Дело №
УИД №RS0№-90
Резолютивная часть решения оглашена 28.07.2020
Решение в окончательной форме изготовлено 03.08.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2020 года а. Тахтамукай
Судья ФИО2 районного суда Республики Адыгея Горюнова М.С.,
при секретаре ФИО4,
с участием представителя истца - помощника ФИО2<адрес> Республики Адыгея ФИО7,
представителя ответчика администрации МО «<адрес>» ФИО5,
представителя ответчика ФИО1 по доверенности ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2<адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «<адрес>» к администрации муниципального образования «<адрес>», ФИО1 о признании недействительным соглашения о перераспределении земельного участка и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2<адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «<адрес>» обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>», ФИО1 о признании недействительным соглашения о перераспределении земельного участка и применении последствий недействительности сделки, в обоснование указав, что прокуратурой ФИО2<адрес> Республики Адыгея проведена проверка исполнения земельного законодательства, в ходе которой установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» и ФИО1 заключено соглашение № о перераспределении земель, по условиям которого к ранее принадлежавшему участку ФИО1 с кадастровым номером 01:05623000506107, по адресу: а.Тахтамукай, <адрес>, площадью 1000 кв.м., присоединен земельный участок площадью 399 кв.м. В результате перераспределения образован земельный участок площадью 1399 кв.м. с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», с кадастровым номером 01:05:2300050:243. Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» и ФИО1 заключено соглашение № о перераспределении земель, по условиям которого в ранее принадлежавшему участку ФИО1 с кадастровым номером 01605:2300050:117, по адресу: а.Тахтамукай, <адрес>, площадью 1000 кв.м., присоединен земельный массив площадью 484 кв.м. В результате перераспределения образован земельный участок площадью 1484 кв.м. с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», с кадастровым номером 01:05:2300050:242. Согласно Правилам землепользования и застройки МО «ФИО2 сельское поселение» минимальная площадь образуемых земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» составляет 400 кв.м. <адрес> образуемых земельных участков с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» составляет 600 кв.м. В ходе проверки проведено обследование перераспределенных земельных участков. Согласно заключению специалиста Росреестра, за счет земель, присоединенных в результате перераспределения к земельному участку с кадастровым номером 01:05623000506107, возможно сформировать самостоятельный участок площадью 824 кв.м. Из земельного массива, присоединенного в результате перераспределения к земельному участку с кадастровым номером 01605:2300050:117, мог быть образован самостоятельный участок площадью 1682 кв.м. Вследствие оспариваемых соглашений из государственной собственности безосновательно, в отсутствие установленных законодательством публичных процедур выбыли два земельных массива общей площадью 883 кв.м., что нарушило право муниципального образования, а также неопределенного круга лиц, которые могли претендовать на спорные земли в случае выставления их на торги. Истец просил признать недействительным (ничтожным) заключенное ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» и ФИО1 соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 01:05623000506107, применив последствия недействительности сделки, обязать Управление Росреестра по <адрес> аннулировать в Едином государственном реестре недвижимости сведения о праве собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 01:05:2300050:243, восстановив сведения о земельном участке с кадастровым номером 01:05623000506107. А также признать недействительным (ничтожным) заключенное ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» и ФИО1 соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 01605:2300050:117, применив последствия недействительности сделки, обязать Управление Росреестра по <адрес> аннулировать в Едином государственном реестре недвижимости сведения о праве собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 01:05:2300050:242, восстановив сведения о земельном участке с кадастровым номером 01605:2300050:117. ††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† ������������������������������������������������������������������������������������������������������������������В судебном заседании представитель истца ФИО7 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Представитель ответчика администрации МО «ФИО2 сельское поселение» по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по следующим основаниям. Статья 39.28 ЗК РФ устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Так, подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих дВ судебном заседании представитель истца ФИО7 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «ФИО2 сельское поселение» по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по следующим основаниям.
