ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2447/19 от 14.05.2019 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-2447/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Барнаула в составе

председательствующего Малешевой Л.С.

при секретаре Губенко М.А.

с участием прокурора Овчиниковой С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Поксеваткина ФИО10 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Министерству транспорта Алтайского края о признании приказа незаконным, восстановлении на работе, взыскании сумм, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам, указывая на то, что в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО3 края, а также в организациях, правопреемником которого является Министерство, истец работал с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в должности заместителя начальника отдела транспорта управления по транспорту и дорожному хозяйству с ДД.ММ.ГГГГ ( распоряжение о назначении -р от ДД.ММ.ГГГГ). Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС он был незаконно уволен в связи с сокращением должности государственной гражданской службы ФИО3 края. Увольнение считает незаконным. Нарушен порядок увольнения, предусмотренный ст.31 Закона «О государственной гражданской службе». В отношении него продолжаются дискриминационные действия со стороны руководителя ФИО6 и других должностных лиц, связанные с тем, что истец неоднократно оспаривал многочисленные нарушения законодательства, совершенные ими, что подтверждается решением Центрального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционным определением ФИО3 краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, и просил провести служебные проверки по поводу незаконных действий должностных лиц Минстроя.

Истцу в нарушение указанного Федерального закона предлагались нижестоящие должности, с более низкой заработной платой, хотя на момент увольнения имелись вакантные должности гражданской службы соответствующей категории. Кроме того, все сокращаемые государственные служащие были переведены и трудоустроены в Министерство транспорта ФИО3 края, за исключением истца. Незаконными действиями работодателя истцу причинен моральный вред. Кроме того, в день увольнения, в нарушение ст.140 Трудового кодекса РФ, окончательный расчет с истцом не был произведен, выплата осуществлена частично, расчет произведен только ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, истцу не выплачена компенсация в сумме ..... за работу в выходные и праздничные дни по приказам о дежурстве в выходные и праздничные дни от 2013 года, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. В порядке ст.395 ГК РФ подлежат уплате проценты за пользование чужими денежными средствами, на день обращения в суд сумма которых составляет ..... В связи с незаконным увольнением подлежит выплате средний заработок за время вынужденного прогула. Просит признать незаконным приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС, восстановить его на работе в должности заместителя начальника отдела транспорта управления по транспорту Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО3 края, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула по день восстановления на работе, компенсацию морального вреда в сумме ....

В последующем истец уточнил требования, в окончательном варианте ( том 2 л.д.16-17), просит признать незаконным приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС, восстановить его на работе в должности заместителя начальника отдела транспорта управления по транспорту Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО3 края, или обязать Министерство транспорта АК предоставить истцу для замещения должность заместителя начальника отдела или консультанта ( в соответствии с оплатой не ниже ведущей группы должностей государственной службы ФИО3 края), взыскать средний заработок за время вынужденного прогула по день восстановления на работе ( на ДД.ММ.ГГГГ сумма ....), компенсацию морального вреда в сумме ....., заработную плату за работу в выходные и праздничные дни в сумме .... коп., компенсацию за задержку выплаты заработной платы в силу ст.236 ТК в сумме .... копеек.

Определением Центрального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования о взыскании заработной платы за работу в выходные и праздничные дни по приказу 2013 года в сумме ....., и процентов за несвоевременную выплату в сумме ....., связанный с данной компенсацией, выделены в отдельное производство.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Считает, что была нарушена процедура увольнения, увольнение произведено фактически за один день, не предложены вакантные должности в соответствии с его квалификацией и категорией. Никакие должности ему фактически не предлагались, он только уведомлялся о наличии вакантных должностей, которое не содержало предложение выразить согласие на занятие какой-либо должности. Он имел преимущественное право перед иными работниками на занятие должностей в Министерстве транспорта АК- консультанта отдела правовой и кадровой работы Министерства транспорта АК, и консультанта отдела документационной и организационной работы Минтранспорта АК, с учетом наличия двух высшей образований, грамот, благодарностей, поощрений, неоднократных повышений квалификации, стажа государственной службы. Кроме того, должность заместителя начальника отдела транспорта управления государственной политики в области транспорта и дорожного хозяйства Министерства транспорта АК была вакантна, и вакантна на момент рассмотрения дела. Он выполнял те же функции, что определены в должностном регламенте указанной должности, в связи с чем, данная должность должна была быть ему предложена, чего сделано не было. Полагает, что штатные расписания в установленном порядке указанных Министерств не были утверждены, не соблюден приказ о проведении реогранизационно штатных мероприятий. Все работники, подлежащие сокращению, были переведены в Министерство транспорта АК, кроме него. Полагает, что это является дискриминацией труда в отношении него.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства требования истца не признала в полном объеме по доводам, изложенным в письменных отзывах. Считает, что порядок и процедура увольнения по сокращению штата были соблюдены. В связи с отсутствием в Министерстве вакантных должностей, соответствующих квалификации, группе и категории занимаемой Поксеваткиным должности, ему были предложены соответствующие должности в иных государственных органах, однако истец отказался от их замещения. Должность, занимаемая Поксеваткиным Н.Ю., относилась к группе ведущих должностей категории «руководитель». В должностных регламентах и служебном контракте имеется описка в указании категории, ошибочно указана категория «специалист», в то время как должность отнесена к категории «руководитель».

