ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2445 от 16.09.2011 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

                                                                                    Центральный районный суд города Твери                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд города Твери — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2445/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2011 года

Центральный районный суд города Твери в составе:

Председательствующего судьи Харитоновой В.А.,

При секретаре Ивановой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 о признании противоречащими законодательству, недействующим и не подлежащим применению Поста-новления Администрации Тверской области от 10 апреля 1996 года № 163 «Об утверждении коэффициента для оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 1996 год»,

установил:

ФИО1, ФИО11, ФИО12, ФИО13 ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 обратились в суд с заявлением о признании противоречащим законодательству, недействующим и не подлежащим применению Постановления Администрации Тверской области от 10 апреля 1996 года № 163 «Об утверждении коэффициента для оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собствен-ности, на 1996 год». В обоснование своих требований заявители указали, что им на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, в связи с чем они являются плательщиками налога на имущество физических лиц. Оспариваемое постановление нарушает их права, поскольку на основа-нии оспариваемого постановления значительно увеличена инвентаризацион-ная стоимость объектов, находящихся в их собственности, исходя из которой им начисляются налоги.

Заявители считают, что оспариваемое постановление Администрации Тверской области принято в нарушение установленного Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного Приказом Минстроя РФ от 4 апреля 1992 года № 87 «Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности», Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», общих принципов налогообложения, установленных Налоговым кодексом Российс-кой Федерации, ст. 72 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, а применительно к налогу на имущество физических лиц налоговой базой является суммарная инвентаризационная стоимость объекта (имуще-ства). Она является одним из элементов налогообложения и рассчитывается помощью коэффициентов удорожания, утверждаемых органом исполни-тельной власти области. Издание такого нормативного акта является усло-вием для исчисления налога на имущество физических лиц, а утверж-денные этим актом коэффициенты непосредственно влияют на величину (сумму) налога. В законодательстве о налоге на имущество физических лиц определение налогооблагаемой базы сочетается с дифференциацией ставок налога в зависимости от размера инвентаризационной стоимости имуще-ства. Государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвен-таризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», осуществляют органы БТИ. Сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, явля-ются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного статисти-ческого учета, определения размера налога на имущество, ведения земель-ного, градостроительного кадастров, а также реестра федерального имуще-ства. Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам «Об утверждении порядка представления уполномоченными организациями технической инвентариза-ции в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества» от 28 февраля 2001 г. № 36/БГ-3-08/67 был утвержден порядок представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества. В соответствии с п. 3 Приказа сведения об инвентаризационной стоимости объектов налого-обложения заполняются на основании данных технических паспортов.

Постановление Администрации Тверской области №163 от 10 апреля 1996 года «Об утверждении коэффициента для оценки строений, поме-щений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 1996 год» (далее постановление №163 от 10 апреля 1996 года, постановление №163), которым утвержден коэффициент пересчета на 1996 год в размере 3832 к ценам 1983 года, принято первым заместителем Губер-натора с превышением его полномочий, в нем отсутствует указание на территориальное применение указанного Постановления (на территории какой области действует), дата вступления в силу. В Постановлении имеется ссылка на утверждение коэффициента пересчета, при этом отсутствует наименование коэффициента пересчета. Неопределенный коэффициент установлен к ценам 1983 года, что противоречит Приказу Минстроя РФ от 4 апреля 1992 года № 87. Данное постановление не публиковалось.

В связи с изложенными обстоятельствами заявители просят суд признать противоречащим законодательству, недействующим и не подлежа-щим применению Постановления Администрации Тверской области от 10 апреля 1996 года № 163 «Об утверждении коэффициента для оценки строе-ний, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 1996 год».

Явившиеся в судебное заседание ФИО1, ФИО14 поддержали заявленные требования, пояснили, что оспариваемое Постанов-ление нарушает их права как собственников недвижимого имущества, поскольку они вынуждены платить налоги, рассчитанные с увеличенной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.

Иные надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмот-рения дела заявители в судебное заседание не явились, не обеспечили явки в судебное заседание своих представителей, в связи с чем гражданское дело рассматривается в их отсутствие.