Статья 39.28 ЗК РФ устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Так, подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ, при этом наличие проекта межевания территории не может выступать единственным основанием для заключения соглашения о перераспределении.
Подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ в качестве общего правила закрепляет, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 названного кодекса.
Возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
Статья 11.9 ЗК РФ устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам. Согласно пункту 1 названной статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Решением Совета народных депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила землепользования и застройки МО «ФИО2 сельское поселение» в редакции Решения № от 19.04.2018г., земельные участки входят в зону индивидуальной жилой застройки Ж3.101.
Согласно Правил землепользования и застройки, минимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет 400 кв. м, площадь испрашиваемого к перераспределению земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, составляет 399 кв. м, что не позволяет сформировать самостоятельный земельный участок для его использования под индивидуальное жилищное строительство, что в свою очередь не является в силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Вышеуказанными Правилами землепользования и застройки предусмотрено, что минимальная площадь земельного участка для личного подсобного хозяйства составляет 600 кв.м, площадь испрашиваемого к перераспределению земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, составляет 484 кв.м, что не позволяет сформировать самостоятельный земельный участок для его использования для личного подсобного хозяйства, что в свою очередь не является в силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-О сформирована правовая позиция, согласно которой законоположение подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. Возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 ЗК РФ).
Ответчик считает, что утверждение о возможности формирования самостоятельных земельных участков за счет земель присоединенных к участку с кадастровым номером 01:05:2300050:107 в размере 824 кв.м, и к земельному участку с кадастровым номером 01:05:2300050:117 в размере 1682 кв.м, является ошибочным.
На прилегающей территории земельного участка с кадастровым номером 01:05:2300050:117 обустроена детская спортивная игровая площадка и данная территория закрепляется за администрацией МО "<адрес>".
Подготовлено Постановление главы администрации МО "<адрес> за № от 17.01.2020г. "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с разрешенным видом использования "спортивные площадки", расположенного по адресу: РА, <адрес>, а.Тахтамукай, <адрес>, и закреплении его на праве постоянного (бессрочного) пользования за администрацией МО "<адрес>".
На прилегающей территории земельного участка с кадастровым номером 01:05:2300050:107 существовал сформированный земельный участок по адресу: а.Тахтамукай, <адрес> кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и присвоен кадастровый №, и второй участок, а именно: а.Тахтамукай, <адрес> главы администрации МО "<адрес>" за № от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: РА, <адрес>, а.Тахтамукай, <адрес>, гр.ФИО8". На сегодняшний день указанный земельный участок по адресу: а.Тахтамукай, <адрес>, также поставлен на Государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера 01:05:0000000:2365. В связи с этим сформировать самостоятельные земельные участки не представляется возможным. В связи с вышеизложенным необходимо принять во внимание, что у администрации МО «<адрес>» отсутствовали правовые основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Представитель ответчика ФИО1 по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного Кодекса РФ.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 ЗК РФ.
Так, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ).
В силу пункта 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном нормативно (пункт 5 статьи 39.28 ЗК РФ).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» и ФИО1 M.JI. заключено соглашение № о перераспределении земель, по условиям которого к ранее принадлежащему участку ФИО1 M.JI. с кадастровым номером 01:05:2300050:107, по адресу: а. Тахтамукай. <адрес>, площадью 1000 кв. метров, присоединен земельный массив площадью 399 кв. метров. В результате перераспределения образован участок площадью 1399 кв. метров с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», с кадастровым номером 01:05:2300050:243.
Также ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» и ФИО1 заключено соглашение № о перераспределении земель, по условиям которого к ранее принадлежащему участку ФИО1 с кадастровым номером 01:05:2300050:117, по адресу: а. Тахтамукай. <адрес>, площадью 1000 кв. метров, присоединен земельный массив площадью 484 кв. метра. В результате перераспределения образован участок площадью 1484 кв. метра с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», с кадастровым номером 01:05:2300050:242.
