Дело № 2-244/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Гуляевой Т.С.
при секретаре Титаренко И.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белове
13 марта 2020 года
дело по иску Прокурора г.Белово Кемеровской области в интересах Шевченко ФИО8 к Администрации Беловского городского округа Кемеровской области о признании права, совершении действия в порядке ст.45 ГПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Истец Прокурор г.Белово Кемеровской области в интересах Шевченко ФИО9 обратился в суд с иском к Администрации Беловского городского округа Кемеровской области о признании права, совершении действия в порядке ст.45 ГПК РФ, в котором просит:
Признать право Шевченко ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
проживающего по адресу: Кемеровская область, г.Белово, <адрес>, на меры социальной защиты предусмотренные Законом РФ от
15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в
форме государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в
рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание
государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате
жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской
Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными
услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017г. №1710 путем
предоставления социальной выплаты для приобретения жилого помещения,
право на получение которой удостоверяется государственным жилищным
сертификатом.
Обязать Администрацию Беловского городского округа рассмотреть вопрос
о постановке Шевченко ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на учет в качестве
нуждающегося в жилом помещении по месту жительства по адресу: Кемеровская
область, г.Белово, <адрес>, и включении в список на
выдачу государственного жилищного сертификата.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Шевченко С.Н. о нарушении Администрацией Беловского городского округа жилищных прав участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г., в связи с отказом в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Проведенной проверкой установлено, что 14.05.2019 Шевченко С.Н. обратился в Администрацию Беловского городского округа с заявлением о включении в список граждан, признанных в установленном законом порядке, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета. К заявлению Шевченко С.Н. помимо прочего были приложены: копия паспорта; копия удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987г.; справки БТИ, МАУ «Мои документы» об отсутствии принадлежащих объектов недвижимости; свидетельство о расторжении брака; решение Беловского городского суда от 10.05.2018 о признании утратившим право пользования жилым помещением; свидетельство о регистрации по месту пребывания № 869 по адресу: Кемеровская область, г.Белово, мкр<адрес>
Администрацией Беловского городского округа 17.05.2019 Шевченко С.Н. направлен ответ, из которого следует, что включить в список граждан нуждающихся в жилом помещении, невозможно в связи с временной регистрацией по месту пребывания.
Ответ Администрации Беловского городского округа 17.05.2019 о невозможности включения Шевченко С.Н. в список граждан нуждающихся в жилом помещении не основан на нормах действующего законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст.3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон РФ № 1244-1), гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. Шевченко С.Н. относится к категории граждан указанных в п.3 ч.1 ст.13 Закона №1244-1.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.15 Закона РФ № 1244-1, гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии со ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно ст.3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
На момент обращения Шевченко С.Н. в Администрацию Беловского городского округа у Шевченко С.Н. имелась временная регистрация по месту пребывания по адресу: Кемеровская область, г.Белово, мкр<адрес> на срок с 06.06.2018 по 05.06.2019 года. Регистрации по месту жительства в ином месте, в т.ч. за пределами Кемеровской области Шевченко С.Н., не имеет. Решением Беловского городского суда от 10.05.2018 Шевченко С.Н. признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: Кемеровская область, г.Белово, мкр<адрес> в связи с регистрацией в котором по месту жительства Шевченко С.Н. был исключен администрацией Беловского городского округа из списков граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в мае 2017 года.
При указанных обстоятельствах, Шевченко С.Н., как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, место жительства которого находится на территории Кемеровской области, имеет право на меры социальной поддержки предусмотренные п.1 ч.1 ст.15 Закона РФ № 1244-1, отсутствие же у Шевченко С.Н. регистрации по месту жительства не может служить основанием для отказа в включении в список граждан — участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф».
На территории г.Белово Кемеровской области Шевченко С.Н. назначена пенсия, в настоящее время Шевченко С.Н. является получателем пенсии по старости. Регистрация по месту жительства у Шевченко С.Н. отсутствует, однако это не может свидетельствовать, что местом жительства Шевченко С.Н. не является Кемеровская область, напротив имеются доказательства, свидетельствующие, что Шевченко С.Н. с 2008 года постоянно проживает на территории г.Белово Кемеровской области, по причине отсутствия жилого помещения не имеет возможности зарегистрироваться по месту жительства.
При указанных обстоятельствах, Шевченко С.Н., как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987г., место жительства которого находится на территории г.Белово Кемеровской области, имеет право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и получение социальной выплаты в форме государственного жилищного сертификата, отсутствие же у Шевченко С.Н. регистрации по месту жительства не может служить основанием для отказа в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Признание права Шевченко С.Н., как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987г., на меры социальной поддержки в виде социальной выплаты в форме государственного жилищного сертификата возможно путем признания данного права и возложения на Администрацию Беловского городского округа, обязанности поставить Шевченко С.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту жительства на территории г.Белово, признать Шевченко С.Н. участником ведомственной целевой программы, имеющим право на получение социальной выплаты.
