РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2020 года город Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Понамарева О.В.
при секретаре Нечкиной И.В.
с участием представителя истца - помощника прокурора города Балашова Саратовской области по доверенности Максимова В.В., ответчика Свиридова Н.С., представителя третьего лица МО МВД России «Балашовский» Саратовской области по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации к Свиридову ФИО11 об обращении в доход государства Российской Федерации объекта недвижимости,
установил:
прокурор города Балашова Саратовской области, действующий в интересах Российской Федерации, обратился с иском к Свиридову Н.С. об обращении в доход государства Российской Федерации объекта недвижимости – квартиры площадью 44,9 кв.м. расположенной по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований указано, что ответчик Свиридов Н.С. является участковым уполномоченным полиции МО МВД России «Балашовский» Саратовской области, в результате осуществления контроля за его расходами, установлено, что 10 сентября 2018 года им совершена сделка по приобретению в собственность квартиры по адресу: <адрес>. Стоимость приобретенного имущества составила 850 000 рублей. Сумма подтвержденного совокупного дохода ответчика за период с 2014 года по 2017 год составила 122 768 рублей 13 копеек. Таким образом, сумма сделки превышает доходы ответчика в период с 2015 года по 2017 год.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора города Балашова по доверенности Максимов В.В. требования поддержал.
Ответчик Свиридов Н.С. в удовлетворении исковых требований просил отказать, указал, что в январе 2018 года его бабушка – ФИО7 в присутствии его матери – ФИО8, подарила ему денежные средства в размере 300 000 рублей, письменный договор между ними не заключался. 08 мая 2018 года ответчиком был оформлен кредит на сумму 165 000 рублей, которые он также потратил на приобретение квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу. 150 000 рублей ФИО2 получил в дар от своей матери – ФИО8 (50 000 рублей после окончания института, 100 000 рублей после окончания службы в армии). Остальные 235 000 рублей являются его накоплениями за предыдущие года.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Федеральный закон от 03 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее – Закон N 230-ФЗ) устанавливает контроль над расходами, в том числе, лиц замещающих (занимающих) должности федеральной государственной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п.п. "д" пункта 1 части 1 ст. 2).
Лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Закона N 230-ФЗ обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки (п. 1 ст. 3 Закона N 230-ФЗ).
Достаточная информация о том, что лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 данного Федерального закона, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены указанные сделки (сделка), является основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами такого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ч. 1 ст. 4 Закона N 230-ФЗ).
Если в ходе осуществления контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов лица, в отношении которого осуществляется такой контроль, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, соответствующие материалы в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации (ч. 3 ст. 16 Закона N 230-ФЗ).
При получении указанных материалов Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы (статья 17 Закона N 230-ФЗ).
Согласно положениям подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации по решению суда допускается обращение в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.
По смыслу приведенной нормы подлежит обращению по решению суда в доход Российской Федерации только то имущество, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.
В судебном заседании установлено, что приказом начальника МО МВД России «Балашовский» Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с Свиридов Н.С. назначен стажером по должности полицейского (водителя) 2 взвода (мобильного) отдельной роты патрульно-постовой службы полиции МО МВД России «Балашовский» Саратовской области с испытательным сроком 3 месяца.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с сержант Свиридов Н.С., прошедший испытательный срок, назначен на должность полицейского (водителя) 2 взвода (мобильного) отдельной роты патрульно-постовой службы полиции МО МВД России «Балашовский» Саратовской области по контракту сроком на 4 года.
С ДД.ММ.ГГГГ Свиридов Н.С. замещает должность участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МО МВД России «Балашовский» Саратовской области (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9 (продавцом) и Свиридовым Н.С. (покупателем) заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, по условиям которого покупатель приобрел указанную квартиру по цене 850 000 рублей. Согласно расписке, содержащейся в договоре ФИО9 получила деньги в сумме 850 000 рублей полностью в момент подписания договора.
