ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2442/2016 от 15.11.2016 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело № 2-2442/2016г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2016 года г. Орёл

Заводской районный суд г. Орла в составе председательствующего судьи Зацепилиной Е.В.,

при секретаре Вепринцевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний суда гражданское дело по иску ФИО1 к Бюджетному учреждению Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла», Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области об установлении факта принятия наследства, факта владения жилым домом на праве собственности, признании права на получение государственной социальной помощи,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее ФИО1, истец) обратилась в суд с иском к Администрации города Орла, Бюджетному учреждению Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла» (далее БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла», ответчик), Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области (далее Департамент, ответчик) об установлении факта принятия наследства, факта владения жилым домом на праве собственности, признании права на получение государственной социальной помощи, указав, что (дата обезличена) умерла ее мать ФИО2. После ее смерти открылось наследство в виде земельного участка кадастровый (номер обезличен), площадью 1317 кв.м., расположенный по адресу: (адрес обезличен) 21/76 долей домовладения, расположенного по адресу: (адрес обезличен). Она является единственным наследником по закону после смерти матери. (дата обезличена) ею получено свидетельство о праве на наследство по закону, выданное нотариусом, на земельный участок, расположенный по адресу: (адрес обезличен), а также оформлено свидетельство о государственной регистрации права на данный земельный участок. В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на долю домовладения, расположенного по адресу: (адрес обезличен). ей было отказано в связи с тем, что дом был уничтожен в результате пожара (дата обезличена). С момента смерти матери ФИО2 она фактически приняла наследство: продолжала проживать в доме своей матери, организовывала ее похороны, пользовалась ее личными вещами, продолжала пользоваться приусадебным участком, оформила новый технический паспорт на жилой дом в (дата обезличена)., заказывала изготовление кадастрового паспорта на земельный участок. Однако своевременно не оформила свидетельство о праве на наследство на домовладение. Отсутствие документов, подтверждающих право собственности на данное домовладение, лишает ее права на получение государственной социальной помощи в виде денежных выплат как малоимущему гражданину, понесшему материальный ущерб в связи с чрезвычайным обстоятельством (пожаром). Она является пенсионером, после пожара осталась без постоянного места жительства, в настоящее время скитается по друзьям и знакомым, крайне нуждается в материальной поддержке для покупки самых необходимых вещей. (дата обезличена). она обратилась с заявлением в БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г.Орла» с просьбой оказать государственную социальную помощь малоимущему жителю города Орла, пенсионеру в связи с произошедшим чрезвычайным обстоятельством (пожаром). Письмом БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г.Орла» ей отказано в удовлетворении заявления, так как не представлены документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение. Однако, исходя из того, что она фактически владела на праве собственности 21/76 долями жилого (адрес обезличен) в (адрес обезличен) после смерти матери с (дата обезличена) года по август (дата обезличена) г. (дата пожара), то, полагает, что имеет право на получение вышеуказанной государственной поддержки, предусмотренной для собственников жилых помещений в случае чрезвычайных обстоятельств. Ввиду изложенного просила установить факт принятия наследства после смерти матери ФИО2, умершей (дата обезличена), установить факт владения на праве собственности 21/76 долями домовладения, расположенного по адресу: (адрес обезличен)(адрес обезличен), признать право на получение государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области, предусмотренной постановлением Правительства Орловской области от (дата обезличена)(номер обезличен) в связи с произошедшим пожаром в виде двадцатикратного размера величины прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Орловской области в расчете на душу населения в Орловской области по состоянию на (дата обезличена)

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель – адвокат Нестерова М.Ю. заявленный иск поддержали по основаниям, изложенным выше, исковые требования дополнили и просили установить факт владения ФИО1 на праве собственности 21/76 долями домовладения, расположенного по адресу: (адрес обезличен), установить факт проживания ФИО1 на территории города ФИО3, признать право ФИО1 на получение государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области, предусмотренной постановлением Правительства Орловской области от (дата обезличена) N 48 в связи с произошедшим пожаром в виде двадцатикратного размера величины прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Орловской области в расчете на душу населения в Орловской области по состоянию на (дата обезличена)., взыскать с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области 179340 руб.

В судебном заседании представители ответчика - Бюджетного учреждения Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла» ФИО26 и ФИО27 заявленный иск не признали, пояснив, истец при обращении в БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла» не представила документов, подтверждающих, что сгоревший жилой дом являлся ее собственностью, поэтому в удовлетворении заявления ей было отказано. Кроме того, у истца отсутствует регистрация в (адрес обезличен), что является еще одним основанием для отказа в получении государственной социальной помощи. Помимо указанного, доход истца по состоянию на (дата обезличена). превышал установленный Правительством Орловской области прожиточный минимум на душу населения для пенсионеров, поэтому истец не относится к категории малоимущих одиноко проживающих граждан, ввиду чего государственная социальная помощь ей выплачена быть не может. На основании изложенного просили отказать в удовлетворении заявленного иска.