Представители Администрации Тверской области, Правительства Тверской области не признали требований заявителей, полагали, что оспари-ваемое постановление не является нормативно-правовым актом, заявители пропустили срок на оспаривание указанного акта.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Ранее оспариваемое постановление Администрации Тверской области от 10 апреля 1996 года № 163 «Об утверждении коэффициента для оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 1996 год» уже было оспорено заявителями в Тверском областном суде. При рассмотрении в кассационном порядке жалобы заяви-телей на решение Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 16 октября 2009 года, которым было отказано, в частности, в удовлетворении требований заявителей о признании противо-речащим закону и недействующим оспариваемого постановления, Верхов-ный суд Российской Федерации в своем определении от 20 января 2010 года указал о том, что оспариваемым постановлением администрации Тверской области от 10 апреля 1996 года № 163 «Об утверждении коэффициента для оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 1996 год» установлено, что для перехода в действующие цены при оценке строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в целях налогообло-жения, выплаты гражданам компенсаций за сносимые строения, взимания госпошлины за совершение нотариальных действий и других платежей граждан в соответствии с действующим законодательством утвержден коэффициент пересчета на 1996 год в размере 3832 к ценам 1983 года (пункт 1). В п. 2 главам администраций городов и районов постановлено органи-зовать силами служб технической инвентаризации в срок до 1 января 1997 года завершение работ по оценке и переоценке строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на правах собственности, и обес-печить финансирование работ. Данное постановление не было официально опубликовано.

Верховный суд Российской Федерации указал о том, что оспариваемое постановление не является нормативным правовым актом, поскольку оно официально не опубликовано. В части оспариваемого в настоящем деле Постановления Администрации Тверской области производство по делу было прекращено, в связи с чем заявители обратились в Центральный рай-онный суд г. Твери с заявлением об оспаривании Постановления Админист-рации Тверской области от 10 апреля 1996 года № 163 «Об утверждении коэффициента для оценки строений, помещений и сооружений, принадле-жащих гражданам на праве собственности, на 1996 год».

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государст-венного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, долж-ностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспари-ваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся колле-гиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Одновременно с оспариваемым постановлением в Тверском областном суде заявители оспаривали законность и действительность Постановления администрации Тверской области от 27 января 2005 года №13-па «Об утверждении коэффициента пересчета восстановительной стоимости для оценки строений, помещений, и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 2005 год», официально опубликованным в газете «Тверская жизнь» 1 февраля 2005 года, в котором определено, что в соответ-ствии с Законом РФ от 09 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на иму-щество физических лиц», Приказом Минстроя Российской Федерации от 04 апреля 1992 г. № 87 «Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности», в связи с изменением динамики роста цен на строительство, для перехода на действующие цены при оценке строений, помещений и сооружений, принад-лежащих гражданам на праве собственности утвердить коэффициент пере-счета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 2005 год в размере 10,24 к ценам 1996 года (п. 1). В пункте 2 постановления предусмотрено рекомендовать главам муниципальных образований Тверской области с привлечением организаций, осуществляющих техническую инвентари-зацию, в срок до 1 января 2006 года завершить работы по переоценке строений, помещений и сооружений, принадлежащих на праве собст-венности, и обеспечить финансирование работ.

