в полном объеме, без учета всех ее доводов.

В остальной части ее заявление об осуществлении перерасчет осталось без удовлетворения.

Истец полагает, что на ней как нанимателе жилого помещения в маневренном фонде не лежит обязанность по установлению счетчика, и оплате ОДН, а поэтому на нее не может быть возложена обязанность по оплате ОДН, подлежит применению тариф согласно социальной норме, неправомерно применен коэффициент 1,5 при начислении оплаты за коммунальные услуги, в связи с чем, имеет место переплата за электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4653,95 руб., с учетом подлежащего выплате в ее пользу штрафа, предусмотренного ст. 157 ЖК РФ.

Поскольку уведомления о предстоящем отключении она не получала, действия по отключению электроэнергии при отсутствии долга и нарушении порядка прекращения оказания коммунальной услуги она считает незаконными.

Указывая на изложенное, истец с учетом уточнения исковых требований просила признать незаконными действия ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» по применению завышенных тарифов при расчёте оплаты за электроэнергию, выставление затрат за ОДН и выставление долга за коммунальную услугу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и начислении пени на несуществующий долг, признать незаконными действия по отключению электроэнергии при отсутствии долга и нарушении порядка прекращения оказания коммунальной услуги, взыскать с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» долг в сумме 4653,95 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика с требованиями не согласилась, заявила о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о перерасчете и просила в иске отказать, указав, что перерасчет с учетом площади жилого помещения, а также исходя из тарифов по оплате за электроэнергию в жилых помещениях, с электрическими плитами ими произведен, затраты за ОДН с 2017 года не выставлялись, отключение произведено обосновано с соблюдением порядка, в связи с наличием долга, применение коэффициента 1,5 обосновано, так как доказательств, что установка прибора учета невозможна не представлено, в связи с чем просила в иске отказать в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является нанимателем жилого помещения площадью 16, 3 кв.м <адрес> в специализированном маневренном фонде на основании договора, заключенного между МБУ «Городской центр по управлению специализированным муниципальным жилищным фондом» № МФ\2015\5м от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 был заключен также публичный договор энергоснабжения с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», и открыт на ее имя лицевой счет .

Ответчиком производилось начисление оплаты за электроэнергию и выставлялись квитанции.

Как следует из квитанций за 2015 год, 2016 год, истцу производилось начисление оплаты за электроэнергию исходя из тарифов, как для жилого помещения, оборудованного газовой плитой, исходя из площади 18,3 кв.м, с разделением на оплату с учетом соцнормы и сверх соцнормы.

До октября 2019 года управляющей компаний в данном доме являлось МУП «ЖЭУ-5», а с ноября 2019 года ООО «Стратегия 2030».

Истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о производстве перерасчета.

Ей неоднократно давались ответы, в которых разъяснялся порядок перерасчета и предлагалось представить дополнительные документы.

После предоставления истцом ДД.ММ.ГГГГ ряда документов, а именно письма МБУ «Городской центр по управлению специализированным жилым фондом» истцу был произведен перерасчет исходя из тарифов для жилого помещения, оборудованного электроплитой и указана площадь жилого помещения согласно сведений содержащихся в договоре найма.

Также как следует из представленных ответчиком выписок по лицевому счету с января 2017 года в соответствии с Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» начисление ОДН не производилось.

В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:

- при непосредственном управлении многоквартирным домом;

- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;

- в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.

Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела на момент возникновения задолженности управление многоквартирным домом по <адрес> осуществлялось управляющей компанией МУП «ЖЭУ-5».

При этом, материалы дела не содержат, а сторонами не представлено доказательств принятия собственниками помещений многоквартирных домов на общем собрании решений о распределении "сверхнормативного" объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.

Таким образом, ответчик в отсутствие правовых оснований производил расчет, оплаты за электроэнергию в данном МКД, способ управления которым определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.

Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

Вступившим в силу в ноябре 2009 года Законом об энергосбережении на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до ДД.ММ.ГГГГ завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13). В отношении МКД обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами предоставления коммунальных услуг на собственников этих помещений (пункт 81).

Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ) при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 603, от ДД.ММ.ГГГГ N 1498) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с ДД.ММ.ГГГГ - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки.

Законодательство возлагает обязанность по оснащению жилого помещения в МКД на его собственника, что исключает возможность возложения неблагоприятных имущественных последствий (применение повышающего коэффициента) за несовершение действий по оборудованию жилых помещений приборами учета потребляемых ресурсов на лиц (нанимателей), не управомоченных в силу закона на самостоятельное решение вопроса об оснащении этих помещений приборами учета и не несущих в силу закона обязанности по их установке.

