Дело № 2-2446/2021 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 октября 2021 года г.Казань Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Фатхутдиновой Р.Ж., при секретаре Мамажановой Ф.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства образования и науки Республики Татарстан к МАДОУ «Детский сад №317 комбинированного вида» Московского района г.Казани об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности, УСТАНОВИЛ: Министерство образования и науки Республики Татарстан обратилось в суд с иском к МАДОУ «Детский сад №317 комбинированного вида» Московского района г.Казани об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности. В обоснование заявленных требований указано, что МАДОУ «Детский сад №317 комбинированного вида» Московского района г.Казани в настоящее время имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от 28 апреля 2015 года №6328 (серия 16Л01 №0002161). В департамент надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан поступило письмо от 11 декабря 2019 года №3974-Д «О детских садах без положительных заключений». На основании приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан от 13 января 2020 года №42/20-Д «О проведении внеплановой документальной проверки юридического лица - МАДОУ «Детский сад №317 комбинированного вида» Московского района г.Казани в период с 16 января 2020 года по 17 января 2020 года была проведена внеплановая документарная проверка указанной образовательной организации, в ходе которой было выявлено, что в нарушение п.2 ст.40 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. «ж» п.6, п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 №966, в образовательной организации отсутствует положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности. В ходе проверки образовательной организацией представлено санитарно-эпидемиологическое заключение №16.11.20.000.М.002550.09.07 от 26.09.2007 года №0952456, выданное Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан, которым удостоверяется, что здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемое для осуществления образовательной деятельности образовательной организации по адресу: г.Казань, ул.Беломорская, д.79Б не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим нормативам. По результатам проверки был составлен акт проверки лицензирующим органом от 17.01.2020 года №А 42/20-Д, выдано предписание об устранении нарушений от 17.01.2020 года №П 42/20-Д-ЛК (в срок до 10.07.2020 образовательная организация должна была представить отчет о результатах исполнения указанных в предписании требований в Департамент надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ от 17.01.2020 серии ДНКО/пр.№002453. Постановлением судьи Московского районного суда г.Казани от 25.02.2020 по делу №5-63/2020 образовательная организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ и судом назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей. Образовательной организацией в Верховный Суд Республики Татарстан была подана жалоба на постановление Московского районного суда г.Казани от 25.02.2020 по делу №5-63/2020. Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 13.05.2020 по делу №7-461/2020 постановление оставлено без изменения, жалоба заведующего образовательной организации – без удовлетворения. Кроме того, образовательной организацией в Шестой кассационный суд общей юрисдикции г.Самара подана жалоба на вступившее в силу постановление Московского районного суда г.Казани от 25.02.2020 по делу №5-63/2020. Решением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции г.Самара от 14.08.2020 по делу №16-4555/2020 постановление оставлено без изменения, жалоба заведующего образовательной организации – без удовлетворения. Срок исполнения предписания от 17.01.2020 года №П 42/20-Д-ЛК был изменен на основании ходатайства образовательной организации от 15.12.2020 №16 и назначен новый срок до 25.03.2021 года. В соответствии с приказом Министерства от 31.03.2021 года №под-735/21-Д в период с 23.04.2021 по 26.04.2021 в отношении образовательной организации была проведена внеплановая документарная проверка. По результатам проверки было выявлено невыполнение предписания к установленному сроку, составлен акт проверки лицензирующим органом от 26.04.2021 года №А 735/21-Д, выдано предписание об устранении нарушений лицензирующих требований от 26.04.2021 года №П 735/21-Д-ЛК, а также составлен протокол об административном правонарушении от 26.04.2021 года серии ДНКО/пр.№002665, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Мировым судьей судебного участка №7 по Московскому судебному району г.Казани по результату рассмотрения указанного протокола производство по делу в отношении образовательной организации было прекращено на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ. Однако, на основании ч.2 ст.93.1 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в случае неисполнения предписания, указанного в ч.1 настоящей статьи, орган по контролю (надзору) в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ, и запрещает прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, полностью или частично сроком на один год. Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, может быть возобновлен до истечения указанного срока по решению органа по контролю (надзору) в сфере образования в связи с установлением факта исполнения предписания, вновь выданного в соответствии с ч.3 настоящей статьи, или в связи со вступлением в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения. По результатам рассмотрения поступившего уведомления образовательной организации от 21.07.2021 №15 установлен факт неисполнения предписания об устранении нарушений лицензионных требований от 26.04.2021 года №П 735/21-Д-ЛК. Необходимо отметить, что на основании приказа Министерства от 27.08.2021 №под-2124/21-Д «О приостановлении действий лицензии на осуществление образовательной деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №317 комбинированного вида» Московского района г.