Представитель ответчика Министерства транспорта АК требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве. Полагает, что поскольку в соответствии с Постановлениями Правительства АК Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства не было упразднено, а Министерство транспорта является вновь созданным органом, у Министерства транспорта отсутствовала обязанность предлагать Поксеваткину Н.Ю. какие-либо должности. Вместе с тем, ему предлагались должность по категории «специалист», от которой он отказался. Должность заместителя начальника отдела транспорта управления государственной политики в области транспорта и дорожного хозяйства Министерства транспорта АК на ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время вакантна, однако для занятия данной должности необходимо наличие высшего профильного образования в области транспорта, поэтому истец не вправе претендовать на нее в связи с отсутствием соответствующего образования.

Представитель 3-его лица администрации Губернатора АК и Правительство Алтайского края в судебное заседание не явились, о дне слушания уведомлены, представлен письменный отзыв, в котором указано на то, что принятым решением права не затрагиваются.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, заключение прокурора об отсутствии правовых оснований для восстановления на работе истца и признании приказа незаконным, суд приходит к следующим выводам.

Применительно к рассматриваемому делу регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется не только Трудовым кодексом РФ, но и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной гражданской службы Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Как установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривается сторонами, распоряжением начальника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства ФИО3 края (далее – Главное управление) от 10.01.2014г. -р Поксеваткин Н.Ю. в порядке перевода с 01.01.2014г. назначен на ведущую должность государственной гражданской службы ФИО3 края – заместителем начальника отдела транспорта управления по транспорту и дорожному хозяйству Главного управления.

На основании указанного распоряжения 10.01.2014г. Главным управлением с Поксеваткиным Н.Ю. был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы ФИО3 края и замещении должности государственной гражданской службы ФИО3 края.

Впоследствии 17.03.2014г. и 27.12.2016г. к данному служебному контракту заключались дополнительные соглашения, в том числе в связи с переименованием Главного управления с 01.01.2017г. в Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства ФИО3 края (далее – Министерство) на основании статьи 2 Закона ФИО3 края от 02.09.2015г. -ЗС «О системе органов исполнительной власти ФИО3 края, Постановления Администрации ФИО3 края от 26.08.2016г. «Об органах исполнительной власти ФИО3 края».

На основании постановления Правительства Алтайского края от 16.10.2018 № 392 «Об органах исполнительной власти Алтайского края», действующего в редакции постановления Правительства Алтайского края от 14.11.2018 №419 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 16.10.2018 № 392», Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (сокращенное наименование - Минстройтранс Алтайского края) с 25.12.2018 было переименовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (сокращенное наименование - Минстрой Алтайского края).

Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края утверждено указом Губернатора Алтайского края от 20.12.2018 № 214, вступившим в силу 24.12.2018.

Указанными нормативными актами предусмотрено также создание иных органов исполнительной власти Алтайского края, в том числе Министерства транспорта Алтайского края, и передача ему функции Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в области транспорта и дорожного хозяйства. При этом данными нормативными правовыми актами определено, что вновь созданные органы исполнительной власти, которым переданы функции иных органов исполнительной власти Алтайского края в соответствии с данными постановлениями, являются их правопреемниками в пределах переданных полномочий.

Министерство транспорта Алтайского края (далее - «Минтранс Алтайского края») создано 28.11.2018.

Указом Губернатора Алтайского края от 20.11.2018 № 187 утверждено Положение о Минтрансе (вступило в действие с 24.12.2018).