Непризнанием права Шевченко С.Н. на меры социальной поддержки нарушены Конституционные нормы, нормы Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Шевченко С.Н., обратился в прокуратуру города с заявлением о нарушении его социальных и жилищных прав.
При таких обстоятельствах у прокурора имеется право и обязанность обратиться в суд с заявлением в интересах Шевченко ФИО12.
Определением Беловского городского суда Кемеровской области от 15 ноября 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства Кемеровской области (л.д.68-69).
В судебном заседании от 22.01.2020г. представитель истца Вдовин В.М. представил письменное заявление об уточнении исковых требований к Администрации Беловского городского округа, Департаменту строительства Кемеровской области - Кузбасса, согласно которого просил признать местом жительства Шевченко ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р.: Кемеровская область – Кузбасс, г.Белово, микрорайон № <адрес>; признать право Шевченко ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на меры социальной поддержки предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на улучшение жилищных условий по месту жительства: Кемеровская область – Кузбасс, г.Белово, микрорайон № <адрес> (л.д.101-102), дал суду пояснения.
Определением Беловского городского суда Кемеровской области от 22 января 2020 года принято уточненное исковое заявление Прокурора г.Белово Кемеровской области в интересах Шевченко ФИО15 к Администрации Беловского городского округа Кемеровской области, Департаменту строительства Кемеровской области о признании права, совершении действия в порядке ст.45 ГПК РФ, к производству в порядке ст.39 ГПК РФ (л.д.105-106).
В судебном заседании от 13.03.2020г. представитель истца – помощник прокурора г.Белово Кемеровской области Вдовин В.М., истец Шевченко С.Н. поддержали письменное заявление об уточнении исковых требований к Администрации Беловского городского округа, Департаменту строительства Кемеровской области - Кузбасса, просили признать местом жительства Шевченко ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ г.р.: Кемеровская область – Кузбасс, г.Белово, микрорайон № <адрес>; признать право Шевченко ФИО18ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на меры социальной поддержки предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на улучшение жилищных условий по месту жительства: Кемеровская область – Кузбасс, г.Белово, микрорайон № <адрес> кв<адрес> (л.д.101-102), дали суду пояснения.
В судебном заседании от 13.03.2020г. представитель ответчика Администрации Беловского городского округа Кемеровской области по доверенности Агалакова Г.В. (л.д.100) уточненные исковые требования не признала в полном объеме, поддержала позицию, изложенную в ранее поданном письменном пояснении на иск (л.д.43-46), дала суду пояснения.
В судебное заседание от 13.03.2020г. представитель соответчика Департамента строительства Кемеровской области не явился, о рассмотрении дела извещён надлежащим образом, ранее представил письменные пояснения на исковое заявление (л.д.84-86), просил о рассмотрении дела в его отсутствие по письменному ходатайству (л.д.113).
Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Прокурора г.Белово Кемеровской области в интересах Шевченко ФИО19 к Администрации Беловского городского округа Кемеровской области, Департаменту строительства Кемеровской области о признании местом жительства жилое помещение по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, г.Белово, микрорайон № <адрес> и признании права на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на улучшение жилищных условий по месту жительства: Кемеровская область-Кузбасс, г.Белово, микрорайон <адрес>, надлежит отказать исходя из следующего.
В силу положений ст.ст.3,4,12 ГПК РФ выбор способа защиты прав, определение предмета и основания иска принадлежит истцу.
Из положений ч.1 ст. 151 ГПК РФ следует, что истец вправе соединить в одном заявлении несколько исковых требований, связанных между собой, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1).
Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года).
По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС предусмотрены Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Положениями п.3 ст.13 и ст.15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" закреплено право граждан, принимавших в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, и нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.
Согласно п.7 ст.17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантируется обеспечение в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В структуру государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации") входит и основное мероприятие "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", включающее мероприятие по обеспечению жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, является предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1).
Порядок предоставления государственных жилищных сертификатов определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года N 1710.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 вышеназванных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Согласно п.6 названных Правил получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил (далее - граждане - участники ведомственной целевой программы), которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 18 Правил выдача сертификатов осуществляется: в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц ведомственной целевой программы - гражданам, указанным в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Для участия в ведомственной целевой программе граждане, указанные в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 1 с приложением следующих документов:
-документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета;
-выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях);
-копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);
-копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи.
Приказом департамента строительства Кемеровской области от 16.07.2012 N 29 (ред. от 25.01.2019) утвержден административный регламент департамента строительства Кемеровской области по исполнению государственной функции "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Согласно разделу 3 названного административного регламента исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: формирование сводных списков граждан - участников основного мероприятия; организация работы по выдаче сертификатов.
