ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2444/2021 от 14.07.2022 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2-29/2022 г. Иваново

УИД 37RS0022-01-2021-002826-86

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фрунзенский районный суд гор. Иваново в составе

председательствующего судьи Мишуровой Е.М.

при секретаре Данильчук О.М.,

с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2,

представителя ответчика Администрации города Иванова по доверенности ФИО3,

представителя третьего лица Ивановского городского комитета по управлению имуществом по доверенности ФИО4,

третьих лиц ФИО5, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Иваново 14 июля 2022 года гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Иванова об отмене образования земельного участка,

установил:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику Администрации города Иваново об отмене образования земельного участка.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником части нежилого здания с кадастровым номером общей площадью 2382 кв.м по адресу: Б (станция обслуживания автомобилей) в виде помещений:

- часть станции технического обслуживания автомобилей (литер А-А5), нежилое помещение подвала , площадью 9, кв.м (кадастровый );

- часть станции технического обслуживания автомобилей (литер А-А5), нежилые помещения подвала , первого этажа , второго этажа площадью 164,4 кв.м (кадастровый );

- часть станции технического обслуживания автомобилей (литер А-А5), нежилые помещения подвала площадью 48,6 кв.м (кадастровый );

- часть нежилого помещения (гараж), нежилое помещение (первый этаж), площадью 98,60 кв.м (кадастровый ).

Право собственности возникло на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 16.04.2008 г., договора купли-продажи недвижимого имущества от 25.07.2008 г., договора купли-продажи недвижимого имущества от 09.01.2008 г. (в редакции дополнительного соглашения от 04.02.2008 г.).

Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером : 44 площадью 3910 кв.м. Истец является одним из арендаторов данного земельного участка на основании распоряжения Ивановского городского комитета по управлению имуществом от 04.10.2012 № 1297-ра «О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 30.12.2003 № 04-4203».

На сайте Администрации г. Иваново размещено извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 2806 кв.м с кадастровым номером , местоположением: , для строительства объекта складского назначения.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты указанный земельный участок является смежным с земельным участком с кадастровым номером арендатором которого является истец, и на котором расположено нежилое здание станции технического обслуживания автомобилей.

Земельный участок с кадастровым номером был сформирован Администрацией г. Иваново таким образом, что в границы участка попала территория единственно существующего подъезда к зданию истца с выездом на подъездов к зданию не имеется.

В соответствии с заключением кадастрового инженера К.А.Е. земельный участок с кадастровым номером не имеет прямого доступа к подъездным путям земель общего пользования. Формирование земельного участка с кадастровым номером к тому, что подъезд к ранее сформированному земельному участку с кадастровым номером с территории общего пользования стал невозможен.

Таким образом, формирование спорного участка Администрацией г. Иваново и предоставление его для строительства объекта складского назначения лишит истца возможности владеть и пользоваться помещениями по их назначению в силу невозможности подъезда к этим помещениям.

Истец ссылается на положения ст.ст. 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пп. 4 п. 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочения существующих объектов землеустройства, и с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ об увеличении заявленных требований в редакции от 10.03.2022 г. просит:

- Признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером площадью 2806 кв.м местоположением: , с видом разрешенного использования «для размещения складских помещений».

- Признать недействительным постановление Администрации города Иванова от 04.12.2019 № 1931 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: ».

- Признать подлежащим отмене постановление Администрации города Иванова от 15.05.2021 № 554 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: , для строительства объекта недвижимости складского назначения».

- Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью 2806 кв.м местоположением: , с видом разрешенного использования «для размещения складских помещений».

Истец ФИО1, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области, Управления благоустройства Администрации г. Иваново, ООО «СК-Сервис», ООО «Зодчий», ООО «Компания ИнвестинИнформ», ООО «А-Холод», ООО «Алекс холод», ПАО Сбербанк, третьи лица ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, уведомленные о времени и месте слушания дела в порядке, установленном Главой 10 ГПК РФ, в судебное заседание не явились.

Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области, Управления благоустройства Администрации г. Иваново ранее представили в суд отзывы на иск, в соответствии с которыми просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лиц ПАО Сбербанк представил в суд отзыв, в соответствии с которым полагал требования ФИО1 подлежащими удовлетворению, сослался на то, что ПАО Сбербанк является собственником части нежилого помещения (станция технического обслуживания автомобилей), представляющей собой помещения 1 этажа - №, 32, 34, согласно поэтажному плану строения, выполненному Ивановским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация», назначение: нежилое, общая площадь – 568,5 кв.м, этаж – 1, условный , кадастровый (далее – Объект недвижимости). Объект недвижимости расположен по адресу: Б. Объект недвижимости принадлежит ПАО Сбербанк на праве собственности на основании Договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. правоподтверждающим документом является свидетельство о государственной регистрации права, выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по 11.08.2006 серия 37-АА, № 140141. Объект недвижимости расположен на земельном участке, расположенном по адресу: Б, площадью 3910 кв.м, кадастровый . ПАО Сбербанк является арендатором земельного участка на основании Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды заключен с множественностью лиц на стороне арендатора. ПАО Сбербанк использует Объект недвижимости в качестве станции технического обслуживания специализированных инкассаторских автомобилей. Земельный участок с кадастровым номером сформирован таким образом, что проезд к Объекту недвижимости ПАО Сбербанк полностью включен в площадь спорного участка, что делает невозможным подъезд спецтранспорта (инкассаторских автомобилей) ПАО Сбербанка к Объекту недвижимости. Иных подъездов к Объекту недвижимости у ПАО Сбербанк не имеется. Таким образом, формирование спорного земельного участка Администрацией г. Иваново с последующим предоставлением его для строительства объекта складского назначения, лишит как истца, так и ПАО Сбербанк возможности владеть и пользоваться своими помещениями по их назначению в силу невозможности подъезда к этим помещениям.

В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности ФИО2 исковые требования в редакции заявления от 10.03.2022 г. поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что всеми представленными доказательствами подтверждается обоснованность заявленных истцом требований. Ответчиком не представлено доказательств тому, что формирование спорного земельного участка не затрагивает права ФИО1 как собственника нежилого помещения, расположенного на смежном участке. Позиция ответчика сводится к наличию альтернативных подъездов, между тем доказательств фактической возможности проезда не представлено. Деятельность истца связана с поставкой и хранением крупногабаритных грузов, поставляемых на большегрузных автомобилях. Формирование спорного земельного участка делает невозможным как проезд автомашин к помещениям истца, третьих лиц, так и транспортных средств любых экстренных служб.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные ранее в письменных возражениях на иск, пояснила, что истцом не доказан факт нарушения ее прав в результате формирования спорного земельного участка, что подтверждено и заключением судебной экспертизы, подтвердившим наличие иных подъездов к помещениям истца.

Представитель третьего лица Ивановского городского комитета по управлению имуществом по доверенности ФИО4 поддержала позицию, изложенную в письменных отзывах, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, пояснила, что наличие альтернативных подъездов подтверждается, в том числе, схемой составленной специалистом Ивановского городского комитета по управлению имуществом в ходе осмотра спорного земельного участка.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, огласив показания свидетеля, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом.

В силу ч. 2 указанной статьи Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).

В силу ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает и разрешает исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав по спорам, возникающим из гражданских правоотношений.

Положения данной нормы непосредственно связаны и с правилами ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливающей право заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусматривает, что судом осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Защита нарушенного права может осуществляться в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права. В свою очередь, способы защиты гражданских прав предопределяются правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение.

Как следует из материалов дела, истцом избран способ защиты права основанный на статье 304 ГК РФ и предъявлено требования об устранении нарушений права истца, не связанных с лишением владения.

В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (негаторный иск).

В силу пункта 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Негаторный иск, являющийся вещно-правовым способом защиты права собственности на сохранившийся в натуре имущественный объект, представляет собой требование об устранение препятствий в осуществлении права собственности, которые не связаны с лишением собственника владения его имуществом.

Таким образом, негаторный иск может быть удовлетворен при доказанности следующих обстоятельств: наличия права у истца, наличия препятствий в осуществлении данного права и того обстоятельства, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании истцом принадлежащего ему имущества, не соединенные с лишением владения и носящие реальный характер.

Субъектом негаторного иска является собственник (иной титульный владелец), сохраняющий вещь в своем владении, но испытывающий препятствия в ее использовании, а субъектом обязанности - нарушитель прав собственника, действующий незаконно.

При предъявлении иска лицом, к реализации вещного права которого созданы препятствия, необходимо установить правомерность его владения имуществом и наличие препятствий именно со стороны ответчика, а также обосновать, в чем выражаются данные препятствия.

Между тем, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (статья 305 ГК РФ).