Положением о Министерстве транспорта Алтайского края, утвержденным указом Губернатора Алтайского края от 20.11.2018 № 187, данному министерству переданы функции Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края по участию в проведении государственной политики в области транспорта, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организации дорожного движения на территории Алтайского края.

Распоряжением Правительства Алтайского края от 14.01.2019 № 5-к установлена предельная штатная численность Министерства в количестве 31 штатной единицы.

Штатное расписание Министерства транспорта АК 23.01.2019 было согласовано департаментом Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам государственной службы и кадров.

Приказом Министерства транспорта АК от 23.01.2019 № 1-ш штатное расписание введено в действие с 01.02.2019.

Штатное расписание Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства АК было согласовано департаментом Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам государственной службы и кадров 27.12.2018 года, введено в действие с 01.02.2019 года.

В связи с указанным, и передачей части функций от одного государственного органа во вновь созданный орган, в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, произошло сокращение должностей государственной гражданской службы, в том числе и должности истца.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ-лс года истец был освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ на основании п.8.5 ч.1 ст.37 Закона -Фз в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.

Порядок увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей гражданской службы установлен ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон №79-ФЗ).

По пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Данный перечень возможностей продолжения государственных служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей является исчерпывающим.

Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Поксеваткин Н.Ю. был уведомлен Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства АК ( в настоящее время Минстрой АК) о предстоящем сокращении в связи с упразднением Минстройтранса, а также о том, что ему в установленном порядке будет предложена для замещения должность в государственном органе, которому буду переданы упраздняемые функции с учетом категории и группы замещаемой истцом должности, уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, а также стажа службы, о чем свидетельствует роспись Поксеваткина Н.Ю. на уведомлении.

ДД.ММ.ГГГГ истцу было вручено вновь уведомление Министерства о сокращении его должности в связи с передачей функций в области транспорта и дорожного хозяйства вновь образуемому Министерству транспорта АК и о предложении ему в установленном порядке при наличии вакантных должностей с учетом категории и группы замещаемой истцом должности, уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, а также стажа службы. В данном уведомлении отражено, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу.

Увольнение истца произведено ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд полагает, что в данном случае соблюден двухмесячный срок, предусмотренный для уведомления работника о предстоящем сокращении.

В силу части 5 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что должность, занимаемая истцом, отнесена к ведущей группе должностей государственной гражданской службы ФИО3 края категории «Руководитель».

Из материалов дела и личного дела государственного служащего следует, что Поксеваткин Н.Ю. имеет высшее образование квалификации «Инженер-электрик» по специальности «Электроснабжение промышленных предприятий» и высшее юридическое образование квалификация « юрист» по специальности «Юриспруденция», стаж государственной гражданской службы более 21 года, классный чин советник государственной гражданской службы ФИО3 края 1 класса (с ДД.ММ.ГГГГ), пройдены курсы повышения квалификации: по теме «Реформа местного самоуправления в РФ: направления и проблемы проведения» 72 часа, «Управление закупками продукции для государственных и муниципальных нужд» 80 часов, «Актуальные вопросы организации государственной и гражданской службы и противодействие коррупции в органах государственной власти» 36 часов, «Актуальные вопросы реализации законодательства о противодействии коррупции в системе органом местного самоуправления» 24 часа, «Изменения и дополнения в сфере управления закупками товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», сертификат пользователя правовой системы «Консультант плюс», а также истец имеет награды и поощрения- Почетная грамота управления АК по транспорту, дорожному хозяйству и связи за многолетний и добросовестный труд в отрасти автомобильного транспорта ФИО3 края и в связи с профессиональным праздником Днем работников автомобильного транспорта 2009 г., Благодарственное письмо Министерства за активное участие в ХIV краевой Спартакиаде государственных служащих Алтая, II командное место по шахматам 2017 год, кроме того имел неоднократные денежные поощрения в виде денежной премии (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

В Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства в период с ДД.ММ.ГГГГ и на день увольнения истца отсутствовали вакантные должности государственной гражданской службы, соответствующие группе и категории должности, которые занимал истец.

У ответчика отсутствовала обязанность предлагать истцу должности государственной гражданской службе, относящиеся к иным категориям и группам должностей государственной службы.

Вместе с тем, ему была предложена вакантная на ДД.ММ.ГГГГ должность государственной гражданской службы ФИО3 края – главного специалиста отдела организации закупок и договорной работы управления правового и документационного обеспечения Министерства, которая отнесена к старшей группе должностей категории «Специалисты», что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ/п/17115, от замещения которой истец отказался, полагая, что ему не предложена должность с учетом категории и группы замещаемой им должности.

