ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2448/2017 от 25.05.2017 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ******

в производстве Октябрьского районного суда <адрес>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А., при секретаре ФИО2, с участием представителя истца ФИО5, представителя ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, признании права на выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ :

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просила признать за ней право на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения согласно накопительно-ипотечной системе военнослужащих, признать незаконным решение Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******ис об отказе в выплате ФИО1 денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения согласно накопительно-ипотечной системе военнослужащих, и обязать ответчика устранить допущенное нарушение прав в виде принятия решения о выплате дополнительных денежных средств ФИО1 в размере 2455 151 руб. 00 коп.

В обоснование иска ФИО1 указала, что ДД.ММ.ГГГГ ею заключен контракт о прохождении военной службы в Министерстве обороны РФ (приказ командира в/ч <адрес><адрес>№ ****** от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа командира в/ч № ******№ ****** в период прохождения военной службы истец была включена в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, истцу было выдано свидетельство о праве участника накопительно-ипотечной системы на получение целевого жилищного займа. В марте 2014 г. истец воспользовалась своим правом на военную ипотеку и, оформив документы надлежащим образом, получила ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о праве участника НИС жилищного обеспечения военнослужащих на получение целевого жилищного займа серия № ******№ ******. На 01.0.2014 г. сумма накоплений составила 1015 656 руб. ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» заключен договор целевого жилищного займа. Согласно вышеуказанного договора истцу предоставлен целевой жилищный заем в размере 1054 506 руб. 00 коп. для уплаты первоначального взноса в целях приобретения жилого помещения по договору купли-продажи в собственность истца с использованием ипотечного кредита по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ приказом № ****** командира войсковой части № ****** истец досрочно уволена в запас по семейным обстоятельствам в звании прапорщика. Общая продолжительность военной службы 10 лет 05 дней. ДД.ММ.ГГГГ истцом написан рапорт о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения. ДД.ММ.ГГГГ исходящим письмом № ******командира войсковой части № ****** в адрес руководителя ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации был направлен список для исключения истца из реестра участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ ******ис ответчик сообщил истцу об отказе в выплате дополнительных денежных средств со ссылкой на то, что она реализовала право на жилище посредством реализации государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета. ФИО3 получил государственный жилищный сертификат в размере 1536 000 руб. на себя и членов семьи (жена-ФИО1 и сын ФИО4). В связи с чем была приобретена квартира в <адрес>, площадью 67,7, по 1/3 доли в пользу каждого из членов семьи истца. ДД.ММ.ГГГГ<адрес> была продана. При продаже квартиры по сертификату по <адрес> истец отказалась от доли в квартире по <адрес> пользу несовершеннолетнего сына ФИО4 Реализация ее супругом государственного жилищного сертификата на семью из трех человек ДД.ММ.ГГГГ не привела к реализации права на жилище самой военнослужащей ФИО1 В противном случае истец с 2012 г. утратила бы право оставаться в реестре участников накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих на получение целевого жилищного займа и ей ДД.ММ.ГГГГ не было бы выдано свидетельство о праве участника НИС 1406 № ******.

В судебном заседании представитель истца ФИО5 на иске настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнении, в которых указал, что существенным и юридически значимым является то, что право военнослужащего на участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих не поставлено в зависимость от его нуждаемости в жилом помещении или от обеспеченности военнослужащего и (или) членов его семьи жилым помещением по договору социального найма или от наличия в собственности у него и (или) у членов его семьи жилого помещения. Для того, чтобы стать участником НИС, военнослужащему достаточно относиться к одной из 17 категорий, указанных в примечании к Приложению № ****** Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******. В соответствии с действующим законодательством каких-либо правовых оснований для отказа ФИО1 в выплате дополнительных денежных средств, как участнику НИС, в рассматриваемом случае не имеется. Приведенные ответчиком в обоснование отказа ФИО1 в выплате дополнительных денежных средств, как участнику НИС, нормы материального права регулируют вопросы реализации жилищных прав военнослужащими, не относящимися к категории участников НИС, а подлежащих обеспечению жильем иным способом, а потому какого-либо отношения к истцу, реализующему свое субъективное право на жилье посредством участия в НИС, не имеют.

Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Тарасов И.В. в удовлетворении иска просил отказать по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, пояснил, что ФИО1 являлась супругой ФИО3 По данным единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, ФИО3 с составом семьи три человека обеспечены по линии Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением путем получения государственного жилищного сертификата № ******№ ****** от ДД.ММ.ГГГГ, который был реализован путем приобретения ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения в <адрес> по адресу: <адрес>, общей площадью 67,7 кв.м. ФИО1 реализовала права на жилище по линии Министерства обороны Российской Федерации как член семьи военнослужащего. ФИО1 не может быть обеспечена одновременно жилым помещением в двух формах, а именно как член семьи военнослужащего и как участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. ФИО1 была включена в реестр участников НИС по 03 категории, регистрационный номер – № ******, дата возникновения основания для включения в реестр участников НИС -ДД.ММ.ГГГГФИО1 подлежит исключению из реестра участников НИС в связи с тем, что государство в лице Министерства обороны Российской Федерации выполнило перед ФИО3 и членами его семьи, в том числе и перед ФИО1, обязательства по обеспечению жилыми помещениями в полном объеме, права на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения у ФИО1 отсутствуют. На момент предоставления государственного жилищного сертификата ФИО3 с учетом члена семьи ФИО1 в адрес ФГКУ «Центррегионжилье» не были представлены сведения о том, что ФИО1 являлась участником НИС, в противном случае государственный жилищный сертификат ФИО3 был бы предоставлен без учета члена семьи, являющегося участником НИС, подлежащего обеспечению жильем в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Поскольку Федеральный закон «О статусе военнослужащих» возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по обеспечению военнослужащего жилым помещением только один раз, и такую обязанность перед ФИО1 государство выполнило, последняя не вправе претендовать на повторное обеспечение жилым помещением, в том числе путем получения денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, вследствие чего действия ФГКУ «Центррегионжилье» являются полностью законными и не нарушают прав ФИО1