Из указанных норм следует, что условием удовлетворения иска об устранении препятствий является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что собственник или иной титульный владелец претерпевает нарушение своего права. Негаторный иск может быть удовлетворен при доказанности совокупности следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности или иного права, предусмотренного статьей 305 ГК РФ, наличие препятствий в осуществлении этого права, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно ответчиком чинятся указанные препятствия.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что истец ФИО1 является собственником части нежилого здания с кадастровым номером общей площадью 2382 кв.м по адресу: Б (станция обслуживания автомобилей) в виде помещений:

- часть станции технического обслуживания автомобилей (литер А-А5), нежилое помещение подвала , площадью 9, кв.м (кадастровый );

- часть станции технического обслуживания автомобилей (литер А-А5), нежилые помещения подвала , первого этажа , второго этажа площадью 164,4 кв.м (кадастровый );

- часть станции технического обслуживания автомобилей (литер А-А5), нежилые помещения подвала площадью 48,6 кв.м (кадастровый );

- часть нежилого помещения Гараж), нежилое помещение (первый этаж), площадью 98,60 кв.м (кадастровый ).

Право собственности истца возникло на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 16.04.2008 г., договора купли-продажи недвижимого имущества от 25.07.2008 г., договора купли-продажи недвижимого имущества от 09.01.2008 г. (в редакции дополнительного соглашения от 04.02.2008 г.).

Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: станция технического обслуживания с гаражами, границы установлены, уточненная площадь 3910 кв.м, по адресу: ивановская область, Б.

Истец является одним из арендаторов данного земельного участка на основании договора аренды (субаренды) № 04-4203 от 301.2.2003 и Распоряжения Ивановского городского комитета по управлению имуществом № 1297-ра от 04.10.2012 «О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 30.12.2003 № 04-4203».

В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи ЗК РФ.

В соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Порядок образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 39.11 ЗК РФ.

Подготовка к проведению аукциона, инициированного заинтересованным в предоставлении несформированного земельного участка гражданином, осуществляется в следующем порядке:

- подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка;

- обращение гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, в котором указана цель использования участка;

- проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка;

- обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ схемой расположения земельного участка;

- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок;

- обращение заинтересованного в предоставлении земельного участка лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;

- проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных в пункте 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований (пункты 1 и 4 статьи 39.11 ЗК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления в отношении земельных участков, расположенный на территории городского округа, поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно частям 1 и 2 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 названной статьи.

Судом установлено, что в Администрацию города Иванова поступило заявление ФИО7 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды из земель населенных пунктов кадастрового квартала , ориентировочной площадью 2806 кв.м, расположенного по адресу: , с видом разрешенного использования «склады» (код вида 6.9 в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Иванова, утвержденными Решением Ивановской городской Дума от 27.02.2008 № 694).

14.12.2019 г. Администрацией города Иванова издано постановление № 1931 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: ».

Указанное выше постановление явилось основанием для утверждения ФИО7 на кадастровом плане территории схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов кадастрового квартала с условным номером :ЗУ1, ориентировочной площадью 2806 кв.м, входящего в коммунально-складскую зону П-2, расположенного по адресу: , с видом разрешенного использования «склады» (код вида 6.9).

На основании пункта 2 постановления Администрации города Иванова № 1931 от 14.12.2019 г. ФИО7 установлены границы земельного участка на местности на основании прилагаемой схемы расположения земельного участка, изготовлен межевой план и произведена постановка земельного участка на государственный кадастровый учет.

В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) имеются сведения о земельном участке с установленными границами с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, уточненная площадь 2806 кв.м, по адресу: .

Вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 13.12.2019 на основании постановления Администрации города Иванова от 04.12.2019 № 1931 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: » и межевого плана, подготовленного кадастровым инженером С.И.В. по состоянию на 09.12.2019 в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет обратился ФИО7

Ивановским городским комитетом по управлению имуществом на сайте http://torgi.gov.ru/ размещено извещение о проведении торгов о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 2806 кв.м.

Решение о проведении аукциона в отношении указанного объекта принято на основании постановления Администрации города Иванова от 13.05.2021 № 554 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: , для строительства объекта недвижимости складского назначения».

Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером является смежным с земельным участком с кадастровым номером , арендатором которого является истец, и на котором расположено нежилое здание станции технического обслуживания автомобилей. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

Обращаясь в суд, истец ссылается на то, что формирование ответчиком спорного земельного участка и предоставление его для строительства объекта складского назначения лишит истца возможности владеть и пользоваться своими помещениями по их назначению в силу невозможности подъезда к этим помещениям.