Согласно п. 3.1.1. названного административного регламента юридическим фактом, являющимся основанием для начала исполнения государственной функции, является получение департаментом от органов местного самоуправления списков следующих категорий граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году:
Департамент на основании списков, полученных от органов местного самоуправления по форме согласно приложению N 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 и до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии (далее - сводный список), на планируемый год, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю основного мероприятия (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников основного мероприятия, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники основного мероприятия были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники основного мероприятия, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту (п. 3.1.4 административного регламента).
В соответствии с п.3.1.5 административного регламента департамент в 30-дневный, в пределах предусмотренных ему на планируемый год средств на предоставление социальных выплат формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов).
Сводный список получателей сертификатов формируется на основании утвержденного сводного списка, сформированного в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, списков граждан, указанных в подпунктах "з" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, представленных в департамент в соответствии с пунктом 24 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году.
Расчет социальных выплат для граждан - участников основного мероприятия, включенных в сводный список получателей сертификатов, осуществляется исходя из норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на дату утверждения сводного списка получателей сертификатов.
Таким образом, участник ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС имеет право на однократное жилищное обеспечение путем получения социальной выплаты, но только при условии того, что он является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно ч.2 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Критерии нуждаемости определены в Жилищном Кодексе Российской Федерации.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч.3 ст.52 ЖК РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Как указано выше, по смыслу названного Закона N 5242-1 посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета. Такими данными, исходя из положений ст.2 Закона N 5242-1, признаются, в частности, наличие в собственности жилого помещения, договора найма или аренды жилого помещения и другие.
Абзац 8 статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определяет, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Статья 3 вышеуказанного Закона Российской Федерации обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 место жительства физического лица, по общему правилу, должно совпадать с местом регистрации.
Таким образом, факт постоянного или преимущественного проживания в определенном месте жительства удостоверяется регистрацией по месту жительства, а факт временного проживания по какому-либо иному месту проживания (место пребывания) удостоверяется регистрацией по месту пребывания.
В судебном заседании установлено, что согласно удостоверения серии № от ДД.ММ.ГГГГ.2004г. Шевченко ФИО20 является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году (л.д.14), удостоверение выдано бессрочно и действительно по всей территории РФ. Также истец Шевченко С.Н. является пенсионером по старости (л.д.15).
Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания №№, Шевченко С.Н. был зарегистрирован по месту пребывания на срок с 06.06.2018 по 05.06.2019 по адресу: Кемеровская область, г.Белово, <адрес> (л.д.16).
Администрацией Беловского городского округа Кемеровской области 17.05.2019 года № № Шевченко С.Н. направлен ответ, согласно которого гражданин, признанный в установленном законом порядке, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС имеет право на получение сертификата, если он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе местного самоуправления по месту жительства. Согласно представленным Шевченко С.Н. документам, включение его в список невозможно, так как у него имеется временная регистрация по месту пребывания (л.д.9-10).
Согласно данных копии паспорта (л.д.28-33) Шевченко С.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения зарегистрирован проживающим по адресу: Кемеровская область, г.Белово, <адрес> д.<адрес> – ДД.ММ.ГГГГ.2008 года, снят с регистрационного учёта ДД.ММ.ГГГГ.2011 года, зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.2016 года, снят с регистрационного учёта ДД.ММ.ГГГГ.2018 года.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 10 мая 2018 года по делу № 2-№, вступившего в законную силу 14.06.2018 года (л.д.17-19), при полном признании иска ответчиком, ответчик Шевченко С.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: Кемеровская область, г.Белово, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.2017 года, выселен из указанного жилого помещения.
Как усматривается из уведомления филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области – Кузбассу от 03.10.2019, от 05.11.2019 в ЕГРН отсутствуют сведения о правах Шевченко С.Н., ДД.ММ.ГГГГ.р., на имеющиеся объекты недвижимости (л.д.25,60). Аналогичную информацию предоставил Филиал № 2 БТИ г.Белово (л.д.41,49).
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 19 апреля 2018 года по делу № № отказано в удовлетворении искового заявления Шевченко ФИО21 к Администрации Беловского городского округа Кемеровской области о признании незаконным решения комиссии Администрации Беловского городского округа от 10.05.2017 года об исключении Шевченко ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи 1 человек, как ошибочно включенного в списки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, в связи с отсутствием нуждаемости по месту жительства, признании Шевченко С.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий как гражданин, подвергшийся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и обязании восстановить истца в списке граждан – участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лица», на основании распоряжения Администрации Беловского городского округа №-р от ДД.ММ.ГГГГ, обеспечить продвижение очередности истца с учётом восстановления в списке по состоянию на момент вынесения судом решения (л.д.50-53).
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 10 июля 2018 года решение Беловского городского суда Кемеровской области от 19 апреля 2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Шевченко С.Н. - без удовлетворения.
