КОПИЯ
Дело № 2-2445/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2018 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Кучеренко А.Ю.,
при секретаре Литвиновой Д.А.,
с участием представителя истца Черновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Рекреационные системы» о понуждении привести проект освоения лесов в соответствии с требованиями законодательства,
установил:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился с исковым заявлением в суд в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Рекреационные системы» (далее – ООО «Рекреационные системы»), в котором просит обязать ответчика в течение 3 месяцев со вступления в силу решения суда разработать ведомость лесотаксационных выделов с проектируемыми мероприятиями по охране объектов животного мира и тематическую лесную карту с определением их пространственного размещения в проекте освоения лесов арендуемого на основании:
1) договора аренды от 04.05.2011 № 57-08-11 лесного участка площадью 6,0 га, расположенного ....
2) договора аренды от 05.08.2009 № 1-08-09 и договора о переуступке от 20.03.2012 лесного участка площадью 3,043 га, расположенного ....
В обоснование требований указано, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Рекреационные системы» требований лесного законодательства при разработке проекта освоения лесов на лесной участок, арендуемого по договорам аренды от 04.05.2011 №57-08-11, от 05.08.2009 №1-08-09 и договору о переуступке от 20.03.2012 в целях осуществления рекреационной деятельности. Проведенной проверкой установлено, что для ведения хозяйственной деятельности ответчиком заключен договор аренды лесного участка. Территория, в пределах которых ответчиком производится использование лесного участка, являются средой обитания животного мира. Во исполнение требований ЛК РФ и вышеуказанного договора ответчик разработал проект освоения лесов. Как следует из получившего положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, при освоении лесопользователем территории земель лесного фонда возникает ряд факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние животного мира. Факт того, что указанный проект освоения лесов получил положительное заключение государственной экспертизы уполномоченного органа, не предполагает (не презюмирует), что проект освоения лесов де-факто в полном объеме содержит в себе все сведения, которые должны быть в нем в соответствии с требованиями федерального законодательства. Так, непосредственное исследование содержания проекта освоения лесов свидетельствует о том, что последний не содержит ведомость лесотаксационных выделов с проектируемыми мероприятиями по охране объектов животного мира, а также тематическую лесную карту с определением пространственного размещения проектируемых мероприятий по охране объектов животного мира. Отсутствие в проекте освоения лесов указанных сведений не соответствует требованиям Приказа №69, устанавливающего обязательные для исполнения органами государственной власти и лицами, осуществляющими проект освоения лесов, требования к составу проекта освоения лесов.
Определением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 07.08.2018 гражданское дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Рекреационные системы» об обязании совершить определенные действия направлено в Октябрьский районный суд г. Томска для рассмотрения по территориальной подсудности.
Третье лицо Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай надлежащим образом уведомленный о месте и времени разбирательства по делу, в судебное заседание не явился. Ранее от представителя третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица, в котором представитель указал, что Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора поддерживает в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
На основании п.п. 2, 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст.165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
В силу статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
В соответствии с принципом диспозитивности гражданского процесса стороны самостоятельно распоряжаются своими материальными и процессуальными правами. В отношении участия в судебном заседании это означает возможность вести свои дела как лично, так и через своего представителя, а равно отказаться от участия в деле.
Ответчик ООО «Рекреационные системы» извещался судом о месте и времени судебного заседания, неоднократно направленные судом по указанному истцом в исковом заявлении месту нахождения ответчика ООО «Рекреационные системы», месту регистрации юридического лица, повестки, а также исковое заявление с приложенными документами, адресатом не получены, конверты возвращены в адрес суда с отметкой «истек срок хранения».
Из выписок из ЕГРЮЛ следует, что юридический адрес ООО «Рекреационные системы» на дату передачи гражданского дела по территориальной подсудности в Октябрьский районный суд г.Томска - <...>. Также судом направлялись извещения по адресу, содержащемуся в материалах дела, а именно: СПБ, пр. Гагарина, д. 1, лит. А, пом. 115. В процессе рассмотрения дела в Октябрьском районном суде г. Томска, юридический адрес ООО «Рекреационные системы» изменился на – <...>.
По указанным адресам судом направлялись извещения, телеграммы, однако, телеграммы, письма вручены не были по причине отсутствия адресата, не явкой за извещением, истечения срока хранения почтовой корреспонденции.
На основании ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Таким образом, обязанность по извещению ООО «Рекреационные системы», была выполнена судом надлежащим образом, а неполучение им судебных извещений произошло по причинам, зависевшим от него самого.
При таких обстоятельствах суд считает возможным признать извещение ответчика надлежащим и, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика, а также в отсутствие иных не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Чернова А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что до настоящего момента требования законодательства ответчиком не выполнены.
Заслушав представителя истца, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (далее - ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, помимо прочего, на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Ч.ч. 1, 2, 5 ст. 12 ЛК РФ предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В соответствии со ст. 85 ЛК РФ планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков.
Как следует из ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение ч. 2 ст. 88 ЛК РФ Федеральным агентством лесного хозяйства России принят приказ от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее – Приказ №69).
Пунктом 3 Приказа №69 установлено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей. Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов. В соответствии с пунктом 4 общая часть проекта освоения лесов состоит, в том числе, из раздела: мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.
Согласно пункту 10 Приказа №69, установлены данные, подлежащие обязательному включению в состав проекта освоения лесов раздел «мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов»: характеристика водных объектов; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов; сведения о животном мире; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение N 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Пунктом 28 Приказа №69 предусмотрено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Перечень способов защиты гражданских прав, установленных в ст. 12 ГК РФ, не является исчерпывающим.
Действующее российское законодательство исходит из принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности (ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об охране окружающей среды"), означающего, что всякая планируемая деятельность является экологически опасной, то есть способна нанести вред окружающей среде.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
Приведенные требования к составу проекта освоения лесов являются частью установленного государством правового механизма, обеспечивающего охрану объектов животного мира и сохранение среды их обитания, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и лицами, осуществляющими освоение лесов.
В судебном заседании установлено, что Министерством природных ресурсов Республики Алтай 05.08.2009 заключен договор аренды лесного участка № 1-08-09, в соответствии с которым ООО «Строительство и аренда недвижимости» предоставлен лесной участок площадью 3 га, расположенного на части выдела № ....
В соответствии с договором от 20.03.2012 о переуступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка №1-08-09 от 05.08.2006, заключенному между ООО «Строительство и аренда недвижимости» (цедент) и ООО «Рекреационные системы» (цессионарий), цедент с согласия Министерства лесного хозяйства Республики Алтай (арендодатель) передает цессионарию все свои права и обязанности по договору аренды лесного участка №1-08-09 от 05.08.2009 (включая Соглашение «О внесении изменений в Договор аренды лесного участка от 05.09.2009 №1-08-09» от 31.01.2012), заключенному между цедентом и арендодателем (п.1).
В силу подпункта «в» пункта 12 заключенного договора аренды лесного участка арендатор обязан в установленном порядке разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Согласно договору аренды земельного участка №57-08-11 от 04.05.2011, заключенному между Министерством лесного хозяйства Республики Алтай (арендодатель) и ООО «Рекреационные системы» (арендатор), арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 6,0 га, расположенный на части выделов № ....
В силу подпункта «г» пункта 12 заключенного договора аренды лесного участка арендатор обязан в установленном порядке разработать и предоставить арендодателю после государственной регистрации договора, не позднее трех месяцев проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Согласно отметке Управления Росреестра по Республике Алтай, содержащейся в договоре аренды земельного участка №57-08-11 от 04.05.2011, 12.07.2011 указанный договор прошел государственную регистрацию (номер регистрации: 04-02-02/028/2011-911).