Судом установлено, что иных вакантных должностей, соответствующих категории и группе должности истца, в период проведения сокращения штата в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства АК не имелось.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства АК воспользовавшись правом, предусмотренным ч.5 ст.31 указанного закона, ДД.ММ.ГГГГ предложило истцу имеющиеся вакантные должности государственной гражданской службы в иных органах.

Так, истцу были предложены должности ( в том числе по категории «руководитель»): заместителя начальника отдела правотворческой работы управления по правовым и кадровым вопросам министерства социальной защиты ФИО3 края; начальника сектора государственных закупок Министерства цифрового развития и связи ФИО3 края; главного специалиста отдела методологического сопровождения закупочной деятельности заказчиков Министерства экономического развития ФИО3 края; ведущего специалиста отдела правового обеспечения Управления государственной охраны объектов культурного наследия ФИО3 края; ведущего специалиста отдела мониторинга закупок для обеспечения государственных нужд Министерства экономического развития ФИО3 края; ведущего специалиста отдела лицензирования Министерства здравоохранения ФИО3 края.

Кроме того, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, Минстроем ФИО3 края, с учетом письма Министерства транспорта ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ/ПА/277, истцу предложена для замещения старшая должность государственной гражданской службы ФИО3 края – главный специалист отдела документационной и организационной работы Министерства транспорта ФИО3 края

Уведомления вручены истцу ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется подпись истца, и запись, выполненная Поксеваткиным Н.Ю. о том, что в нарушение ст.31 ФЗ-79, ему не предложена должность ведущей группы – заместитель начальника отдела или консультанта. ( л.д.78-79, 80 том 1).

Таким образом, истцом не выражено согласие на занятие какой-либо должности из предложенных.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что процедура увольнения истца в связи с сокращением штата была соблюдена.

Ссылаясь на незаконность увольнения, истец обосновывает свои требования также тем, что он имел преимущественное право на замещение должностей государственной гражданской службы в Министерстве транспорта ФИО3 края - консультанта отдела правовой и кадровой работы Министерства транспорта АК, и консультанта отдела документационной и организационной работы Минтранспорта АК.

Согласно части 4 ст.31 ФЗ-79 преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Исходя из смысла действующего законодательства, преимущественное право на замещение должности гражданской службы гражданин имеет по той же группе и категории, которую он занимал по сокращаемой должности.

Исходя из представленных в материалы дела должностных регламентов должностей государственной гражданской службы - консультанта отдела правовой и кадровой работы Министерства транспорта АК, и консультанта отдела документационной и организационной работы Минтранспорта АК, данные должности относятся к ведущей группе, категории «Специалист», в то время как должность истца, от которой он был освобожден в связи с сокращением штата, относилась к ведущей группе государственной должности ФИО3 края категории «Руководитель».

С учетом данных обстоятельств, доводы истца о его преимущественном праве на замещение указанных должностей, суд считает несостоятельными.

Проверяя доводы истца о наличии его права на замещение вакантной на день увольнения должности государственной гражданской службы - заместителя начальника отдела транспорта управления государственной политики в области транспорта и дорожного хозяйства Министерства транспорта ФИО3 края, суд приходит к следующему.

Данная должность содержится в штатном расписании Министерства транспорта ФИО3 края, введенном в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Министром транспорта ФИО3 края ФИО7 утвержден должностной регламент начальника отдела транспорта управления государственной политики в области транспорта и дорожного хозяйства Министерства транспорта ФИО3 края.

В соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы ФИО3 края, указанная должность отнесена к группе ведущих должностей государственной гражданской службы ФИО3 края категории «Руководители».

Областью профессиональной служебной деятельности гражданского служащего является – регулирование транспортного комплекса. К видам профессиональной деятельности отнесено: регулирование в сфере гражданской авиации, регулирование в сфере внутреннего водного транспорта, регулирование в сфере железнодорожного транспорта.

Должностным регламентом установлены квалификационные требования для замещения должности заместителя начальника отдела транспорта управления государственной политики в области транспорта и дорожного хозяйства Министерства транспорта ФИО3 края – в том числе, высшее образование по специальности, направлению подготовки: «Технология транспортных процессов», «Организация и безопасность движения», «Автомобили и автомобильное хозяйство» или иные специальности и направления подготовки в области транспорта ( автомобильного, авиационного, внутреннего водного, железнодорожного) для которых законодательством об образовании РФ установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки.