Таким образом, решение суда от 19.04.2018 года вступило в законную силу 10.07.2018 года.
Названным судебным актом установлено, что на основании заявления от 26.02.2016 года Шевченко С.Н. был поставлен на учёт и включен в список - граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лица» (распоряжение АБГО №-р от 11.03.2016).
В последующем Шевченко С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи 1 человек, исключен из указанного списка, как ошибочно включенный, в связи с отсутствием нуждаемости в жилом помещении.
Таким образом, вступившим в законную силу судебным актом, решение комиссии Администрации Беловского городского округа от 10.05.2017 об исключении Шевченко С.Н. из списка граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с отсутствием нуждаемости по месту жительства, признано правомерным, в признании Шевченко С.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий как гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказано.
Кроме того, названным судебным актом установлено, что Шевченко М.С. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: Кемеровская область г.Белово, <адрес>. Шевченко М.А. также является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: Кемеровская область г.Белово, <адрес>.
Данное обстоятельство также подтверждено в судебном заседании при рассмотрении настоящего дела документально, свидетельскими показаниями Шевченко М.А., Шевченко М.С.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 19 апреля 2018 года по делу № № установлены следующие обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении настоящего спора.
Согласно представленных актов проверки жилищных условий от 19.02.2018 года по адресу: г.Белово, <адрес> установлено следующее: Шевченко М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., собственник 1/2 доли жилого помещения, проживает с 2001 года, прописана с 2001 года, инвалид 2 группы, Шевченко М.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., собственник 1/2 доли жилого помещения, проживает с 2001 года, прописан с 2001 года, инвалид 3 группы, Шевченко С.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., бывший муж, проживает с 2016 года, прописан с 29.01.2016 года. 06.04.2018 года Шевченко М.А. подан в суд иск к Шевченко С.Н. о признании утратившим его право пользования и выселении из жилого помещения по адресу: г.Белово, <адрес> Шевченко С.Н. с 29.01.2016 года по настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: г.Белово, <адрес>
Как указано выше и следует из материалов дела, решением Беловского городского суда Кемеровской области от 10 мая 2018 года по делу № 2-№, вступившего в законную силу 14.06.2018 года (л.д.17-19), при полном признании иска ответчиком, ответчик Шевченко С.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: Кемеровская область, г.Белово, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.2017 года.
При рассмотрении настоящего дела, из показаний в судебном заседании Шевченко С.Н. установлено, что он проживает по адресу: Кемеровская область, г.Белово, <адрес> без регистрации, по устной договоренности с собственниками с 2018 года и по настоящее время за плату, которые не желают признавать местом его жительства данное жилое помещение, регистрировать его в нём.
Из показаний свидетеля Шевченко М.А., допрошенной в судебных заседаниях от 15.11.2019 года, от 13.03.2020 года установлено, что в 2008 году Шевченко С.Н. попросился пожить по указанному адресу, жил периодически, однако, последние три года живёт постоянно, оплачивает за проживание и питание 8000 рублей в месяц, совместно приобретают продукты питания, готовят еду. В 2018 году Шевченко С.Н. по решению суда был снят с регистрационного учёта в указанном жилье, она намерена продать указанную квартиру, не желает признавать квартиру местом жительства Шевченко С.Н., регистрировать его в нём.
В силу положений ч.1 и 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами использования, которые установлены Кодексом.
В силу части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Как указано выше, статья 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Факт постоянного или преимущественного проживания в определенном месте жительства удостоверяется регистрацией по месту жительства. Однако, отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета. Такими данными, исходя из положений ст.2 Закона N 5242-1, признаются, в частности, наличие в собственности жилого помещения, договора найма или аренды жилого помещения и другие. Таких обстоятельств применительно к рассматриваемому спору судом не установлено. Кроме того, Шевченко С.Н. признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: Кемеровская область, г.Белово, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.2017 года.
При указанных выше обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворении исковых требований Прокурора г.Белово Кемеровской области в интересах Шевченко ФИО23 к Администрации Беловского городского округа Кемеровской области, Департаменту строительства Кемеровской области о признании местом жительства Шевченко С.Н. жилое помещение по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, г.Белово, микрорайон № <адрес> во взаимосвязи с требованием о признании права на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на улучшение жилищных условий по месту жительства: Кемеровская область-Кузбасс, г.Белово, микрорайон <адрес>
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Прокурора г.Белово Кемеровской области в интересах Шевченко ФИО24 к Администрации Беловского городского округа Кемеровской области, Департаменту строительства Кемеровской области о признании местом жительства жилое помещение по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, г.Белово, микрорайон <адрес> и признании права на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на улучшение жилищных условий по месту жительства: Кемеровская область-Кузбасс, г.Белово, микрорайон № <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме судом принято 19 марта 2020 года.
Судья Т.С.Гуляева