ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2443/2021 от 16.12.2021 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-2443/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2021 года

Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Хорошевской М.В.,

при секретаре Череватых А.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании бесхозяйной недвижимой вещью сети горячего водоснабжения, понуждению к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Челябинска обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> и с учетом уточнений просил о признании бесхозяйной недвижимой вещью - сети горячего водоснабжения, идущие от группового бойлера, расположенного по адресу: <адрес>

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки было установлено нарушение прав и законных интересов жителей многоквартирных домов <адрес>, тем, что вышеуказанный объект инженерной инфраструктуры не учтен в реестре муниципального имущества города Челябинска, в реестре федерального имущества, также не находится в собственности субъекта РФ в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что исключает его надлежащее содержание, приводит к отсутствию контроля за его работоспособностью.

Протокольным определением от 08.07.2021г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее по тексту - КУиЗО г. Челябинска).

Помощник прокурора Ленинского района г. Челябинска Касимов И.А. поддержал требования и доводы заявленного иска с учетом уточнений.

Представитель ответчиков Администрации г. Челябинска и КУиЗО г. Челябинска – ФИО1, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании требования не признала, представила возражения на исковое заявление, в котором просит срок исполнения решения суда установить не менее 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, так как для исполнения решения Комитету требуется время для соблюдения требований, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Представитель третьего лица ОАО «РЖД» - ФИО2, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований.

Представители третьих лиц АО «УСТЭК-Челябинск» - ФИО3, ФИО4, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании не возражали против удовлетворения требований.

Представитель третьего лица УЖКХ Администрации г. Челябинска – ФИО5, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.

Представители третьих лиц Управление Росреестра по Челябинской области, Уральское Управление Ростехнадзора по Челябинской области, МУП «Челябинские коммунальные тепловые сети», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Принимая во внимание, что участвующие в деле лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит возможным удовлетворить частично исковые требования прокурора Ленинского района г. Челябинска по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 255 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Судом установлено, что прокуратурой проведена проверка по факту длительного приостановления предоставления услуги водоснабжения потребителям многоквартирных домов <адрес>, идущие от группового бойлера, расположенного по адресу: <адрес>А, в связи с порывом на наружных сетях водоснабжения по причине перемерзания трубы (крайне отрицательные температуры: до -27).

В ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Челябинска проверки установлено, что на территории Ленинского района г. Челябинска в границах указанных многоквартирных домов расположены сети горячего водоснабжения, идущие от группового бойлера, который размещен в административном здании структурного подразделения ОАО «РЖД» (ул. Вагнера, д. 78А) и используется, в том числе, для обеспечения горячего водоснабжения многоквартирных домов по вышеуказанным адресам. Характеристики сетей: <адрес>

Указанные сети водоснабжения в муниципальной собственности не числятся, на обслуживание никому не передавались.

В связи с выявленными нарушениями прокурором Ленинского района г. Челябинска 09.02.2021 главе г. Челябинска внесено представление об устранении нарушений закона с требованием о постановке объектов на учет в качестве бесхозяйных, принятии мер по восстановлению горячего водоснабжения. По результатам рассмотрения акта реагирования требования прокурора удовлетворены лишь частично, горячее водоснабжение восстановлено.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах округа водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из п.п.4 п.1 ст.8 Устава города Челябинска, принятого решением Челябинской городской Думы от 26.05.2015 № 9/2 (в редакции от 24.11.2020), зарегистрированного в Управлении Минюста России по Челябинской области 04.06.2015 N RU743150002015001, к вопросам местного значения города Челябинска относится организация в границах города Челябинска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения является приоритетность обеспечения населения питьевой и горячей водой (п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ).Сети водоснабжения в соответствии с п.1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются недвижимыми вещами. В связи с этим, на них распространяются нормы ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, о государственной регистрации недвижимости.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Кроме того, в силу ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 9S1 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения водоснабжения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Таким образом, администрация г. Челябинска является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, орган местного самоуправления обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.

Администрация г. Челябинска является органом местного самоуправления, к полномочиям которого отнесены в т.ч. вопросы по обеспечению надлежащего теплоснабжения на территории муниципального образования «город Челябинск».

Согласно п. 2 Положения о КУиЗО г. Челябинска, утвержденного постановлением Администрации г. Челябинска от 02 марта 2015 №45-п (далее - Положение), Комитет является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Челябинска, осуществляющим функции по разработке и реализации муниципальной политики в сферах управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «город Челябинск» (далее - муниципальное имущество), а также органом, оказывающим муниципальные услуги в установленных сферах деятельности.

Согласно ст. 13 Положения основными задачами Комитета являются: разработка и реализация единой политики органов местного самоуправления города Челябинска в области имущественных отношений; представление и защита прав и законных интересов муниципального образования «город Челябинск» в области имущественных правоотношений; обеспечение эффективного управления, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. В рамках решения основных задач Комитет осуществляет следующие функции: осуществляет полномочия собственника муниципального имущества по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом за исключением функций, отнесенных к компетенции иных отраслевых (функциональных) органов Администрации города Челябинска, а также должностных лиц Администрации города Челябинска; ведет реестры муниципального имущества города Челябинска, оформляет документально выбытие и принятие имущества в муниципальную казну города Челябинска, подает заявления от имени муниципального образования «город Челябинск» о государственной регистрации возникновения, прекращения, перехода права муниципальной собственности на недвижимое имущество и иных вещных прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в органе государственной регистрации бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории муниципального образования «город Челябинск».

Таким образом, поскольку спорный объект - сеть горячего водоснабжения, идущая от группового бойлера, расположенная по адресу: <адрес>, является недвижимой вещью, находится в границах муниципального образования, в реестр муниципальной собственности не внесен, является бесхозяйным, то отсутствие собственника и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению населения, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации.

Поскольку отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорных участков сетей горячего водоснабжения не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, исковые требования подлежат удовлетворению к администрации г. Челябинска.

При этом, суд, учитывая доводы представителя Администрации г. Челябинска, объем необходимой работы для исполнения судебного акта, полагает возможным определить срок продолжительностью 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого Администрации г. Челябинска, как органу местного самоуправления, следует обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйной недвижимой вещи спорного участка - сеть горячего водоснабжения, идущая от группового бойлера, расположенная по адресу: <адрес>, не указывая также диаметр и протяженность объекта, поскольку эти данные подлежат уточнению и установлению при постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет в порядке исполнения судебного акта.

В связи с тем, что КУИЗО г. Челябинска является структурным подразделением Администрации г. Челябинска, оснований для возложения судебным решением указанной выше обязанности непосредственно на КУИЗО г. Челябинска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании бесхозяйной недвижимой вещью сети горячего водоснабжения, понуждению к совершению действий, удовлетворить частично.

Признать бесхозяйной недвижимой вещью - сети горячего водоснабжения, идущие от группового бойлера, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию г. Челябинска обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи - сети горячего водоснабжения, идущие от группового бойлера, расположенного по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований, а также в удовлетворении исковых требований к КУиЗО г.Челябинска отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: М.В. Хорошевская