Оспаривалось заявителями в Тверском областном суде и Поста-новление администрации Тверской области от 07 октября 2008 года № 361-па «Об утверждении коэффициента пересчета восстановительной стоимости для оценки находящихся в собственности граждан жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений на 2009 год», официально опубликованным в газете «Тверская жизнь» 14 октября 2008 года, которым установлено, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 09 декабря гола № 2003-1 «О налогах на имущество физичес-ких лиц», Приказом Минстроя Российской Федерации от 04 апреля 1992 года № 87 «Об утверждении порядка оценки строений, помещений и соор-ужений, принадлежащих гражданам на праве собственности», в связи с изменениями динамики роста цен по виду экономической деятельности «Строительство», для перехода в действующие цены при оценке находящихся в собственности граждан жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений, в пункте 1 утвердить коэффициент пересчета восстановительной стоимости для оценки находящихся в собственности граждан жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, и сооружений на 2009 год в размере 1,486 к ценам 2005 года. В п. 2 постановления предписано департаменту социальной защиты населения Тверской области в срок до 01 ноября 2008 года разработать перечень социально незащищенных категорий граждан, нуждающихся в предоставлении льгот по налогу на имущество физических лиц, с указанием документов, подтверждающих отнесение граждан к указанным категориям и направить перечень в адрес представительных органов местного само-управления, к компетенции которых относятся установление и введение налога на имущество физических лиц. В пункте 3 предусмотрено комитету по управлению имуществом Тверской области в срок до 15 ноября 2008 года: подготовить разъяснения по порядку применения настоящего Поста-новления; направить данные разъяснения в адрес комитета внутренней политики Тверской области, управления информационной и общественных связей аппарата Губернатора Тверской области и территориального управ-ления аппарата Губернатора Тверской области. Комитету внутренней политики Тверской области совместно с управлением информационной политики и общественных связей аппарата Губернатора области и терри-ториальным управлением аппарата Губернатора Тверской области пред-писано провести разъяснительную работу с представительными органами местного самоуправления, к компетенции которых относятся установление и введение налога на имущество физических лиц, и населением Тверской области. Представительным органам местного самоуправления, к компетенции которых относятся установление и введение налога на имущество физических лиц рекомендовано: 5.1. устанавливать дифференциацию ставок налога, на физических лиц в установленных действующим законодательством пределах в зависимости от назначения находящихся в собственности граждан объектов недвижимого имущества; 5.2. устанавливать налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц с учетом интересов социально незащищенных категорий граждан.

Постановление администрации Тверской области от 27 января 2005 года №13-па «Об утверждении коэффициента пересчета восстановительной стоимости для оценки строений, помещений, и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 2005 год», Постановление администрации Тверской области от 07 октября 2008 года № 361-па «Об утверждении коэффициента пересчета восстановительной стоимости для оценки находящихся в собственности граждан жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений на 2009 год» были признаны действительными и законными, что подтвердил и Верховный суд РФ, указав в своем определении следующее. Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании постановлений противоречащими федеральному законодательству и недействующими, Тверской областной суд правильно исходил из того, что оспариваемые акты приняты испол-нительным органом государственной власти субъекта РФ в пределах предо-ставленных ему полномочий.

Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» предусмотрено, что плательщиками налогов на имущество являются физические лица, имеющие в собственности объекты, опреде-ляемые настоящим Законом (ст. 1). Объектами обложения налогами в соответствии с Законом являются находящиеся в собственности физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Федеральным законом от 11 августа 1994 года № 25-ФЗ в статью 3 закона внесены изменения, введенные в действие с 1 января 1994 и установлено, что налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (предста-вительной) власти субъектов РФ в размере, не превышающем 01% от их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, - от стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой по обязательному страхованию.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 9 декабря 1991 № 2004-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О налогах на физических лиц» Правительству Российской Федерации поручено до 1 февраля 1992 года привести нормативные акты Правительства Федерации, министерств, государственных комитетов и ведомств Федерации в соответствие с Законом РСФСР «О налогах на физических лиц», до 1 июля 1992 года обеспечить проведение оценки помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.

Во исполнение данного поручения Правительство Российской Федерации приняло распоряжение от 12 марта 1992 года № 469-Р, в п. 1 которого предписывалось органам исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга до 1 июля 1992 г. обеспечить проведение оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, при этом устанавливалось, что оценка строений, помещений и сооружений, принадлежащих за праве собственности, осуществляется местными бюро технической инвентаризации с привлечением при необходимости на договорной основе страховых, проектных, строительных и иных организаций.

Приказом № 87 от 4 апреля 1992 года Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердило Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадле-жащих гражданам на праве собственности, в соответствии с которым заказчиком работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти административно-территориальных образований. Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации. Согласно п. 3.2 Порядка определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки. Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 года № 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 199С года и от 29 сентября 1990 года, а затем в уровень цен года оценки пс коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик т составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы 1 Санкт-Петербурга.