В 2019 году Свиридовым Н.С. в отдел по работе с личным составом МО МВД России «Балашовский» Саратовской области представлена на себя справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В данной справке содержатся сведения о совершении вышеуказанной сделки. В качестве источника получения средств, за счет которых приобретено имущество, указаны накопления за предыдущие годы.
Согласно сведениям о доходах ответчика за 2015 - 2017 гг. доход ответчика по месту работы составил 146 759 рублей 13 копеек, в связи с чем, начальником МО МВД России «Балашовский» Саратовской области на основании представления прокурора г. Балашова Саратовской области принято решение о проведении в отношении ответчика проверки достоверности и полноты представленных им сведений.
По результатам проверки 29 июля 2019 года составлен доклад, согласно выводам которого расходы ответчика на приобретение указанной квартиры не соответствуют его доходам, в первом разделе справки о доходах за 2018 год не указана денежная сумма подаренная бабушкой Свиридова Н.С. – ФИО7 в размере 300 000 рублей.
В ходе проверки установлено, что источниками получения средств, за счет которых приобретено имущество, явились: его доход по месту службы – 146 759 рублей 13 копеек, кредит в размере 165 000 рублей и денежные средства, полученные в дар от бабушки в сумме 300 000 рублей. Не представлено доказательств законного источника происхождения средств на сумму 238 241 рублей 19 копеек.
Вместе с тем, на момент совершения сделки по приобретению указанного недвижимого имущества Свиридов Н.С. замещал должность полицейского (водителя) 2 взвода (мобильного) отдельной роты патрульно-постовой службы полиции МО МВД России «Балашовский» Саратовской области с испытательным сроком 3 месяца.
Согласно Приказу МВД России от 16.12.2016 N 848 «О Перечне должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» должности всех наименований подразделений патрульно-постовой службы полиции включены в перечень должностей при замещении которых сотрудники органов внутренних дел обязаны представлять сведения о своих доходах.
Приказом МВД России от 11.12.2019 N 925 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам противодействия коррупции» внесены изменения в указанный Перечень, согласно которым обязанность по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложена на лиц, замещающих среднего и старшего начальствующего состава всех наименований подразделений патрульно-постовой службы полиции.
Таким образом, с 07 февраля 2020 года лица младшего начальствующего состава, к которым относится сержант полиции, не обязаны представлять таких сведений.
Согласно правовой позиции изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2006 года N 4-П, от 14 июля 2015 года N 20-П и от 17 января 2018 года N 3-П Конституция Российской Федерации в статье 54 предписывает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Данные правила, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и обязательны как для законодателя, так и для правоприменительных органов, в том числе судов. Принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания (постановления от 20 апреля 2006 года N 4-П, от 14 июля 2015 года N 20-П и от 17 января 2018 года N 3-П).
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации применимы и к такой мере государственного принуждения, как предусмотренное статьей 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" обращение в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы. Эта мера имеет специальную цель - борьбу с деяниями коррупционной направленности, совершаемыми лицами, подлежащими контролю согласно данному Федеральному закону, и этим ограничены пределы ее применения.
Следовательно, при наличии коррупционной составляющей на основании Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в доход Российской Федерации может быть обращено только имущество, приобретенное в период замещения лицом должности, предполагающей контроль за соответствием расходов этого лица его доходам.
Исходя из изложенного, в случае приобретения имущества лицом, на которое в настоящее время не возложена обязанность по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, к нему не может быть применена такая мера государственного принуждения, как обращение в доход государства приобретенного им имущества.
Иное означало бы лишение граждан гарантий, установленных соответствующими нормативными актами.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
в удовлетворении исковых требований прокурора города Балашова, действующего в интересах Российской Федерации к Свиридову ФИО12 об обращении в доход государства Российской Федерации объекта недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Балашовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (02 июня 2020 года).
Председательствующий О.В. Понамарев