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 проходила военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказом начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, исключена из списков личного состава воинской части всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ Общая продолжительность военной службы истца на момент увольнения в календарном исчислении составила 10 лет 00 месяцев 05 дней.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 была включена в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерства обороны Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГФИО1 выдано свидетельство о праве участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих на получение целевого жилищного займа серии № ******№ ******.

При этом, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратилась с рапортом к командиру войсковой части № ****** о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, Согласно свидетельству о праве участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих на получение целевого жилищного займа серии № ******№ ******ФИО1 является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и имеет право на получение целевого жилищного займа в соответствии с Правилами предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1015 656 руб. 07 коп.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 (Заемщик) и ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (Заимодавец) был заключен договор целевого жилищного займа, предоставляемого участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту.

Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ ******ФИО1 отказано в выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения. Основанием принятия указанного решения послужило то, что военнослужащему ФИО3ДД.ММ.ГГГГ был выписан государственный жилищный сертификат № ******№ ****** на состав семьи 3 человека, в том числе супругу – ФИО1 Данный сертификат ДД.ММ.ГГГГ был реализован путем приобретения жилого помещения в <адрес>.

Не согласившись с указанным решением, истец обратилась в суд с настоящим иском.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, с ДД.ММ.ГГГГФИО1 является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>.

Кроме того, супруг истца ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 (ранее 2002-2010) годы по Министерству обороны Российской Федерации, с составом семьи: ФИО1 (супруга), ФИО4 (сын) включен в реестр граждан-получателей государственных жилищных сертификатов.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № ******№ ****** от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выдаче ФИО3 государственного жилищного сертификата на получение жилья в <адрес>.

ФИО3 в соответствии с условиями подпрограммы за счет средств федерального бюджета предоставлена социальная выплата в размере 1576 800 руб. для приобретения жилого помещения на территории <адрес>, что подтверждается государственным жилищным сертификатом серии № ******№ ****** от ДД.ММ.ГГГГ

При этом, по материалам учетного дела, установлено, что при реализации ФИО3 права на получение государственного жилищного сертификата с учетом состава семьи, втом числе истца по настоящему делу, войсковой частью № ****** выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** прапорщику ФИО1 в том, что она в реестре участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных сил РФ не состоит. При этом непосредственно этой же военной частью сведения о внесении записи в реестр о включении военнослужащего выполнены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается личной карточкой участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих ФИО1

В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 - 19 настоящей статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В развитие ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», которым установлены правовые, организационные, экономические и социальные основы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством:

1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений;

2) предоставления целевого жилищного займа;

3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).

В силу ч. 2 указанной статьи выплата денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее – дополнительные денежные средства) производится

1) участникам накопительно-ипотечной системы, указанным в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, при общей продолжительности военной службы от десяти до двадцати лет;

2) членам семей участников накопительно-ипотечной системы в случаях, предусмотренных частью 1 (с учетом части 3) статьи 12 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ)

3) участникам накопительно-ипотечной системы, указанным в пункте 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

При этом, как прямо указано в абз. 2 п. 15 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих», на военнослужащих, являющихся участниками НИС жилищного обеспечения военнослужащих, и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16-19 данной статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 этого закона, которые регламентируют возможность обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей в иных, чем НИС, формах.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.

Как указано, ФИО1 была обеспечена жилым помещением как член семьи военнослужащего ФИО3 Включение её в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерства обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ противоречило положениям абз. 2 п. 15 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих».

Факт отчуждения жилого помещения, приобретенного посредством реализации государственного жилищного сертификата, не предоставляет права на повторную реализацию права на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны РФ.

Тем самым, будучи обеспеченной в качестве члена семьи военнослужащего за счет государства по линии Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением по установленным нормам в рамках одной из предусмотренных форм обеспечения, ФИО1, претендуя на очередное бесплатное получение денежных средств посредством накопительно-ипотечной системы, фактически поставила вопрос об улучшении жилищных условий с предоставлением ей денежных средств для приобретения еще одного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, только в иной форме.

Включение истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерства обороны Российской Федерации приведет к сверхнормативному неосновательному обеспечению её жилым помещением, что Законом не предусмотрено.

Довод истца о том, что реализация супругом государственного жилищного сертификата на семью из трех человек не привела к реализации права на жилище самой ФИО1 судом отклоняется, поскольку согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом, отчуждение жилого помещения по адресу: <адрес>, правового значения не имеет, истцом ФИО1 осуществлена реализация своего права на жилищное обеспечение, согласно ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Поскольку закон и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие сферу жилищного обеспечения военнослужащих, не допускают возможность предоставления им жилых помещений по нескольким основаниям, суд считает, что ФИО1 не имеет права на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих-участников накопительно-ипотечной системы, в связи с чем в удовлетворении иска ФИО1 отказывает.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, признании права на выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, возложении обязанности, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья Н.А. Бабкина