На рассмотрение дела ответчик - Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области - не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен заблаговременно и надлежащим образом – судебной повесткой.

Представитель ответчика по доверенности ФИО4 в представленных суду возражениях от (дата обезличена). просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Департамента, указав, что истец при обращении в БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла» не представила документов, подтверждающих, что ее местом жительства (пребывания) является Заводской рай она (адрес обезличен), город (адрес обезличен) или (адрес обезличен). Регистрация истца, в том числе и временная, отсутствует. Истец фактически приняла наследство, однако, никаких действий, направленных на оформление наследственного имущество и регистрации по месту жительства не предпринимала, несмотря на то, что имела такую возможность. Поскольку истец не представила документов, подтверждающих, что сгоревший жилой дом являлся ее собственностью, оснований для назначения и выплаты истцу государственной социальной помощи нет. Кроме того, доход истца по состоянию на (дата обезличена). превышал установленный Правительством Орловской области прожиточный минимум на душу населения для пенсионеров, поэтому истец не относится к категории малоимущих одиноко проживающих граждан, ввиду чего государственная социальная помощь ей не назначена и выплачена быть не может. На основании изложенного просила отказать в удовлетворении заявленного иска.

Определением суда от (дата обезличена). Администрация г. Орла исключена из числа ответчиков по рассматриваемому гражданскому делу.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации cуд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Суд рассматривает дела об установлении:

- факта владения и пользования недвижимым имуществом;

- других имеющих юридическое значение фактов.

Согласно ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В соответствии со ст. 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

Из содержания указанных норм следует, что в судебном порядке возможно установление только тех фактов, с которыми связано существование субъективного материального права. Для этого заявитель должен указать цель, для которой ему необходимо подтвердить факт.

Из наследственного дела (номер обезличен), представленного суду нотариусом Орловского нотариального округа Орловской области ФИО9, усматривается, что наследником после смерти ФИО2 является ее дочь ФИО1, которая в предусмотренный законом срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства и получила свидетельства о праве на наследство по закону в отношении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, расположенным по адресу: (адрес обезличен).

Истец зарегистрировала право пожизненного наследуемого владения на земельный участок в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дата обезличена)

Согласно сведений технического паспорта на жилой дом по адресу: (адрес обезличен), его собственниками являются ФИО2 – 21/73 долей и ФИО10 – 17/38 и 21/76 долей в праве.

Из справки (номер обезличен) от (дата обезличена)., выданной истцу Отделом надзорной деятельности по (адрес обезличен) Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Орловской области, усматривается, что (дата обезличена). в 23-26 час. произошел пожар в частном жилом доме, расположенном по адресу: (адрес обезличен). В результате пожара дом уничтожен огнем полностью с находившимся в нем имуществом.

(дата обезличена). истец обратилась в Бюджетное учреждение Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла» с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде 20-кратного размера величины прожиточного минимума.

Письмом от (дата обезличена). БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла» отказано ФИО1 в назначении указанной выше государственной социальной помощи, поскольку истцом не представлен документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, уничтоженного в результате пожара.

В судебном заседании установлено, что истец не имеет официальной регистрации в г. Орле.

Из амбулаторных медицинских карт истца усматривается, что она проживает по адресу: (адрес обезличен).

Из сведений, предоставленных суду Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области, усматривается, что истец, проживающая по адресу: (адрес обезличен), состоит на учете как получатель страховой пенсии по старости и является получателем федеральной социальной доплаты в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В частности, с (дата обезличена). размер пенсии истца составил 5652, 78 руб., размер федеральной социальной доплаты – 2147, 22 руб.

При изготовлении технической документации на жилой дом истцом указан адрес проживания как: (адрес обезличен), что подтверждается договором от (дата обезличена). и актом выполненных работ от (дата обезличена)

Согласно свидетельству о расторжении брака (номер обезличен) брак между истцом и ФИО11 расторгнут (дата обезличена)

Свидетель ФИО12 суду показала, что с (дата обезличена) года проживает и значится зарегистрированной по адресу: (адрес обезличен). Данный жилой дом принадлежит на праве долевой собственности ей и ранее принадлежал ФИО2 – матери истца. Фактически дом разделен на две половины. Истец после расторжения брака с мужем примерно в (дата обезличена) году приехала проживать к своей матери по адресу: (адрес обезличен) проживала в данном доме до пожара летом (дата обезличена) года. Истец после смерти матери проживала в доме, следила за его состоянием, производила текущий ремонт. После пожара истец проживает в г. Орле, арендует квартиры.