При таких обстоятельствах, доводы ответчика о том, что истец не представила акт о невозможности оборудования ее жилого помещения прибором учета, а следовательно начисление с применением повышающего коэффициента является несостоятельным, а требования истца о признании данных действий ответчика незаконными и обязании произвести перерасчет за электроэнергию по данному жилому помещению без применения данного коэффициента обоснованным и подлежим удовлетворению.

Разрешая ходатайство ответчика о применении срока исковой давности к требования истца об обязании произвести перерасчет за период с 2015 года, суд приходит к следующему.

В силу ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Согласно разъяснениям, данным в п. п. 24, 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности", по смыслу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.

В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Судом установлено, что истец обратилась с иском в суд ДД.ММ.ГГГГ, хотя о произведённых начислениях ей было известно с момента получения квитанций.

Истец о восстановлении срока исковой давности по данной части требований не заявляла.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца в части осуществления перерасчёта за период с 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ подлежат отклонению в связи с истечением срока исковой давности.

В соответствии с ч. 6 ст. 157 ЖК РФ лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами. При поступлении обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений: 1) о выявлении нарушения и выплате штрафа; 2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

Также не имеется и оснований для взыскания с ответчика долга в сумме 4653,95 руб. данная сумма исходя из сути заявленных требований является штрафом предусмотренным ст. 157 ЖК РФ.

Как следует из материалов дела с момента прекращения предоставления услуги по электроснабжению, начисление истцу оплаты за электроэнергию не производилось, как и оплата истцом имеющейся задолженности. Таким образом, фактически истцом не была осуществлена переплата за электроэнергию, а имеет место задолженность, которая подлежит перерасчёту, в связи с чем оснований для начисления штрафа, предусмотренного ст. 157 ЖК РФ не имеется.

Разрешая требования истца о признании незаконными действия ответчика по отключению электроэнергии, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, при приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида (пункт 114).

Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами (подпункт "а" пункта 117).

Если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено, либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения (пункт 119).

Вместе с тем, как следует из материалов дела ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» не выполнена надлежащим образом обязанность по извещению истца о предстоящем отключении.

Уведомление было направлено на имя ФИО1, что исключало его получение истцом, в виду неверного указания фамилии. При этом сведений о его направлении и вручении материалы дела не содержат. Уведомление, направленное на имя надлежащего лица - ФИО1, нанимателя <адрес> материалы дела не содержат.

Сам по себе факт направления по адресу проживания истца предупреждения (уведомления) заказным письмом с уведомлением о вручении, которое адресатом не получено (независимо от причин неполучения) и возвращено отправителю, не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.

Кроме того, из акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что было осуществлено полное ограничение предоставления электрической энергии путем отключения от электросети.

Повторно предоставление услуг приостановлено ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем приведенная в уведомлении формулировка свидетельствует о несоблюдении норм процитированных выше пунктов 118, 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, из которых следует, что ограничению либо приостановлению в случае неполной оплаты потребителем подлежит конкретная (не полностью оплаченная) коммунальная услуга.

Кроме того, по смыслу указанных норм приостановлению предоставления коммунальной услуги должно предшествовать ограничение ее предоставления. При отсутствии технической возможности введения ограничения предоставление коммунальной услуги может быть приостановлено без предварительного введения ограничения.

При этом в силу пункта 114 названных Правил при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида. В случае когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

Однако в рассматриваемом случае вопрос о наличии либо отсутствии технической возможности введения ограничения предоставления коммунальной услуги в уведомлении не отражен. Сведений о том, что потребителю был временно уменьшен объем (количество) подачи коммунального ресурса и (или) введен график предоставления коммунальной услуги в течение суток в материалах дела не имеется.

Таким образом, отключение было произведено в нарушении порядка, предусмотренного Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, ввиду чего требования истца о признании незаконными действий по отключению подлежат удовлетворению.

Поскольку, судом установлено нарушение прав истца как потребителя, то требования истца о взыскании компенсации морального вреда, подлежат удовлетворению на основании ст. 151 ГК РФ, 15 ФЗ «О Защите прав потребителей».

Определяя размер подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, суд учитывает конкретные обстоятельства дела, степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, требования разумности и справедливости и находит возможным взыскать компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат частичному удовлетворению.

В силу ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» по применению повышающего коэффициента 1,5 при расчете оплаты за электроэнергию по <адрес> в <адрес>, обязав ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» произвести перерасчёт оплаты за электроэнергию по данному жилому помещению без применения данного коэффициента за период с ДД.ММ.ГГГГ по август 2018 года.

Признать незаконными действия ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» по отключению электроэнергии в <адрес> в <адрес>.

Взыскать с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:

Решение суда в окончательной форме изготовлено – 21 сентября 2020 года.