В судебном заседании установлено, что принадлежащие ФИО1 на праве собственности помещения переданы ей в аренду на основании договоров № 2 от 18.11.2008 г., № 1 от 01.11.2011 г. безвозмездного пользования нежилыми помещениями. заключенными с ООО «Алекс Холод» и ООО «А-Холод» для хранения холодильного, технологического, теплового и климатического оборудования. ООО «Алекс Холод» и ООО «А-Холод» используют в своей деятельности крупногабаритные и большегрузные транспортные средства.

Согласно заключению кадастрового инженера К.А.Е., представленного истцом в обоснование заявленных требований, на момент обследования (06.03.2021 г.) земельный участок с кадастровым номером , по адресу: Б, не имеет прямого доступа к подъездным путям, являющимся территорией общего пользования, доступ осуществляется посредством земельного участка с кадастровым номером по адресу: (с южной стороны), посредством земельного участка с кадастровым номером с северной стороны.

По ходатайству представителя истца определением суда от 13.10.2021 года назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено кадастровому инженеру Д.О.А. (НПП «Эталон»).

Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы, земельный участок с кадастровым номером площадью 2806 кв.м, местоположением: , с видом разрешенного использования «для размещения складских помещений» образован с включением в границы указанного участка территории единственно существующего подъезда (проезда) к земельному участку с кадастровым номером .

Как указала в своем заключении судебный эксперт Д.О.А., иные пути подъезда к земельному участку теоретически (после выполнения определенных условий) могут быть созданы:

а) между земельными участками при условии переноса забора строительной площадки на 6 м, установленного с включением в границы земельного участка земель неразграниченной государственной собственности (расстояние между земельными участками по сведениям ЕГРН составляет 6 м); также необходима вырубка деревьев с предварительным получением разрешения, получение разрешения на обустройства съезда с дороги общего пользования согласно Федеральному закону № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Также для создания подъездных путей к земельному участку , предположительно, требуется снос (демонтаж) строений, указанных на схеме, для улучшения видимости и создания более благоприятного угла поворота; таким образом, обустройство подъездных путей в данном месте потребует финансовых вложений, перенос забора, вырубку деревьев, демонтаж строений, оформление необходимой документации. В настоящее время проезд по данному варианту невозможен.

б) по западной границе образованного земельного участка по землям неразграниченной государственной собственности через земельный участок путем установления сервитута; также необходима вырубка деревьев с предварительным получением разрешения, получение разрешения на обустройство съезда с дороги общего пользования. В настоящее время проезд по данному варианту невозможен.

в) между земельными участками 37 по землям неразграниченной государственной собственности и далее по земельному участку путем установления сервитута; кроме того, расстояние между земельными участками на въезде составляет 3,7 м, далее между зданиями гаражей на въезде на земельный участок составляет 4,3 м, что может быть недостаточно для организации двухполосного движения транспорта, в том числе грузового; а также угол поворота при въезде на земельный участок в 90 градусов не позволит повернуть крупногабаритному грузовому транспорту. Кроме того, в настоящее время в промежутке между земельными участками установлен контейнер, в промежутке между зданиями гаражей на земельном участке лежат плиты. Проезд в настоящее время невозможен.

г) между земельными участками по землям неразграниченной государственной собственности; данный вариант имеет наибольшую из всех вариантов протяженность и два крутых поворота. В настоящее время проезд по данному варианту не возможен в связи с установленными сплошными ограждениями.

Вариант проезда через земельный участок не рассматривался в связи с нахождением и движением по территории участка большегрузного крупногабаритного транспорта.

Эксперт отметила, что возможен другой вариант образования земельного участка площадью 2806 кв.м (или иной площадью) с сохранением существующих подъездных путей, либо исключение подъездных путей из земельного участка , образовав после снятия его с кадастрового учета 2 самостоятельных земельных участка.

Также возможен вариант обременения образованного земельного участка сервитутом на право прохода и проезда по существующим подъездным путям, как наиболее удобный вариант доступа (прохода, проезда) для землепользователей земельного участка , а также пользователей гаражей на земельном участке и предположительно, наименее затратный.

Эксперт Д.О.А. в судебном заседании выводы судебной экспертизы подтвердила.