Перерасчет восстановительной стоимости в уровень года оценки производится по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти. При этом порядок применения коэффициентов для определения восстановительной стоимости установлен федеральным законодательством и компетенцию органа исполнительной власти входит лишь определение самого коэффициента пересчета восстановительной стоимости строений и сооружений в уровень года оценки, то есть числового выражения соотно-шения показателей динамики изменения стоимости строений и сооружений.

Таким образом, Тверской областной суд пришел к выводу о том, что установление коэффициента, используемого для перерасчета восстано-вительной стоимости строений и сооружений в уровень цен года оценки относится к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Россий-ской Федерации. Анализируя положения федерального и областного законо-дательства, Тверской областной суд пришел к выводу о том, что оспа-риваемые коэффициенты установлены с учетом индекса роста цен на строительную продукцию, что согласуется с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собст-венности, утвержденным Приказом Министерства архитектуры, строитель-ства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 апреля 1992 года № 87. Учитывая, что на федеральном уровне императивная правовая норма, которая определяла бы методы, способы, порядок и критерии расчетов и определения субъектами Российской Федерации коэффициентов, применяемых при расчете инвентаризационной стоимости, отсутствует, Верховный Суд РФ установил, что у суда не имелось правовых оснований для вывода о несоответствии оспариваемых правовых актов нормам феде-рального законодательства.

Не соглашаясь с утверждениями заявителей о нарушении оспариваемыми постановлениями общих принципов налогообложения, дискриминационном характере коэффициентов, Тверской областной суд обоснованно отметил, что определение инвентаризационной стоимости объекта недвижимости с учетом коэффициентов, определяемых рыночной стоимостью таких объектов, законом не запрещено. Разница стоимостного выражения объекта налогообложения, влекущая за собой различный размер исчисленного налога, не может расцениваться как дискриминация в сфере налогообложения граждан.

Верховный суд РФ не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного постановления Тверского областного суда.

Постановление администрации Тверской области от 27 января 2005 года №13-па «Об утверждении коэффициента пересчета восстановительной стоимости для оценки строений, помещений, и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 2005 год», Постановление администрации Тверской области от 07 октября 2008 года № 361-па «Об утверждении коэффициента пересчета восстановительной стоимости для оценки находящихся в собственности граждан жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений на 2009 год» были признаны действительными и законными Верховным судом РФ.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В данном случае законными и действующими судом признаны Постановления, которыми были утверждены коэффициенты пересчета восстановительной стоимости для оценки строений, помещений, и соору-жений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 2005 год, на 2009 годы, то есть на периоды более поздние чем, тот, в который действовал коэффициент установленный оспариваемым в рамках настоящего дела ненормативным актом.

В настоящее время фактически прекращено действие оспариваемого ненормативного акта в связи с принятием более поздних актов, регламен-тирующих указанные правоотношения на новый срок. Оспариваемое поста-новление не затрагивает, не нарушает в настоящее время прав и законных интересов заявителей.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В данном случае суд соглашается с мнением заинтересованных лиц о том, что срок обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта пропущен заявителями без уважительных причин. Оспариваемый акт принят 19 апреля 1996 года. В ходе рассмотрения дела в Верховном суде РФ был сделан вывод о том, что оспариваемый правовой акт не является нормативно-правовым. Определение Верховного суда, содержащее указанный вывод было вынесено 20 января 2010 года. Заявители обратились в суд значительно позже установленного законом срока для обращения в суд, спустя более года с даты вынесения Верховным судом РФ определения, не представили доказательств, подтверж-дающих уважительность пропуска установленного законом срока для обра-щения в суд.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 о признании противоречащими законодательству, недейст-вующим и не подлежащим применению Постановления Администрации Тверской области от 10 апреля 1996 года № 163 «Об утверждении коэффи-циента для оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 1996 год» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: В.А. Харитонова