Вышеуказанные соглашения о перераспределении земель были заключены в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе, в части увеличения площади земельных участков в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.В качестве основания признания вышеназванных соглашений о перераспределении земельных участков недействительными (ничтожными) ФИО2<адрес> сослался на п.9 ч.9 ст.39.29 ЗК РФ, который ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 3К РФ.
При этом в качестве доказательств возможности образования самостоятельных земельных участков без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ ФИО2<адрес> к иску приложено заключение специалиста Росреестра ФИО9 вместе со схемой обмера, согласно которому: за счет земель, присоединенных в результате перераспределения к земельному участку с кадастровым номером 01:05:2300050:107, возможно сформировать самостоятельный участок площадью 824 кв. м.; за счет земель, присоединенных в результате перераспределения к земельному участку с кадастровым номером 01:05:2300050:117, возможно сформировать самостоятельный участок площадью 1682 кв. м.
Однако ответчик считает указанное заключение специалиста Росреестра не полным и содержащим неточные сведения относительно площадей земельных участков которые возможно сформировать и в целом о ситуации на местности.
Так по земельному участку с кадастровым номером 01:05:2300050:107 (после перераспределения — 01:05:2300050:243) специалист Росреестра в заключении указал, что за счет земель, присоединенных в результате перераспределения к данному земельному участку, возможно сформировать самостоятельный участок площадью 824 кв. м. При этом согласно его схеме это земельный участок располагался бы между двух земельных участков с кадастровыми номерами 01:05:2300050:107 и 01:05:0000000:2340 и по конфигурации представлял бы участок неправильной формы с изломом границ по 10 точкам с шириной не более 9,5 м. (исключающим размещение на нем строений в соответствии с видом разрешенного использования - для ИЖС).
Однако даже указанная в заключении возможность формирования в таких границах самостоятельного участка (несоответствующих требованиям об образовании земельных участков) не отражает реальной картины на местности, поскольку не содержит сведений еще об одном земельном участке с кадастровым номером: 01:05:0000000:2365 сформированном на этом месте площадью 601 кв.м, и ливневой канализации, расположенной вдоль указанных земельных участков.
На момент оспариваемого перераспределения земельного участка с кадастровым номером 01:05:2300050:107 уже была утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером: 01:05:0000000:2365 площадью 601 кв.м, на основании Постановления главы администрации МО "<адрес>" за № от 29.01.2015г. "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: РА, <адрес>, а.Тахтамукай, <адрес>, гр.ФИО8", в связи с чем эту часть земельного участка специалист Росреестра не мог включить в земли за счет которых возможно сформировать самостоятельный участок площадью 824 кв. м. На сегодняшний день указанный земельный участок по адресу: а.Тахтамукай, <адрес>, поставлен на Государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер.
Кроме того, в оставшемся свободном не перераспределенном пространстве между земельными участками с кадастровыми номерами: 01:05:2300050:107 (в настоящее время 01:05:2300050:243) и 01:05:0000000:2340, 01:05:0000000:2365 расположен дренажный канал и дренажная труба, диаметром 110 см для сбора и отвода грунтовых и ливневых вод от участков и сооружений, что также исключает возможность формирования на ее месте самостоятельного участка.
Кроме того специалист Росреестра сам в своем заключении отразил, что посреди обследуемого участка проходит ливневая канализация и воздушная линия электропередачи. При этом не отразил на схеме что охранные зоны указанных коммуникаций полностью перекрывают реально оставшуюся часть земли, не соответствующую установленным предельным минимальным размерам земельных участков с видом разрешенного использования — для индивидуального жилищного строительства, и исключающая в любом случае возможность ее использования в соответствии с его целевым назначением.
По земельному участку с кадастровым номером 01:05:2300050:117 (после перераспределения — 01:05:2300050:242) специалист Росреестра в заключении указал, что за счет земель, присоединенных в результате перераспределения к данному земельному участку, возможно сформировать самостоятельный участок площадью 1682 кв. м.