Казани действие лицензии на осуществление образовательной деятельности от 28.04.2015 года №6328 (серия 16Л01 №0002161), выданной образовательной организации приостановлено до дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии. На основании изложенного, истец просить аннулировать лицензию на осуществление образовательной деятельности от 28.04.2015 года №6328 (серия 16Л01 №0002161), выданную муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №317 комбинированного вида» Московского района г.Казани. Представитель истца в суд не явился, извещен надлежащим образом. Представитель ответчика МАДОУ «Детский сад №317 комбинированного вида» Московского района г.Казани в суд не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, в удовлетворении иска просила отказать, поскольку в настоящее время Роспортребнадзором предоставлена отсрочка выполнения требований, указанных в предписании от 2017 года на срок до 26 сентября 2022 года. В настоящее время детский сад функционирует с количеством 145 детей. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно требованиям абзаца 2 пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. На основании пункта 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. В соответствии со статьей 93.1 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании, в том числе в случае нарушения лицензионных требований к образовательной деятельности и (или) требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, требований к выполнению аккредитационных показателей, орган по контролю (надзору) в сфере образования выдает организации, осуществляющей образовательную деятельность, уполномоченному органу государственной власти или органу местного самоуправления, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев. В случае неисполнения предписания, указанного в части 1 настоящей статьи, орган по контролю (надзору) в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и запрещает прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, полностью или частично сроком на один год. Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, может быть возобновлен до истечения указанного срока по решению органа по контролю (надзору) в сфере образования в связи с установлением факта исполнения предписания, вновь выданного в соответствии с частью 3 настоящей статьи, или в связи со вступлением в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения. В случае вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностному лицу организации, осуществляющей образовательную деятельность, уполномоченному органу государственной власти либо органу местного самоуправления и (или) должностному лицу такого органа за неисполнение предписания, указанного в части 1 настоящей статьи, орган по контролю (надзору) в сфере образования вновь выдает предписание об устранении ранее не устраненного нарушения. Срок исполнения вновь выданного предписания не может превышать три месяца. Согласно пункту 2 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления следующих видов деятельности. Судом установлено, что МАДОУ «Детский сад №317 комбинированного вида» Московского района г.Казани имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от 28 апреля 2015 года №6328 (серия 16Л01 №0002161). 26 сентября 2017 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан МАДОУ «Детский сад №317 комбинированного вида» Московского района г.Казани выдано предписание об устранении выявленных нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в срок до 26 сентября 2018 года. В департамент надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан поступило письмо от 11 декабря 2019 года №3974-Д «О детских садах без положительных заключений». На основании приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан от 13 января 2020 года №42/20-Д «О проведении внеплановой документальной проверки юридического лица - МАДОУ «Детский сад №317 комбинированного вида» Московского района г.Казани в период с 16 января 2020 года по 17 января 2020 года была проведена внеплановая документарная проверка указанной образовательной организации, в ходе которой было выявлено, что в нарушение п.2 ст.40 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. «ж» п.6, п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 №966, в образовательной организации отсутствует положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности. В ходе проверки образовательной организацией представлено санитарно-эпидемиологическое заключение №16.11.20.000.М.002550.09.07 от 26.09.2007 года №0952456, выданное Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан, которым удостоверяется, что здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемое для осуществления образовательной деятельности образовательной организации по адресу: г.Казань, ул.Беломорская, д.79Б не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим нормативам. По результатам проверки был составлен акт проверки лицензирующим органом от 17.01.2020 года №А 42/20-Д, выдано предписание об устранении нарушений от 17.01.2020 года №П 42/20-Д-ЛК (в срок до 10.07.2020 образовательная организация должна была представить отчет о результатах исполнения указанных в предписании требований в Департамент надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ от 17.01.2020 серии ДНКО/пр.