ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2446/2012 от 25.07.2012 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июля 2012 г.Кировский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи Г.К.Шамшутдиновой

при секретаре М.Б.Сарбасовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Астраханской области в интересах Гурцева ФИО9 к Правительству Астраханской области, Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, Министерству социального развития и труда Астраханской области об обязательстве предоставления мер социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Астраханской области обратился в суд с иском, указав, что в прокуратуру области 23.04.2012 поступило обращение Гурцева М.И. о несогласии с отказом комиссии от 29.02.2012 по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, созданной постановлением Правительства Астраханской области от 21.11.2006 № 395-П, во включении в состав кандидатов на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

Прокурор просит устранить нарушение прав Гурцева М.И., обязав указанную комиссию включить Гурцева М.И. в состав кандидатов на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем на 2012 год.

В судебном заседании участвующий в деле пом.прокурора Имашева И.Д., представитель Гурцева М.И.- Гурцев В.Ю. доводы иска поддержали.

Представитель Правительства Астраханской области в судебное заседание не явился, представил возражение, указав, что Правительство не является надлежащим ответчиком по настоящему спору.

Представитель министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, являющий одновременно представителем комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, Володин Е.Ю. исковые требования не признал и пояснил, что, рассмотрев учетное дело Гурцева М.И., комиссия обоснованно приняла решение об отказе в предоставлении ему социальной поддержки в обеспечении жильем, так как согласно представленным документам размер принадлежащего ему домовладения превышает норму, установленную по Харабалинскому району. Кроме того, заявляя требования. прокурор не оспаривает решение комиссии.

Представитель министерства социального развития и труда Астраханской области Мухтаров А.Х.-М. исковые требования не признал по тем же основаниям, указав, что министерство также не является надлежащим ответчиком по данному спору.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Гурцев М.И. проживает в с.Сасыколи Харабалинского района Астраханской области в принадлежащем ему на праве собственности домовладении по <адрес>.

Постановлением администрации муниципального образования «Сасыкольский сельсовет» от 14.02.2011 № 17 Гурцеву М.И. отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решением Харабалинского районного суда Астраханской области от 19.05.2011 действия администрации МО «Сасыкольский сельсовет» по отказу Гурцеву М.И. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий признаны незаконными, администрация МО «Сасыкольский сельсовет» обязана осуществить постановку Гурцева М.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Во исполнение указанного решения суда постановлением администрации МО «Сасыкольский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области от 31.05.2011 № 34 Гурцев М.И. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ветеран Великой Отечественной войны.

Согласно протоколу комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области за № 105 от 29.02.2012, Гурцеву М.И. отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем. В качестве основания для отказа во включении Гурцева М.И. в состав кандидатов на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем комиссией указано на отсутствие документов, подтверждающих право Гурцева М.И. состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Как указывает прокурор в своем исковом заявлении, решение комиссии является незаконным и подлежит отмене.

Однако, несмотря на предложение суда уточнить требования, прокурор свои требования не уточнил. Таким образом, прокурором заявлены требования об обязательстве комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при наличии не оспоренного решения комиссии от 29.02.2012.

В то же время, поскольку требования заявлены в отношении ветерана ВОВ, суд имеет право выйти за пределы заявленных требований. Это отступление от принципа диспозитивности, связанное с принципом законности, в связи с чем вопрос о правомерности принятого комиссией решения суд вынес на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.

Комиссия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан создана постановлением Правительства Астраханской области от 21.11.2006 г. № 395-П (ред. от 15.10.2009 г.). Она является постоянно действующим координационным органом по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением жилья за счет средств федерального бюджета гражданам, вставшим на учет до 01.01.2005 г., имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Комиссии предоставлено право определять правомерность включения кандидатов в сводный список.

Однако, согласно ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу указанного требования закона, комиссия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан не вправе была давать правовую оценку нуждаемости истца в жилом помещении при наличии вступившего в законную силу судебного акта, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.

Отказ во включении истца в сводный список на получение мер социальной поддержки в этом случае является незаконным.

Прокурором в качестве ответчиков указаны ФИО2 <адрес>, комиссия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, Министерство строительства и дорожного хозяйства ФИО2 <адрес>, Министерство социального развития и труда ФИО2 <адрес>.

Между тем, требования прокурором заявлены к комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан без обоснования материально – правовых требований к иным соответчикам.

В то же время, как было указано, комиссия по обеспечению жильем является постоянно действующим координационным органом по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением жилья за счет средств федерального бюджета.
Комиссия является коллегиальным органом, не является юридическим лицом и не входит в систему органов государственной власти.

В то же время исполнительным органом государственной власти Астраханской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики, нормативное правовое регулирование и координацию деятельности в сфере жилищной политики на территории Астраханской области является Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (Постановление Правительства Астраханской области от 05.03.2005 № 11-П (ред. от 09.02.2012) «О министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области»).

Министерство является юридическим лицом и в рамках своей компетенции на него возложены полномочия по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установленным федеральным законодательством, по обеспечению жильем, осуществление в установленном порядке функции уполномоченного органа по предоставлению гражданам, категории которых установлены федеральным законодательством, социальных выплат за счет средств федерального бюджета.

Исходя из изложенного, прокурором необоснованно заявлены требования к комиссии, в связи с чем в силу указанной ранее возможности отступления от принципа диспозитивности, связанное с принципом законности, суд приходит к выводу, что обязательство по включению инвалида Великой Отечественной войны Гурцева М.И. в список кандидатов на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем на 2012 год следует возложить на министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.

Руководствуясь ст.ст.194,196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области включить инвалида Великой Отечественной войны Гурцева ФИО10 в список кандидатов на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем на 2012 год.

Решение может быть обжаловано, прокурором принесено представление в суд апелляционной инстанции в течение одного месяца.

Судья: