ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2446 от 14.06.2011 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

                                                                                    Октябрьский районный суд города Мурманска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд города Мурманска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Мотивированный текст решения

изготовлен: 14 июня 2011 года

Дело № 2 -2446/2011.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2011 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего федерального судьи Свиридовой Ж.А.,

при секретаре Балакшиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании бездействия Председателя Правительства РФ ФИО2 незаконными и обязании устранить допущенные нарушения,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании бездействия Председателя Правительства РФ ФИО2 незаконными и обязании устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований указал, что Председателем Правительства РФ ФИО2 нарушено его право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, а именно просьбы принять меры по восстановлению нарушенных прав посредством возврата неосновательно принятых РФ за счет его денежных средств и выплаты процентов по ним. Считает, что бездействие Председателя Правительства РФ ФИО2 противоречит ч.ч. 1, 2 статьи 15, ч. 1 статьи 45, ч. 2 статьи 116 Конституции РФ и ч. 1 статьи 9 Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». На основании изложенного просит признать бездействие Председателя Правительства РФ ФИО2 незаконными и обязать устранить допущенные нарушения закона.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного лица.

Суд, заслушав ФИО1, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявления.

Согласно статьям 254 и 255 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

При этом законодателем к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, отнесены коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Федеральным Законом РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ, регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Это право реализуется добровольно и свободно. При этом не должны нарушаться права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

В судебном заседании установлено, Дата ФИО1 направил Председателю Правительства РФ письмо с просьбой принять меры по восстановлению нарушенных прав посредством возврата неосновательно принятых РФ за счет его денежных средств и выплаты процентов по ним, а именно обеспечить проведение независимой проверки и законности Акта, обязать ИФНС по городу Мурманску привести Акт в соответствие с налоговым законодательством; поручить Федеральному казначейству РФ возвратить ему излишне уплаченные налоги, страховые взносы, в сумме .... рублей 91 копейку и выплатить проценты по ним за период с Дата по дату возврата.

Заявитель ставит вопрос о незаконности бездействия Председателя Правительства РФ - ФИО2, выразившиеся в непринятии соответствующих мер по надлежащему рассмотрению его обращений.

Согласно Конституции РФ, Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство, в котором государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (статьи 1 и 10 Конституции РФ).

Статья 110 Конституции РФ предусматривает, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

В силу статьи статья 113 Конституции РФ председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Конституционный принцип разделения властей имеет определяющее значение при установлении компетенции органов власти и означает разграничение государственных функций, реализация которых осуществляется ими самостоятельно, т.е. в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией РФ и федеральными законами.

Выполнение председателем Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет своих полномочий по определению основные направлений деятельности Правительства Российской Федерации и организации его работу, не дает ему право на вмешательство в деятельность органов государственной власти, осуществление правосудия.

Статья 114 Конституции РФ предусматривает, что порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Статьей 24 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" установлены полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по организации работы Правительства Российской Федерации:

Председатель Правительства Российской Федерации возглавляет Правительство Российской Федерации, определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Председатель Правительства Российской Федерации:

представляет Правительство Российской Федерации в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;

ведет заседания Правительства Российской Федерации, обладая правом решающего голоса;

подписывает акты Правительства Российской Федерации;

представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

распределяет обязанности между членами Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона РФ от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Согласно статье 47 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством Российской Федерации, образуется Аппарат Правительства Российской Федерации.

Статус, структура и задачи и организация деятельности данного государственного органа урегулированы Положением об Аппарате Правительства Российской Федерации утвержденным Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260.

Согласно пункта 4 Положения об Аппарате Правительства Российской Федерации аппарат Правительства выполняет следующие основные функции, в том числе рассматривает обращения граждан и организаций, адресованные в Правительство, направляет эти обращения в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления для рассмотрения и принятия мер, организует прием граждан членами Правительства, а также проводит информационно-аналитическую работу с указанными обращениями.

Таким образом, Председатель Правительства Российской Федерации утвердил Положение об Аппарате Правительства, согласно которому наделил должностных лиц Аппарата правом рассмотрения обращения граждан адресованных в Правительство РФ, в том числе и его Председателю, поскольку последний является его составной частью.

В соответствии с пунктом 127 Регламента Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 № 269 работу с индивидуальными и коллективными письменными обращениями граждан, поступившими в Правительство, организует Аппарат Правительства. Обращение в зависимости от содержания докладывается Председателю Правительства, одному из заместителей Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) или Заместителю Председателя Правительства - Руководителю Аппарата Правительства либо в течение 7 дней со дня регистрации направляется Аппаратом Правительства для рассмотрения и ответа органам исполнительной власти, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение.

В части 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" указано, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Таким образом, указанная норма предусматривает, что письменный ответ по существу на все вопросы предоставляется гражданину, в том случае, если вопросы относятся к компетенции государственного органа, должностного лица. В случае поступления обращения по вопросам не относящимся к их компетенции, заявителю направляется уведомление о его переадресации.

Судом установлено, что заявитель направил Дата обращение в адрес Председателя Правительства РФ по вопросу налоговых правоотношений. Однако, доказательств того, что указанное обращение поступило адресату суду не представлено и в судебном заседании не добыто.

В ходе рассмотрения дела, установлено, что вступившим в законную силу Дата решением ****ского районного суда г. Мурманска от Дата по гражданскому делу № ** в удовлетворении иска ФИО1 к ИФНС России по г. Мурманску о взыскании излишне уплаченных сумм налога - отказано.

Кроме того, решением ****ского районного суда города Мурманска от Дата по гражданскому делу № **, предметом рассмотрения которого также явилось несогласие с решением суда от Дата по гражданскому делу № ** о взыскании излишне уплаченных сумм налога, в удовлетворении заявления ФИО1 о признании действий Администрации Президента Российской Федерации незаконными и устранении допущенных нарушений - отказано. Решение вступило в законную силу.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 24.03.2011) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Аппарат Правительства РФ, действуя в рамках своих полномочий, направил ФНС России обращение заявителя.

Анализируя юридически значимые обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что обращение ФИО1 не входит в компетенцию Председателя Правительства РФ.

Таким образом, факты бездействия Председателя Правительства РФ, нарушающие Конституцию РФ и Федеральный закон РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ, о которых заявляет ФИО1, которые каким-либо образом нарушили его права и свободы, создали препятствия к их осуществлению, своего подтверждения не нашли, в связи с чем, заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании бездействия Председателя Правительства РФ ФИО2 незаконным и обязании устранить допущенные нарушения, - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Мурманский областной суд, через Октябрьский суд г. Мурманска, в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Ж.А. Свиридова