№002453. Постановлением судьи Московского районного суда г.Казани от 25.02.2020 года по делу №5-63/2020 образовательная организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей. Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 13.05.2020 по делу №7-461/2020 постановление Московского районного суда г.Казани от 25.02.2020 года оставлено без изменения, жалоба МАДОУ «Детский сад №317 комбинированного вида» Московского района г.Казани – без удовлетворения. Решением Шестого кассационного суда общей юрисдикции г.Самара от 14.08.2020 года по делу №16-4555/2020 постановление Московского районного суда г.Казани от 25.02.2020 года оставлено без изменения, жалоба МАДОУ «Детский сад №317 комбинированного вида» Московского района г.Казани – без удовлетворения. На основании ходатайства МАДОУ «Детский сад №317 комбинированного вида» Московского района г.Казани от 15.12.2020 №16 срок исполнения предписания от 17.01.2020 года №П 42/20-Д-ЛК был изменен, назначен новый срок до 25.03.2021 года. В соответствии с приказом Министерства от 31.03.2021 года №под-735/21-Д в период с 23.04.2021 по 26.04.2021 в отношении образовательной организации была проведена внеплановая документарная проверка. По результатам проверки было выявлено невыполнение предписания к установленному сроку, составлен акт проверки лицензирующим органом от 26.04.2021 года №А 735/21-Д, выдано предписание об устранении нарушений лицензирующих требований от 26.04.2021 года №П 735/21-Д-ЛК, а также составлен протокол об административном правонарушении от 26.04.2021 года серии ДНКО/пр.№002665, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка №7 по Московскому судебному району г.Казани от 25 мая 2021 года прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении МАДОУ «Детский сад №317 комбинированного вида» Московского района г.Казани на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ. По результатам рассмотрения поступившего уведомления МАДОУ «Детский сад №317 комбинированного вида» Московского района г.Казани от 21.07.2021 года №15 установлен факт неисполнения предписания об устранении нарушений лицензионных требований от 26.04.2021 года №П 735/21-Д-ЛК. Решением Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 22 сентября 2021 года МАДОУ «Детский сад №317 комбинированного вида» Московского района г.Казани предоставлена отсрочка исполнения пунктов №1,2 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 26 сентября 2017 года до 26 сентября 2022 года. Таким образом, принимая во внимание, что решением Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 22 сентября 2021 года изменен срок устранения выявленных нарушений обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, указанных в предписании от 26 сентября 2017 года, до 26 сентября 2022 года, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Министерства образования и науки Республики Татарстан об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности МАДОУ «Детский сад №317 комбинированного вида» Московского района г.Казани. Между тем, суд считает необходимым отметить, что аннулирование лицензии как крайняя мера применяется лишь в самых исключительных случаях, когда использование иных средств воздействия на нарушителя не способно привести к исправлению ситуации. Аннулирование лицензии по своей правовой природе не считается административным наказанием, а представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в исключительных случаях, когда это вызывает необходимость защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц. Такая правовая позиция была сформулирована в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". Любые меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом характера нарушения, их последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий. Соответствующая правовая позиция такие изложена в информационном письме ВАС РФ N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие". Дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов лицензиата является судебный порядок аннулирования лицензии, в рамках которого судом проверяется наличие достаточных оснований для применения к нарушителю такой крайней меры ответственности. Образовательная деятельность является особенной, касается реализации конституционных прав множества людей, в частности, учащихся, их родителей и опекунов, учителей и иных лиц. Аннулирование лицензии является крайней мерой в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, которая используется только в самых крайних случаях, когда для этого имеются достаточные основания. Она может быть применена судом только после того, как лицензиат уже был предупрежден, привлечен к административной ответственности, ему было вновь выдано предписание об устранении нарушения, но все же не устранил допущенные им нарушения. Между тем, как указано выше, МАДОУ «Детский сад №317 комбинированного вида» Московского района г.Казани предоставлена отсрочка исполнения пунктов №1,2 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 26 сентября 2017 года до 26 сентября 2022 года. Вопиющих нарушений учреждением, которыми становится совершенно очевидной необходимость аннулирования лицензии, судом не установлено, а истцом не доказано. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Министерства образования и науки Республики Татарстан к МАДОУ «Детский сад №317 комбинированного вида» Московского района г.Казани об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме через Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан. Судья Фатхутдинова Р.Ж. |