Однако указанная в заключении возможность формирования этого самостоятельного участка также не отражает реальной картины на местности, поскольку в таком случае происходит наложение на уже существующий земельный участок с кадастровым номером 01:05:0000000:2365 площадью 601 кв.м, принадлежащий третьему лицу и существующую спортивную детскую площадку.
При перераспределении земельного участка с кадастровым номером 01:05:2300050:117 ответчик был поставлен в известность администрацией МО «<адрес>» о невозможности оформления остальной не занятой прилегающий к его участку территории в связи с расположением фактически на ней спортивной детской площадки с высаженными плодовыми деревьями для отдыха и занятий граждан указанной части населенного пункта и администрация осуществляет кадастровые работы по формированию и закреплению данного участка под детскую спортивную площадку.
На сегодняшний день администрацией МО «<адрес>» подготовлено Постановление главы администрации МО «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с разрешенным видом использования «спортивные площадки», расположенного по адресу: <адрес>, а.Тахтамукай, <адрес>, и закреплении его на праве постоянного (бессрочного) пользования за администрацией МО "<адрес>" и утверждена схема расположения указанной спортивной детской площадки.
Также представитель ответчика отмечает, что специалист Росреестра сам в своем заключении отразил, что на обследуемой территории располагается детская площадка, при этом не отразил ее на своей схеме и включил в свободную, по его мнению, часть земельного участка площадью 1682 кв.м.
Учитывая вышесказанное, оставшаяся реально часть земельного участка не превышает по площади 484 кв.м, что не соответствует установленным предельным минимальным размерам для образования земельных участков с видом разрешенного использования для личного подсобного хозяйства и также частично перекрывается охранными зонами воздушной линии электропередач и ливневой канализации, исключающими в любом случае возможность ее использования в соответствии с его целевым назначением как самостоятельно сформированный земельный участок под ЛПХ.
Основание недействительности соглашений о перераспределении спорных земельных участков на которое ссылается в иске ФИО2<адрес> (подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ) содержит обязательное условие невозможность перераспределения земельных участков, если образование земельного участка осуществляется из земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ.
Часть 6 ст. 11.9. ЗК РФ устанавливает, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Предложенная ФИО2 схема возможного образования самостоятельных участков приводит к наложениям на существующие земельные участки, а использование реально оставшейся свободной площади для образования самостоятельных участков (без наложений на существующие земельные участки) приводит к вклиниванию и изломанности границ потенциально возможных участков (при этом несоответствующих установленным предельным минимальным размерам земельных участков с соответствующим видом разрешенного использования), невозможности размещения объектов недвижимости поскольку максимально возможная ширина участков (6,9 м и 9,5 м) и охранные зоны коммуникаций исключают возможность формирования необходимого пятна застройки.
Учитывая что ФИО2<адрес> не представлено каких-либо надлежащих доказательств нарушения требований действующего земельного законодательства при перераспределении спорных земельных участков, считает исковые требования необоснованными, несостоятельными и неподлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
В порядке ч.2 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ФИО2 вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Так, подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).
Таким образом, из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ, при этом наличие проекта межевания территории не может выступать единственным основанием для заключения соглашения о перераспределении.
Подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ в качестве общего правила закрепляет, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 названного кодекса.
Возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
Статья 11.9 ЗК РФ устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам. Согласно пункту 1 указанной статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» и ФИО1 M.JI. заключено соглашение № о перераспределении земель, по условиям которого к ранее принадлежащему участку ФИО1 M.JI. с кадастровым номером 01:05:2300050:107, по адресу: а. Тахтамукай. <адрес>, площадью 1000 кв. метров, присоединен земельный массив площадью 399 кв. метров. В результате перераспределения образован участок площадью 1399 кв. метров с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», с кадастровым номером 01:05:2300050:243.