Свидетель ФИО13 суду показала, что после расторжения брака с мужем истец возвратилась проживать к своей матери ФИО2 по адресу: (адрес обезличен)(адрес обезличен), где проживала до пожара, произошедшего летом (дата обезличена) года. Истец после смерти матери проживала в доме, следила за его состоянием, производила текущий ремонт. После пожара истец проживает в (адрес обезличен), арендует квартиры.

Свидетель ФИО14 – дочь истца суду показала, что после расторжения брака между матерью и отцом в (дата обезличена) году, она и ее мать ФИО1 возвратились в (адрес обезличен) и стали проживать у бабушки ФИО2 по адресу: (адрес обезличен). Бабушка в силу сложного характера не прописывала ее и мать в доме. Ее прописала в доме только (дата обезличена), поскольку ей это было необходимо для трудоустройства на работу. После смерти бабушки ее мать проживала в доме по указанному адресу, следила за его состоянием, производила текущий ремонт.

У суда не имеется оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, так как они согласуются между собой и представленными по делу доказательствами.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства суд приходит к выводу, что в период с (дата обезличена). по (дата обезличена). истец проживала в домовладении по адресу: (адрес обезличен), владела 21/76 долями указанного домовладения на праве собственности, поскольку в предусмотренный законом срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, получила свидетельства о праве на наследство по закону в отношении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, расположенным по адресу: (адрес обезличен), проживала в данном доме, следила за его состоянием, производила в нем ремонт, однако, не закончила оформление своих наследственных прав в отношении жилого дома вследствие пожара.

Кроме того, суд считает установленным, что в период после пожара – (дата обезличена) истец, несмотря на отсутствие регистрации в г. (адрес обезличен) и (адрес обезличен) проживает на территории (адрес обезличен)

Ввиду изложенного, суд читает необходимым установить факт владения истцом жилым домом на праве собственности и факт проживания истца в (адрес обезличен), поскольку в ином порядке установить данные юридические факты невозможно, и установление данных фактов имеет для ФИО1 юридическое значение для признания права на получение государственной социальной помощи.

Ввиду изложенного суд считает необходимым установить факт владения ФИО1 на праве собственности 21/76 долями домовладения, расположенного по адресу: (адрес обезличен) факт проживания ФИО1 на территории города (адрес обезличен).

Требования ФИО1 о взыскании с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области государственной социальной помощи в размере 179340 руб. также подлежат удовлетворению ввиду нижеизложенного.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Из ст. 3 Закона Орловской области от 25 декабря 2013 года N 1582-ОЗ "Об отдельных отношениях в сфере оказания государственной социальной помощи в Орловской области" усматривается, что к полномочиям Правительства Орловской области в сфере оказания государственной социальной помощи относятся:

1) утверждение порядка определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, условий, порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта;

2) установление размеров государственной социальной помощи;

3) утверждение формы социального контракта;

4) утверждение порядка проведения органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере социальной защиты населения (далее - орган специальной компетенции) мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;

5) утверждение государственных программ Орловской области в сфере оказания гражданам, проживающим на территории Орловской области, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий;

6) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

В соответствии с п. 1.1. Положения об условиях, размерах, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 14.02.2014 N 48 (ред. от 27.09.2016) (далее Положение) оно определяет условия, размеры, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета на указанные цели малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам Российской Федерации (далее - малоимущие граждане), имеющим место жительства (место пребывания) на территории Орловской области, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Орловской области в расчете на душу населения в Орловской области, на дату подачи заявления.

Величина прожиточного минимума в Орловской области устанавливается в порядке, определенном Законом Орловской области от 6 мая 2011 года N 1201-ОЗ "О порядке установления величины прожиточного минимума в Орловской области".

Согласно п. 3.1. Положения государственная социальная помощь назначается по представленному в электронной либо письменной форме в учреждения по месту жительства (месту пребывания) на территории Орловской области либо через многофункциональный центр заявлению (по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению) гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина на имя руководителя органа исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере оказания государственной социальной помощи (далее - орган специальной компетенции).

В заявлении гражданином (далее - заявитель) указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) на праве собственности имуществе, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи".