Согласно положениям статьи 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Экспертное заключение является важным видом доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования. В то же время, суд при наличии в материалах рассматриваемого дела заключения эксперта должен учитывать и иные добытые по делу доказательства и дать им надлежащую оценку. Экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.

Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу, не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения эксперта Д.О.А., поскольку оно соответствует требованиям законодательства, является объективным и обоснованным, выводы эксперта мотивированы; основаны на материалах гражданского дела, документации, данных непосредственного осмотра экспертом спорного объекта, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, имеет соответствующую квалификацию, значительный стаж работы по специальности.

Заключение судебного эксперта Д.О.А. в целом согласуется с заключением кадастрового инженера К.А.Е., объяснениями представителя истца, третьих лиц, в том числе собственников гаражей, расположенных на земельном участке с кадастровым номером , представителя ПАО Сбербанк.

По ходатайству стороны ответчика суд с участием лиц, участвующих в деле, произвел осмотр спорного земельного участка с привлечением специалиста Ивановского городского комитета по управлению имуществом.

По результатам осмотра специалистом составлена схема, приобщенная к материалам дела.

Оценивая предоставленную схему, суд приходит к выводу о том, что она соответствует заключению судебной экспертизы, подтверждает ее выводы и не содержит сведений об иных помимо единственно существующего, указанного экспертом, подъезда (проезда) к земельному участку с кадастровым номером

Суд отмечает, что иные, указанные экспертом в качестве теоретически возможных вариантов проезда (подъезда) к земельному участку с кадастровым номером существуют под условием установления сервитута, сноса (демонтажа) строений, переноса заборов, вырубки деревьев, имеют ограничения для проезда крупногабаритного, грузового транспорта, что делает их неприменимыми в рассматриваемом случае.

Заключение судебной экспертизы ответчиком не оспорено, ходатайств о назначении дополнительной или повторной экспертизы не заявлено.

Нарушений действующего законодательства, влекущих недостоверность выводов эксперта, изложенных в вышеназванном заключении, суд не усматривает, а потому принимает в основу принимаемого решения.

Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образующимся земельным участкам. Так, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (часть 6 статьи 11.9 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (часть 2 указанной статьи).

Согласно части 10 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

В соответствии с п. 5 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ) "О государственной регистрации недвижимости" межевой план состоит из графической и текстовой частей.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (п. 6 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").

Под доступом к земельным участкам в соответствии со статьями 22 и 26 Закона № 218-ФЗ понимается наличие прохода или проезда от земельных участков общего пользования.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метра).

Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.

Из приведенных положений действующего законодательства следует, что к земельному участку должен быть обеспечен доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) и возможность его использования по назначению.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в результате образования спорного земельного участка истец лишается доступа к своему недвижимому имуществу, чем нарушаются его имущественные права и законные интересы.

При таких обстоятельствах формирование ответчиком земельного участка с кадастровым номером и постановку его на кадастровый учет нельзя признать законными, поскольку оно произведено без учета законных прав истца и третьих лиц на обеспечение доступа к принадлежащим им объектам недвижимого имущества.

Согласно пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.

В связи с изложенным требования истца о признании недействительным образования земельного участка с кадастровым номером площадью 2806 кв.м, местоположением , с видом разрешенного использования «для размещения складских помещений».

В соответствии со ст. 1 Закона № 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Поскольку межевой план, подготовленный кадастровым инженером С.И.В. по состоянию на 09.12.2019 в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, признание недействительным образования земельного участка является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости соответствующих сведений.

Устранить нарушения прав истца без признания недействительным постановления Администрации города Иванова от 04.12.2019 № 1931 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: » и подлежащим отмене постановления Администрации города Иванова от 15.05.2021 № 554 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: , для строительства объекта недвижимости складского назначения», а также снятия с кадастрового учета земельного участка невозможно.

Иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования ФИО1 к Администрации города Иванова об отмене образования земельного участка удовлетворить.

Признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером площадью 2806 кв.м местоположением: , с видом разрешенного использования «для размещения складских помещений».

Признать недействительным постановление Администрации города Иванова от 04.12.2019 № 1931 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: ».

Признать подлежащим отмене постановление Администрации города Иванова от 15.05.2021 № 554 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: , для строительства объекта недвижимости складского назначения».

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью 2806 кв.м местоположением: , с видом разрешенного использования «для размещения складских помещений»

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья подпись Е.М.Мишурова

Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2022 года.