Также ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» и ФИО1 заключено соглашение № о перераспределении земель, по условиям которого к ранее принадлежащему участку ФИО1 с кадастровым номером 01:05:2300050:117, по адресу: а. Тахтамукай. <адрес>, площадью 1000 кв. метров, присоединен земельный массив площадью 484 кв. метра. В результате перераспределения образован участок площадью 1484 кв. метра с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», с кадастровым номером 01:05:2300050:242.
Согласно Правилам землепользования и застройки МО «ФИО2 сельское поселение», утвержденным Решением Совета народных депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№, минимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет 400 кв. м, а минимальная площадь земельного участка для личного подсобного хозяйства составляет 600 кв.м.
Вместе с тем, тот факт, что площадь земельного участка составляет ниже минимальной площади, определенной Правилами землепользования и застройки,
является препятствием для формирования самостоятельного земельного участка, но не может являться в силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении такого земельного участка.
ФИО2<адрес> о том, что п.9 ч.9 ст.39.29 ЗК РФ ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 3К РФ, в связи с чем заключенные соглашения нарушают права администрации МО «<адрес>» и неопределенного круга лиц, суд считает необоснованным в связи со следующим.
В качестве доказательств возможности образования самостоятельных земельных участков без нарушения требований, предусмотренных статьей 1 1.9 ЗК РФ, ФИО2<адрес> к иску приложено заключение специалиста Росреестра ФИО9 вместе со схемой обмера, согласно которому: за счет земель, присоединенных в результате перераспределения к земельному участку с кадастровым номером 01:05:2300050:107, возможно сформировать самостоятельный участок площадью 824 кв. м.; за счет земель, присоединенных в результате перераспределения к земельному участку с кадастровым номером 01:05:2300050:117, возможно сформировать самостоятельный участок площадью 1682 кв. м.
При этом, согласно представленной схеме, земельный участок площадью 824 кв.м., располагался бы между двух земельных участков с кадастровыми номерами 01:05:2300050:107 и 01:05:0000000:2340 и по конфигурации представлял бы участок неправильной формы с изломом границ по 10 точкам с шириной не более 9,5 м. (исключающим размещение на нем строений в соответствии с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства).
Однако специалистом не отражена реальная картина на местности, поскольку не учтены сведения еще об одном земельном участке с кадастровым номером: 01:05:0000000:2365, сформированном на этом месте площадью 601 кв.м, и ливневой канализации, расположенной вдоль указанных земельных участков.
На момент оспариваемого перераспределения земельного участка с кадастровым номером 01:05:2300050:107 уже была утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером: 01:05:0000000:2365 площадью 601 кв.м, на основании Постановления главы администрации МО "<адрес>" за № от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: РА, <адрес>, а.Тахтамукай, <адрес>, гр.ФИО8", в связи с чем эту часть земельного участка специалист не мог включить в земли, за счет которых возможно сформировать самостоятельный участок площадью 824 кв.м. На сегодняшний день указанный земельный участок по адресу: а.Тахтамукай, <адрес>, поставлен на Государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера.
Кроме того, в оставшемся свободном не перераспределенном пространстве между земельными участками с кадастровыми номерами: 01:05:2300050:107 (в настоящее время 01:05:2300050:243) и 01:05:0000000:2340, 01:05:0000000:2365 расположен дренажный канал и дренажная труба, диаметром 110 см для сбора и отвода грунтовых и ливневых вод от участков и сооружений, что также исключает возможность формирования на ее месте самостоятельного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые соглашения о перераспределении земельных участков были заключены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе, в части увеличения площади земельных участков в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В связи с изложенным, требования ФИО2<адрес> Республики Адыгея, заявленные в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «<адрес>», о признании недействительным соглашений о перераспределении земельных участков, заключенных между администрацией МО «<адрес>» и ФИО1, суд считает не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО2<адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «<адрес>» к администрации муниципального образования «<адрес>», ФИО1 о признании недействительными (ничтожными) соглашений о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 01:05:2300050:107, 01:05:2300050:117, заключенных ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» и ФИО1, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея.
Судья М.С. Горюнова