Как следует из материалов дела, ООО «Рекреационные системы» был разработан проект освоения лесов на лесном участке площадью 9,043 га, переданном в аренду ООО «Рекреационные системы» для осуществления рекреационной деятельности. К проекту освоения лесов имеется положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 09.01.2014 №2а. Согласно выводам заключения, экспертная комиссия, рассмотрев Проект освоения лесов на лесном участке площадью 9,043 га, переданном в аренду ООО «Рекреационные системы» для осуществления рекреационной деятельности Майминское лесничество Манжерокское участковое лесничество отмечает, что представленные материалы по объему и содержанию в основном соответствуют требованиям законодательных актов РФ и нормативных документов в области лесопользования, отвечают целям обеспечения рационального, неистощительного использования лесного участка. Проектом предусмотрены мероприятия по сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов для рекреационной деятельности. Проект рекомендуется к утверждению.
Согласно пункту 10 Приказа №69 установлены мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов, подлежащие обязательному включению в состав проекта освоения лесов: характеристика водных объектов; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов; сведения о животном мире; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение N 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Как следует из проекта освоения лесов на лесном участке площадью 9,043 га, переданном в аренду ООО «Рекреационные системы» для осуществления рекреационной деятельности Майминское лесничество Манжерокского участкового лесничества, в составе указанного проекта отсутствует ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение N 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
На имя директора ООО «Рекреационные системы» Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором было направлено представление об устранении нарушений лесного законодательства от 13.11.2017 №07-02-2017.
28.12.2017 в ответ на преставление об устранении нарушений требований федерального законодательства об охране природы и природопользовании, представитель ООО «Рекреационные системы» дан ответ, согласно которому общество в настоящее время принимает все возможные меры по устранению допущенных нарушений требований федерального законодательства об охране природы и природопользования и недопущению подобных нарушений впредь, причин и условий им способствующих.
Согласно ответу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 15.03.2018 №2073 на запрос Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора от 12.03.2018 №7-13-2018, арендатором ООО «Рекреационные системы» не внесены дополнения в проект освоения лесов (ведомость лесотаксационных выделов с проектируемыми мероприятиями по охране объектов животного мира и тематическая карта с определением пространственного размещения).
Доказательств, опровергающих заявленные истцом требования, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.
Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд считает установленным, что в нарушение вышеприведенных норм, ООО «Рекреационные системы» не разработана ведомость лесотаксационных выделов с проектируемыми мероприятиями по охране объектов животного мира и тематическая лесная карта с определением их пространственного размещения в проекте освоения лесов арендуемых лесных участков.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О животном мире" животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Бездействия лесопользователя, выразившиеся в непринятии мер по разработке ведомости лесотаксационных выделов с проектируемыми мероприятиями по охране объектов животного мира и тематической лесной карты с определением их пространственного размещения в проекте освоения лесов нарушают права и законные интересы Российской Федерации, поскольку вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем, правомерно предъявление настоящего иска прокурором.
В соответствие с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу положений ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением обязанности по уплате судебных расходов.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ установлено, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для физических лиц составляет 300 рублей; для организаций - 6 000 рублей.
Поскольку в ходе разбирательства по делу суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, с ООО «Рекреационные системы» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Рекреационные системы» удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Рекреационные системы» в течение 3 месяцев со вступления в силу решения суда разработать ведомость лесотаксационных выделов с проектируемыми мероприятиями по охране объектов животного мира и тематическую лесную карту с определением их пространственного размещения в проекте освоения лесов арендуемого на основании:
1) договора аренды от 04.05.2011 № 57-08-11 лесного участка площадью 6,0 га, расположенного ....
2) договора аренды от 05.08.2009 № 1-08-09 и договора о переуступке от 20.03.2012 лесного участка площадью 3,043 га, расположенного ....
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Рекреационные системы» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.
Копия верна. Судья: А.Ю.Кучеренко Секретарь: Д.А.Литвинова «__» _____________ 20 __ года |
Судья: /подпись/
Оригинал хранится в деле № 2-2445/2018 в Октябрьском районном суде г.Томска.