Заявление на оказание государственной социальной помощи в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, стихийное бедствие), связанными с повреждением либо утратой (разрушением) жилого помещения, подается от собственника жилого помещения или ответственного квартиросъемщика в течение 12 месяцев со дня наступления чрезвычайных обстоятельств.

Из п. 3.2. Положения усматривается, что к заявлению прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность (паспорта либо иного выдаваемого в установленном порядке документа, удостоверяющего личность гражданина);

2) копия свидетельства о рождении ребенка (детей) в возрасте до 14 лет;

3) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи;

4) копия трудовой книжки неработающего заявителя (члена семьи) с записью, подтверждающей факт отсутствия трудовых отношений на дату подачи им заявления;

5) справка кредитного учреждения о наличии у заявителя открытого расчетного счета.

Пункт 3.4. Положения указывает, что малоимущие граждане, понесшие материальный ущерб в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, стихийное бедствие), связанный с повреждением либо утратой (разрушением) жилого помещения, дополнительно к документам, указанным в пунктах 3.1 и 3.2 настоящего Положения, представляют следующие документы:

1) сведения о принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности;

2) справку Главного управления МЧС России по Орловской области о произошедшем пожаре (стихийном бедствии);

3) копию документа, подтверждающего страхование жилого помещения и (или) имущества (при наличии).

Согласно п. 5.3. Положения малоимущим гражданам, понесшим материальный ущерб в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, стихийное бедствие), связанный с утратой (разрушением) жилого помещения, государственная социальная помощь предоставляется в двадцатикратном размере величины прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Орловской области в расчете на душу населения в Орловской области, на дату подачи заявления.

Постановлением Правительства Орловской области от 21 июля 2016 г. N 290 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в (адрес обезличен) за 2 квартал (дата обезличена) года» установлена величина прожиточного минимума в (адрес обезличен) за II квартал (дата обезличена) года на душу населения в размере 8967 рублей, для трудоспособного населения - 9604 рубля, для пенсионеров - 7435 рублей, для детей - 9035 рублей.

Учитывая изложенное, поскольку истец с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде 20-кратного размера величины прожиточного минимума обратилась (дата обезличена)., суд пришел к выводу, что истец имеет право на получение указанной помощи, поэтому с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области в пользу ФИО1 подлежит взысканию государственная социальная помощь в размере 179340 руб. из расчета: 8967 руб. х 20.

Согласно указанных выше положений с заявлением об оказании государственной социальной помощи истец обязана была обратиться в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области. Материалами дела установлено, что с подобным заявлением истец обратилась в Бюджетное учреждение Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла».

Поскольку БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла» рассмотрел заявление истца по существу и отказал в удовлетворении заявления, не направил заявление ФИО1 для рассмотрения в Департамент, суд, учитывая юридическую неграмотность истца, удовлетворяет иск в части взыскания денежных средств, чтобы разрешить данную ситуацию по существу. При этом суд учитывает, что несмотря на не обращение истца в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области с соответствующим заявлением, представитель данного ответчика в судебном заседании право истца на получение спорной социальной помощи оспаривала.

Доводы представителей ответчика о том, что доход истца по состоянию на (дата обезличена). превышал установленный Правительством Орловской области прожиточный минимум на душу населения, вследствие чего истец не относится к категории малоимущих одиноко проживающих граждан, суд не принимает во внимание как основанный на неверном толковании норм материального права ввиду нижеизложенного.

В соответствии с разделом 2 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 (ред. от 07.10.2015) "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются:

- государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственной социальной помощи" социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации") в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.

Судом установлено, что поскольку пенсия истца на июль (дата обезличена) года составляла 5652, 78 руб., что ниже прожиточного минимума, установленного в Орловской области, истец получала федеральную социальную доплату к пенсии в размере 2147, 22 руб.

Таким образом, целевым назначением социальной доплаты к пенсии является обеспечение приемлемого уровня жизни одной из самых социально незащищенных категорий населения – пенсионеров, ибо федеральная социальная доплата призвана обеспечить минимально необходимый уровень жизни для пенсионеров, поэтому данная доплата в доходе одиноко проживающего гражданина (пенсионера) не учитывается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Бюджетному учреждению Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла», Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области об установлении факта принятия наследства, факта владения жилым домом на праве собственности, признании права на получение государственной социальной помощи - удовлетворить.

Установить факт владения ФИО1 на праве собственности 21/76 долями домовладения, расположенного по адресу: (адрес обезличен).

Установить факт проживания ФИО1 на территории города (адрес обезличен)

Взыскать с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области в пользу ФИО1 государственную социальную помощь в размере 179340 руб.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г.Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 20 ноября 2016 года.

Судья Е.В. Зацепилина