В соответствии с п.7,8 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего (далее - должностной регламент) могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы. Федеральным государственным органом по управлению государственной службой в целях оказания государственным органам методологической помощи формируется справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.

В соответствии с общими квалификационными требованиями для замещения должностей государственной гражданской службы в области профессиональной служебной деятельности регулирование транспортного комплекса (п.18), указанными в Справочнике квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы, разработанным Министерством труда и социального развития РФ, указаны рекомендуемые специальности, направления подготовки: "Юриспруденция", "Экономика и управление" или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки.

В силу ст.47 указанного закона профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования для замещения должности гражданской службы;

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Таким образом, наниматель вправе самостоятельно устанавливать определенные квалификационные требования к замещаемой должности государственной гражданской службы. Указанный выше справочник носит рекомендательный характер, исходя из смысла вышеизложенных требований закона.

Судом установлено, что для замещения должности государственной гражданской службы заместителя начальника отдела транспорта управления государственной политики в области транспорта и дорожного хозяйства Министерства транспорта ФИО3 края необходимо наличие высшего образования по специальности, направлению подготовки: «Технология транспортных процессов», «Организация и безопасность движения», «Автомобили и автомобильное хозяйство» или иные специальности и направления подготовки в области транспорта ( автомобильного, авиационного, внутреннего водного, железнодорожного) для которых законодательством об образовании РФ установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки.

Истец соответствующего образования не имеет, в связи с чем, не вправе претендовать на замещение указанной должности.

Анализируя в совокупности представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании приказа об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ-лс, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда в связи с незаконным увольнением. Не подлежат удовлетворению требования истца обязать Министерство транспорта АК предоставить истцу для замещения должность заместителя начальника отдела или консультанта ( в соответствии с оплатой не ниже ведущей группы должностей государственной службы ФИО3 края), поскольку данная обязанность в силу закона не предусмотрена, это является правом нанимателя, а не обязанностью, т.к. истец в трудовых отношениях с данным ответчиком не состоял.

Разрешая требования истца о взыскании в его пользу компенсации за не своевременную выплату суммы в связи с сокращением занимаемой должности в размере 4-х окладов, несвоевременной оплате заработной платы за работу в выходные и праздничные дни, в пределах заявленных, с учетом требований ст.196 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Судом достоверно установлено, что в день увольнения ДД.ММ.ГГГГ, расчет с истцом в полном объеме произведен не был.

Компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренная ч.3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ, в сумме .... копеек на счет Поксеваткина Н.Ю. была перечислена только ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением и не оспаривается сторонами.

Также судом установлено, что в период рассмотрения дела, истцу перечислена заработная плата за работу в выходные и праздничные дни ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в сумме .... ( удержан и перечислен НДФЛ ....

Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Поскольку ответчиком - Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО3 края были надлежащим образом исполнены обязательства по выплате истцу заработной платы и иных предусмотренных выплат при увольнении, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании с ответчика денежной компенсации.

Судом признается верным как методологический, так и арифметический расчет истца, представленный в материалы дела, с учетом уточнений расчетов и требований.

Компенсация за задержку суммы в размере ....

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за задержку выплат в размере ....

В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме, определяемой соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 апреля 2011 года N 538-О-О указал, что ч. 2 ст. 237 ТК РФ направлена на создание правового механизма, обеспечивающего работнику судебную защиту его права на компенсацию наряду с имущественными потерями, вызванными незаконными действиями или бездействием работодателя, физических и нравственных страданий, причиненных нарушением трудовых прав.

Поскольку судом установлен факт нарушения трудовых прав истца, выразившийся в нарушении правильного начисления и своевременной выплаты заработной платы и компенсации, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для компенсации морального вреда.

Учитывая факт нарушения работодателем трудовых прав работника, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, объем и характер причиненных работнику нравственных страданий, степень вины работодателя ( в том числе выплату заработной платы за работу в выходные и праздничные дни только 01.04.2019 года), а также требования разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме ....

При установленных обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению в указанной части.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО3 края в пользу Поксеваткина ФИО11 денежную компенсацию за задержку выплат по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме ..... и компенсацию морального вреда в сумме ....

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Л.С. Малешева

УИД: 22RS0-20